Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте

Нижний Новгород — Россия Сентябрь 2020

В Нижний Новгород я собиралась давно. В начале марта, когда вся эта история с вирусом еще казалась чем-то несерьезным, даже купила билеты на самолет и заказала на четыре дня гостиницу. Ко мне присоединилась Ирина Дементьева, планы были радужные. Чем все кончилось, вы уже догадываетесь!

К концу лета мы немного расслабились, и снова потянуло в дальние страны, тем более чуть ли не ежедневно авиакомпании забрасывают соблазнительными предложениями. Как я могла отказаться от перелета в Москву «Победой» за 1999 рублей? Тем более, это позволяло съездить не только в Нижний Новгород, но и в Орел, куда мне нужно было по делам. Так в начале сентября я, наконец, оказалась в Нижнем Новгороде. Гостиница была заказана на улице Рождественской, по ней сегодня и погуляем.

Ивановская башня кремля и Ивановсий съезд

Кто бывал в Нижнем Новгороде, знает, что его историческая часть непроста для пешего перемещения: город основан на семи холмах на правых берегах Волги и Оки в месте их слияния. Эти семь холмов называются Дятловыми горами. Поэтому гуляя по городу, приходится спускаться и подниматься по лестницам, подниматься вверх на горы или спускаться вниз по разным съездам и оврагам. Общественный транспорт также движется в основном между холмами, в 2Гис это четко видно.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Выбирая отель, стоит ознакомиться с транспортной схемой. Я выбрала этот отель потому, что рядом с ним остановки транспорта в нескольких направлениях. Утром могла уехать в нужное место, а вернуться домой уже пешком, спускаясь с горы. Например, выйдя из Кремля по Ивановскому съезду и спустившись с горки, попадаешь на Рождественскую улицу. Я на нее попадала только вечером, поэтому сегодня синего неба вы не увидите.

Начинается Рождественская вот этими яркими домами. Это лабазы Ф. Н. Гущина, построенные в 1869 году и позже перестроенные в конце XIX века. Эти каменные лабазы были построены для укрепления сползающих склонов холма по проекту известного нижегородского архитектора Н. И. Ужумедского-Грицевича. В исходном варианте они выглядели немного иначе: вокруг были крытые галереи на чугунных столбах, лестницы на второй этаж. Внизу лабазов — подвалы, а наверху — жилые комнаты. Это было востребовано, так как рядом находился рынок — балчуг.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Далее — Площадь Народного единства, вокруг которой много интересного. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Торгу — один из самых старых в Нижнем Новгороде. Каменный храм был построен купцом Гавриилом Дранишниковым, освящен в 1683 году, а до этого здесь стоял деревянный храм Иоанна Предтечи. С паперти этого храма в 1611 году нижегородец Козьма Минин обращался к жителям города с воззванием, что стало началом создания нижегородского ополчения для борьбы с поляками. Вот такие храмы типа «корабль», когда все части церкви выстроены в одну линию, распространены в Нижнем Новгороде.

В 1937 году церковь закрыли, в здании разместили спортивную школу мотоциклистов ДОСААФ. Храм вернули епархии в 1990-годы, после восстановления вновь освятили в 2005 году.

Слева от входа - Царская часовня, построенная в 1881-1882 годах в память мученической смерти императора Александра II.

В 1855 году у храма построили часовню Александра Невского.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Если бы не знала заранее, увидев здесь памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, очень бы удивилась. Эту копию памятника, установленного в Москве, поставили на площади Народного единства в 2005 году, устранив историческую несправедливость. Ведь памятник в честь Минина и Пожарского работы Ивана Мартоса, открытый на Красной площади в 1818 году, сначала хотели установить в Нижнем Новгороде. Копию выполнила мастерская Зураба Церетели.

Красивое здание на площади было построено в 1880-х годах богатым купцом и известным благотворителем Н. А. Бугровым в память умершего отца для ночлежки, приюта на ночь «бывших людей», как их тогда называли. Этот дом стал прототипом для ночлежки из пьесы Максима Горького «На дне», хотя, пишут, что в реальности здесь все было не так страшно, как он описывал. Бугров был старообрядцем, порядки во время нахождения в приюте установил строгие.

Приют содержался на средства, получаемые от сдачи в наем помещений специально выстроенного Бугровым для этой цели доходного дома. Ночлежку после революции ликвидировали, в доме были коммунальные квартиры, а позже различные организации. Сейчас это частное владение.

Слева от здания видны конструкции фуникулера, поднимавшего до 1926 года на гору в Кремль публику, или, как его называли, — Кремлевского элеватора.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Еще одно интересное здание в столь любимом купцами в XIX веке стиле эклектики. Но просматриваются элементы модерна, — обратите внимание на деталь в центре. Это доходный дом, построенный в начале XX века купцом А.Извольским. Здесь на первом этаже были магазины, на втором — рестораны, а на третьем — гостиничные номера. После революции дом использовался как склад, а в 1953 году сюда переехал Горьковский дом моделей.

Вот эту «красоту» рядом пристроили, как я поняла, в начале 1970-х, до конца XX века оба здания занимал Дом моделей. Ну, а сейчас это тоже своего рода доходные дома — бизнес-центр «Муравей» и деловой центр «Рождественский».

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Посмотрите, какой замечательный вид, когда в кадр не попадает это стеклобетонное уродство! Справа спускаются машины по Зеленскому съезду, который проходит по дну рва, окружавшего Нижегородский кремль в XV веке. По нему движется общественный транспорт, связывающий Нижне-Волжскую набережную и площадь Минина и Пожарского.

В самом начале Зеленского съезда стоит церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм, хотя выглядит старым, фактически новодел, но сооружен по классическим канонам русской православной церкви по проекту архитектора Евгения Пестова и освящен в 2012 году. Церковь на этом месте была построена еще в 1687 году в память Нижегородского ополчения Минина и Пожарского. В 1860-х храм был перестроен, а в 1935 году — взорван.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Здания Торгово-складского корпуса Н. Е. Макаровского, стоящие рядом, построены в 1857 году. Кстати, на некоторых зданиях можно увидеть таблички с кодами и надписью — «Говорящий дом». Если установить на телефон программу izi.travel и скачать бесплатный тур «Говорящий дом», получите собственный аудиогид по Рождественской стороне, если есть время слушать все, что там вам рассказывают.

На противоположной стороне съезда — тот самый доходный дом купца Бугрова, на доходы от которого содержался «Ночлежный дом Бугрова».

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

А теперь отправимся по Рождественской. Эта улица — настоящий заповедник архитектуры, здесь большая часть зданий включена в списки культурного наследия, у многих интересная история. Вот, например, «Доходный дом городского общества» в стиле модерн с маскаронами на фасаде. В 1819 году купец Ф. П. Переплетчиков построил здесь двухэтажный дом и два трехэтажных флигеля. После его смерти здания перешли по завещанию городу «в пользу бедных».

Городские власти сдавали здания под постоялый двор, а на доходы содержалась богадельня. В конце XIX века дома начали перестраивать, флигеля объединили с главным домом. Вот тогда и появились маскароны на фасаде.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Еще в XVII веке Нижний Новгород стал главным соляным складом страны, крупнейшей перевалочной базой и поставщиком соли. После указа Петра I о государственной монополии на продажу соли в Нижнем Новгороде создали главную соляную контору, а отсюда уже соль развозили по всей стране.

В середине XVIII века здание соляной конторы было самым большим сооружением города. Его не раз перестраивали, а когда соляная контора переехала, в нем разместили гостиницу и ресторан. После войны дом отдали под жилье семьям фронтовиков.

У бывшей соляной конторы стоит памятник «Соляная афера» — огромные калоши с надписями «честь» и «совесть» и мешок соли. Это напоминание о громком скандале, которым прославился город в XIX веке. Раньше рядом была информационная доска и декоративный заборчик, где подробно обо всем было написано, теперь отсутствует.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Под № 12 — доходный дом, построенный в конце XVIII века купцами Чуриным и Зверевым по типовому образцовому проекту. В 1885 году дом перешел купцу И. В. Гребенщикову, в то время на фасаде и появился декор в стиле эклектики. После революции, как и при Гребенщиковых, на первом этаже были магазины, а на втором — квартиры, правда уже коммунальные.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Проезжая часть у Рождественской довольно узкая, еще и заставленная машинами в течение всего дня. Избежать машин в кадре очень сложно. Посередине проходит трамвайная линия, судя по тому, что на ней стоят машины, трамваи не ходят. Как я поняла, маршрут № 11 по Рождественской работает только в летний сезон и в новогодние каникулы, когда обычно в городе много туристов.

Одно из самых пышных по оформлению фасада зданий на Рождественской — усадьба Зайцевых первой половины XIX века.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Рядом стоят три великолепных здания из списка культурного наследия федерального значения.

Здание банка было построено в 1913–1916 годах для купца первой гильдии, почетного гражданина Нижнего Новгорода Михаила Григорьевича Рукавишникова. Проект выполнил известный московский архитектор Ф. О. Шехтель. Фасад в стиле неоготики украшен фигурами рабочего и крестьянки, выполненными по эскизам тогда еще молодого скульптора Сергея Конёнкова.

Рядом — Дом И. С. Пятова, построенный в период классицизма в 1819 году по проекту знаменитого архитектора А. А. Бетанкура, дружившего с Пятовым. Над колоннами фриз украшают тройные венки славы — символ победы России над Наполеоном. На первом этаже были магазины, второй сдавался под жилье. После смерти купца наследники дом продали, в 1896 году уже новые владельцы к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки надстроили над зданием фигурный аттик в стиле эклектики, с вазонами и куполами.

Сейчас второй этаж сдается в аренду, а на первом разместился ресторан «Пяткинъ».

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

С горки к Волге ведут переулки, вот такие, как Вахитовский. На машине далеко не уедешь, а по лестницам походить придется.

Может вечером там и безопасно, но как-то шла в темноте с Федоровской набережной в гостиницу по Почтовому съезду, не очень приятно, когда город малознаком.

Переулок Вахитова

Третье здание из списка национального достояния — Дом Н. А. Бугрова или Здание Волжско-Камского банка. Оно построено в 1894–1898 годы для уже известного вам купца Н.А Бугрова по проекту архитектора В. П. Цейдлера, поэтому угловую башенку-эркер украшает буква «Б» — вензель владельца.

Дом был доходным, на первом этаже размещались магазины, а второй занимал Волжско-Камский банк. Долгие годы в здании были различные банки, в войну — госпиталь, а с 1957 до 1999 года здание занимал Горьковский театр комедии. В 2001 году дом был отреставрирован с возвращением исторического облика.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Еще мне здесь встеретился боевой одноглазый кот.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Дом И. И. Киризеева — скромный двухэтажный домик, построенный в 1829 году по проекту академика архитектуры Императорской Академии художеств И. Е. Ефимова. Именно такие были характерны для Нижнего Новгорода того периода. И. И. Киризеев был крупным строительным подрядчиком и в 1820-х годах под надзором И. Е. Ефимова ремонтировал башни и стены Нижегородского кремля.

На здании висит табличка: «Дом, где в 1843—1844 гг. жил инженер, создатель первого водопровода в Нижнем Новгороде Дельвиг Андрей Иванович». Первый фонтан в городе начал работать благодаря именно ему.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Площадь Маркина на реставрации, закрыта со всех сторон, поэтому Памятник героям Волжской военной флотилии я не увидела. Открыт был только Памятник первой водоразборной колонке Нижнего Новгорода, установленной в XIX веке в Сормово.

На площадь Маркина выходит фасад большого четырехэтажного здания из красного кирпича. Это Блиновский пассаж, построенный во псевдорусском стиле в 1876–1878 годах по проекту академика архитектуры А. К. Бруни. Навание он получил по фамилии владельцев — именитых нижегородских купцов братьев Блиновых. Здесь в одном месте было собрано все необходимое для гостей и жителей города: магазины, гостиница, ресторан, телеграф и склады. После революции изменилось немногое, только верхние этажи заняли под коммунальные квартиры.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Сентябрь этого года не позволяет полностью оценить, что такое современная улица Рождественская. Понимаешь, что в сезон здесь много туристов, шумно и весело. Разнообразные рестораны, кафе, разного рода пабы и бары здесь практически в каждом доме. Они работают и сейчас, но публики немного, туристов единицы. Вечером довольно тихо и спокойно.

Доходный дом Блиновых (1853-1898 гг.)

Прочитала в Энциклопедии Нижнего Новгорода, которая, как пишут, «представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев», что Рождественская вместе с прилегающей площадью Маркина — район «красных фонарей» и злачных мест. Подтвердить справедливость этого не могу, так как, находившись, в гостиницу приходила рано и вопросом не интересовалась в принципе. Но стрип-клуб на площади Маркина видела. Вот он, обрамленный красным, вход в клуб Hustler. Вопрос не изучен, придется поверить местным на слово.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Дом И. Шувалова — А. К. Гейнце в классическом стиле построен в 1836–1837 годах по проекту русского архитектора, академика архитектуры Императорской академии художеств И. Е. Ефимова для купца И.Шувалова. Сначала дом был двухэтажным, третий этаж и башенка появились в конце XIX века, когда дом перешел в собственность семейству Гейнце. А. К. Гейнце был аптекарем и входил в окружение писателя А. М. Горького.

Жилых зданий на улице немного, в основном дома занимают какие-то мелкие организации, небольшие магазинчики, турфирмы. Живущим здесь постоянно не позавидуешь: здесь не так просто купить продукты. Магазин один — небольшой супермаркет Spar, т. е. никакого выбора. Есть еще маленький магазинчик «Продукты», но он из той серии, куда пойдешь, если уж совсем пойти некуда. Все остальные «Магниты» и «Пятерочки» наверху на горке, это не для пенсионеров.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Есть на Рождественской пара городских скульптур. Вот — «Пирожник», его в 2013 году подарили городу хлебозаводчики Тюрины.

Стоит «Пирожник» у Дома А. Б. Смирнова, построенного в 1823 году в стиле русского классицизма. Это был типовой проект, разработанный архитектором И. Е. Ефимовым для Нижнего Новгорода. Смирновы использовали здание как гостиницу.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

А это скульптура «Художник», изображающая художника К. Е. Маковского, который в 1893 году работал в Нижнем Новгороде над этюдами к своей картине «Воззвание Минина».

Далее идет усадьба А. И. Костромина — А. Шушляева, построенная в 1855–1857 годах и состоящая из главного трехэтажного дома и двухэтажного флигеля. Главный дом украшает крыльцо и чугунный балкон художественного литья.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Самое заметное на Рождественской, конечно, яркое здание церкви Собора Пресвятой Богородицы, но чаще ее называют Рождественской или «Строгановской», так как построена она в 1696–1719 годах на деньги богатейшего купца Григория Дмитриевича Строганова.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Двухэтажный каменный дом был построен в 1822 году справа от Рождественской церкви по проекту архитектора И. Е. Ефимова для купца Василия Харчева. В 1840 году дом купил купец первой гильдии Дмитрий Климов. Он заказал проект перестройки дома архитектору Г. И. Кизеветтеру, вот тогда в центре здания появился мезонин.

Глядя на красивое здание, ни за что не узнаешь в нем промышленное сооружение, а это Корпус Товарищества машиностроительного производства «Добров и Набгольц», построенный в 1885–1886 годах по проекту архитектора Н. Д. Григорьева. Товарищество выкупило в 1873 году на Рождественской улице механическую фабрику англичанина Г. Гаррета. В 1885 году эта фабрика сгорела, архитектору Григорьеву Добров и Набгольц заказали проект нового корпуса. Здание стояло рядом с усадьбами Строгановых и Голицыных, поэтому для сохранения исторического вида улицы фасаду цеха придали вид длинного жилого дома. Сейчас это обычное офисное здание с рестораном на первом этаже.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Усадьба Строгановых — архитектурный ансамбль в стиле русский ампир из главного дома, двух флигелей и каменной ограды. Построена усадьба в 1824–1829 годах по проекту известного архитектора П. С. Садовникова, до 1830 года — крепостного Голицыных. Заказала усадьбу графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная Голицына, женщина очень интересной судьбы.

Строгановы в усадьбе почти не проживали, она предназначалась для размещения конторы и служащих. Строгановы занимались в Нижнем Новгороде предпринимательской деятельностью в период ярмарок.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Жила я в небольшой гостинице «Мегаполис», которая стоит между флигелями усадеб Голицыных и Строгановых. К набережной и автобусной остановке выходила через арку усадьбы Строгановых. Судя по бабушкам, сидящим на лавочке, флигель, что справа от гостиницы, сейчас жилой.

У стоящей рядом Усадьбы Голицыных можно сфотографировать только флигели, главный дом стоит в глубине за деревьями. Усадьба в стиле русский ампир построена в 1837–1839 годах по заказу князя Сергея Михайловича Голицына, она в списке культурного наследия федерального значения. Автором исходного проекта был знаменитый архитектор Доменико Жилярди.

Напротив гостиницы было длинное здание, поделенное на две части различной окраской фасада. Это доходный дом городского головы В. А. Соболева, построенный во второй половине XIX века. В. А. Соболев разбогател на торговле вином, был городским головой с 1880 по 1890 год, трижды избирался на эту должность. После революции в здании было начальное училище, затем школа, а во времена раздельного обучения — женская семилетняя школа.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Далее дом, построенный в начале 1860-х годов и принадлежавший также человеку с фамилией Соболев. Но он сам не жил в Нижнем Новгороде. Это доходный дом И. Н. Соболева, богатого купца то ли из Рыбинска, то ли из Казани. Кроме недвижимости в этих городах, у него были баржи и пароходы. На первом этаже дома были торговые лавки, на втором — ресторан и гостиница на третьем. Сейчас это жилой дом, а на первом этаже клуб «Мате» и при нем магазин чая и кофе.

Заканчивается улица по нечетной стороне доходным домом В. К. Мичурина, построенным в 1848–1849 годах. Купец первой гильдии Мичурин построил этот дом для своей жены, доходы от сдачи его внаём поступали в ее распоряжение. Сейчас здесь кожно-венерологический диспансер. Мозаичное панно «Связь времен — прошлое и настоящее нижегородцев» выполнено к 70-летию Великой Октябрьской революции.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

На противоположной стороне улица заканчивается Доходным домом Абамелек-Лазаревых (1844—1845 гг.) Как пишут в табличке на стене, дом принадлежал семье крупных уральских горнозаводчиков князей Абамелек-Лазаревых. Здесь была контора по продаже железа и останавливались приказчики их торговых караванов.

Последний владелец С. С. Абамелек-Лазарев был женат на М. П. Демидовой, княжне Сан-Донато, это было одно из богатейших семейств России. Помимо недвижимости в Москве, Санкт-Петербурге, Риме, на Урале, у них была богатая коллекция картин, фарфора, оружия и монет. В 1917 году фамильные ценности перевезли в Нижний Новгород и спрятали в скрытых помещениях этого доходного дома. В 1918 году их обнаружили чекисты, пишут, что совершенно случайно. Сейчас эти ценности экспонируются в художественном и историческом музеях Нижнего Новгорода.

На три дня в Нижний Новгород _ Рождественская

Увидев улицу Рождественскую и прочитав ее историю, понимаешь, почему в XIX веке она была главной торговой улицей города, а затем его банковско-коммерческим центром. Несмотря на то, что свое особое «экономическое» значение для города в наши дни улица потеряла, ее значение как памятника истории и архитектуры остается неизменным. Не зря 21 сентября город празднует День улицы Рождественской.