Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 16:13

Что можно увидеть в Городце во время обычной экскурсии

Городец — Россия Сентябрь 2020

Отправляясь в Нижний Новгород, я планировала в один из дней съездить куда-нибудь за пределы города. Рассматривала Арзамас, Городец и Гороховец. Не очень нравилась по разным причинам логистика на общественном транспорте, поэтому решила посмотреть, какие предлагают экскурсии. Предлагалось не так много, а в будние дни выбор был вообще невелик: Дивеево и Городец. Решила ехать в Городец. В лучшие времена туда можно добраться на прогулочном теплоходе, но сейчас даже в Нижнем Новгороде речных прогулок не было. Заказать экскурсию можно на сайте турфирмы, а оплату, если есть льготы, советую выбрать на месте наличными. При онлайн оплате льготы не предусмотрены.

Если предыдущие дни были теплыми и даже солнечными, то ночью накануне экскурсии случился ливень, утро было серым, моросил жиденький дождик. Начало не радовало, но выбора не было. Обрадовало количество людей — всего 11 человек и микроавтобус, а не 50, как могло быть в обычных обстоятельствах. От Нижнего Новгорода до Городца чуть более 50 километров, пока ехали дождик закончился, но на синее небо в течение дня надежд никаких!

Городец — город древний, возник во второй половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от волжских булгар. Точная дата основания города неизвестна, мнения расходятся. Одни считают, что город основал в 1152 году Юрий Долгорукий, другие, что город был основан в 1171 году при Андрее Боголюбском. Судя по надписи на щитах, в самом Городце придерживаются первой даты.

В начале экскурсии завезли к Городецкому валу — земляному валу, сохранившемуся от городских укреплений древнего города XII–XIV веков. Немного прошлись по валу, больше поразили выросшие там необычные сосны.

Следующая остановка была у Феодоровского мужского монастыря. Считают, что монастырь был основан, как и город, в 1152 году Юрием Долгоруким, но это тоже ничем не подтвержденная легенда. Более реальная дата — начало XIII века. У монастыря сложная история, его дважды уничтожали во время нашествия татаро-монголов, он горел, но всегда отстраивался вновь. Его упраздняли, вновь открывали… Окончательно закрыли в 1927 году, в монастырских зданиях размещались школа, колония, больница. Большинство зданий за последующие году уничтожили, сохранились только те, в которых были кельи.

Возрождение Феодоровского монастыря началось уже в XXI веке. В 2009 году на деньги УГМК (Уральской горно-металлургический компании) вновь построили церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Существовавшую на этом месте церковь 1765 года снесли вскоре после закрытия монастыря. В монастыре красивый фаянсовый иконостас, думаю уральского завода в Сысерти, раз уж восстанавливают на деньги уральской компании, и иконы писали сестры Тихвинского монастыря в Екатеринбурге.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

С Феодоровским монастырем связаны судьбы нескольких известных личностей. Среди них Александр Невский, который остановился в монастыре, больным возвращаясь из Золотой Орды. Здесь он принял схиму под именем Алексия и вскоре скончался в ноябре 1263 года.

В 2013 году на территории монастыря установили памятник схимнику Алексию (Александру Невскому) скульптора П.Добаева.

В сквере рядом с монастырем установлен поклонный крест в память Александра Невского.

В сквере создан мемориальный комплекс, посвященный участникам Великой Отечественной войны. Здесь на гранитных страницах «Книги памяти» высечены фамилии городчан, погибших в годы войны.

Недавно в сквере установили памятник Матрене Вольской. К сожалению, я не слышала об этой удивительной женщине, прочитала сейчас. То, что совершила Вольская, действительно подвиг! Она работала учительницей в школе на Смоленщине, когда началась война, была в партизанском отряде, участвовала в боевых операциях. В 1942 году были получены сведения, что немцы собираются угнать в Германию всех местных детей. Было принято решение организовать операцию по спасению и эвакуации детей, ответственной за перевод детей через линию фронта назначили Матрену Вольскую, которая сама тогда ждала ребенка.

Читать об этой операции «Дети» страшно. В опасный путь отправлялись 1500 детей, по пути к колонне присоединялись дети из разграбленных и сожженных немцами деревень. Не было еды, воды, одежды, колонну обстреливали самолеты… За десять дней дети прошли около 200 километров. В Торопце (теперь Тверской области) Вольская сдала 3325 спасенных детей, которых затем доставили в Нижний Новгород. С 1943 по 1976 год Матрена Вольская работала учительницей начальных классов в Городецком районе, звание Героя ей присвоили уже после смерти.

На набережной в Городце несколько лет назад построили «Город мастеров» — комплекс сооружений из дерева, посвященный истории деревянного зодчества Нижегородской области периода XVI–XIX веков. Здесь можно увидеть все: княжеский терем, купеческие дома и крестьянские избы.

Справа на горке - памятник Александру Невскому.

Напротив расположена пристань, мимо, не задерживаясь, шустро проскочил круизный теплоход, еле успела достать камеру. Если посмотреть в противоположную сторону, можно увидеть вдали шлюз Горьковского водохранилища.

Здания украшены домовой резьбой, элементы которой взяты с существующих домов Городецкой земли и выполнены мастерами-резчиками Городецкого района. Об этом на зданиях висят информационные таблички.

Изба, на фасаде которой четыре «красных» окна и два светелочных. На расположенной под карнизом и протянувшейся по всему периметру дома «лобовой» доске изображены русалки-берегини.

Как рассказывала экскурсовод, строили в расчете, что здесь будут размещаться мастера, работать и продавать свою продукцию. Но мастера быстро разбежались из-за высокой стоимости аренды, теперь в «Город мастеров» привозят экскурсионные группы и приходят индивидуальные туристы. В помещениях размещаются экспозиции и мастерские, посвященные различным народным художественным промыслам Городецкого района, выставлены авторские работы и частные коллекции, что-то можно купить.

Вот мастер рассказывает об изготовлении глиняной жбанниковской свистульки. Этот промысел возник в начале XX века в деревне Жбанниково.

В этой комнате выставлены плетеные изделия.

А это мастерская знаменитой городецкой росписи, которой украшали сундуки, дуги, сани, прялки, детскую мебель, мелкие предметы домашнего обихода.

Городецкая роспись отличается наличием жанровых сцен: быт купечества, крестьян, яркие костюмы. Есть также декоративные образы животных и птиц, цветочные мотивы. Фабрика «Городецкая роспись», созданная в 1960 году на базе существовавшей с 1936 года артели, работает и сейчас.

В следующей комнате — экспозиция, посвященная резьбе по дереву. Здесь же рассказали и про резные доски для пряничного промысла.

Есть картины, выполненные в лоскутной технике.

А это мастерская золотой вышивки. Мастерица вышивает икону мельчайшим бисером.

На стенах этой комнаты выставка работ мастера золотого шитья Калягиной Ольги Юрьевны. В экспозиции работы, выполненные в разной технике золотого шитья: гладь, строчка из иглы, мозаика, вприкреп.

Экспозиция, посвященная ткачеству.

А это персональная выставка творческих работ Колесниковой Людмилы Александровны. В экспозиции оклады икон, инкрустированные полудрагоценными камнями и бисером, украшения из бисера и женские аксессуары.

Экскурсия завершилась в чайном зале, где можно купить пряники разной формы, размера и с разными начинками. Купившим предлагают к пряникам душистый травяной чай. Правда купить пряники в Городце не проблема, их продают на каждом шагу, можно не торопиться.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Далее мы отправились в Музейный квартал. От «Города мастеров» можно подняться на горку по лестнице, а нам облегчили задачу — подвезли на автобусе до Набережной Революции.

На щите информация о музеях, которые можно посетить в пределах музейного квартала.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

В сквере на Набережной Революции в 1993 году открыли памятник Александру Невскому. Рядом на плитах фамилии городчан, награжденных орденом Александра Невского.

На противоположном конце сквера установлен поклонный камень, который символизирует единение городов, связанных с именем Александра Невского. Здесь хранятся капсулы с землей из Санкт-Петербурга, Новгорода, Владимира, Пскова, Переяславля-Залесского и Городца.

Местная киса была неприветлива. Хозяйская, с розовым ошейником.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Здесь на набережной находится и несколько музеев. В ярком здании усадьбы Гришаева, памятнике архитектуры XIX века, находится самый посещаемый музей города — «Терем русского самовара». В его собрании более 400 различных самоваров, эту коллекцию считают самой большой в России. Музей создан в 2007 году на основе частной коллекции Н. Ф. Полякова, который подарил ее городу. Музей мы посетили, но он заслуживает отдельного рассказа, должна же я показать все самовары, что там наснимала.

В соседнем здании — музей «Галерея добра», где собрана богатая коллекция дореволюционных предметов быта. Среди экспонатов есть довольно интересные и даже уникальные экземпляры.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

В Городце сохранилась историческая застройка XIX века, здесь есть на что посмотреть любителям особенно деревянной архитектуры.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

На набережной есть и деревянные дома, украшенные резьбой, есть и каменные. Например, построенный во второй половине XIX века главный дом усадьбы купца-баржестроителя и судовладельца М. Н. Лапшина, украшенный литым навесом над входом. Сейчас его занимает Управление культуры и туризма Городца.

На набережной на углу улицы Андрея Рублева стоит деревянный дом в стиле ампир, построенный в 1845–1847 годах, перестроенный в 1888 г. Это главный дом усадьбы управляющего городецкой вотчиной графа В. Н. Панина, как написано на табличке. Сейчас в нем размещается музей «Дом графини Паниной», экспозиция которого посвящена жизни Городца в XIX — начале XX века. Предметы, которые можно там увидеть, принадлежали жителям города. К сожалению, в программу экскурсии этот музей не входил.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Самая интересная и яркая, конечно, улица Андрея Рублева, одна из центральных улиц города. Она несколько раз меняла свое название, сначала называлась Поперечной, так как расположена перпендикулярно Волге. Потом называлась Панинской, так как в конце улицы располагалась усадьба графов Паниных. В честь почитаемого русского иконописца XV века Андрея Рублева ее переименовали в 1964 году.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Здесь находится большинство деревянных домиков с окнами, украшенными резными наличниками.

Внешний вид этих зданий менять запрещено, — это одна из главных туристических достопримечательностей города.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Каждый дом красив по-своему, рассмаривать детали можно долго.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Вот Дом А. Д. Сорокина, памятник архитектуры первой половины XIX века.

Рядом также здание из списка культурного наследия — Дом А. Н. Клюквина, тоже первой половины XIX века.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Напротив — дом с флюгером-кошкой на крыше и красивыми наличниками.

Заслуживают внимания и ажурные дымоходы, это тоже местная фишка.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Но особенно хороши, конечно, резные наличники!

Теперь посмотрим еще одну улицу Музейного квартала — улицу Ленина, бывшую Купеческую.

От «Детского музея на Купеческой» остался доступным осмотру только вход, здание на реставрации. В этом музее собраны всевозможные игрушки, которыми играли несколько поколений российских и советских детей.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Напротив располагается Краеведческий музей, открытый в 1918 году, а через два года занявший особняк купца И. П. Облаева-младшего.

К нему примыкает самый новый из музеев города — Музей «Городец на Волге», посвященный жизни города во времена купечества. В экспозиции музея уникальные коллекции фарфора, старинные фотографии, коллекции редких монет.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

В сквере рядом с Краеведческим музеем стоит памятник В. И. Ленину. Маленький такой Ленин.

А вот это — Детская поликлиника.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

В этом доме — сувенирный магазин «Русский кладенец» и Музей памяти Александра Невского.

Самое красивое здание на улице Ленина — усадьба Петелина (1906 г.), в которой размещается Музей «Городецкий пряник».

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Обедать нас привезли в кафе на площадь, где работал фонтан в форме ладьи. Это первый фонтан в Городце, а площадь называется площадью Юрия Долгорукого, хотя местные ее называют «Кольцов колодец».

После обеда успела немного пройти по улице Кирова,

чтобы сфотографировать Памятник купечеству России, единственный в стране. Городецкие купцы много сделали для своего города, это на пожертвования купцов и промышленников были построены школы, реальные училища, библиотеки, больницы и богадельни, проложены сети водопровода и канализации, содержалась пожарная команда и многое другое.

Что можно увидеть в  Городце во время обычной экскурсии

Неожиданным после деревянных домиков, украшенных резьбой, было красивое здание в стиле модерн, построенное в 1906—1907 гг., — Здание народной бесплатной библиотеки-читальни с залом для спектаклей (Народный дом). Теперь это досуговый центр «Метеор».