Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 20:36

Агра — Индия Декабрь 2014

В Агре — одном из углов знаменитого индийского «Золотого треугольника» есть что посмотреть и поэтому мы остановились в этом городе на две ночи.

Первым достопримечательным объектом этих мест можно считать посещенный по дороге в Агру заброшенный город Фатехпур Сикри, который построил один из самых интересных, знаменитых и почитаемых мусульманских правителей Индии — Акбар 1 Великий.

Но что-то у него там не заладилось со снабжением города водой и в 1585 году он покинул его и уехал в далекий и неспокойный Лахор (сейчас в Пакистане) усмирять, воевать и расширять свою империю.

Акбар, вступив на престол еще 13-ти летним мальчиком, для своего времени был довольно прогрессивным правителем. Очутившись на троне в 1556 году, он прослыл великим реформатором (не зря его потом и прозвали «Великим») и оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом.

Акбар 1 Великий (1542-1605 г.)

Как свидетельствуют историки — «В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати (когда вдова сжигалась вместе с умершим мужем), легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак».

Во время его правления была разработана оптимальная система налогообложения и невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека.

А журнал «Time» даже включил его имя в список «Топ 25 мировых лидеров».

Свою гробницу Акбар начал строить, как и было принято тогда у тимуридов (потомков знаменитого Тимура) — загодя — еще в 1600 году. Он словно предчувствовал свой скорый конец, который наступил в 1605 году. Но не ожидал, что он будет таким — не в бою от вражеской пули или сабли, а на горшке — от невидимого врага — бактерии шигеллы, которая вызвала неизлечимую и скоротечную дизентерию.

Почему Акбар выбрал для своего последнего пристанища не свой красивый и заброшенный город Фатехпур Сикри или место на берегу реки, на котором позже был построен знаменитейший Тадж Махал, а невзрачную деревню Сикандра в пригороде Агры — непонятно.

План проезда от усыпальницы Акбара до усыпальницы Тадж Махал

После смерти Акбара строительство мемориала продолжил и закончил в 1613 году его сын Джаганхир — тот самый, родившийся от молитв суфийского мудреца Салима Чисти и послуживший добрым знаком к основанию города Фатехпур Сикри.

Гробница Акбара Великого располагается на территории парка, имеющего форму квадрата. Парк окружён стеной с четырьмя воротами, однако проход туристов осуществляется только через южные ворота Буланд-Дарваза, которые по праву называются Воротами Великолепия.

Вид на мемориальный комплекс в Сикандре с карты Google Earth

Предновогодние дни, в которые мы путешествовали по Золотому треугольнику, были как один с холодными ночами и туманными первыми половинами дня. Поэтому эти ворота с минаретами по углам, показались нам какими-то сказочными и нереальными.

Здания комплекса построены из тёмно-красного песчаника. Все стены и арки украшает мозаика из разноцветной узорчатой плитки со смешением разных стилей — мусульманским, индуистским и даже европейским. Здесь мы видим и геометрические, и цветочные, и каллиграфические орнаменты.

Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре

Только минареты заметно отличались по цвету — они были сделаны из белого мрамора — еще редкого на то время строительного материала. Это уже чуть позже — при строительстве Тадж Махала — белый мрамор полностью вытеснит красный камень и будет олицетворять собою стиль роскоши и богатства.

Пройдя ворота, выходим на большую площадь, на другом конце которой расположилось длинное здание. Это и есть сам мавзолей Акбара.

Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре

Его усыпальница находится в центральном помещении этого здания, которое, несмотря на причудливые орнаменты и надписи на стенах, выглядит довольно строго и сдержанно.

Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре

Посередине комнаты стоит мраморная гробница, расписанная арабской вязью. Но на самом деле — это только ее «туристичский» муляж, так как настоящее место захоронения Акбара вместе с его двумя женами располагается в подземных помещениях под нею.

Как известно, спустя 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году, восставшие против Великих Моголов джаты разграбили могилу, разрушили мавзолей, а его останки сожгли.

Декабрьский туман рассеивается и можно поехать посмотреть на знаменитый Тадж Махал - самую знаменитую в мире гробницу, построенную могольским императором Шах-Джаханом в память о своей самой любимой жене Мумтаз-Махал, скончавшейся при родах 14-го ребенка.

Но сначала наш гид Санжив решил сделать нам сюрприз и показать Тадж Махал с необычного ракурса - с другой стороны реки.

Другие материалы по Индии:

Что можно увидеть за день в Дели?

Обсерватория Джантар Мантар в Индийском Джайпуре

- Сокровища музея Альберт-холл в индийском Джайпуре

- Дворец махараджи в Джайпуре

- Взгляд со стороны на Тадж Махал

Новогодний Варанаси

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия