Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 22:59

Куско, Ольянтайтамбо — Перу Январь 2008

Продолжая наше путешествие «Вокруг Южной Америки», мы посетили Бразилию, Аргентину, Чили и Боливию и вот уже несколько дней путешествуем по Перу. В этой горной стране увидели жизнь индейцев племени Урос на озере Титикака и ознакомились с достопримечательностями древней столицы Инков — города Куско и его ближайших окрестностей — Саксайуаман, Тамбомачай, Пука Пукара и Кенко.

Карта путешествия Вокруг Южной Америки
Карта путешествия "Вокруг Южной Америки"

Именно строения Саксайуаман заставили и нас поломать голову над извечным вопросом всех исследователей жизни Инков — а как же они обрабатывали и перетаскивали материал для этих мега-сооружений? Без металлических инструментов и колес…

На следующее утро вся наша большая группа из 24 человек садится в автобус и мы направляемся на пару дней в сторону главного шедевра культуры Инков — затерянного города Мачу Пикчу. По дороге проезжаем небольшой городок Марас (3300 м) — бывшее древнее индейское поселение в Священной долине Инков.

Неподалеку от него есть две интересные достопримечательности — руины города Морай (исп. Moray) и соляные террасы Салинас-де-Марас (исп. Salineras de Maras), находящиеся уже на спуске с гор в долину реки Урубамба. На ночлег остановимся в городке Ольянтайтамбо, тоже известном своими крепостными сооружениями, построенных Инками.

Карта Куско - Марас - Морай - Ольянтайтамбо

От Куско до Мараса около 41 км, а потом от Мараса до Ольянтайтамбо еще 23 км. Но спешить туда вниз — в долину, не стоит. Выехав с Мараса, в котором смотреть особо нечего, лучше свернуть налево на грунтовку, плавно ведущую вверх в сторону заброшенного индейского города Морай. Ехать километров семь.

Террасы Морай в Священной долине Инков

Кругом безлесная и безлюдная горная равнина. Высота 3500. Из растительности видны только немногочисленные низкорослые кактусы, своими листьями похожие на ананасы. Но крестьянская жизнь видна и здесь.

Мы остановились возле одинокого пахаря, который возделывал свою землю плугом, запряженным быком. Наш друг Павел, выросший в одном из сел под Полтавой, попросил хозяина заменить его. Тот, улыбнувшись такой необычной просьбе «белого человека», разрешил. Пройдя за быком, управляя примитивным тяжелым плугом, с сотню метров, Павел сдался. Да! Труд пахаря на такой высоте не из легких!

Террасы Морай в Священной долине Инков

Чуть поодаль поднималась в гору перуанская семья с навьюченным грузом осликом.

Проехав еще пару километров по безлюдной горной равнине, остановились на въезде в заповедник Морай. Входной билет в него стоит 10 солей ($3) с человека. Но у нас был boleto turistico, приобретенный накануне в Куско и он был годен здесь тоже. Подойдя к обрыву, все разом ахнули, увидев очередное чудо Инков — непонятный, углубившийся в землю, цирк…

Террасы Морай в Священной долине Инков

Что это? — вырвалось сразу у всех из уст. На первый взгляд Морай напоминал античный греческий амфитеатр.

Наш гид рассказал, что Морай — необычное и интересное сооружение агротехнического назначения Инков. Эдакая своеобразная опытная сельхозлаборатория, на которой опытным путем определялись наилучшие условия для тех или иных зерновых культур и овощей. Ну, а попросту говоря — это был огород с парниковым экффектом.

Всего в Морае четыре таких террасных комплекса. Высота каждого уровня составляет 2–2,5 метра. Между уровнями есть лесенки, по которым можно подниматься и спускаться.

Террасы Морай в Священной долине Инков

Ступени этих лестниц выглядят весьма необычно для нас — в виде выступающих продолговатых камней. И, конечно, это не «царская ступень», имеющая 15 см высоты. Побегать по таким полуметровым по высоте ступенькам целый день — будет еще «та» работа…

Очень необычно и решение конструкции террас — они построены не на склоне, как обычно, а между соединяющимися холмами в виде концентрических кругов, уходящих вниз метров на 30. Особенно впечатляет то, что эти окружности идеальной формы.

Внизу — на нижних кругах — получился естественный парник. Ветра там нет совсем, вовсю жарит солнце. Количество тепла от солнца различалось на разных уровнях террас. Спустившись на самый нижний уровень, чувствуешь себя как в бане. Температура там была выше чем наверху градусов на 10–15. Наверно, именно это и позволяло инкам выращивать в этих местах некоторые теплолюбивые культуры, в том числе и коку.

Террасы Морай в Священной долине Инков

Ученые доказали, что террасные почвы могли быть даже завезены и из других регионов Перу. Возможно, и из джунглей или субтропиков. Считается, что здесь Инки на практике определяли, какой вид семян более пригоден для тех или иных условий и, вырастив их, раздавали эти образцы в другие районы страны соседним племенам для улучшения качества урожая. Ну, и для поддержания своей политики, конечно.

Присмотревшись к кладке камней видно, что многие ступени восстановлены недавно — там камни были заменены на гладкие — взятые из русла реки. Но, в основном — везде была старинная кладка, сделанная еще Инками более 500 лет тому назад.

Однако не все согласны с таким предназначением Морая — некоторые полагают, что здесь могла осуществляться и выработка драгметаллов типа золота или серебра. И, если хорошо поискать, то в близлежащих ручьях можно найти следы и промывки, и выплавки этих металлов …

Но, увы — для подтверждения этой гипотезы пока ничего не найдено.

Оглянувшись от этих ярусов в обратную сторону, видим суровую цепь горных Анд. А вдали — снежные вершины гор и ледников …

Террасы Морай в Священной долине Инков

Осмотрев и познакомившись с этим, еще одним чудом стародавней строительной культуры Инков, садимся в автобус и спускаемся вниз — в долину реки Урубамба. Сегодня нам предстоит увидеть еще одну достопримечательность, которая лишний раз покажет способность Инков и к творческому, и к титаническому видам труда.

Это соляные копи Салинас-де-Марас. Их мы увидим на крутом горном серпантине по пути в Ольянтайтамбо. По дороге к ним раскрываются невероятные по своей красивой суровости пейзажи…