AsiaGate Пользователь — была сегодня 10:06

Загадки Нови Сада

23 июля 18:13 Нови-Сад — Сербия Апрель 2015

Есть в Сербии такой город — Нови Сад, хоть и столица края, Воеводины, но камерный и ламповый, тихий и в чем-то провинциальный. Этим он похож на Белград, как, впрочем, и на любой другой город Сербии, поменьше.

Нови Сад называют культурной столицей страны, а ещё сербскими Афинами и сербским Гибралтаром. Почему? Разберемся.

Нови-Сад — второй по величине город Сербии, он раскинулся на севере страны, на обоих берегах Дуная, захватывая как левую его, равнинную, или Бачку сторону, находящуюся в Паннонской низменности, так и правую — высокую, Сремску сторону у подножья Фрушки Горы. Впервые город упоминается в источниках в 1694 г.ода в связи с возведением Петроварадинской крепости (Petrovaradinska tvrdjava), ныне являющейся символом города.

Вообще, эта местность имеет поражающую воображение историю, представляющую собой смешение народов и культур: здесь «отметились» римляне, гепиды, гунны, авары, славяне, германцы, венгры, византийцы, турки.

Нынешняя крепость была сооружена в месте, называемом Дунайским Гибралтаром — в междуречье трёх рек — Дуная, Тисы и Савы и на стыке трёх цивилизаций — христианского Востока, христианского Запада и ислама. Вот вам и первое объяснение.

Петроварадинская крепость была построена Габсбургами как символ возрождения монархии после турецкой осады Вены 1683 г.ода.

Примечательно, что Петроварадинская крепость стоит на месте древнеримского форта. Именно здесь в 1 веке находился так называемый «римский придунайский пояс» укреплений, защищавший империю от варваров с севера. Первый форт на высоком Сремском берегу Дуная был построен именно римлянами. А в пригороде Нови Сада — Сремской Митровице — были рождены десять римских императоров (!): Гостилиан, Деций Траян, Клавдий, Аврелиан, Проб, Максимилиан Геркулий, Констанций II, Грациан и т.д. Так-то…

При византийцах крепость называлась Петрикон, славяне называли её Петрик. Переходя из рук в руки сотни раз на протяжении веков, в начале 18 века форт, наконец, был освобожден от османов австрийскими войсками Людвига Баденского, и вскоре крепость перестроили и назвали на новый лад — Петервардейн.

Напротив реконструированной крепости, на другом берегу реки возник город, основанный православными сербами, которому императрица Мария Терезия в 1748 году дала латинское название Neoplanta (»Новый сад»). Уже в 18–19 веках город стал средоточием сербской культуры своего времени, а также важным торговым и промышленным центром. Здесь процветала культурная, образовательная и творческая жизнь.

Собственно этим и объясняется второе название города — сербские Афины, поскольку здесь были построены школы и университеты, гимназии и библиотеки. Так, первая типография, библиотека, а также книжный магазин открылись в Нови Саде в 18 веке. Одна из городских гимназий создала известный литературный журнал Letopis Matice Srpske. В тот же период был основан Сербский Национальный Театр. Сегодня в Нови Саде находится Национальный Сербский Университет, в котором более 13 факультетов. Кроме того, жители чтят память великого соотечественника Николы Теслы, каждый год проводя Международный Фестиваль инноваций, знаний и изобретательства «Tesla Fest».

Далее город разделил судьбу всей Воеводины, войдя сначала в состав нового Королевства сербов, хорватов, и словенцев, затем в состав его приемника, королевства Югославии, а потом став частью социалистической Югославии. Сегодня Нови Сад — главный город автономного края Воеводина в составе Республики Сербия.

В новейшей истории Нови Сада также имеется печальная и страшная страница — в 1999 году город подвергся ожесточенным бомбардировкам НАТО: погибли люди, были разрушены все три моста через Дунай, жилые дома, жители лишились воды, связи и электричества.

Несмотря на то, что Нови Сад — крупный и важный город, жизнь здесь течет довольно polako, размеренно. Здесь, как и во всей Сербии, — расслабляющая атмосфера, и хочется только одного — сидеть в кафане на берегу Дуная, лениво созерцая крепость и проплывающие мимо суда, ну или в крайнем случае медленно прогуливаться пешком — от одной местной достопримечательности до другой. До другой кафаны.

Вот она — Петроварадинская крепость, скрывающая подземные галереи протяженностью 16.5 км, и имеющая 13 ворот.

Одна из самых известных смотровых площадок крепости расположена на бастионе Людвига. Здесь находится символ города — часы, некогда служившие маяком судоводителям. Часы необычные, в них всё наоборот: большая стрелка указывает часы, а маленькая — минуты.

Варадинский мост через Дунай, неоднократно разрушавшийся и восстановленный, в крепость мы добирались, пройдя по нему пешком:

Другая смотровая площадка крепости — бастион Леопольда, виды на Бачку сторону изумительные:

В крепости имеется городской исторический музей, обсерватория (открыта только в ясную погоду) и планетарий (только по субботам). Музей в день нашего визита почему-то был закрыт. В поисках, пардон, WC я забрела в его здание, и, разговорившись с привратницей, мы получили доступ не только к вожделенной комнате, но и в залы музея. Разумеется, музей для нас персонально открыли исключительно из-за моего русского языка — совершенно нормальная ситуация в Сербии:)

Центр города застроен интересными зданиями в стиле готики, барокко и неоклассицизма 19 - 20 века, большим числом храмов различных конфессий, включая синагогу на улице Jevrejska, одну из древнейших в Европе:

На площади Свободы в центре города высится неоготический католический собор Богородицы 19 века. Обратите внимание на его разноцветную черепичную крышу!

Центральная пешеходная улица носит имя сербского лирического поэта Змай Йована (Змаj Jована).

Сразу за собором находится изящная Ратуша в стиле неоренессанс, точная копия Ратуши города Грац в Австрии. В ратуше и сегодня работает мэрия Нови Сада.

Ещё одно здание в австро-венгерском стиле — особняк Владычанский двор (Дворец епископа), он располагается в конце улицы Змая Йована.

Собор святого Георгия (Саборни храм Светог великомученика Георгија) — кафедральный собор Бачской епархии Сербской Православной церкви, он находится слева от Епископского дворца.

Добраться из Белграда до Нови Сада, расположенного в 75 км севернее от него, можно:

— на автобусе (расписание автобусов тут) за полтора часа:

— на поезде (расписание тут) также за полтора часа, цена билета будет зависеть от категории поезда, примерно 300 динаров (около 3 евро):

— на автомобиле по трассе E-75 (Белград — Будапешт), трасса платная, проезд будет стоить около 250 динаров.

От вокзала Нови Сада до Петровардинской крепости можно доехать на автобусах № № 3А, 69; из центра в крепость — на автобусах № № 9, 9А.

Ролик «Нови Сад в движении», не мой (авторство в нём указано). Просто наткнулась в сети, понравился, захотелось и вам показать.

Посещение Сремской Митровицы, родины римских императоров, решила приурочить к своему следующему визиту в Сербию. Он обязательно будет. Не может не быть, если я так этого хочу.

в Нови-Саде

24 июля 10:33
Очень захотелось туда. И стало понятно твое желание вернуться. Пусть сбудется непременно!
24 июля 10:35
Очень захотелось туда. И стало понятно твое желание вернуться.
- вооот, ты же меня понимаешь) Спасибо, Танюш!
24 июля 16:01
Оксана
Крепость впечатлила
скрывающая подземные галереи протяженностью 16.5 км,

по галереям не удалось побродить?
24 июля 17:29
Нет, Сергей, мы и не стремились, день какой-то был хмурый, не хотелось ещё и под землю лезть))
24 июля 17:30
Ксюша,пусть твоё желание сбудется! Хороший город!
24 июля 17:37
Лена, спасибо!
24 июля 22:55
Ровно два года назад там были. Город очень понравился, с удовольствием его вспомнил
25 июля 7:33
Да, я помню ваши отчеты) Ещё тогда подумала, что летом всё-таки лучше, чем ранней весной - тепло и всё зелёное, настоящий сад!
25 июля 6:54
Род-дом у них что ли рядом был?
Уютный город, Оксана.
Чем-то на Любляну похож, в которой не была, но смотрела.
Пусть исполнятся твои задумки и желания!
25 июля 7:35
Leolik писала 25 июля 6:54
Род-дом у них что ли рядом был?
- что-то вроде того, наверное
Да, Лен, на Любляну похож, австрийская застройка, вроде понимаешь, что ты на Балканах, но архитектура совсем другая.
Leolik писала 25 июля 6:54
Пусть исполнятся твои задумки и желания!
- спасибо большое, пусть!
25 июля 9:40
Не самый широко известный город, спасибо за чудесную экскурсию с балканским колоритом, Оксан! Крепость впечатляющая, видимо здорово османы их напугали
25 июля 9:49
catys писала 25 июля 9:40
видимо здорово османы их напугали
- Кать, ну это ж как всегда, пока турки не взяли Вену в осаду на 2 месяца, кто бы подумал об укреплении дальних рубежей)) Только римляне разве что)))
25 июля 12:12
Это да, все же сильны в основном задним умом )) Ну разве что кроме римлян ))
25 июля 11:32
Нови Сад-красивое название! Крепость на кхолме, река, облака-красиво как!!
великого соотечественника Николы Теслы,
-вот так, читая отзывы и узнаешь интересные детали, совершенствуешься!
сидеть в кафане на берегу Дуная,
- помечтаем
музей для нас открыли из-за моего русского языка — совершенно нормальная ситуация в Сербии:)
-прикольно!!
Не может не быть, если я так этого хочу.
-вот это установка!!
25 июля 11:49
NataliaC писала 25 июля 11:32
-прикольно!!
- Наташ, я не уставала удивляться, стоит по-русски заговорить - всё везде открывается, везде разрешают снимать, стараются угостить, будто к родственникам приехала)
25 июля 11:55
AsiaGate писала 25 июля 11:49
будто к родственникам приехала)
-чертовски приятно!!
25 июля 17:23
Все обязательно сбудется!!!! В междуречье этом, по некоторым сведениям, предполагался Рай... Кто-то говорит, на берегу Тигра, кто-то - на берегах Волги, а кто-то именно здесь, в Сербии... Истина где-то рядом. НЕ зря столько императоров на этой земле народилось...
25 июля 17:39
Kapuletta писал 25 июля 17:23
предполагался Рай
- Лен, мой персональный рай именно там...) А вообще на территории Сербии родились 17 римских императоров, представь, а? Паннония)
25 июля 17:51
AsiaGate писала 25 июля 17:39
Паннония)
да уж... Всю историю Древнего Рима можно по ней отследить)
violik
25 июля 18:36
Солидная крепость. Особенно на схеме это хорошо видно. Объектив фотоаппарата, увы, не всё может охватить. А на схеме видны все эти многоярусные бастионы. Я вот когда на Мальте был, тоже обалдел от бастионов Валлетты. И их хорошо видно только на аэрофотокарте. Тоже многуровневые жуткие бастионы. Люблю эти дела: крепости, замки-крепости и т.п.
25 июля 18:47
violik писал 25 июля 18:36
Люблю эти дела: крепости, замки-крепости и т.п.
- я тоже)) Там в Сербии этих крепостей - в каждом городе. Вот ещё одну вам подброшу в столице. в Белграде:
25 июля 21:41
Получается, что мы были там почти в одно время... Очень приятные места
25 июля 21:50
Наверное, вы чуть позже - я в конце марта в Сербию приехала, и уехала где-то в середине апреля. Потом ещё осенью была, в октябре) Снова хочу, тоска по Балканам непроходящая какая-то...Вроде бы много где была, а вернуться хочется только туда...
25 июля 21:57
А мы в апреле были, когда все цвело... Цветы там на деревьях потрясающие. У нас таких не видел...
25 июля 22:07
Ага) Вот магнолия, например, из сквера у собора святого Саввы
26 июля 12:21
Оксана, десять римских императоров - это сильно!!!))
Красив город!
26 июля 13:12
А на территории нынешней Сербии - 17 императоров))
26 июля 14:02
Тогда Сербию пора переименовывать в империю!)))
26 июля 14:08
Есть такая имперская национальная идея - Великая Сербия)) Пойду-ка я писать "100 фактов о Сербии"))
alla_gorbunova
26 июля 15:10
Какой уютный город! Понятно Ваше желание сюда вернуться! Желаю Вам исполнения этого!
26 июля 15:47
Спасибо большое!
27 июля 1:51
Крепость, как и полагается, очень живописно расположилась! Приятный и уютный городок!
27 июля 7:37
Спасибо за внимание
27 июля 12:02
Римские императоры - меня сразу цепляет Невероятно - 9 императоров отсюда!
Музей открыли и показали - очень тронул меня этот эпизод.
Бомбардировки НАТО не могу спокойно вспоминать. Чудовищно! :(((
Оксан, приятный городок!
27 июля 12:22
Оля, в Сремской Митровице 10 императоров ( я не всех их упомянула, только тех, чьи имена на слуху), а на территории всей нынешней Сербии - вообще 17! Представь! Я сама только сейчас это осознала, а то Паннония - Паннония, где она там, эта Паннония...
fanolia писала 27 июля 12:02
Бомбардировки НАТО не могу спокойно вспоминать
- я тоже...Насаждение "демократических ценностей". Варварство.
А так-то очень приятный городок, да, хотя и не типично сербский, сказался многонациональный состав жителей в последние пару веков.
27 июля 13:03
может и не плохо это, что многонациональный. Главное, чтоб мир был.
Ivan_Kuchin
8 октября 14:29
Чего-то мне захотелось лениво посидеть на берегу Дуная, никуда не спеша и поразглядывать проходящие пароходы. Аж невтерпеж.
8 октября 14:51
Я вас поздравляю - это merak, сербский дзен На меня это в Сербии всегда нападает, очень сложно с этой штукой путешествовать в обычном турбо-режиме - ползаешь из кафаны в кафану, совершенно счастливый
Вот вам ещё мерака: http://www.tourister.ru/responses/id_14889
Ivan_Kuchin
8 октября 15:09
Спасибо за поздравление. Сербский дзен - это круто! Не слышал о таком Хотя для меня турбо-режим не является обычным.
8 октября 15:19
Ivan_Kuchin писал 8 октября 15:09
для меня турбо-режим не является обычным
- я вам завидую по-хорошему У меня чаще получается турбо всё-таки)
8 октября 19:41
Ксюшик, какое чудо ты показала!!! волшебный городок, милейший))
8 октября 21:53
Спасибо, Юлечка) Да, душевный город, как и все прочие сербские города
10 октября 0:00
Тут и сама не заметишь, как в Сербию влюбишься благодаря тебе)))
10 октября 8:58
Хехе, значит, моя цель будет достигнута
10 октября 9:47
вдохновительница))))
8 октября 22:37
Очень глубокое исследование с прекрасными иллюстрациями!
Замечательное место.
9 октября 8:50
Спасибо большое На меня город произвёл сильное впечатление, хотелось поделиться
9 ноября 23:53
Не знаю, с чем это связано, может быть так сильны твои чувства, как автора рассказа, может ролик этот завершающий, космический просто, но кажется Нови Сад маленьким островком спокойствия, тайным садом, укрывшимся за толстыми стенами от бушующих вокруг враждебных бурь. Очень трогательный, очень личный.
10 ноября 8:27
Ох, Юльчик, спасибо, приятно, когда свои понимают - появляется ощущение, что всё не зря, и ты не один. Конечно это моё отношение к стране в целом накладывается. Странно, но у меня чувство, что я в эмиграции - здесь. Притом, что Донбасс я всегда любила и люблю. Короче, так и живу на 2 страны - в одной реально, в другой - виртуально))
10 ноября 9:15
Желаю, чтобы в твоей жизни поскорее наступила гармония!
10 ноября 9:20
Спасибо, дорогая! гармония в душе - вполне достижима, а вот в жизни, увы, не всё от нас зависит))
21 ноября 14:27
Симпатичный Нови-Сад,всё мимо по автобану проезжал,надо заглянуть!
21 ноября 14:40
Обязательно загляните! И ещё в Сремску Митровицу
21 ноября 14:43
ок! а вы в Белграде в зоопарке были? где белые львы?
21 ноября 14:46
Зоопарк там в крепости, по крепости дня три в общей сложности бродила, даже на фестиваль рыцарей попала)) а вот в зоопарк не добралась...Мне жалко животных в клетках (
21 ноября 14:52
они там в вольерах.больших.относительно,конечно....
21 ноября 14:55
очень красивый зверь! Если в вольерах, то ладно Надо будет заглянуть)
21 ноября 15:14
там их целый прайд-около десятка
21 ноября 15:26
Бедные, зимой-то как? Зима в Сербии тоже бывает суровой...
21 ноября 15:35
под крышу уходят... вряд ли в отапливаемое помещение.
но и в Африке тоже по утрам бывают заморозки,в ЮАР точно!
28 ноября 23:00
Знакомые места! Спасибо, Оксана, что напомнили о крепости и о городе! Там действительно очень хорошо!
29 ноября 8:16
Спасибо, Сергей!
larkis8
29 ноября 23:07
Оксана, очень интересный и познавательный рассказ! Для меня Нови Сад остался в памяти самым красивым городом Сербии. Мне повезло попасть там на праздник и на службу. Только фотографии куда-то делись , осталось несколько кадров. Например, такой!
larkis8
29 ноября 23:09
А из крепости мне очень понравился вид на крыши. Увы, фото осталось только со мной !
30 ноября 7:43
Лариса, спасибо! Тебе вообще повезло в тёплое время года там оказаться Я была в марте (начале апреля?) - холодина была ужОс, хотя по фото этого может и не видно...Зато туристов не было совсем!
Elve
Вчера 18:06
интересное путешествие . яркое
denis111
Вчера 19:29
Очень увлекательный интересный рассказ!
Сегодня 10:04
Спасибо, Денис!
Ledymery72
Вчера 23:29
Замечательный "городок-городище",ты права ,Оксан,в нем есть что-то и столичное и тихое провинциальное.
Утонченность и величие готики соседствует с уютностью улочек с уличными кафе,а еще я почувствовала ничем
не зажатый , даже в новостройках ,колорит природы - много неба и простора,что так актуально для городских
жителей!
Оксан,молодец,все так информативно расписала,как добраться и на чем,спасибо тебе за приятную прогулку!
Сегодня 10:04
Марина, привет! Спасибо! Да, вот такой он, Нови Сад - "город контрастов" Архитектурных, природных, этнических - там в этой местности (Воеводина) ещё и 6 официальных языков, представляешь?! Я заметила, что все сербские города - просторны, широкие проспекты, улицы, много парков и зелени. Кстати, там в последнем отзыве рассказывала уже, но повторюсь - сербская деревня тоже просторна, и при этом похожа на элитный посёлок в Подмосковье: большие дома, очень ухоженное подворье, сады, но заборов трёхметровых никто не строит, от этого тоже простор и объём.