Yurijvar
Юрий Варежкин Пользователь — был сегодня 18:30

Индийские поезда. Какие они?

26 мая 2015 г. 7:45 Орча, Агра — Индия Декабрь 2014
36 28

Путешествуя по Индии, невозможно пользоваться только каким-то одним транспортом. И, разработав маршрут Дели — Джайпур — Агра — Каджурахо — Варанаси, нам пришлось использовать на последних двух участках железнодорожные поезда. А на более длинных дистанциях мы пользовались индийскими авиалиниями. Там был приобретен тоже ценный опыт.

Прилетев в столицу, мы посетили за день основные достопримечательности Дели. Затем взяли машину Toyota Innova с водителем и гидом, на которой мы проехали по остальным двум углам т.н. «Золотого Треугольника» — через города Джайпур и Агру. В Агре мы оставили машину и дальше двигались поездами.

Первый отрезок пути около 200 км был от Агры до станции Джанси (Jhansi), а второй, дистанцией около 475 км — от станции Каджурахо до станции Варанаси.

На станции Джанси нас поджидала уже другая машина и с другим водителем, на которой мы доехали до городка Орчха (Orccha) и, осмотрев его достопримечательности, только к полуночи добрались до Каджурахо — самого "сексуального" места Индии, известного своими знаменитыми храмами со скульптурными изображениями эротических сцен.

Карта первого железнодорожного маршрута Агра - Джханси и далее машиной до Орчха

Вот этим опытом пользования железнодорожным сообщением мне и хотелось бы поделиться с нашими читателями.

Итак, первый отрезок пути Агра — Джанси. 25 декабря.

Ранний подъем, в 7.15 отъезд из отеля в Агре. На улице сильнейший туман — в десяти метрах ничего не видно. Кое-как добрались на нашей машине до вокзала и отпускаем водителя, с которым провели вместе четыре дня. Сам бы я никогда не справился с теми дорогами и хаосом движения, через который мы проехали.

1
Вокзал Агра. Холодное и туманное декабрьское утро

Вокзал Агры, как говорится — сплошной «базар-вокзал». Кругом ожидающие поездов люди. Сидят, или спят, укутавшись в одеяла, на холодном полу. На улице холодно — не больше 5–7 градусов тепла.

1 / 2
В ожидании поезда. Ранним утром еще очень холодно

Наш поезд-экспресс Дели — Бхопал (750 км) уже опаздывает на полтора часа. Вот тебе - на! А ведь нам предстоит еще проехать от станции Джанси до городка Орча, посмотреть там его достопримечательности и еще потом добраться до Каджурахо! Чувствую, что это будет заполночь!

1 / 2
У билетной кассы на вокзале Агра

Зайдя в вокзал, нас направили в залы ожидания — небольшие комнаты со скамейками. Есть комнаты отдельно для женщин и мужчин. Но, если женщины не против, то могут побыть и в мужской компании. В женской же комнате отдыха такое смешение полов не разрешается. Прямо внутри нашей комнаты отдыха был и туалет. Дверь в него была стеклянная, да еще и нормально не закрывалась — так что хорошо проглядывались все писсуары и то, что возле них делалось.

1 / 3
В мужской комнате зала ожидания вокзала Агра

Просидев там с часок, вышли на свежий и холодный воздух на перрон. Пока ожидали поезд, понаблюдали вокзальную жизнь — изредка к нам подходили нищие, продавцы сувениров и замков на чемоданы.

1 / 3
Спокойно постоять в ожидании поезда на перроне не удастся — постоянно кто-то подходит с протянутой рукой

Кто-то просыпался, проведя ночь на перроне на каких-то коробках и укрывшись одеялами. Ночь была холодная и туманная. Станционные торговцы, сменяясь, подсчитывали выручку и делились ею между собой.

К 9 утра туман рассеялся и пришел первый поезд. Судя по вагонам с маленькими и зарешеченными окнами, это был обычный train, возможно, идущий куда-то два-три дня и останавливающийся у каждого столба. К остановившемуся поезду тут же ринулись торговцы со всякого рода выпечкой, блинчиками и водой. Из-за зарешеченных окон потянулись руки с деньгами и полетели на чистый перрон использованные стаканчики, кульки и объедки.

1 / 2

Возле нас остановился вагон с надписью Sleeper, и я подумал было — это спальный люкс с купе на два места. Но, заглянув внутрь, увидел наш обычный общий вагон, до отказа набитый сидячими и лежачими пассажирами. Над головами у них в проходе висели громадные вентиляторы. Кондиционеры в таких вагонах не предусмотрены. Правда, проход показался уже, чем в наших вагонах. Но, как потом оказалось — индийские вагоны шире наших. Шире сантиметров на 15 чем российская, и сама железнодорожная колея.

1 / 4
В вагоне Sleeper Class свой комфорт

Когда этот поезд отошел, появились уборщицы с метлами и быстро смели с перрона на рельсы весь накиданный пассажирами из вагонов мусор. И перрон снова засиял чистотой. А кто убирает с рельсовых путей и когда? Вроде там, все же, не очень…

2

Наконец, подошел и наш поезд-экпресс, которым мы будем ехать до станции Jhansi. Все рассаживаются согласно местам, указанным в заранее взятых билетах. В вагоне всем пассажирам раздают воду в бутылках и еще какую-то ароматизированную с лимоном в запаянных стаканчиках.

На весь вагон есть две пары кресел, между которыми стоят справа и слева столики и нам повезло с такими местами. У всех других кресел столики вмонтированы в спинки передних кресел — как в самолетах.

2

После каждой остановки по вагонам ходит, проверяя билеты и сверяясь с напечатанным списком, старший по поезду. Не успел наш поезд тронуться, как к новеньким пассажирам подошел официант, дал по бутылке воды и предложил легкий вегетарианский ланч с чаем или кофе — все это входило в стоимость наших билетов. Нам ехать часа три и за это время наш гид Санджив рассказал о некоторых особенностях и правилах пользования индийскими железными дорогами.

Железнодорожный ланч

По протяженности железнодорожных путей, индийские ЖД стоят на четвертом месте в мире, пропустив вперед США (224 тыс. км), Россию (120) и Китай (100). В Индии протяженность колеи около 70 тыс. км.

Просто так — захотел поехать, пришел в кассу и взял билет — здесь не получится. Все хорошие места нужно бронировать заранее. Для нас, туристов, существует сайт, на котором можно и нужно осуществить это бронирование — www.irctc.co.in.

Но, для начала, нужно на нем зарегистрироваться, а уже потом делать свой выбор. Это тоже не так легко — нужно знать типы вагонов и только тогда выбирать поезд и вагон. Если ехать недалеко, то лучше всего выбирать Сhair car — в котором мы и ехали. Это и недорого, и комфортно.

1

А если с ночевкой, то 2АС или 3АС — места в кондиционированных вагонах (АС — Air Condition). Первые — с двумя полками одна над другой (как в наших купейных), а вторые — с тремя- [[advice77373]]. Вагон типа Sleeper, лучше не брать — это как наш «общий» и там «вавилонское столпотворение». И просто на потолке крутятся громадные вентиляторы вместо кондиционеров.

Возле каждого ряда кресел на стенке вагона есть эл.розетки, из которых можно подзаряжать свои девайсы. Туалеты в тамбуре вагона двух типов — индийский — с «удобством» на полу и ««western style» — типа наших — «сидячих».

В общем, первая поездка по индийской железной дороге оставила приятное впечатление — ездить комфортно по стране вполне можно!

Индийский «экспресс» до Варанаси

Вторая поездка была ночным поездом из городка Каджурахо (Khajuraho), известного во всем мире как воплотившего в скульптурном искусстве при отделке своих храмов все многообразие половых взаимоотношений, до Варанаси — самого священного для индусов и одного из самых древних городов на Земле.

Для расстояния 475 км лучшим вариантом, посчитали мы, будет, конечно, ночной поезд. Ночь в поезде, утром — на месте. Эге! Приехали только далеко пополудни!

Есть в Каджурахо и аэропорт, но, единственная авиакомпания, выполняющая из него рейсы до Варанаси, монопольно подняла цены почти до 300 долларов. Для такого расстояния — это прямо грабеж.

Местные товарищи нам заранее забронировали билеты на ночной поезд, но, только получив их уже в Каджурахо, мы увидели, что наши места были в вагоне 3АС (это нормально), но с обозначением Middle & Upper — т. е. средние и верхние полки из трех возможных в плацкартном пространстве. Вагонов 1АС (места в них близки по стоимости к самолетам) и 2АС в этом поезде не было.

1
Вагон 3АС довольно комфортабельный — в нем мягкие сиденья

Поезд-экспресс № 21107 отправился из Каджурахо вовремя в 23.40 и должен был прибыть в Варанаси в 10.40 утра. Наши места оказались в последнем купе у выхода и туалетов (их там два — европейского и индийского типов). Попросив проводника найти нам другие места, он нашел только одно на нижней боковой полке. Утром выяснилось, что сам он спал на нижней в купейном пространстве в середине вагона.

Перед тем как улечься спать, проводник выдал всем по паре простыней и шерстяному одеялу — ночью было холодно. Матрасы, как у нас — в индийских поездах не предусмотрены. Считается, что мягкие сиденья вполне позволяют обойтись без них и простыня стелется прямо на сиденье.

Еще вечером проводник собрал с нас по сто рупий (как сейчас сто рублей) на завтрак. В 9 утра он еще спал сном праведника. Когда проснулся, поняли, что завтрак он будет покупать с рук на ближайшей станции и мы забрали у него деньги обратно. Возвращая деньги, он «обрадовал» нас еще и тем, что поезд опаздывает на четыре часа. В итоге поезд опоздал на 5 часов! Нормально! Один день в Варанаси пошел насмарку.

Картины пейзажей, мелькавшие за окном были крайне противоположны — хорошо ухоженные зеленые поля сменялись жуткими грязными пригородами городов и поселков. Некоторые места были похожи на прифронтовые города, по которым прошлись какие-то захватчики — разрушенные дома, от которых остались только часть стен, какие-то палатки и пространства, закрытые тряпками и тентами.

1

Кипятильника, как в наших вагонах, в индийских нет. И чай-кофе можно было купить только на остановках у многочисленных разносчиков-продавцов. Мы не рискнули — кто знает, из какой воды это было приготовлено.

Стоит ли ездить индийскими поездами? Конечно — ведь не всегда же они опаздывают. И нужно стараться, при возможности, не брать верхних полок в вагонах 3АС — уж очень там мало расстояния по высоте между полкой и потолком. И, если есть возможность, выбирать вагон 2АС — с двумя полками и с занавесками вместо дверей.

Ну, а на короткие расстояния хороши поезда с мягкими сидениями типа Сhair car, описанные в начале моего рассказа.

Другие материалы по Индии:

— Что можно увидеть за день в Дели?

— Обсерватория Джантар Мантар в Индийском Джайпуре

— Сокровища музея Альберт-холл в индийском Джайпуре

— Дворец махараджи в Джайпуре

— Форт Амбер — мечта женщин Востока

— Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре

— Новогодний Варанаси

Индия: полезная информация

Комментарии

ttttasha
+1
26 мая 2015 г. 8:35
Ставя лайк под данным материалом испытывала смешанные чувства. Все-таки индийская негигиеничность и полное отсутствие пунктуальности меня поражают.
Yurijvar
+1
26 мая 2015 г. 9:06
Ну, наверно, лайк дается за полезность статьи и ее информативность. Будете знать, чего ожидать. Спасибо!
ttttasha
+1
26 мая 2015 г. 9:41
Само собой, за полезность и информативность, потому и ставлю. Просто нажимаю "мне нравится" и думаю... как бы хотелось бы в Индию, посмотреть их достопримечательности, но их нечистоплотность мне определенно не нравится.
Yurijvar
+2
26 мая 2015 г. 11:07
По прошествии времени, как и обычно в нашей жизни, все плохое забывается и в памяти остается только хорошее!
albygan
+2
26 мая 2015 г. 9:27
Вот и я полагаю, что рассказ сам по себе очень полезен и интересен
Nomad
+2
26 мая 2015 г. 11:08
нет, в Индию - не ногой! А на третьих полках покатался во Вьетнаме... испытание то еще...
Leolik
+1
26 мая 2015 г. 14:10
Nomad писал 26 мая 2015 г. 11:08
нет, в Индию - не ногой!

И я тоже! Ужосы!
Nomad
+1
26 мая 2015 г. 14:16
лучше почитаем чужих отчетов....
Leolik
26 мая 2015 г. 14:31
Абсолютно согласна!
vasilets
26 мая 2015 г. 12:37
На чем только в Индии я не ездил, но до поездов не добрался.
Судя по всему, и правильно сделал)))
Yurijvar
26 мая 2015 г. 16:54
На короткие расстояние еще можно ездить более-менее с каким-то комфортом, но на длинные нужно либо летать, либо брать билеты в 1-2-й классы. Но, думаю, молодежь, может посчитать и по-другому.
Arkhip251166
26 мая 2015 г. 13:37
Полезный отчет!!!
Yurijvar
26 мая 2015 г. 16:54
Спасибо, Сергей!
marysar
26 мая 2015 г. 16:12
Посмотрев еще одну Вашу работу, снова и снова прихожу к выводу, что Индия, как никакая другая страна, подходит под определение "Страна контрастов".
Недавно сноха приехала из очередной научной командировки в Индию. Ее Институт Кристаллографии Академии наук РФ очень бледно выглядит на фоне индийской науки. Кто бы мог подумать об этом, глядючи на эти пейзажи?
Yurijvar
+1
26 мая 2015 г. 16:59
К удивлению, Марина, Индия действительно впереди и во многих отраслях науки, и производства. Кто-бы мог подумать, что она и в первых рядах и в области космонавтики. А ведь начали они заниматься этим гораздо позже чем СССР. Но уж слишком много у них населения. Как обеспечить им всем пристойный уровень жизни?
marysar
26 мая 2015 г. 17:43
Наверняка, проблема в этом, Юрий!
Видимо, рано или поздно Индия придет к опыту Китая по ограничению рождаемости, как бы не болезненно это было для общества. А может и не пойдут этим путем???
mamka
26 мая 2015 г. 16:23
не решилась на поездку в Индии на поезде. я хоть и авантюристка в некоторой мере, но пределы разумного соблюдаю
ну уж собаку бы гладить точно не стала!!!
Yurijvar
26 мая 2015 г. 17:02
Ну, может быть когда-нибудь авантюризм победит, и Вы рискнете там взять хотя бы один билет! Проехав этими поездами, мы сняли бронь с поезда Мумбаи - Гоа и полетели на Гоа самолетом.
mamka
+1
26 мая 2015 г. 17:10
ну прямо с языка снял. я хотела ехать Гоа- Мумбаи. Но передумала на поезде. А потом и не полетела. Изучала окрестности Гоа)))
mamka
26 мая 2015 г. 17:11
Видела поезда на Шри Ланке. намного лучше индийских!! НО и там выбрала такси)))
Yurijvar
26 мая 2015 г. 17:26
Об опыте ночного такси вместо поезда Дели - Ришикеш как нибудь поведаю тоже! Это был еще тот экстрим!
KonstantinPavlov
26 мая 2015 г. 17:31
И мне приходилось от Агры до Джанси и от Джанси до Дели на поезде. Но, конечно. не в таком вагоне
Yurijvar
+1
26 мая 2015 г. 17:46
Спасибо! Мы не одиноки!
GNT
26 мая 2015 г. 17:38
Ни разу даже мысли не было сесть в Индии в поезд. И, судя по отчету, я был прав))
Это типа ка незащищенный секс с камбоджийкой в притоне)
Yurijvar
26 мая 2015 г. 17:47
Интересное сравнение!
Запись с ответом была удалена.
sany4
26 мая 2015 г. 18:25
Читал, Юрий, твой отчет, а в памяти до подробностей всплыли наши две поездки. Из Варанаси в Кхаджурахо был такой же вагон 3АС и опоздание всего на полчаса! А из Кхаджурахо в Агру 3S. Тот самый общий, с решетками вместо стекол. В "купе" вместо 8 человек было 14! Так мало только потому, что проводник больше не подселял к иностранцам. В остальных "купе" разве что на головах друг у друга не сидели. Вместо 7 часов ехали 12. И в голове был один вопрос - почему при такой давке нет вони? И еще маленькое дополнение, может кому-то пригодится. Дома через интернет довольно сложно забронировать места. У нас не получилось. На вокзале в Дели, на 2 этаже есть касса для туристов. Билеты на все поезда во все направления всегда в наличии. Вот только с классом вагона мы сами окарались. Решили сэкономить...
Yurijvar
26 мая 2015 г. 22:43
Да, Вы все правильно написали - с бронью билетов из дома большие проблемы. Я несколько раз бронировал и все как-то неудачно. Пришлось просить индийских друзей, которые обеспечивали нам машину.
Butyrskii
+1
26 мая 2015 г. 19:10
Очень информативно. Полезная и нужная информация, спасибо
Yurijvar
+1
26 мая 2015 г. 22:44
Спасибо, Игорь! Буду рад, если что-то пригодится.
Chedty
27 мая 2015 г. 6:05
Спасибо, очень полезная заметка.
Yurijvar
+1
27 мая 2015 г. 7:50
Жителям Штатов такая поездка и во сне не приснится!
marsada
27 мая 2015 г. 16:03
Очень полезно и информативно. На Цейлоне полтора часа ехала в вагоне второго класса (по моему напавлению других вариантов не было) - испытала такую гамму чувств!)
Yurijvar
+1
27 мая 2015 г. 16:27
Зато как потом приятно оказаться в комфортном отеле!
sahet
6 ноября 2015 г. 15:20
Здравствуйте,

Не скажете сколько будет стоит услуга гида на машине с Дели до Джайпур и Агра и обратно, или как экономно и самостоятельно реализовать золотой треугольник в плане передвижения? Буду рад если поможете.
Yurijvar
6 ноября 2015 г. 21:33
Мы пользовались услугами индийской турфирмы и это нам стоило по маршруту треугольника около 600 долларов на чел. за неделю.
sahet
7 ноября 2015 г. 8:39
Спасибо за сведения.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.