Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте

Нижний Новгород — Россия Октябрь 2020

В Нижний Новгород я приехала в середине дня из Москвы «Ласточкой». Устроившись в гостиницу на Рождественской, отправилась гулять, начать решила с набережной. Прожила большую часть жизни у больших рек, теперь мне этого не хватает.

Начнем с Нижне-Волжской набережной, одной из самых длинных улиц Нижнего Новгорода. Современный вид она обрела после реконструкций, выполненных уже в нашем веке. Последняя, продолжавшаяся лет десять, завершилась два года назад. В набережной два уровня: по верхнему — проезжая и пешеходная часть, а по нижнему гуляет публика, по дорожкам ездят велосипедисты.

Немного о нижегородских набережных

Пешеходная часть набережной начинается недалеко от Канавинского моста и заканчивается у Гребного канала, ее длина порядка трех километров, я прошла ее почти всю. Канавинский мост через Оку, построенный в 1933 году, соединяет заречную и нагорную часть Нижнего Новгорода, от него и отправимся на прогулку.

У моста стоит дебаркадер МЧС, у которого причален пожарный катер «Вьюн-9».

Немного о нижегородских набережных

В XVIII веке прохода вдоль набережной не было, берег был поделен изгородями на частные участки, застроенные складами и пристанями. Преобразования начались в 1830-е годы по проекту архитекторов И. Е. Ефимова и П. Д. Готмана. Берег подсыпали привозным грунтом и укрепляли булыжным камнем, который привозили из Ярославской и Костромской губерний. Впервые транспорт проехал по набережной в 1838 году. Укрепление берега шло и в последующие годы, а набережную застраивали зданиями.

Дебаркадеры и пристани у высокого берега устанавливали с XIX века. Современное здание речного вокзала, похожее на пароход, построено в 1964 году, а полукруглые ротонды по сторонам появились уже при реконструкции здания в начале нашего века. Поскольку регулярные междугородние речные перевозки давно отсутствуют, здание просто офисное, здесь размещаются различные компании речников — судоходные компании «Волжское пароходство», «Водоход» и пр.

Немного о нижегородских набережных

Справа от вокзала — солидное здание, построенное в конце XIX века для Нижегородской биржи. На фасаде даты строительства 1895—1896 гг. Здание сохранило свой первоначальный вид, утрачена только башенка с флагштоком над центральным входом со стороны площади Маркина. Сейчас это обыкновенное офисное здание, где размещаются туристические компании, ночной клуб «The Top Club» и др.

На набережной перед зданием речного вокзала установлен Памятник труженикам Волги, установленный судоходной компанией «Волжское пароходство» в год 170-летия.

От речного вокзала открывается отличный вид на Стрелку, храм Александра Невского и спортивную арену. Когда я собиралась в Нижний Новгород, надеялась, что речные прогулки по Волге все-таки выполняются, но… И здесь мои надежды не оправдались!

Кстати, о мороженом: в Нижнем Новгороде продают «Городецкий пломбир», удовольствие недешевое, но того стоит.

Доходный дом А.П. Бугрова, 1872 г.

Изначально разрешено было строить на набережной только каменные здания, хотя большая часть города в то время была деревянной. Застраивалась набережная медленно, по мере заготовки белого камня, кирпича и железа. Пусть не все они в списке культурного наследия, но много солидных и красивых.

А набережная в Нижнем Новгороде хороша! Удовольствие гулять в любое время дня.

Немного о нижегородских набережных

Самое красивое на набережной — здание, принадлежавшее Рукавишниковым. Это комплекс из здания банка, фасадом выходящего на улицу Рождественскую (я его показывала), и промышленного здания на Нижне-Волжской набережной. Построен в 1911–1913 годах по проекту знаменитого русского архитектора Ф. О. Шехтеля. Во время Первой мировой войны в 1915 году в здании разместили швейную мастерскую, выпускавшую одежду для армии.

Швейная фабрика «Маяк» работала в здании целое столетие — до 2015 года. Похоже, что сейчас все здание на реставрации. Прочитала в новостях: «Для дальнейшего использования здания разработана концепция развития культурно-технологического кластера „Маяк“ как площадки для объединения медиа-технологий, искусства, дизайна, науки и IT-технологий». Реставрацию должны закончить к 800-летию города, а оно будет в 2021 году.

Немного о нижегородских набережных

Рядом доходный дом Кудряшова-Чеснокова.

Немного о нижегородских набережных

Дом № 1 на Нижне-Волжской набережной принадлежал купцу первой гильдии В. К. Мичурину, он еще в 1830-х годах приобрел здесь участок. Но это уже не первый вариант дома, купец построил двухэтажный дом в конце 1840-х, а позже удостоился звания почетного потомственного гражданина Нижнего Новгорода и решил дом перестроить. Трехэтажный дом с более красивым фасадом, сохранившийся до наших дней, был построен для В. К. Мичурина в середине 1860-х годов.

Причал круизной компании «Гама», которая организует круизы по Волге.

Немного о нижегородских набережных

В небольшом сквере перед Зачатьевской башней Нижегородского кремля стоит памятник Петру I. Петр I дважды бывал в Нижнем Новгороде, первый раз останавливался здесь в 1695 году по пути в Азов, а во второй раз посетил Нижний Новгород в 1722 году при походе на Персию и отметил здесь свой 50-летний юбилей.

В руке у Петра I развернутый указ о создании Нижегородской губернии, который он подписал в 1714 году. Памятник установили в 2014 году к 300-летию образования Нижегородской губернии.

Немного о нижегородских набережных

По обе стороны от сквера стоят два одинаковых здания военных казарм, которых называли Красными казармами. Трехэтажные жилые здания спроектировал архитектор И. Е. Ефимов. Казармы стали долгостроем, за это многие высшие чины города, в том числе военный губернатор, оказались под судом. Строить начали в 1836 году, и только в 1853 году в корпусах поселились солдаты гарнизона и жандармские роты.

А вот и знаменитая Чкаловская лестница, построенная на Волжском откосе в 1943–1949 годах. Она соединила Нижне-Волжскую и Верхне-Волжскую набережную. Строили местные жители и немецкие военнопленные. Эх, не удалось на лестницу с воды посмотреть! Оттуда четко видно, что она в форме восьмерки.

Немного о нижегородских набережных

Напротив на постаменте у берега стоит катер «Герой» Волжской военной флотилии. Он участвовал в разгроме белогвардейцев на Волге в 1918—1919 гг. и в боях под Сталинградом в 1942—1943 гг.

Этот симпатичный «Олень», как написано на табличке, подарен городу почетным консулом Венгрии в Нижнем Новгороде Эладой Нагорной в знак дружбы российского и венгерского народов 12 июня 2014 года. Скульптор Габор Миклош Жоке.

Немного о нижегородских набережных

Это скульптурная группа «Уголок для влюбленных» из кованых малых форм: «скамья примирения», «дерево желаний», вазон в форме глобуса, декоративные арки, увитые виноградом. Пришлось подождать, пока освободится.

Но самый симпатичный элемент в этой группе — вот этот человечек под зонтиком.

Немного о нижегородских набережных

Жизнь на реке не очень активная.

Изредка пройдет какая-нибудь баржа, подталкиваемая катерком.

Немного о нижегородских набережных

От Чкаловской лестницы и далее зданий на набережной нет, на склоне между Нижне-Волжской и Верхне-Волжской набережными расположен Александровский сад. Это самый старый общественный сад города, датой его основания считают 1835 год, а название дали в честь императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.

Теперь пора и на Верхне-Волжскую набережную подняться, хотя умные люди делают наоборот. Пришлось лично убедиться, что ступенек именно 442 по одной стороне лестницы. Хорошо, по пути можно посидеть на ограждении.

Немного о нижегородских набережных

На лестнице там, где пересекаются боковые спуски, есть смотровые площадки

Наверху стоит памятник Валерию Чкалову, поэтому лестница и называется Чкаловской. Легендарный летчик родился в Нижегородской губернии.

Немного о нижегородских набережных

Памятник В. П. Чкалову на Верхне-Волжской набережной у Георгиевской башни кремля установили в 1940 году во вторую годовщину гибели летчика.

Теперь немного посмотрим и Верхне-Волжскую набережную, на ней немало интересного: особняки состоятельных нижегородцев конца XIX — начала XX века и дома в стиле сталинского ампира знати советского периода.

Уже первый дом на набережной — памятник архитектуры. Здание в строгом классическом стиле было построено в 1913–1914 годах для Правления общества «Волга», крупной пароходной компании, которую возглавлял видный нижегородский предприниматель Д. В. Сироткин. Автор проекта неизвестен, версия, что это знаменитые братья Веснины, пока не подтверждена. Сейчас это главный корпус Приволжского исследовательского медицинского университета.

Слева к зданию Правления примыкает небольшое здание в едином стиле, табличка на котором сообщает, что здесь в 1857-1858 гг. после возвращения из ссылки жил украинский поэт Т.Г. Шевченко.

А вот стоящий на набережной через три дома Нижегородский государственный художественный музей занимает здание собственного дома Дмитрия Васильевича Сироткина, памятник архитектуры федерального значения. Его построили в 1916 году по проекту архитекторов братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных, это была их первая самостоятельная работа.

Нижегородский государственный художественный музей — один из старейших региональных музеев страны, в собрании которого коллекции русского, западноевропейского и восточного искусства. В этом здании размещается коллекция зарубежного искусства.

Немного о нижегородских набережных

Напротив музея на набережной установлен памятник Д. В. Сироткину. Он был последним градоначальником дореволюционного Нижнего Новгорода, избиравшимся на этот пост дважды — в 1913 и 1917 гг.

В соседнем здании с 1918 по 1928 год располагалась Нижегородская радиолаборатория, которую возглавлял М. А. Бонч-Бруевич. Сейчас здесь находится музей науки «Нижегородская радиолаборатория», принадлежащий Нижегородскому университету им. Н. И. Лобачевского.

Здание было построено в конце 1850-х годов для Пароходного общества «Меркурий», а вскоре продано обществом Нижегородской консистории для общежития учащихся Духовной семинарии. Современный вид здание приобрело после реконструкции 1948–1949 годов, когда у него надстроили еще два этажа и пристроили портал.

Немного о нижегородских набережных

Неплохой жилой дом 1954 года, еще не началась борьба с излишествами.

Немного о нижегородских набережных

А на Волге «паркуются» круизные лайнеры. Внутренний туризм хоть вяло, но шевелится.

Самое красивое здание Верхне-Волжской набережной — усадьба купца С. М. Рукавишникова, построенная в 1875–1877 годах по проекту архитектора П. С. Бойцова. После революции здание отдали под краеведческий музей, поэтому оно неплохо сохранилось. Сейчас это один из филиалов Государственного историко-архитектурного музея-заповедника и главное здание музея.

Немного о нижегородских набережных

Лепной декор усадьбы выполнил скульптор М. О. Микешин. Над входом — вензель с инициалами хозяина усадьбы Сергея Рукавишникова. В музей я сходила на экскурсию, об этом рассказ еще впереди.

В сквере на Верхне-Волжской набережной стоит памятник уроженцу Нижнего Новгорода, русскому летчику, одному из основоположников высшего пилотажа Петру Николаевичу Нестерову. Памятник установили к 100-летию легендарного летчика. Интересно, что авторы памятника — известные скульпторы Иулиан Митрофанович и Александр Иулианович Рукавишниковы, — внук и правнук С. М. Рукавишникова, построившего усадьбу.

Немного о нижегородских набережных

На противоположной стороне улицы установлен макет самолета «Ньюпор». На таком самолете 27 августа 1913 года П. Е. Нестеров выполнил мертвую петлю.

Вот это на набережной — современный жилой комплекс Royal Landmark, построенный пять лет назад.

Немного о нижегородских набережных

А вот это — кусочек Г-образного жилого Дома железнодорожников, построенного в 1937–1938 годах, включенного в список культурного наследия. Радует, что новая застройка придерживается общего стиля набережной.

За деревьями — особняк инженера-механика Сормовского завода Н. В. Кабачинского в стиле модерн, построенный в 1912—1913 гг. Похоже, неплохо в то время жили инженеры.

Немного о нижегородских набережных

Яркое здание со следами недавнего ремонта принадлежит Нижегородскому государственному техническому университету — НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Здание в стиле конструктивизма с элементами неоклассики построено в 1930-х годах. Архитекторы Нейман И.Ф. и Чечулин Д.Н.

Во дворе стоит экраноплан «Волга-2». Это разработка выдающегося советского конструктора Р. Е. Алексеева, чьим именем назван университет и который он когда-то сам закончил.

Немного о нижегородских набережных

На противоположной стороне Волги — город Бор, куда я в один из дней съездила.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода.

Немного о нижегородских набережных

Когда я ездила в Бор, воспользовалась канатной дорогой через Волгу, связывающей два города. У станции канатной дороги «Нижегородская» находится Нижегородская соборная мечеть, открытая в 1915 году. Как и православные храмы была закрыта в 1938 году, полвека использовалась не по назначению. В 1988 году была возвращена верующим. К сожалению, из-за ремонтных работ вокруг, в лучшем ракурсе сфотографировать не удалось.

На Нижне-Волжскую набережную я сходила и вечером. Как оказалось, поступила правильно, иначе бы не увидела волжских закатов. На следующий день погода к вечеру испортилась.

Немного о нижегородских набережных

На набережной есть три здания, в которых размещаются гриль-бар, ресторан «Плакучая ива» и «Макдоналдс», почему-то я сфотографировала только последний. А вот интересны как раз два первых дома из камня, похожие на небольшие готические замки. Они были построены в 1911 году для канцелярии волжской судовой дистанции и амбулатории для судовых рабочих.

На набережной немноголюдно, но люди понемногу стекаются, еще нет и семи часов. Играют уличные музыканты, по дорожкам катаются велосипедисты.

Немного о нижегородских набережных

Жаль, нет компании, я бы с удовольствием погуляла по набережной еще. Надеюсь, что вам не было скучно.