Турист Oleg Nemchen (Oleg_Nemchen)
Oleg Nemchen — был вчера 21:12
Черный ворон, ты не вейся, да над нашей головой. Ты добычи не дождешься, наш солдат всегда живой!

Болгария Август 2020
По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильские горы, Рильский монастырь

Следующим утром мы проснулись довольно поздно, сказался перелет. О нем Вы можете прочитать здесь Болгария, отдых в условиях пандемии. День первый. Перелет Киев-Вена-София. Венский аэропорт. Из окна отеля наблюдалась вот такая картина.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

Детей умилили пасущиеся вдали коровы и горы на горизонте. Это горный массив Витоша, у подножия которого расположена столица Болгарии. Около десятка вершин имеют высоту более 2000 метров. Нас тоже сегодня ждали горы, но другие. Мы собрались в горный массив Рила, расположенный примерно в ста километрах южнее Софии. Еле успели на завтрак. Надо сказать, что, учитывая карантинные ограничения, завтрак в нашем отеле был довольно неплох. Но ровно в 10–30 вся еда была убрана со стоек. Об отеле можете прочитать Здесь. В 11–00, в холле, нас уже ждали представители прокатной фирмы для оформления договора аренды машины. Машину заказывали Здесь. Уладив все формальности и погрузившись в автомобиль, мы выехали в долгий путь по стране. Первым делом, заехали на заправочную станцию для покупки виньетки. Часть дорог в Болгарии являются платными, поэтому необходимо иметь виньетку, чтобы беспрепятственно и без штрафов проезжать по ним. Мы читали, что виньетка крепится на лобовое стекло. Но на заправке нас уверили, что с 2019 года все данные о покупке виньетки теперь вносятся сразу в электронную базу и ничего крепить не надо. Главное, на всякий случай, сохранить квитанцию, где есть все данные на нашу машину. Виньетку пришлось покупать на месяц, поскольку их сроки либо неделя, либо месяц. Стоило это 30 левов и выглядело так.

Выехав на софийскую окружную, покатили в сторону Благоевграда, по магистрали А3. Дорога нормальная. Односторонняя 2-3-х рядка.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

Разрешенная скорость до 140 км/ч, но очень много различных знаков ограничения скорости (особенно в зимнюю пору). Несколько тоннелей, скорость в которых ограничена до 80 км/ч. В общем, ехать можно и неплохо ехать. А вот впереди — горный массив Рила.

Здесь находится самая высокая точка Болгарии — гора Мусала, высота которой 2925 метров. Магистраль обходит массив западнее, не углубляясь в него. А нам нужно свернуть на дорогу № 107, которая ведет к самому сердцу массива — Рильскому монастырю.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

Указатель поворота к монастырю на магистрали есть, поэтому не заблудитесь. От магистрали до монастыря 35–40 километров. Разрешенная скорость на обычной дороге 90 км/ч, но часты села и маленькие городки, в которых ограничения достигают 50, 40, 30 и даже 20 км/ч. Это особенно выводит из себя и раздражает. А вот и начало медленного подъема к монастырю.

Дорога постепенно «вползает» в горы.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

Я бы не сказал, что дорога сильно загружена, хотя были мы в воскресенье. Отрезок серпантина километров 15–20 не особенно сложен. Если сравнивать с бывшими союзными трассами Феодосия-Судак и Новороссийск-Туапсе, то вообще «не о чем говорить». Нужно быть просто аккуратным. Внизу протекает горная река. В одном месте, на здании, можно увидеть надпись «Каскад Рила». Именно здесь, в этом ущелье, расположено уникальное сооружение из четырех гидроэлектростанций и регулируемых каскадных водохранилищ, которые располагается на северо-западном склоне горы Рила на разных высотах. В самом ущелье находится последняя, четвертая плотина и гидроэлектростанция. Местонахождение ее легко вычисляется среди зеленых зарослей по мощному трубопроводу (для сброса воды) на крутом склоне горы. Место интересное, но мы не останавливались, поскольку уже видели в украинских Карпатах Теребле-Рикскую ГЭС, работающую по такому же принципу. Я как-нибудь опишу этот интересный объект, который строился по проекту чешского инженера финскими военнопленными. Но мы что-то отклонились от темы…

Дорога медленно, но уверенно идет вверх, и мы выезжаем на площадку перед главным входом в монастырь. Высота около 1150 метров совершенно не ощущается. На стоянке «яблоку негде упасть». Поэтому объезжаем монастырь слева и выезжаем ко вторым воротам.

Здесь нам удалось припарковаться за 5 левов. Монастырь находится в долине реки Рильской.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

Вход бесплатный. Снаружи монастырь обнесен крепостными стенами,

поэтому создается впечатление, что вы стоите перед входом в цитадель. Служители на входе четко соблюдают дресс-код. Посетителей в коротких юбках и с оголенными плечами не пропускают. Тут же есть магазины, в которых можно купить длинные платки. Не хочу «нагружать» вас данными из Википедии, скажу только, что монастырь начинали строить ученики преподобного Иоанна Рильского, который последние годы жил неподалеку, в пещере, и считается его основателем. Первоначальное скромное строение монастыря было закончено к середине X века. Строение неоднократно подвергалось разрушениям, как природного характера (землетрясения, пожары), так и руками людей (турки-завоеватели) . Со временем, монастырь был обнесен крепостной стеной и значительно укреплен. Большую помощь в этом оказал местный богатей Стефан Грелио Драговол в XIV веке, который еще упоминается, как Хрельо. Бог, наверное, оценил вклад мецената, поскольку все испытания, которые выпали на долю монастыря, перенесла башня, построенная в 1334–1335 годах. Ее назвали башней Драговола

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

или «Хрельовата кула». Пристройка белого цвета с колокольней и сувенирной лавкой была сделана к башне значительно позднее. На башню можно подняться за 5 левов, но, прочитав отзывы других туристов о том, что часовня на верхнем этаже временно закрыта для посещений, мы туда особо и не стремились. Единственное, что хотелось бы отметить, башня полностью подготовлена для пребывания в ней долгое время. Внутри есть колодец и жилые помещения. А на верхних этажах даже есть туалеты, которые сооружены в виде эркеров (что является типичным для такого рода построек того времени в Европе). И на самом верхнем этаже находится часовня. Вход в башню расположен сбоку и поднят над землей в оборонительных целях. Его можно увидеть на этой фотографии.

При возникновении опасности, деревянная лестница уничтожалась и попасть в башню было очень затруднительно. Рядом с башней находится главный храм — Рождества Пресвятой Богородицы.

Он имеет 5 куполов.

Которые, к сожалению, никак не удается «собрать» в один кадр. Храм построен в середине XIX века на месте старой церкви. Особо поражает смешение различных архитектурных стилей и фрески,

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

которыми расписаны стены и потолки под своеобразными портиками, окружающими церковь с трех сторон.

Некоторые из них представляют собой своеобразные рисованные истории на религиозные темы и судьбу человеческой души после смерти. Это очень заняло и порадовало детей, которые обозвали все это «древними комиксами», за что «получили от бабушки на орехи за богохульство». Но, тем не менее, мальчики ходили вдоль этих фресок и составляли одну, большую картину происходящего действа. Особенно занимательным для них оказался «сериал» с чертом, который пытался втереться в доверие к людям и делать свои гадости, но был выявлен и «жестко» наказан. Маленький Володя, даже закричал: «Ура!», и «издал возглас» чем-то напоминающий автоматную очередь. В самом храме нельзя фотографировать. За этим строго следят специальные служащие. В храме хранятся мощи Иоанна Рильского, которые вернули сюда в XV веке и чудотворная икона Одигитрия. Масочный режим в храме обязателен и за этим тоже строго следят. Под порталом есть интересный маленький фонтанчик увенчанный птичкой. Многие люди пытаются умываться этой водой, но это от жары, либо вода несет какие-то энергетические свойства, нам выяснить не удалось.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

Территория, огороженная стенами, имеет форму неправильного четырех, а может даже и пятиугольника (один угол не до конца выведен в острый).

Все внутренние стены сделаны ярусными портиками, что придает всему этому сооружению особую привлекательность и необычность.

Мы слышали, что постоянно в монастыре живут 8 монахов, а все остальные помещения внутри стен периметра — жилье для паломников и хозяйственные помещения. Есть здесь и богатая библиотека, и монастырский музей, в котором можно увидеть много интересного (фотографировать запрещено), особенно резной крест. Надо сказать, что монастырь всегда служил оплотом болгарской культуры и языка, особенно во время турецкого господства на Балканах. Возрождался монастырский комплекс, в том числе, и на пожертвования различных православных церквей: Русской, Греческой, Сербской, Румынской, Молдавской. Монастырь есть ставропигиальным.

Пройдемся еще немного по прекрасному сооружению наших предков. Есть, оказывается, у монастыря и свой охранник, на которого не распространяются правила для «смертных» изображенные на табличке, под которой он отдыхает или «несет службу» у главного входа.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

А вот мы и вышли насквозь к главному входу.

Место действительно святое, энергетически сильное и красивое. Производит незабываемое впечатление, как от необычности и богатства истории и архитектуры, так и от установления некоего душевного равновесия и спокойствия. Абсолютно не пожалели, что добирались сюда «за тридевять земель».

Но нам опять пора в путь. Теперь нас ждет дорога в Сапареву баню. Там запланирован ночлег. Мы спустились по тому же серпантину и двинулись в сторону городка Дупница. По дороге купили фрукты у этого очаровательного продавца и его хозяйки.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

Надо сказать, что по дороге в монастырь находится еще одна уникальная достопримечательность Болгарии — Стобские пирамиды. Около города Рила есть указатель на поворот с дороги № 107 до пирамид. Либо можно, не сворачивая на монастырь, по магистрали А3 доехать до поворота на Стоб и, далее, по указателям. В связи с нехваткой времени, мы оставили эти пирамиды, а также Мелниковские на следующий раз (надеюсь он будет нам предоставлен Богом).

До городка Дупница мы добрались без приключений, а дальше заблудились…Я не брал в комплекте с машиной навигатор (решил сэкономить, поскольку путь мне был ясен) и очень сильно, в последствии, пожалел. Дело в том, что в центральной части Болгарии очень плохо обстоит дело с дорожными указателями. Они есть только на Софию и на некоторые достопримечательности. Покружились мы не мало. Даже снова въехали в горы, но оказалось, что едем не туда. Хотя, горы были довольно симпатичные.

Мы конечно доехали, но название Сапарева баня стало нарицательным даже для детей. На всем пути второго дня дороги были нормальные и никаких особых претензий высказать не могу.

Поселились мы в аппарт-отеле Complex Koko Hills . Хочу сказать, что от проживания там, мы не в восторге. Несколько раз пришлось связываться с хозяином.

По Болгарии на автомобиле. Часть 2. Рильский монастырь.

На фотографии можно видеть, что отель находится в окружении таких же отелей. Там несколько таких улиц. Дома расположены так близко, что иногда кажется «вот сейчас дотянусь рукой до соседнего». Машины паркуются тут же на тротуаре. Короче «не фонтан». В домах по несколько аппартаментов. Отзыв об отеле можно прочитать здесь

Зато порадовал нас ужином ресторан Panichishte. Дешево, качественно и вкусно. Но ресторан довольно популярен, поэтому, к вечеру, все места были фактически заполнены. Есть двор с детской площадкой. Рекомендую. Найти его довольно просто. Это заведение находится в Сапаревой бане, по дороге из Дупницы, сразу за развилкой на Паничиште. За рестораном, в соседней улочке, есть парковка и продуктовый магазин. В выходные дни и вечером парковка бесплатна, в рабочие дни — 2 лева час. Плату собирает парковщица, которая находится прямо на стоянке. После прекрасного ужина, полные впечатлений, мы прогулялись до отеля и решили отдыхать, поскольку завтра нам предстоял не менее интересный день.

Другие заметки из комплекса рассказов «Не страшен нам вирус ужасный! Нас манит планета Земля!»

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия