Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Шри-Ланка_маршрут и общие замечания

Коломбо, Галле, Полоннарува, Дамбулла, Канди + 9 городов — Шри-Ланка Август 2015

На Шри-Ланку мы собрались неожиданно, когда случайно нашли билеты на самолет, дешевле чем на Кипр. Вот это да! Нельзя было упустить такой шанс, к тому же из нашей любимой Азии осталось не так уж и много доступных, но еще не посещенных стран. А то, что лето там low season — не страшно, ведь несезон очень часто оборачивается горой поначалу неочевидных плюсов!

План поездки составляли в спешке, поэтому кое-что я бы сейчас, вернувшись, все-таки изменила. К счастью — это лишь мелкие детали, поскольку в целом все сложилось более чем удачно. Итак, план:

0 день (26 июля): ночью из Питера в Москву, Домодеово, Air Arabia: Москва — Шарджа — Коломбо.

1 день: рано утром прилетаем в Коломбо. Берем машину с водителем на 5 дней, едем закомиться с океаном, потом долгий переезд в Полоннаруву. Осмотр старого города. Возвращение в Сигирию, ночевка.

2 день: Утром — осмотр Сигирии, Львиной Горы. Поереезд в Дамбуллу, осмотр Храма в скале. Переезд в Канди. Вечер — прогулка по Ботаническому Саду.

много сидящих Будд
и стоящих тоже
Бесконечное дерево. Ботанический сад.
Аллея Пальм.

3 день: Утро — осмотр Храма Зуба Будды, прогулка по центру. Поездка в слоновий питомник в Пиннавалле. День — неспешная дорога в сторону Нувара-Элии, осмотр чайных и клубничных плантаций. Ночь в Нувара-Элии.

Храм зуба Будды
Свечки можно поставить вне храма, на территории комплекса.
Слоны на купании в питомнике Пинавелла

4 день: Утро — Прогулка по плато Хортон. День — переезд на поезде до Эллы. Вечер — прогулка по Элле и вокруг.

Шри-Ланка_маршрут и общие замечания

5 день: Отправление из Эллы, осмотр водопадов. Национальный парк Удавалаве — парк слонов. Перезд в Тиссамахараму.

6 день: Национальный парк Яла. Вечером — поездка в Катарагаму на буддийский праздник.

7 день: Переезд в Тангалле. Океан!

Шри-Ланка_маршрут и общие замечания

8 день: Тангалле. Пляж.

9 день: Тангалле, прогулка на лодке по лагуне. Отправление в Унаватуну. Буддийский Праздник в Унаватуне.

Шри-Ланка_маршрут и общие замечания

10 день: Переезд в Галле. Прогулка по форту. Ночь в Галле.

маяк в Галле

11 день: Утренняя прогулка по Галле. Переезд в Хиккадуву. Черепаший приют и памятник цунами. Пляж.

Памятник жертвам цунами

12 день: Хиккадува, пляж.

Шри-Ланка_маршрут и общие замечания

13 день: Хиккадува, пляж. Переезд в Коломбо на поезде.

14 день: Коломбо. Вечером — выезд в аэропорт.

деревянный грузовик
Коломбо, район Форт

15 день (9 августа): Весь день летим домой. Коломбо — Шарджа — Москва — Спб. Вечером — дома!

Особенности маршрута и сезона.

1. Наш маршрут начинался из центра страны, с ее историческими достопримечательностями, переходил в горы, потом в национальные парки ближе к югу, и потом вдоль южного и западного побережья — обратно в сторону Коломбо и аэропорта. Большинство туристов, которых мы встречали на своем пути по Шри-Ланке, выбирали обратный маршрут: по западному побережью, потом юг, национальные парки, и затем — вглубь страны. Любо — сначала горная часть, потом центр, потом пляжи восточного побережья — тоже интересный маршрут. В целом, все варианты имеют свои плюсы, но мне кажется, я не ошиблась, когда составила наш — именно так. Почему? Потому что начав с пляжей и побережья, можно было так там и остаться, расслабившись и позабыв про грандиозные планы культурного освоения новой территории) А начав с прохладных горных районов, мы бы не смогли в полной мере насладиться их красотами, да и прохладой тоже, особенно после нашего далеко не летнего питерского лета с его +11. А после жаркой Полоннарувы, Канди и Сигирии — пара дней прохлады — самое то!

2. На первые дни мы брали машину с водителем. 60 $ в день — водитель кормится и ночует сам, бензин включен. Заранее не заказывали, нашли в аэропорту. Примерно на такую цену мы и рассчитывали: учитывая, что проехали мы немало, цену считаю вполне адекватной. Водитель Бала — хороший, понятливый, отлично владеет английским. Правда небольшие проблемы все-таки возникли, но это в частности и наш недогляд. Совет: обязательно всё прописывайте в договоре, все-все места, которые хотите посетить, даже мелкие, а еще лучше заранее хотя бы примерно просчитайте километраж и уточните, сколько км входит в обговореную сумму дней. Мы на этом и столкнулись в конце пути: непрописанные (хотя устно обговоренные с менеджером, да-да, это всё входит, ага) места и лишние километры (о которых речь вообще не шла сначала). Был скандал и мои слезы и тогда я совсем не была довольна, хотя сейчас понимаю, что нам в итоге реально пошли навстречу и добавили практически всё, что мы хотели (а они — нет). Учитывая, что ругалась я с менеджером, а водитель был между нами буфером, то наверное именно благодаря его такту и профессионализму мы пришли хоть к какому-то результату. Думаю, что если бы мы договаривались с ним напрямую, а не через контору, то можно было бы сговориться на еще дешевле, хотя кто его знает…

3. Вообще, движение там, конечно, как бог на душу положит, но не все так страшно. Начитавшись отзывов, мы не рискнули брать машину без водителя, но теперь я думаю — все было бы нормально. Скорости там небольшие. Да, автобусы — короли дорог и несутся как ветер (по сравнению с остальными), но они вас просто либо обгонят и поедут дальше, либо будут долго и нудно сигналить тебе в спину. То, что все любят ехать по встречке — тоже не проблема: из-за небольших скоростей все всегда успевают среагировать. К тому же там гораздо меньше наглых и психов за рулем: вас всегда пустят обратно, позволят перестроиться, и никто не дергается, не то что у нас… Вывод: нормальное там движение, смело берите машину.

4. Путешествие на автобусе: очень просто, понятно, легко, быстро. Автобусов — море, идут один за одним. Нам нигде не приходилось ждать, подходишь — едешь. Вам всегда подскажут куда сесть, где выйти, только назовите ваше место назначения. Стоит — копейки!

автобусы на любой вкус

5. Поезда: наверное самый некомфортный вид транспорта. Всегда битком, куча торговцев, местных с детьми, туристов с сумками, все стоят-сидят друг у друга на голове, тут же барабанщики играют, и не перестанут, пока денег не дашь, калеки ползают, аааа. Сесть — шансов просто нет. Это во втором классе. Первый мало где продают. Третий, я думаю даже лучше. Там чаще заходят-выходят, есть хотя бы возможность сесть. Да, и грязно.

Шри-Ланка_маршрут и общие замечания

6. Тук-тук — трехколесный мотоцикл. Есть практически у всех местных, используется как такси, ну и для дома, для семьи немаловажен. Чтобы проехать короткое расстояние, когда начался дождик, или добраться до вокзала — подходит, в остальных случаях — некомфортен. Знаю, что некоторые туристы проезжали на нем и по 100 км, но зачем — я так и не поняла, ведь это все равно гораздо дороже общественного транспорта и ненамного дешевле автомобиля (если ехать далеко).

7. Несезон — что это значит? А это значит, что летом и осенью на западном и южном побережье дождливо из-за муссонов. Но… Большинство дней были вообще без дождей. Два раза шел сильный ливень по полчаса, а потом небо прояснялось и снова сияло солнце. Пару раз был дождик ночью. Зато — туристов мало и жилье, говорят, подешевле (но я не могу сравнивать, в сезон — не была). В общем, для нелюбителей толпы — самое то!

Сервис и услуги.

До поездки, по отзывам, я подготовилась (морально) к следующим вещам: лени, необязательности и расслабленности в предоставлении услуг, воровству. Может быть потому, что ко всему этому я была готова, ничего такого мне не встретилось, но определенные проблемы все же возникли.

1. Шри-ланкийцы, работающие в сфере туризма, — очень жестки и агрессивны в предоставлении своих услуг. Многие (большая часть) — назначают заоблачные цены, и ни за что не пойдут на уступки. Еще и обругают тебя. Это касается такси, жилья, аренды джипа у национального парка. Особенно в туристических местах. К тому же во многих случаях они все работают командой, круговая порука всегда в действии, и поход к другому за более выгодным предложением ничего вам не даст. Эта жесткость два раза доводила меня до слез, хотя это вообще-то сложно сделать. Торговаться с вами многие даже и не будут: не нравится — до свидания, да еще в спину будут кричать какой ты жадный. Ценников во многих местах нет, твою полатежеспособность оценивают на глаз, глядя на тебя совещаются, и потом выдвигают цену. Для меня решением было одно — развернуться и уйти, нервы дороже. Редко-редко кто кинет тебе в след — ну ладно, мол, бери дешевле, и то, только в мелочах, типа магнитиков. Ну, либо платить, как в национальных парках, после слез и ругани — сколько запросят, зря что ли специально туда ехали, не возвращаться же, пожалев денег? А в конце еще и стоят с протянутой рукой, мол, дай на чай. Ужасно!

* Попадаются, конечно, и нормальные. Наш водитель, например. Хотя тоже иногда приходилось давить на него — не очень-то он любит рано вставать, а нам было надо именно рано. Прогибались по очереди: то он, то мы.

2. Перед покупкой услуги нужно обговаривать всё-всё. Как правило они не врут и показывают все, что обговорено, и везут везде, куда надо. Но только если заранее это было названо. Решили что-то по пути — ваши проблемы, мы так не договаривались и все тут.

3. Входные билеты на всемирные достопримечательности стоят оооочень дорого. Это же все объекты ЮНЕСКО, поэтому и цены назначает оно. Но 30–40 $ — на мой взгляд — это перебор. Зато для местных — копейки. Наверное это правильно, и нам бы эту систему перенять не помешало.

4. В магазинах выбор маленький, и, как правило, все дороже, чем на улице. Но там хоть наклеены ценники (прям на товаре, на этикетке). Кстати, не покупайте фрукты в магазине: взвешивает продавщица, и может наклеить вам абсолютно любой ценник, вы все равно не поймете. Винные магазины — отдельно. Но об этом уже все писали.

5. Во многих местах общепита +10% сервисный сбор, как правило это именно рестораны, и относятся они к категории А. Это где-то написано, в меню или на вывеске, смотрите. В кафешках — нет такого. Можно оставлять на чай, можно нет, но мы видели всего один раз, что оставляли.

6. Ну и конечно, чем ближе к международному аэропорту в Коломбо, тем дороже жилье и фрукты, тем больше туристов, тем бескомпромисснее местный сервис…

Люди.

1. Какие люди в сфере туризма — уже написала. Привыкшие к большим и легким деньгам, а потом еще и поклянчить горазды. Может, конечно, у них там мафия все отбирает в общий котел, но в итоге нам от этого не было легче.

2. В деревеньках и нетуристических местах — наоборот, очень приветливые люди. Они тебя вообще не понимают, объясниться невозможно, но они улыбаются, пытаются помочь. Некоторым, похоже, вообще белый человек в диковинку, они зовут всех домашних, с интересом ходят вокруг, разглядывают тебя. Но ничего не выпрашивают, даже сами могут подарить подарок. Так одна семья, у которых мы купили курд (творог/йогурт из молока буйвола), насобирали нам со своего дерева кешью орехов, завернули в газетку и выдали на дорогу. А когда мы с ними захотели сфоткаться, сначала смущались, но видно, что хотели, а потом, разглядывая кадр — так радовались. Это очень мило!

Шри-Ланка_маршрут и общие замечания

3. Читала в отзывах, что местные не прочь потрогать (пощупать) белого человека. Мне такое не встретилось нигде, кроме одного раза, когда нас понесло ночью в гущу толпы на буддистском празднике, но уж там — это было оооочень жестко! Чужие руки — везде, буквально везде, а из людского потока не так-то просто вынырнуть… В общем, возмущение прибавило сил, кое-как выплыла на обочину праздника жизни и ретировалась. Да уж… зато потом на родине так приятно осознавать в метро в час пик, какие у нас деликатные люди вокруг, держат свои руки при себе)))

4. Кстати, о празднике. Перахера, которая переводится как «шествие», сопровождала нас почти все путешествие. Этот праздник был посвящен полной луне, но, луна меняла свои очертания, а праздник оставался с нами, также как и сотни и тысячи семей с детьми, костюмированные шествия каждый вечер, наряженные слоны на улицах и буддийские песнопения в каждом громкоговорителе на каждом углу. Опыт, конечно, незабываемый, но утомляет сильно…

припаркованные слоны ждут своего звездного часа

5. Социализм: у них там он такой, каким я его себе и представляла. Бесплатная медицина, полностью бесплатное образование (вплоть до учебников и формы), дешевый транспорт, для местных практически бесплатные входы на все достопримечательности, и алкоголь в ларьках за решеткой)

6. Очень приятно смотреть на школьников — все в беленькой форме, абсолюто одинаковой, даже носки и ленточки в косичках. Кстати, и прически у всех девочек одинаковые — две косички. И ни капли это не мешает выражению индивидуальности, все равно все они разные. Эх, а у нас…

Жилье.

1. Жилье как везде есть разное по разным ценам. Мы практически каждый день останавливались в гестхаусах, т. е. комнатах, которые сдаются жителями прямо в их собственном доме. Это самый бюджетный вариант.

2. Находили мы их иногда на Букинге, например эти:

Sadewa Holiday Inn в Сигирии

Lake View Hiliday Home в Нувара-Элии

Rustle Hill Home Stay Ella в Элле

3. Иногда в Трипэдвайзоре, там почему-то гораздо больше предложений…

4. Иногда просто приезжали, ловили тук-тукера (нет, это он нас ловил))), называли цену, за которую мы хотим ночевать и он вез нас, я так думаю, к своим знакомым, от чего получал свою долю, и все были счастливы.

5. В среднем мы ночевали за 1500–2000 рупий за ночь. За эту цену как правило в номере нет кондиционера, только вентилятор, но ночью не было душно, все-таки несезон))) Зато во всех номерах есть полог от комаров. Это очень крутая вещь, я даже захотела себе такую домой.

6. Кстати, даже в дешевых местах насекомых и прочей живности в комнатах практически не наблюдается. Конечно, если разлить фруктовый сок по всему полу и раскидать везде шкурки от бананов — муравьи набегут, но в целом — можно оставлять еду в номере, чего мы не могли позволить себе в Тайланде или Вьетнаме, в комнату не заходят пауки (хотя один раз было), ящерицы, насекомые. Это приятно.

Почему стоит ехать на Шри-Ланку.

1. Первое и самое главное — ОКЕАН! Океан шикарен! Это вам не море, не речка, не озеро. Он никогда не бывает спокоен, всегда демонстрирует такую мощь, что захватывает дух. Мы не серферы, но и просто играть в волнах никогда не надоедает. Просто поплавать мало где удастся, волны, но купаться, играть, медитировать, просто слушать его — можно целыми днями! И бесплатно.

2. Культурные объекты. Их много и они разные. Меня больше всего впечатлило, что они как-то органично слиты с окружающей природой, вписаны в нее. Но дорого.

3. Национальные парки. Наверное это все-таки не африканское сафари, но и увидеть рядом с твоим джипом свободно гуляющих слонов, буйволов, всяких птичек, а если повезет и медведя с леопардом — это по крайней мере для было ново и очень круто. Но дорого.

4. Разные виды ландшафтов, сменяюшие друг друга: тут вам и океан, и равнина, и горы, и саванны, и мангровые заросли в лагунах, и чайные плантации, и земляничные тоже, и пальмы, и лиственные леса, и хвойные, и водопады… Просто едешь, и глазеешь по сторонам, удивляясь, как всё это могло поместиться на таком небольшом островке. Хотя, не таком уж и небольшом: всего 65 610 км², т. е. на четверть меньше Ленинградской области (84 500 км²).

Чайные плантации

Мой вариант the best of Sri-Lanka ЛУЧШЕЕ:

1. Океан

2. Фрукты: рамбутаны, ананасы, дурианы, папайи, кокосы, манго, деревянные яблоки, бананы (26 сортов!)

кокосы
дуриан
дуриан в открытом виде

3. Национальные парки, особенно Удавалава — парк слонов

4. Сигирия

5. Дамбулла

6. Морепродукты. Больше всего мне понравились креветки. Не тигровые, не огромные Джамбо, а обычные — объеденье!

7. Курд (йогурт/творог)

14. Автобусы

15. Перахеры — праздничные шествия с выступлениями и слонами

Перахера - праздничное шествие

*16. Наблюдение за китами (но мы этого не сделали, у китов — несезон, так жаль!)

А теперь наоборот, the worst of Sri-Lanka — ХУДШЕЕ:

1. Очень дорогие входы на объекты.

2. Агрессивный сервис.

3. Поезда: слишком грязно и многолюдно.

4. Нельзя увезти оттуда дуриан — отобрали на таможне ((((

5. Хиккадува — так хвалимая нашими туристами: грязно, скучно, дорого. Разочаровала.

6. Буддийский праздник: это красиво, но так шумно!

7. Элла — как и Хиккадува: одна улица с домами вдоль нее, делать там абсолютно нечего, еще и дорого.

8. Выпрашивание чаевых при необоснованно высоких ценах на услуги.

9. Недалеко от аэропорта — ни одного дешевого отеля! Это очень плохо.

10. Джип-сафари в Яле: просто потоки джипов, один за одним! Слишком много туристов, наверное, из-за раскрученности места. Бедные животные, хотя наверное они привыкли. И дорого.

Ну и в заключение, несколько смешных моментов:

* прибили в номере таракана, оставили лежать на полу. Через некоторое время смотрим — нет его. Приглядываемся: толпа муравьев несет его к двери, донесли, вынесли, унесли. Больше, кстати, в номере не видели ни одного таракана и ни одного муравья до самого отъезда)

* Бурундуки, живущие в фонаре.