Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 16:32

Нижний Новгород — Россия Сентябрь 2020

На последний день в Нижнем Новгороде у меня были большие планы: я собиралась перейти по Канавинскому мосту в заречную часть города, пройти по маршруту по Канавинскому району, чтобы увидеть определенные достопримечательности, а затем вернуться по другой стороне моста и сфотографировать вид на Благовещенский монастырь со стороны реки.

Погода с утра не радовала: пасмурно, без надежды на просветление, и очень сильный холодный ветер. На снимке видно, как развевается флаг на дебаркадере. Я жила на Рождественской улице недалеко от Канавинского моста. Этот шестипролетный арочный мост через Оку, открытый в 1933 году, соединяет верхнюю (нагорную) и нижнюю (заречную) часть города.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

В Нижнем Новгороде, как и в Екатеринбурге, популярен стрит-арт. Здесь также летом проходит фестиваль стрит-арта, который называется «Место». В этот день я хотела увидеть некоторые работы фестиваля этого года и то, что встретится на пути. Вот, например, «Крокодил», нарисованный у перехода Канавинского моста через Нижне-Волжскую набережную.

Длина Канавинского моста 795,5 метров, переходить его в такой ветер — небольшое удовольствие, но ради видов Нижне-Волжской набережной (пусть и серых) можно и потерпеть.

С моста хорошо просматривается и Нижне-Волжская набережная, и набережная Федоровского наверху. За четыре дня мне все это стало почти родным. Я жила на Рождественской в гостинице, что за зданием с надписью «Пирс» на фасаде.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Это Стрелка — место слияния Оки и Волги. Думаю, что именно оттуда лучшие виды на высокую часть города, я надеялась туда попасть. Но попасть непосредственно на стрелку нет никакой возможности, все огорожено забором.

Недалеко от места впадения Оки в Волгу в Оке находится песчаный остров Гребневские пески, он также мешает обзору высокой части с нижней части города. Рукав Оки между островом и набережной называется Гребневским каналом.

Главная достопримечательность на Стрелке - Александро-Невский собор.

Здание на набережной у моста недавно реконструировали, оно долго стояло заброшенным. Это бывшая знаменитая ярмарочная гостиница с трактиром «Биржевые номера» купцов Ермолаевых. Согласно документам, она была построена в 1869 году. Писали, что «с ее террасы один из лучших видов на Нижний». Видимо в конце XIX века острова в Оке еще не было.

Свернем на улицу Стрелка к собору. Здание справа — Управление ГИБДД по Нижегородской области.

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского построен в 1868–1881 годах на пожертвования ярмарочного купечества в память о посещении ярмарки императором Александром II. Прихожанами собора были купцы, приезжавшие на ярмарку.

Храм закрыли в 1929 году, ценности изъяли, иконостасы пустили на дрова. Здание хотели снести, существовал проект строительства на этом месте маяка с памятником Ленину. Не снесли, приспособили под склад и частично под жилье. А во время войны на центральном барабане крыши была зенитная батарея, защищавшая город от налетов немецкой авиации.

Храм начали восстанавливать в 1983 году, а в 1992 передали его РПЦ, тогда же начались службы. К 2006 году собор был восстановлен, началась роспись внутренних сводов храма. В 2009 году собор получил статус кафедрального.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Звонница собора еще не построена, колокол «Соборный» временно установлен на территории. Это третий по величине колокол России, его вес 64 тонны. Больше только Царь-колокол и колокол Троице-Сергиевской Лавры. Отлили его на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге.

Территория Стрелки огорожена надежным забором, эти исторические конструкции можно сфотографировать только через решетку. Эти несущие металлические каркасы — фрагменты главного выставочного павильона XV Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве, а затем XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.

После окончания выставок павильоны демонтировали, а конструкции продали. Более ста лет они были каркасами пакгаузов сначала на нижегородской ярмарке, а потом в порту. Когда расчищали территорию Стрелки к Чемпионату мира по футболу 2018 года, пакгаузы стали демонтировать, открыли эти уникальные конструкции и внесли в список культурного наследия. Как я поняла, решают, как можно их использовать, а пока передали Нижегородскому историко-архитектурному музею-заповеднику.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

С другой стороны — отель «Никитин» 4*, также из списка культурного наследия. В 1881 году в Нижний Новгород с целью открыть цирк приехали братья Никитины — Аким, Дмитрий и Петр. Именно в голову Акима, человека энергичного и изобретательного, пришла мысль неподалеку от Ярмарки построить гостиницу. На первом этаже был трактир, чтобы приезжие могли не только переночевать, но вкусно отобедать и повеселиться.

В 2012 году исторический отель был отреставрирован с максимальным сохранением первоначального стиля. А в память об Акиме Никитине, создателе гостиницы, его фамилия стала официальным названием.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Пролезла в дыру в ограде к краю набережной, попыталась сфотографировать вид на город с Кремлем, получилось не очень. Думаю, лучшие виды на город — с теплохода, но, к сожалению, речных прогулок в этом году так и не было.

А я отправилась теперь уже вдоль Волги. Не могу сказать, что прогулка была очень веселая: от бодрящего ветерка отмерзали уши, людей не было, мимо пробегали только редкие любители здорового образа жизни. Спасала «книга в ухе»: не грела, но развлекала.

Футбольный стадион «Нижний Новгород» был открыт в 2018 году специально к Чемпионату мира по футболу, его вместимость — 45 тысяч мест. В такую погоду смотрится невыразительно, но по вечерам красиво подсвечивается.

Следом за стадионом — большой торгово-развлекательный центр «Седьмое небо» со стандартным набором для такого масштаба магазинов и развлечений.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Жилой комплекс «Седьмое небо» — один из самых современных районов города.

А вот этого товарища в темноте можно испугаться. Скульптура «Прорыв» венгерского скульптора Эрвина Херве-Лоранта установлена в 2015 году в рамках Дней венгерской культуры.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Чем дальше, тем радостнее раскраска зданий. Думаю, что в солнечную погоду все выглядит веселее.

Дальше застройка проще, все это большой жилой массив «Мещерское озеро», застраивать который начали еще в 1970-е годы. Здесь есть здания самые разные: от панельных девятиэтажек до 17-этажных свечек ЖК «Седьмое небо». В этом районе живет более 120 тысяч человек.

Вдоль Волги я прошла порядка трех километров, раньше я ее видела только в Казани, да пересекая во время поездок на поезде и автомобиле.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Как здесь хорошо солнечным летним днем, могу только догадываться.

Дошла до Борских мостов, которые связывают Нижний Новгород с Борским районом Нижегородской области. Здесь сразу три моста:

• дальний — железнодорожный, построенный в 1930-х годах;
  • совмещенный (по нижнему ярусу — железная дорога, по верхнему — автомобильная), построенный в 1965 году;
  • самый новый Борский мост-дублер, который построен в 2017 году и используется для выезда из города.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Вообще дошла сюда не только посмотреть на мост. Здесь есть свежая работа фестиваля «Место». Меня сбило с толку вот это красиво раскрашенное здание подстанции и я дальше не пошла, а граффити как раз на здании паркинга за подстанцией.

Две работы Александра Dyoma 21 (Рязань) и Василия Lst (Ангарск) на домах вдоль улицы Карла Маркса.

Неподалеку есть еще несколько работ. Например, на площадке рядом работа уже знакомого Дамира Бозика из Казани. Стиль, в котором он создает свои картины — пуантилизм. Думаю, что и вы уже узнаете его работы, я не раз их показывала в екатеринбургских альбомах.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

На противоположной стороне улицы Карла Маркса — школа. К ней и стоящей рядом спортивной школе «Мещера» между двумя сторонами улицы построен пешеходный мост.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

За школой находится памятник природы, в честь которого и назван этот жилой комплекс, — Мещерское озеро. Территорию вокруг озера недавно благоустроили. Судя по кабинкам на берегу, в озере можно купаться.

Гулять здесь очень неплохо, хотя погода к прогулкам не располагала. На пути попадались только прогуливающие собачек и направляющиеся коротким путем к ТРЦ «Седьмое небо».

Через озеро построены два пешеходных моста, один из них ведет к школе. По второму я перешла на другую сторону озера и отправилась по маршруту дальше. Пересекла жилую часть, прошла под железной дорогой от Нижнего Новгорода далее на Киров, преодолела территорию гаражей… Общественным транспортом все объезжать получилось бы гораздо дольше.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Я пришла в микрорайон Нижнего Новгорода, который называется Гордеевским. Гордеевка когда-то была пригородным селом, название которого происходит от имени его основателя — купца Гордеева. Здесь из-за близости к Нижегородской ярмарке были доходные дома купцов, многие целы и сейчас. В состав города Гордеевка была включена в 1929 году. В XVI–XVIII века село принадлежало богатой династии дворян-предпринимателей Строгановых.

Целью были стоящие рядом два храма: церковь Смоленской иконы Божией Матери и храм Владимирской иконы Божией Матери.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

С именем Григория Строганова в Нижнем Новгороде связано строительство в конце XVII — начале XVIII века двух прекрасных храмов в стиле барокко. Это Рождественская церковь, которую знают все, побывавшие в Нижнем Новгороде, и церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке.

Смоленская церковь — домовая церковь Строгановых. Строительство ее было начато по приказу Григория Строганова в 1680-х годах, а завершено в 1697 году. После переезда в 1705 году Строгановых в Москву церковь стала приходской. Храм был закрыт в 1930 году, использовался как музейный склад, вновь открыли в 1993 году. Сейчас ведутся реставрационные работы для восстановления исторического облика церкви. Работы должны завершить в 2021 году к 800-летию Нижнего Новгорода. Церковь в лесах, но уже видно, какая красота будет после завершения работ!

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Церковь Владимирской иконы Божией Матери построили рядом по проекту архитектора Д.Федорова значительно позже — в 1902–1907 годах. Службы велись до 1929 года, в конце 1940-х в здании устроили пекарню, которая работала до 1998 года. С сентября 1998 года церковь находится в ведении Нижегородской епархии.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Во дворе напротив на трансформаторной будке свежая работа фестиваля «Место» — «Истребитель» Ивана Ягоды из Новосибирска. С противоположно стороны — «Земля обетонванная» Ильи Мозги из Екатеринбурга. Жаль, я обошла будку только с трех сторон, а со стороны дома еще одна работа фестиваля 2018 года.

Уютно смотрится среди многоэтажек Культурно-досуговый центр «Смена». Здесь есть детский кинотеатр и различные кружки для детей и подростков.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

В Гордеевке есть несколько граффити, видимо выполненных при подготовке к празднованию 75-летия Победы, места нанесены на карту 2Гис.

Думаю, что все узнают кадр из кинофильма «Баллада о солдате»

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

и капитана Титаренко из фильма «В бой идут одни старики».

А вот новая работа Ильи Wince из Томска, она называется «Святки». Автор изобразил окно с нижегородскими наличниками, окруженное людьми. Его работу «Провинция» в Екатеринбурге я тоже показывала.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Подъехала на трамвае до «Гордеевского универмага». Здание — бывший доходный дом, построенный в 1911 году.

Последний микрорайон, который я хотела посмотреть в Канавинском районе города — микрорайон за зданием Нижегородской ярмарки.

Здесь находится Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, единственное сохранившееся до наших дней сооружение из первых ярмарочных построек.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

Собор построен в 1818–1822 годах. Эскизы разрабатывал архитектор А. А. Бетанкур, а затем проект выполнил уже Огюст Монферран, не удивительно, что ярмарочный храм так похож на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Справа у собора - Часовня-усыпальница, возведенная над могилой митрополита Нижегородского Николая (Кутепова) - известного и авторитетного церковного иерарха, ветерана Великой Отечественной войны, с 1977 по 2001 г. управлявшего Нижегородской епархией.

В советское время в храме был склад, а в административном здании — жилые квартиры. Староярмарочный собор возвратили Нижегородской епархии в 1991 году.

В этом районе также есть несколько работ фестиваля стрит-арта. На карте обозначено, что это работа Ильи Мозги из Екатеринбурга.

Нижний Новгород _Что можно увидеть в заречной части

«Сон в летнюю ночь» новосибирской художницы Марины Ягоды на ограде в конце улицы Мануфактурной.

Рядом в реставрированном здании также периода Нижегородской ярмарки разместился гибридный отель «Весна». Заинтересовалась, что такое «гибридный». Оказывается, там есть самые разные номера: «от 1-местного капсульного номера, сравнимого с купе поезда, до полноценных четырехместных апартаментов с ванной комнатой и мини-кухней, напоминающих небольшую уютную квартиру».

В соседнем квартале есть работы фестиваля «Место» прошлых лет.

Граффити «Falling II».

На улице Мануфактурной отреставрированы еще бывшие ярмарочные склады мануфактуры конца XIX — начала XX века. Сейчас это обычные офисные здания, где размещаются различные мелкие фирмы и организации.

Погода продолжала портиться, начался дождь, а у меня не было даже зонта, чтобы спрятать камеру. Пришлось спасаться! Я не досмотрела работу Кирилла Ведерникова из Вязников на здании неподалеку от Ярмарки. У нас в Екатеринбурге он нарисовал «Гефеста».

Самое знаменитое нижегородское здание Ярмарки сфотографировала издали, на бегу. И, конечно, не было речи о возвращении пешком через мост, чтобы сфотографировать Благовещенский монастырь. Прыгнула в первый подъехавший автобус, и уехала в отель, а утром улетела домой.