Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Сигирия, Катарагама, Унаватуна, Коломбо — Шри-Ланка Август 2015

Когда мы собирались на Шри-Ланку, мне и в голову не пришло почитать о праздниках и фестивалях. Ведь сколько их в году? Немного, и шанс попасть хоть на один из них — невелик. Но так случилось, что на один мы все-таки попали, да такой, который сопровождал нас в течение всей нашей поездки.

Этот праздник — Перахера, означает «полнолуние». Соответственно ее празднуют 12–13 раз в году, по одному-два дня, и каждая как правило посвящена какому-то событию, связанному с жизнью Будды или историей буддизма. Эти дни полнолуния у них даже считаются нерабочими. Но Перахера, на которую мы попали, была особенная, потому что длились почти две недели. Никто из встреченных нами местных не обладал такими познаниями в английском и тем более русском, чтобы объяснить суть праздника подробнее, чем просто «полная луна».

Уже дома я вычислила, что, по всей видимости, это полнолуние посвящено Зубу Будды. По датам, по крайней мере, совпадает, хотя в интернете пишут, что празднуется оно только в Канди, потому что храм Зуба Будды находится именно там. (В самом Канди, мы, как ни странно, никаких признаков праздника не увидели)

Сам Зуб попал на остров в 4 веке до н. э. из Индии, и его постоянно перемещали, прятали и хранили как зеницу ока. Неудивительно, ведь в нем таится волшебная сила: владеющий им владеет и всей полнотой власти. До сих пор его пытаются уничтожить разные вражеские силы, так, например, в 1998 году, храм, где хранится Зуб, был взорван исламистами. Правда уничтожить зуб им не удалось. Для сохранности, Зуб спрятан в семи ларцах, как матрешка, и его мало кому показывают. Но вот Валентине Терешковой показали.

Зуб зубом, а на всей остальной территории острова эта Перахера проводится чтобы боги ниспослали мир и помощь на войне (если с миром не задалось), а так же успехи в мирских делах. Объясняется это тем, что праздник восходит к победе в войне между языческим богом Асурасом и богом Катарагамой, которая как раз и случилась в июле—августе. Вот так вот соединились две идеи этого праздника.

Все парады имеют схожую структуру. Там обязательно участвуют наряженные слоны, костюмированные шествия групп в костюмах обезьян, павлинов, всадников на лошади (это костюм), монахов. На более значительных парадах есть разукрашенные цветами повозки и машины. И завершает шествие группа самоистязателей: как правило молодые юноши, либо с воткнутыми в спину крюками и веревками, которыми, как вожжами управляют следующие за ними люди. Либо они вовсе подвешены на этих крюках, и их еще и раскачивают. Хотя везде пишут, что это скорее ночные действа, но мы выдели и дневные парады, и они даже более зрелищные. Да и просто лучше видно.

Итак, первая наша встреча с Перахерой состоялась на пути из Поллонарувы в Сигирию. Мы проезжали через какую-то деревушку и парад шел вдоль дороги. Было много школьников в форме, местных жителей, несколько слонов. Мы впечатлились, хотя сейчас я понимаю, что это было нечто очень скромное по сравнению с размахом в других местах.

Шри-Ланка — пятая часть путешествия: праздник полнолуния

Парад в Катарагаме (ночной).

Туда нас пригласили хозяева отеля в Тиссамахараме, и мы решили остаться еще на одну ночь после сафари и посмотреть, что же это такое. В Катарагаме размах этого праздника действительно грандиозный, ведь само город назван в честь победившего бога. Приехали мы туда часов в 8 вечера, когда было уже совсем темно. Народу было очень много, многие приехали за сутки-двое, чтобы занять место поближе к шествию, поэтому кругом расстелены коврики, люди сидят семьями, лежат, спят, едят, кормят младенцев. Везде продается еда, вода, подношения.

Само шествие начиналось очень поздно и мы какое-то время просто слонялись среди толп. Но когда парад начался, и все (включая нас) ринулись поближе, чтобы лучше видеть, я вполне осознала свою ошибку. Во-первых, вас просто могут затоптать, размять, переломать кости. Как люди решаются прийти туда с маленькими детьми, и куда они их в такие моменты прячут — я так и не поняла. Во-вторых, в этой толпе есть стопроцентная гарантия быть многократно и откровенно облапанной, видимо для многих бывших в этой толпе мужчин в этом весь смысл парада (или они так реагируют на близость белого человека?). Определить — кто это, возмущаться, призывать к морали и обществу — бесполезно, потому как очень тесно, шумно, темно, сотни людей вокруг и на всем теле — руки, бэээ. И в-третьих, из этой толпы не так-то просто выбраться. Хорошо, что у меня в руках была только камера. Будь у меня сумка или хоть что-то в карманах, боюсь, я бы все это оставила там. В общем, с трудом вырвались и сбежали. Увидели мы там немного.

Парад в Унаватуне.

Когда мы прибыли в Унаватуну, то там был разгар праздника. Весь поселок превратился в огромную торговую зону. Опять — тысячи шри-ланкийских семей, празднично одетых, гуляют вокруг. Но жилье, как ни странно, мы нашли легко. Наутро стало понятно почему: просто они не тратились на ночлег, спали как есть, вповалку на пляже. Вечером, еще засветло, начался парад. Будучи опытными, мы прижались к забору, рядом с калиткой, но близко от дороги. Было прекрасно все видно, а в случае чего можно было быстро спрятаться во дворе дома. Так смотреть парад оказалось гораздо приятнее.

Шри-Ланка — пятая часть путешествия: праздник полнолуния

Но в Унаватуне нас ждало еще одно открытие. Весь день до позднего вечера, и на следующий день чуть ни с рассвета по громкоговорителю транслировались какие-то заунывные песнопения. Сначала мы подумали, что где-то поблизости мечеть и это призыв к молитве. Но потом эти призывы стали повторяться с регулярностью в несколько минут. Не знаю что это было, может молитвы о здравии и упокое? (Видели мы у одного священного дерева толпы людей с записками). А может просто приветы передавали по местному радио, но как-то уж очень заунывно. Эти приветы и стали причиной нашего бегства из Унаватуны на следующее утро. Пляж тоже оценить не очень получилось, потому что временно он превратился в гигантское лежбище местных жителей. Соответственно было достаточно грязно (ну не бывает чисто на массовых мероприятиях, нигде), да и просто неловко купаться на глазах у такого количества людей и страшновато за вещи, оставленные на берегу.

Парад в Коломбо.

В Коломбо мы видели два парада и одну подготовку, когда слонов привезли на машинах и они просто стояли в ожидании начала действа.

Шри-Ланка — пятая часть путешествия: праздник полнолуния

Один парад был ночной, вся процессия шла прямо по крупной автомагистрали, движение транспорта было остановлено. Его мы особо смотреть не стали, было темно, поздно, хотелось спать, да и выскакивать на дорогу без особой надобности не хотелось.

Другой парад, дневной, мы нашли совершенно случайно. Шли по своим делам, увидели красочную толпу, свернули посмотреть. Этот парад был самым ярким и красочным из всех увиденных. Возможно сыграло роль то, что день сам по себе был солнечным, поэтому и все вокруг казалось ярче. Кроме того, все зрители тоже были в национальных костюмах. И на этом параде было много самоистязателей, которые не только были прицеплены крюками за кожу, но и подвешены на них к специальным бревнам, на которых их раскачивали. Были еще те, кто лежал на дороге, а их, как бревнышки, катили вслед за всеми. В общем, смотрите фото.

Начало. А что это там?

Самоистязатели.

Зрители и участники

Шри-Ланка — пятая часть путешествия: праздник полнолуния

Еще впечатлило то, что сразу за парадом шли уборщики и быстренько собирали весь мусор, так что через пятнадцать минут после того, как все участники завернули за угол, уже было невозможно определить, что только что здесь проводилось какое-то мероприятие. Столица!