Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:05

Писак, Ольянтайтамбо — Перу Январь 2008

После долгого перерыва, связанного с поездкой на Мадагаскар, продолжаю серию очерков о путешествии «Вокруг Южной Америки», которое логично подходит к своему концу. Еще пара дней и мы спустимся с высокогорных плато Боливии и Перу в джунгли Амазонии.

Мы уже оставили позади Бразилию, Аргентину, Чили и Боливию и вот уже почти неделю путешествуем по Перу. Нам удалось увидеть жизнь индейцев племени Урос на озере Титикака и познакомиться с достопримечательностями древней столицы Инков — города Куско и его ближайших окрестностей — Саксайуаман, Тамбомачай, Пука Пукара и Кенко.Никого не оставили равнодушными и соляные копи древних инков, и террасы Морай.

Спустившись с соляных копей, мы попадаем в Священную долину Инков (Valle Sagrado de los Incas), по которой течет бурная река Урубамба. Именно в долине находятся еще более интересные достижения той индейской эпохи — сооружения Ольянтайтамбо и самый знаковый объект Инков — «затерянный город» Мачу Пикчу.

Спустившись к реке, под музыку и национальный фольклор пообедали ресторанчике Tunupa.

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Остановившись неподалеку на ночлег, остаток дня провели на рынке сувениров Chincheru, а вечером прогулялись по берегу Урубамбы.

По рынку можно бродить часами, любуясь цветастыми вязаными изделиями из шерсти альпака и разнообразными поделками hand-made народных умельцев. Попадались и оригинальные украшения из серебра. Предлагались и изделия, покрытые благородной патиной, показывая на которую, продавцы с честными глазами утверждали, что они еще из «той эпохи».

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Очень оригинально выглядели предметы из высушенной и отполированной тыквы, поверхность которых была покрыта картинками из перуанского фольклора. Своими яркими красками и древними узорами поражали вытканные на примитивных ткацких станках коврики и ткани с национальными орнаментами. Ну и, конечно, всех поразил очень большой выбор изделий из шерсти альпака. Вообщем, там было и на что посмотреть, и что купить. И вытащить оттуда женщин без покупок не представлялось возможным.

Какими же еще перуанскими сувенирами стоило удивить своих земляков? Конечно же, чаем из листьев коки вместе с бутылочкой местного крепкого напитка Писко. Хорошей памятью стали и диски с перуанской музыкой, которую я использовал в своем документальном фильме «Вокруг Южной Америки».

После завтрака садимся в наш автобус и через полчаса прибываем ко входу в следующий археологический памятник культуры инков — город Ольянтайтамбо (исп. Ollantaytambo). Он расположен у реки Патаканча невдалеке от ее впадения в Урубамбу. Здесь тоже довольно приличная высота — почти 2800 метров над уровнем моря.

Всех туристов встречает памятник Пачакутеку — девятому королю инков.

Памятник Пачакутеку — девятому королю инков

Основной архитектурный крепостной комплекс Ольянтайтамбо находится на северо-западном склоне одноименного городка. Еще издали видны его каменные террасы, поднимающиеся вверх по склону горы.

Выйдя из автобуса, внимательно рассматриваем схему этого комплекса и наш гид Педро (мы еще добавляли приставку Дон перед обращением к нему, чему он несказанно радовался) показывает направление нашего движения — вверх по дорожке.

Схема комплекса Ольянтайтамбо. Если кликнуть - изображение увеличится. Из интернета
Схема комплекса Ольянтайтамбо. Если "кликнуть" - изображение увеличится. Из интернета

Террасы Пуматаллиса

До верхнего яруса, на котором располагается разрушенный церемониальный храм по вертикали метров 60. Двадцатиэтажный дом. Подъем нетяжелый, и даже интересный. Идешь, рассматриваешь удивительную полигональную кладку камней и размышляешь — как это все было здесь когда-то, как и чем обрабатывали эти камни…

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

А Дон Педро рассказывает — что и к чему. И, как и у каждого знакового объекта, у этого инковского сооружения тоже есть своя навороченная средневековыми страстями легенда и, конечно, связанная с любовью.

Некий бравый служака верховного Инки Юпанки Пачакутека, которого звали Ольянтая, влюбился в его дочь по имени Кури-Койльюр и, осмелившись просить ее руки, тем самым навлек на себя гнев владыки и был изгнан с глаз долой. Смертельно обидевшись, Ольянтая пошел войной на папу своей суженой и убил его. Дочка Кури-Койльюр в благодарность за это рожает ему дочь Айму Сумак (в переводе «Какая красивая»), которая, в конечном счете и спасет влюбленным родителям их жизни, на которые покусился выживший сын Пачакутека — тоже Юпанка…

Эта романтическая легенда даже переложена на спектакль, который и по сей день популярен в Перу — зрители выходят из театра, держа в руках платочки, которыми вытирали слезы…

Ну, а вообще-то, крепость считалась неприступной и Ольянтайтамбо вошел в историю, как центр сопротивления испанским конкистадорам. Во время ее штурма войсками Писсаро летом 1536 года, индейцы затопили все подходы к террасам водами Патаканча — притоком реки Урубамбы и обрушили на испанцев град камней и стрел. Испанцы отступили, так и не сумев ее захватить. Правда, и индейцы тоже потом долго здесь не задержались.

И впрямь, выстроенная на почти вертикальных склонах, она выглядит неприступной…

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Некоторые ученые считают, что крепость была построена задолго до инков. Только не знают — кем…

Другие исследователи полагают, что это произошло во время правления инки Пачакутека в 15 веке, который, одержав победу над жителями Ольянтайтамбо, разрушил старое поселение и воздвиг новое, которое стало королевской резиденцией.

Но, если внимательно присмотреться, мы тоже увидим свидетельства того, что это не инки строили его некоторые мегалитические конструкции, а застали они уже здесь руины и занимались только их ремонтом исходя из уровня своего технического развития. А он позволял только делать новые сооружения из рваного необработанного камня на глиняном растворе. Именно такие сооружения и окружают ныне комплекс Ольянтайтамбо.

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Однако, идем дальше. Поднимаясь вверх вдоль зеленых террас, которые были выше человеческого роста, видим древние улочки на выступах скал и городок внизу. Мы поднимаемся через т.н. террасы Пуматаллиса. Таких террас, позволявших вести сельское хозяйство на ранее непригодных к обработке землях, было много и по другим, окружавшим город, склонам гор.

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Ступени самих террас выполнены простой кладкой камней — не так тщательно продогнанных друг к другу. Зато боковые стены восхищают кладкой, которой они выполнены. Ученые называют ее полигональной — это когда швы между камнями хоть и неровные, но между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы… Мы обсуждали это, когда осматривали первые такие феномены в Куско.

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Поднимаясь, часто осматривались назад. Было видно, что склоны долин рек Урубамба и Патаканча покрыты широкой сетью сельскохозяйственных террас, которые поднимаются вверх по окружающим их холмам. Однако, как сказал наш гид Дон Педро, террасы в крепостном комплексе Ольянтайтамбо выполнены с гораздо большим искусством, так как считалось, что это свидетельствовало о более высоком статусе города и населявших его людей.

Для чего строились эти террасы? В горных районах это был единственный способ отвоевать у суровой природы земли и приспособить их к получению урожая. Подобные технологии мы видели у всех народов мира — в Юго-Восточной Азии, Африке, Мадагаскаре…

Если присмотреться, то видно, что террасы в Ольянтайтамбо действительно построены намного лучше, чем обычные террасы инков. У них более высокие стены и выложены они из более тщательно обработанных камней. Похожие сооружения мы видели и в Писаке.

Ну, и все еще непонятным остается вопрос добычи и транспортировки этих гигантских каменных блоков. Каменоломни, в которых они добывались, находились на крутом склоне горы с другой стороны реки Урубамба. В общей сложности, расстояние этой транспортировки составляло несколько километров по сложно пересеченной местности. И мы знаем, что инки не знали ни колес, ни подъемных кранов. Тогда как и чем они передвигали эти гигантские блоки с каменного карьера на строительные площадки Ольянтайтамбо? Сплошные вопросы, на которые и сейчас нет ответов …

Верхняя часть крепости Ольянтайтамбо

Поднявшись наверх, мы увидели Храм Десяти Ниш, названный так по количеству сохранившихся трапециевидных углублений в его задней стене. Вон он виден слева на верхнем ярусе. Храм, однако…

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Выше находится Храм Солнца, состоящий из шести розовых монолитов, якобы скрепленных расплавленной бронзой, Зал правителя, Серебряный храм Луны и солнечный камень для наблюдения за светилом. Некоторые из этих сооружений находятся в полуразрушенном состоянии и мы видим рядом с ними хаотично лежащие огромные цельные блоки, будто сорвавшиеся откуда-то сверху. Без пояснений гида тут сложно разобраться…

Эти валяющиеся каменные блоки хорошо видны на приведенном выше снимке. Некоторые исследователи полагают, что это результат не варварского разрушения завоевателями крепости, а следствие разрушительного наводнения. Может, быть, даже — Цунами, пришедшего через трехкилометровые горы с Тихого океана…

И такая гипотеза существует!

Храм Солнца в Ольянтайтамбо

Зернохранилища

Поднявшись на террасы, на противоположной стороне за поселком мы видим гору, на которой высятся какие-то строения, похожие на бараки.

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

При внимательном рассмотрении становится понятным, что их стены сооружены из необработанных камней и без тщательной заделки швов, присущих помещениям, в которых жили люди. Наш гид пояснил, что это зернохранилища Колька, в которых хранилась продукция сельскохозяйственных террас, расположенных вокруг города.

Естественные факторы, такие как большая высота, сильный ветер и низкая температура предотвращали гниение хранившегося урожая и способствовали его более длительному хранению.

Как и чем поднимали это зерно туда — на эти крутые склоны? Хотя, даже издали, просматривается серпантин тропы-дороги, ведущей к верхнему ярусу этих строений. Да-а-а! Без дела тогда никто не сидел…

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

В нижней части комплекса находится Храм воды и небольшой церемониальный фонтан, в котором якобы любили совершать омовения царствующие особы. Они функционируют и по сей день.

Сегодня Ольянтайтамбо очень популярен у всех туристов, посещающих Священную долину Инков. И это не связано только с наличием в нем данного археологического комплекса. Дело в том, что дальше — в сторону Мачу Пикчу, который невозможно пропустить, по долине реки Урубамба проехать автотранспортом уже нельзя — дорог нет и туда вдоль берега реки проложена только железнодорожная ветка.

Неразгаданные тайны перуанского Ольянтайтамбо

Поэтому к городку Аквас Кальентес (Горячие Источники), от которого идет подъем на «Затерянный город», можно попасть только поездом. В Ольянтайтамбо существует довольно развитая сеть хостелов и отелей, в которых туристы в ожидании поезда останавливаются на ночь.

Стоит отметить, что в связи с большим наплывом туристов, будет нелишним и раннее бронирование билетов на перуанских сайтах http://ticketmachupicchu.com/ или https://zonasegura.incarail.com/. Стоимость билета на поезд от Ольянтайтамбо до Аквас Кальентес на треть ниже, чем из Куско и сейчас составляет $62 USD в одну сторону. Из Ольянтайтамбо в сторону Мачу Пикчу отправляется около 10 поездов каждый день.

Итак, осмотрев достопримечательности Ольянтайтамбо, спускаемся вниз к железнодорожному вокзалу и ждем поезда в Аквас Кальентес к очередному чуду Света - Мачу Пикчу.

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия