Кузнецов Сергей (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 12:13
 – Я попал в топ-2%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Крым 1967: Моё первое путешествие на автомобиле. Дневник подростка.

Это — дневник 13-и летнего подростка Сережи Кузнецова о его первом в жизни путешествии с родителями на автомобиле на юг. Предыстория этого путешествия такова. К тому времени я уже был «бывалым туристом — курортником», так как родители каждым летом вывозили меня на море в Крым и на Кавказ. Поэтому море и курорты не были для меня в новинку. Я бывал в Евпатории, Адлере, Сочи, Геленджике. Однако путешествие на автомобиле — совсем другое дело!
Когда за год пред тем, в 1966-ом, мой отец со своими двумя братьями поехали в Крым на «Запорожце» одного из братьев и меня не взяли с собой, я страшно расстроился! Ведь я знал, что в «Запорожце» — четыре места! А они поехали втроем… Одно (МОЁ!) место осталось свободным! Я не понимал тогда, что горбатый «Запорожец» — очень маленький автомобиль, с очень маленьким багажником, часть вещей неизбежно должна была разместиться в салоне, и в нем физически не оставалось места для еще одного пассажира, даже подростка… Но я не понимал, и плакал! К тому же, в бедняге «Горбатом», если мне не изменяет память, 29 лошадиных сил. Отец рассказывал позднее, что в Крымских горах им приходилось даже выходить из машины, когда бедный «Запорожец» напрягался в горку.

Мои отец и дядя у «Запорожца» в Крыму в 1966-ом

Поэтому, когда в 1967-ом отец купил автомобиль, я был счастлив! ПАПА КУПИЛ АВТОМОБИЛЬ! «Москвич-408»! И мы задумали летнюю поездку на юг на СВОЕМ автомобиле! Думали ехать на Азовское море, но получилось так, что уехали на Черное! Я считаю эту поездку своим ПЕРВЫМ ПУТЕШЕСТВИЕМ, во многом, предопределившим последующие, в том числе многочисленные путешествия на автомобилях, в том числе и за границу. Итак, я «заболел» этим летом 1967-го…
Выкладываю свой рукописный дневник практически без редакции. Мне интересно вспомнить свои подростковые впечатления. Некоторые необходимые свои нынешние замечания даю в скобках. Возможно, это будет интересно не только мне…

1

Автор дневника со своим отцом за ужином на капоте своего «Москвича-408»

К сожалению, от того путешествия не осталось фотографий. Отец, почему-то не взял с собой фотоаппарат. Поэтому видеоряд пытаюсь заполнить своими более поздними снимками.

ДНЕВНИК поездки на юг 18 июля — 13 августа 1967-го

Подготовка. На нашем пути будет 5 кемпингов (в Орле, Курске, Белгороде, Марефе, Запорожье) и 11 гостиниц (в Туле, Мценске, Орле, Кромах, Курске, Белгороде, Харькове, Краснограде, Запорожье, Любимовке, Мелитополе), а также 16 топливозаправочных станций и 8 станций технического обслуживания.
Далее следует таблица с оценками городов и населенных пунктов на пути следования по десятибалльной шкале. Заполнено только начало: Подольск — 5, Чехов -7, Яковлево 3, Ненашево 6, Железня 3, Горелки 8, Тула 10, Первомайский 7, Щёкино 7.
Далее следует таблица с подсчетом машин, которых мы обогнали и машин, которые нас обогнали. Заполнено только самое начало. Подсчет велся раздельно по маркам автомобилей. Видимо, скоро наскучило, и стала понятна бессмысленность таких подсчетов.
Далее следует план-график преодоления расстояний с расчетом времени прибытия в очередной город, исходя из средней скорости движения 60 км/ч.

18 июля

Мы — в пути. Утром долго собирались (пристраивали к соседям кота Барсика), поэтому выехали только в 7.00. Москву проехали через центр, однако на выезде случилось первое происшествие — столкновение с автомобилем с номером 88–82 МОХ. В результате получили небольшое повреждение левого крыла (позднее это приведет к еще одному происшествию). Отец решил не откладывать поездку, и мы продолжили движение на юг.
В 8.30 проехали Подольск. В Тулу приехали в 11.20. Мы с отцом сходили за квасом, и я был удивлен его немосковским кислым вкусом.
Чтобы выехать на Орел долго петляли по Туле. Маме Тула понравилась своей зеленью, а папе, наоборот, не понравилась, так как там через каждые 100 метров — регулировщик.
В Ясную Поляну прибыли в 12.15. Было много народу, и в Дом Толстого (в тексте Толстова!) мы не попали. Погуляли по парку, видели могилу и любимую скамейку Льва Николаевича. Выехали в 13.45.
Пообедали домашним съестным, съехав с дороги в кусты. Продолжали движение в течение 2-х часов. Мценск проехали в 17.20. Орел проехали в 19.00. Далее до Курска 160 километров, поэтому въехали в город уже в сумерках. Долго искали кемпинг, и все же нашли. Маму устроили в домике, а мы с отцом легли спать в машине.

19 июля

Спали хорошо, проснулись в 6.00. Отец занимался машиной, помыл ее, поэтому мы выехали из кемпинга одними из последних в 8.45. В Харьков приехали в 12.30. Город понравился соей зеленью. На улице Сумьской пообедали в едальне. Мама зашла в ремонт взуття и починила туфли. Мы с отцом в это время постояли на зупинке, читая непривычные для нас вывески на украинском языке.
Выехали на Запорожье. По дороге попадались продавцы фруктов ведрами. Мы купили ведро абрикосов за 2 рубля.
Тут нас остановил гаишник и после осмотра автомобиля, увидев нашу «умятину», потребовал справку из ГАИ на это повреждение. Так как мы это повреждение не оформили, то нам предписывалось ехать обратно в Москву (около 800 км). Отец как-то уладил этот вопрос…
В кемпинг под Запорожьем «Зеленый Гай» прибыли в 8.45. Очень хорошо устроились и легли спать.

20 июля

Утром выехали на экскурсию по Запорожье. Съездили на Днепро ГЭС, посмотрели на Днепр и Хортицу. Потом отец решил вернуться в кемпинг и сделать на близлежащей станции техобслуживание. Проверка развала-схождения заняла около двух часов. Я наблюдал за этим процессом на стенде с приборами и зеркалами.
В кемпинге мы познакомились с одной семьей, которые тоже ехали отдыхать на Азовское море в Кирилловку. Правда, почему-то их Кирилловка находилась совсем не в том месте, куда собирались мы. Однако они убедили нас, что там лучше, и мы поехали дальше вместе. У них тоже был Москвич-408 только красного цвета, в отличие от нашего — бежевого.
До Бердянска было 120 км и мы доехали быстро за полтора часа. Дорога туда в атласе была нарисована желтым цветом (то есть республиканского значения) в отличие от симферопольского шоссе, показанного красным цветом (союзного значения), но она была вовсе не хуже. Останавливались в Катмаке, где наши попутчики заезжали к своим знакомым.
В Бердянск приехали под вечер, и стали спрашивать прохожих, где находится Кирилловка, но никто не знал такого места. Мы поняли, что наши попутчики ошиблись. Но, делать нечего, выехали на берег моря, чтобы переночевать. Вспомнился фильм «Три плюс два». Однако там было очень много народу, большинство — на машинах. Нам показалось — человек на человеке. Вот тебе и малолюдное курортное место, которое нам обещали те, кто рекомендовал ехать на Азовское море! Однако нашим попутчикам место понравилось, и они решили остаться. Они были в отличие от нас хорошо экипированы — отличная палатка, надувные матрасы, раскладушка, надувная лодка. Мы же — легли спать втроем в машину, поэтому спали плохо.

21 июля

Утром попрощались с попутчиками и отправились на Мелитополь. Дорога была показана на карте красным цветом, но это оказался обман! Асфальт скоро закончился и 130 километров мы ехали по пыльному и ухабистому проселку в течение 4-х часов. Добрались, наконец, до Мелитополя, пообедали, и уточнили местонахождение той Кирилловки, в которую мы направились с самого начала. Вскоре мы были там. Но, о ужас! Там было еще больше народу, чем в Бердянске!
Тогда отец с мамой приняли решение направиться в Крым. Вновь выехали на симферопольское шоссе, и разогнались так, что нас дважды останавливали за превышение скорости. Слава богу, обошлось без проколов!
Прибыли в Симферополь в 19.30, но устроиться в гостиницу или турбазу не удалось. Все занято! Тогда отец решил воспользоваться своими служебными связями и знакомством с руководством местного ДОСААФ. В городе есть Дом Обороны, он показался нам самым большим зданием в Симферополе. Нам разрешили там переночевать. Нам нашли какую-то мебельную комнату с матрасами для номеров гостиницы. Мы взяли два матраса, и устроились на ночлег. Машину поставили во дворе.
И тут произошло еще одно приключение. Как только мы уснули, прибегает сторож и кричит» «Машину уводят!». Отец выскочил во двор, у машины суетились молодые парни и кричали: «Раз-два, взяли!». Увидев отца, и услышав его окрик, они побежали. Отец стал осматривать машину, не повредили ли они ее, и в это время услышал гулкий стук. Он сначала не понял, что это, но утром увидел большой булыжник рядом, который они кинули в машину. К счастью, он попал точно в перекрестье дверей, сделал вмятину, но не повредил ни крышу, ни стекла. Хорошо, что не попал в отца!

22 июля

Из Симферополя утром мы переехали в Ялту, ее район Массандру. Накануне вечером отец договорился с руководством ДОСААФ, и мы получили разрешение поселиться в двухкомнатном номере гостиницы автомотоклуба ДОСААФ Крымской области.
Однако, прибыв на место, мы узнали, что наш номер занят, как нам объяснили, артисткой Самойловой. Дело в том, что в это время в Ялте снимался художественный фильм «Анна Каренина», где в главной роли снималась Татьяна Самойлова. Мы согласились временно пожить в другом номере, пока она через три дня не уехала. (Надо сказать, что саму артистку мы эти дни не видели, поэтому я сейчас сомневаюсь, жила ли она в этом номере лично, или, может быть, там жили другие киношники. Во всяком случае, во дворе автомотоклуба были кареты, а когда мы все-таки въехали в номер люкс, он был страшно грязный!)
Въехав в двухкомнатный люкс, где мне достался диван в отдельной комнате, а у родителей была своя спальня, я был сильно рад. Особенно был рад огромному балкону-террасе, который оказался в нашем распоряжении. Это была крыша нижнего этажа, и мы с отцом могли играть в бадминтон на своей террасе с видом на массандровский парк и море!

Гостиница автомотоклуба ДОСААФ (снимок 2007-го года)

Гостиница автомотоклуба ДОСААФ (снимок 2007-го года)

23 июля и последующие дни

Мы установили следующий режим отдыха. Завтрак, море, обед, сон, поездка на машине для осмотра какой-нибудь достопримечательности. Наша гостиница в Массандре находилась довольно высоко над пляжем. Утренний спуск был легким и приятным, но дневной подъем на гору был довольно затруднительным. Правда, это происходило по тропинкам и лестницам прекрасного парка, поэтому воспринималось нормально. (В своем дневнике я ничего не писал об отдыхе на пляже, купании в море. Видимо, это казалось само собой неотъемлемой частью отпуска, не подлежащей описанию).

Парк Массандры (снимок 2007-го года)

Парк Массандры (снимок 2007-го года)

Море в Массандре (снимок 2007-го года)

27 июля

В этот день мы ездили в Алупку в Воронцовский дворец. Мне очень понравилось. Стороны фасада замка отличаются: одна сторона — в восточном стиле, а другая — в западном стиле.

Воронцовский дворец (снимок 2007-го года)

28 июля

Мы побывали в царском дворце в Ливадии. К сожалению, внутрь мы не попали. Очень много народу! Удалось осмотреть дворец снаружи и послушать часть экскурсии в парке.

Ливадийский дворец (снимок 2007-го года)

31 июля

Ездили в центр Ялты, гуляли по набережной и посмотрели порт.

1 августа

Поехали в Ласточкино Гнездо. Смотреть достопримечательности надо только во второй половине дня ближе к вечеру. А то, мы поехали в Воронцовский дворец утром и упарились! Ласточкино Гнездо никак не могли найти. Мы долго петляли по извилистым горным дорогам. Из-за этого стал перегреваться двигатель. К сожалению, Ласточкино Гнездо оказалось закрытым и заколоченным, туда не пускали. Нам объяснили, что утес, на котором стоит замок, постепенно обваливается. Пришлось посмотреть на Гнездо со стороны — с балкона. Там — крутой обрыв в море, и очень высоко. Я кинул камень и засек время. Он летел до воды пять секунд!
Вечером по радио мы слушали трансляцию футбола. Это мы делали почти каждый вечер, еще играли в шахматы и бадминтон.

2—4 августа

Продолжали ходить на пляж купаться. Море было всегда теплое 23 градуса. После обеда почти каждый день был дождь. Папа загорел лучше всех, но и мы с мамой неплохо! Папа приводит машину в порядок, подготавливает ее к обратному пути — шприцует, меняет масло.

5 августа

Вечером поехали в Домик Чехова. Папа рассказал, что в прошлом году они не смогли туда прорваться, — уж очень много было народу! Сейчас же нам повезло, мы быстро купили билеты и вошли в дом-музей. Первый зал осматривался без экскурсовода. Здесь мы увидели план дома, а также томики книг Чехова, переведенных на множество языков мира. Прочитали завещание Чехова, посмотрели его личные вещи. Затем — пришла экскурсовод молодая девушка и повела нас по саду. Этот сад Антон Павлович засаживал сам, правда, многие деревья погибли, но некоторые до сих пор живы. В саду насчитывается более 200 видов различных растений. Наша экскурсовод рассказала о жизни Чехова, о личных предметах, находящихся в доме, и много интересного и нового для нас.
Я записал несколько цитат из высказываний Чехова.
«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастья, его восторга».
«Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно!»
«Среди людей нужно сознавать свое достоинство».
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

6 августа

Утром мы не пошли на пляж, так как папа направился с машиной на станцию технического обслуживания, а мы с мамой остались в гостинице. Около двенадцати папа вернулся и сказал, чтобы мы быстро собирались и выходили на шоссе. В Ялту должен был приехать Брежнев и секретарь французской коммунистической партии Жак Дюкло. Мы быстро вышли на дорогу, но так никого и не дождались…
Под вечер мы поехали в Никитский сад. Машину оставили у ворот сада, а сами — взяли билеты, и пошли на осмотр. В саду мы увидели несколько очень старых деревьев. Я сорвал листочки старых дуба и пихты.

Никитский сад (снимок 2007-го года)

7 августа

(Странно, нет записей в этот день, хотя это — день моего рождения. Мне исполнилось 13 лет!)

8 августа

Мы поехали в Алушту, чтобы посмотреть Досаафовский клуб. Долго и безуспешно его искали. Наконец, папа пошел в инспекцию ГАИ, чтобы ему дали разрешение ехать под запрещающие знаки, так как клуб находится на берегу моря, и проезд к нему запрещен. Разрешение нам дали, мы проехали под знак, и тут же были остановлены. Но, посмотрев на наше разрешение, гаишнику пришлось нас пропустить.
Клуб в Алуште нам очень понравился, там же искупались. Правда, там было очень мелко, я нырнул и ударился головой о камень. Вода была такой теплой, что никогда прежде в такой не купался! Как парное молоко!

9 августа

Наш отпуск полон событий, я даже не успеваю все записывать!
Мы поехали на Ай-Петри. По дороге посетили водопад Учан-Су. Приходилось несколько раз останавливаться, так как закипала вода в двигателе. (Теперь-то я понимаю, как переживал отец по поводу технического состояния автомобиля, ведь предстояла длинная дорога обратно домой!) Дорога все время ползла в гору, и, наконец, мы достигли самой высокой точки 1252 метра! Перед этим мама где-то вычитала, что на Ай-Петри находится какой-то замок, который еще в средние века штурмовали кочевники. Однако замка там не оказалось… Только увидели памятник погибшим партизанам в 1942 году с такой надписью:
" Слава вам, храбрые!
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие
Память о вас никогда не умрет!»

10 августа

В этот день мы оставили нашу гостиницу и покинули Ялту. Для нас с папой здесь было немного скучновато, зато мама была в полном восторге!
Мы направились в Севастополь через Байдарские ворота. Дорога на Севастополь только строится, поэтому большую часть пути ехать было плохо! Шоссе едва позволяло разъехаться двум машинам.
Въехав в Севастополь, мы решили посетить диораму штурма Сапун-горы. Билеты достать было очень трудно из-за большого количества народа, но отцу это как-то удалось! Вообще-то я ожидал чего-то большего, но и это — хорошо! На обширной территории расположены пушки танки, расставленные по аллеям. Кроме того, здесь посадили огромный парк.
В Севастополе остановились на Большой Морской улице. Только вышли из машины, и тут же увидели знакомых. Папа — бывший морской офицер встретил своих сослуживцев.

Севастополь (снимок 2007-го года)

Тут произошел неприятный инцидент. Я неправильно перешел улицу, и меня остановил милиционер. Моим родителям пришлось заплатить штраф — один рубль.
Затем мы заехали к папиному другу, проживающему в Севастополе, где остановились на ночь.

11-12—13 августа

(Записей нет. Дорога домой).

Вот — карта нашего маршрута. Без внутренних переездов — около 3400 километров. Тогда это казалось очень много! А впечатлений — на многие годы!

Карта маршрута Москва-Бердянск-Симферополь-Ялта-Севастополь-Москва

Комментарии

Kapuletta
+1
6 июня 2015 г. 12:52
Прекрасные воспоминания!!! Штраф 1 рубль - фантастика))))
Sergey_Kuznetsov
+1
6 июня 2015 г. 13:10
Спасибо, Елена! Да, штраф за неправильный переход дороги стоимостью один рубль был первым и последним в моей жизни за такое правонарушение. Запомнился на всю жизнь!
Kapuletta
+1
6 июня 2015 г. 13:50
Sergey_Kuznetsov писал 6 июня 2015 г. 13:10
переход дороги стоимостью один рубль был первым и последним в моей жизни за такое правонарушение. Запомнился на всю жизнь!
детские впечатления - самые сильные....
Arkhip251166
+1
6 июня 2015 г. 15:29
!!!
Sergey_Kuznetsov
6 июня 2015 г. 21:38
Спасибо, Сергей, за внимание к моей заметке!
bugulmaRU
+1
bugulmaRU
6 июня 2015 г. 21:18
интересна сама идея рассказа!!
Sergey_Kuznetsov
6 июня 2015 г. 21:41
Спасибо, Андрей! Дневник Сережи Кузнецова - оригинальный из 1967-го года. Идея опубликовать его на туристическом сайте, да пришла ко мне не без раздумий... Для virtualtourist такой материал не годится.
Maksim_Starostin
+1
7 июня 2015 г. 3:29
Я Ласточкино гнездо в этом году тоже еле нашел. Но зато не обвалилось.
Sergey_Kuznetsov
7 июня 2015 г. 9:24
Спасибо, Максим! Будем надеяться, что Ласточкино Гнездо еще долго будет привлекать туристов в прекрасный Крым!
Maksim_Starostin
+1
7 июня 2015 г. 12:52
По поводу "взуття" - вы как раз попали во вторую волну "украинизации", которую проводили в УССР под руководством первого секретаря ЦК КПУ Петро Шелеста. Вообще удивительно, как в якобы централизованном и управляемом из Москвы СССР власти на местах умудрялись проводить свою собственую политику, и им за это ничего не было.

В той же Эстонии я вот вспоминаю свои детские впечатления, в 1979 мы ездили на машине в Таллин и Пярну. Так вот, стоило нам покинуть основное шоссе Нарва-Таллин, как на указателях резко пропали русские наименования населенных пунктов (до этого были на двух языках). Мы тогда вели дневник, тетя записывала названия, а я не мог их прочитать, потому что не знал латинского алфавита. Потом когда приехали домой. папа мне эти названия "переводил" на русский.
После этой поездки, а мне было 7 лет, папа сказал, что будет учить меня латинскому алфавиту. А я его еще спросил - а зачем латинскому, мне же нужен эстонский? :)
При этот в нашем почти на 100% русском городе основные вывески магазинов всегда, даже при СССР, были на двух языках - МОЛОКО / PIIM, РЫБА / KALA, МЯСО / LIHA.
Sergey_Kuznetsov
7 июня 2015 г. 17:56
Спасибо, Максим! Нам эти взуття, зупинки и едальни очень понравились. Потом у себя дома даже часто применяли эти слова. Мне также понравились в прошлом году надписи на кириллице в Сербии и Черногории, например, зубарь. А также на латинице - shkola, hleb. Всё-таки мы - славяне!
Maksim_Starostin
+1
7 июня 2015 г. 18:05
Да, я вот считаю, то такие вещи можно было бы на базовом уровне учить в школе. Это бы потом пригодилось в путешествиях по Польше или Словакии. Там столько всяких красивых слов - "лёды", "змрзлина", "сладолёд" и т.п. Уж всяко это было бы полезнее, нежели в течение ПЯТИ!!! лет учить алгебру и геометрию. Поднимите руки, кому в жизни алгебра пригодилась :)
Butyrskii
+1
7 июня 2015 г. 15:22
Здорово! И не боялись же на таких машинах кататься раньше, у меня отец тоже очень любил кататься далеко на москвиче.
Sergey_Kuznetsov
+1
7 июня 2015 г. 17:58
Спасибо, Игорь! Да, поломки и шприцовки были неотъемлемой частью путешествия! От водителя требовалась техническая грамотность и сноровка, не то, что сейчас!
Maksim_Starostin
+1
7 июня 2015 г. 18:07
У нас вот были Жигули - 2102, 2106, 21013. Но мы максимум куда ездили из Нарвы - это Таллин, Рига, Псков, Новгород и Выборг.
Я еще очень не любил ритуал, который отец часто проделывал - "найти шофера грузовика и слить у него бензина подешевке". Поиски обычно занимали время, в течение которого нам с мамой приходилось сидеть в машине и ничего не делать. Папа же в это время где-то бегал с канистрой.
Sergey_Kuznetsov
7 июня 2015 г. 18:17
Жигули, это совсем другой уровень, по сравнению с Москвичом-408! Так же как и наш Москвич-408, по сравнению с Москвичом-407 моего дяди. Об этом путешествии я напишу в следующей заметке.
С канистрой отец ездил в известное ему место, где отстаивались поливальщики улиц. Она стоила один рубль.
kittivva
4 июля 2015 г. 11:31
Очень трогательные воспоминания! Через пару дней и я буду в Ялте, буду вспоминать ваш рассказ! Спасибо!
Sveta_Koko
+1
21 марта 0:11
здорово! Ничего не меняется, и в то время было много народу в Ливадийском дворце)
Sergey_Kuznetsov
21 марта 9:05
Спасибо, Света! Нет, таких очередей во дворцы и музеи как в советские годы, в наши времена, слава богу, не приходится наблюдать!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.