Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 25 апреля 21:01

Кисловодск — Россия Октябрь 2020

Вчера мы поднимались на гору в Курортном парке, сегодня отправляемся смотреть Медовые водопады.
Местная легенда гласит, что когда-то в скалах, с которых падает вода, жили дикие пчелы. Причем их было так много, что вода имела сладковатый привкус. Правда это или нет — сказать сложно, поскольку пчелы на водопадах уже не живут.
Зато молодожены останавливаются в построенном неподалеку туристическом комплексе.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Медовые водопады — раскрученное туристическое место Кисловодска. Хотя оно расположено не только за пределами города, но даже в другом регионе — в Карачаево-Черкессии.

Многие турфирмы в Кисловодске предлагают комплексную экскурсию на день: гора Кольцо, Медовые водопады с посещением расположенного рядом музея Карачаевское подворье и ресторан Замок Коварства и Любви (как тут без легенды о влюбленном юноше и коварной девушке!).

Замок Коварства и Любви нас не интересовал совершенно, хотя до него легко добраться на маршрутке из Кисловодска.
Медовые водопады посмотреть хотелось, тем более, что читали про тропу, ведущую к ним от Замка Коварства и Любви. Гора Кольцо стоит особняком, поэтому ей решили пожертвовать.

Итак, знакомиться с Медовыми водопадами решили самостоятельно.
Расстояние от Замка Коварства и Любви до Медовых водопадов по тропе около 7 км, плюс еще 2 до остановки маршрутки в поселке Зеленогорский. Итого 9 км получается в одну сторону. А в оба конца уже 18 км…
Есть еще тропа от Медовых водопадов до села Элькуш (чтобы 2 раза по одной тропе не ходить), но это еще дальше — 13 км. То есть всего 22 км получится…
Поэтому решили поступить так: доехать на Яндекс-такси до туристического комплекса «Медовые водопады» (это обошлось примерно в 500 рублей), погулять по водопадам, потом пешком дойти по тропе до остановки в поселке Зеленогорский и на маршрутке вернуться в Кисловодск. Так и время, и силы сэкономим.

Утром вызвали такси — машина приехала за 5 минут.
Таксист на территорию комплекса заезжать не стал, а высадил нас у развала с сувенирами перед шлагбаумом — да, вход на территорию платный.
Потом последовало предложение подождать нас 1 час, а потом отвезти назад. Мы отказались, сославшись на то, что хотим дойти пешком. На что торговец и таксист стали нас отговаривать от пешей прогулки, пугая тем, что тропа грязная, и что мы по ней вернуться не сможем. Но нам же возжа под хвост попала — хотим погулять по ущелью. К тому же, с чего бы тропе грязной быть — погода сухая стоит. Поблагодарили за заботу и распрощались.

За спиной осталась гора, именуемая Указатель — она действительно на водопады указывает.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Сначала пошли по туристическому комплексу гулять: водопады от нас никуда не денутся, да и солнце повыше взойдет — в ущелье посветлее будет.

Вот такая чудо-коза с 4 рогами в «зоопарке» живет.

Козел тоже хорош.

Остальная живность тоже милая.

В кафе заходить не стали — мы только недавно позавтракали, а на обед у нас с собой осетинский пирог и чай в термосах.

И все-таки основная наша цель — водопады.

Сверху видно только самый большой водопад.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Чтобы посмотреть остальные, надо спуститься вниз по лестнице.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Водопадов несколько. Фотографии вставлять в рассказ не стала, поскольку они есть в прикрепленном альбоме.

Если дойти до конца и подняться по лестнице наверх, то можно дойти до тарзанки. Пролететь над ущельем было весьма заманчиво, но атракцион был еще закрыт — слишком рано мы приехали.

На выходе из комплекса спросили, как пройти к еще одним водопадам отмеченным на карте. Нам ответили, что подойти у нас вряд ли получится, поскольку там распологается кошара, которую охраняют здоровые алабаи. Ну и ладно, пора отправляться в обратный пеший путь.

А над головой кружились орлы.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Мы точно не уверены, что это орлы, а не стервятники. Но мы оптимистки, и хотели верить, что все-таки орлы, и по тропе мы благополучно доберемся до остановки машрутки.

Тропа хорошо натоптанная и одна, поэтому навигатор отправился отдыхать.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Топа сначала довольно сильно поднялась наверх — пришлось немного утеплиться. И тут мы поймали себя на мысли, что мы идем вниз по течению Аликоновки. То есть спускаемся. Нет, конечно то спускаемся, то поднимаемся, но в глобальном смысле мы все-таки идем вниз.

Вскоре нам попались первые люди, которые двигались нам навстречу — это были бегуны. Причем чистые — значит слухи о грязи на тропе несколько преувеличены.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Через какое-то время нам встретилась семья с двумя детьми — дети выглядели изрядно измученными, но родители выглядели бодро. В первый раз встречные поинтересовались, далеко ли до водопадов.

Чем дальше мы отходили от водопадов, тем чаще нам попадались люди навстречу, и тем чаще он спрашивали, много ли им осталось идти. И еще интересовались, как от водопадов доехать до Кисловодска. Вот последнее нас удивило больше всего — о том, как вернуться надо думать до выхода на маршрут!

В попутном направлении нам никто не попался! Ну разве что саранча со стрекотом из-под ног улетала.

Увидели интересную травку, состоящую из мягких зеленых шариков.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Тропа в конце концов все-таки спустилась поближе к речке.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Но единственное место, которое с натяжкой можно назвать грязным мы обошли сбоку от тропы по траве.

Замок Коварства и Любви мы миновали по дороге, не заходя на територию.

Единственное неприятное впечатление от этой прогулки — привязанные к столбу орлы. Но это уже возле Замка Коварства и Любви.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Незавидная у них доля — быть декорацией для фото. А как красиво их сородичи парят над ущельем.

А от самой прогулки впечатления самые приятные остались:

• красивая природа, свежий воздух и ощущение свободы. Особенно остро чувствуется после режима самоизоляции
  • тропа хорошо нахоженная - не потеряешься
  • для прохождения маршрут легкий - просто прогулка в комфортном темпе

До остановки дошли по асфальтовой дороге. По дороге встретили пасущихся индюшек.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Пункт назначения — камень указатель.

Остановка маршрутки находится в нескольких метрах впереди.

Маршрутки ходят примерно раз в полчаса, проезд — 42 руб. Мы ждали минут 15.

Вышли в центре Кисловодска и решили «подтянуть» культурную составляющую нашего отдыха — она у нас как-то в загоне оказалась.
Вот перед нами дача Шаляпина, где расположен его музей.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

Подходим к калитке во двор, где уже стоят люди. И тут нам объявляют, что музей не работает, потому что у них идет концерт, приходите завтра и закрывают дверь перед носом. Мы все в легком шоке. Почесали репу, вернулись на несколько десятков метров назад, купили пятигорского мороженого, чтобы подсластить жизнь. Из-за забора музея слышен голос конферансье. А кто нам может помешать послушать концерт из-за забора? Встали напротив сцены, едим мороженое, слушаем романсы и рассказы о Шаляпине. На скамейках напротив сцены места есть… Мы бы вполне могли купить билеты и тихонько зайти и сесть, никому не мешая. А потом еще и музей посмотреть.

К слову сказать, не срослось у нас и с музеем Ярошенко — пришли туда в 17:30, а он до 18:00 всего работает…

Только немного по территории старой крепости прошлись.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

А в последний день времени сходить не хватило. Колебались между музеем и Березовским ущельем — ущелье победило.

В музей Шаляпина не попали, зато концерт послушали, а потом увидели Каскадную лестницу в лучах заходящего солнца.

Отпуск в районе Кавказских Минеральных Вод. Кисловодск. Медовые водопады

По Каскадной лестнице надо обязательно пройти, потому что на разных участках она раскрывается по-своему. Например, ни сверху, ни снизу не видно водного каскада.

А вокруг много красивых домиков.

Этому не повезло.

А это памятник Семашко, много сделавшего для становления Кисловодска как советского курорта, на территоии названного в его честь санатория.