Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 22:59

Что можно увидеть за день в Дели?

Дели — Индия Декабрь 2014

Столица Индии Дели — один из древнейших городов мира. В истории Индии Дели называют «столицей семи империй». И это действительно так. Все новые столицы, при разрушении завоевателями старых, возводились заново.

Город поражает воображение и своими размерами, и свободными от застроек площадями. Такое невозможно себе представить ни в одном европейском городе, ни, тем более, в Москве или Киеве.

Пробыв два дня в Дели, я так и не понял ни его планировку, ни его структуру. Это какой-то хаос, не похожий на правильную систему европейских городов и, тем более испанских, с их центральной площадью посреди города, которую нельзя спутать ни с чем. У испанцев это действительно центр города, от которого лучами или параллелями идут улицы города.

Дели — исключение. Каждый район города — это бывший когда-то город со своей крепостью, который был разрушен пришедшими в свое время завоевателями. И, разрушив захваченный, они уже строили по соседству новый.

По данным всех справочников, в городе Дели находится около 60000 памятников мировой значимости, некоторые из которых построены более чем несколько тысячелетий тому назад. Кто еще может похвастаться таким богатством?

Что же можно посмотреть в Дели, попав в него проездом всего на день — два? Ведь от такого обилия памятников истории глаза разбегаются. Но январь — не самое лучшее время для посещения Дели. На улицах стоит лондонский туман и холодно. Ночью приходится кутаться во все что есть — отопления в отелях нет.

Мы не увидели здесь туристического автобуса типа «вышел-посмотрел-зашел» и договорились с русскоязычным гидом и машиной.

Первым объектом наш гид Санжив выбрал самую крупную мусульманскую мечеть Джама-Масджид, находящуюся в районе старого города и крупнейшего рынка столицы Чандни-Човк. Это основная мечеть Старого Дели в Индии. Ее еще называют «Делийская соборная мечеть».

Делийская соборная мечеть — самая главная святыня мусульман в Индии

Вход в нее свободный, но нужно обязательно снимать обувь и топать в носочках по холодным каменным плитам для ее осмотра. Можно, правда, для комфорта прикупить разовые шлепанцы по 100 рупий ($1,5) и они пригодятся и для посещения других мест.

С мусульманством у индусов связан целый пласт и жизни, и культуры. Мечеть построена в 1656 году и действует по сей день. Утром здесь было еще немного народу, поэтому можно было спокойно прогуляться ее площадями.

И площади мечети довольно значительные — во время службы внутренний двор мечети может принять в себя одновременно до двадцати пяти тысяч верующих. Здесь же находится и одна из значительных мусульманских реликвий — копия Корана, написанного на коже оленя.

При посещении мусульманских святынь женщины должны прикрывать как можно тщательнее все свое святое

Внутри мечети располагается несколько, украшенных великолепными мраморными арками, залов, предназначенных для молящихся.

Следующие объекты были официальными — здания президентского дворца, который можно было посмотреть через решетку и резиденция премьер-министра и еще нескольких основных министерств. Долго здесь задерживаться не стали — большие расстояния между зданиями не распологали к долгим прогулкам.

Парламент Индии

Отсюда недалеко и до второй официальной достопримечательности — церемониального проспекта в центре Нью-Дели. На нем расположены мемориальные Ворота Индии, построенные в честь солдат армии Британской Индии, погибших во время афганских войн и Первой мировой войны.

Индийская Триумфальная Арка — "Ворота Индии"

Имена почти 13 тысяч погибших солдат написаны на стенах мемориала. На каждой стороне мемориала золотой краской написаны на хинди слова Amar Jawan — «бессмертный воин». Окруженный зелеными лужайками, этот мемориал является популярным местом отдыха жителей города. Полно здесь и всяких уличных торговцев.

Следующей достопримечательностью наш Санжив выбрал Радж Гхат — мемориальный комплекс, расположенный на берегу реки Джамны. Это место захоронения Махатмы Ганди — «отца индийской нации». У мемориала расположены два музея, посвященные Ганди. Его можно обойти по верхним дорожкам, а можно и подойти вплотную по нижним. Но тогда придется разуваться и идти босиком. В холодную январскую погоду это как-то не очень комфортно.

Радж Гхат — мемориальный комплекс, расположенный на берегу реки Джамны. Здесь покоится прах Махатмя Ганди — человека, который сделал Индию независимой страной

Интересным оказался и Кутб-Минар. Этот, второй уже за день мусульманский религиозный комплекс, расположен в районе Мехраули в Южном Дели. Он был построен Кутб ад-Дин Айбаком, первым султаном Рабской династии, сразу после захвата Дели в 1206 году.

Нижние ярусы главного минарета построен из красного песчаника, а верхние облицованы белым мрамором. Высота минарета 72,5 м. Его поверхность покрыта искусной резьбой и текстами из Корана. Этот минарет был построен как символ исламского господства в Дели и в качестве главного минарета, с которого мусульман призывали на молитву.

Башня Кутуб Минар имеет в высоту 72 метра

Однако строили его захватчики из того подручного материала, который получали из разрушенных индийских храмов. Поэтому во многих фрагментах колонн можно встретить изображения фигур людей, что запрещено кораном. А порой и имеющих эротическое содержание. Но к этим фрагментам надо приглядываться. Мусульманские строители не стали их срубать из-за боязни нарушить крепость столбовой конструкции.

Все сооружения комплекса Кутуб Минар сделаны из остатков разрушенных и разобранных индийских храмов

Здесь же находится и знаменитая на весь мир «Железная колонна» высотой 7 метров и весом в 6 тонн. Она была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, правившей в Северной Индии в период 320–540 годов. За 1600 лет колонна практически не подверглась коррозии и некоторые специалисты полагают, что она сделана из «метеоритного» железа.

На Железной колонне многие столетия времени не оставили и следов ржавчины

День неумолимо близится к концу, а еще хочется посмотреть Акшардхам — крупнейший индуистский храм в мире. Оставив машину, быстрее добрались до него на метро.

Но там нас ждал сюрприз — тысячи людей, которые тоже хотели в него попасть. И ни за какие «коврижки» охрана вне очереди не пропускала. Пришлось тоже около часа стоять. Перед входом нужно было еще сдать и все вещи, в том числе фотоаппараты и телефоны — шла проверка «почище» чем в аэропортах и индийском метро. Фотографировать запрещено — это духовный объект и всякие манипуляции с фото будут только отвлекать верующих.

Но, в основном, как мне показалось, даже среди основной массы индусов, все были в этом месте с познавательной и туристической целью. Тем более, что по вечерам всегда начинался какой-нибудь концерт с «шоу фонтанов».

Торговцы специями, фруктами и овощами в Дели повсюду

Храм потряс своей филигранной резьбой по камню — мрамору внутри собора и красному песчанику снаружи.

Весь храмовый комплекс занимает площадь около 0,42 км и на нем расположились покрытый резьбой храм, высокотехнологичные выставки, кинотеатр-IMAX, музыкальный фонтан, площадка с сувенирами, ресторанами и сады.

Акшардхам был открыт в 2005 году и вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире.

Там же мы чуть не попали на известный в Индии «развод» по чистке ушей. Стоявший рядом с нами и усердно ковырявшийся в ушах длинной палочкой благообразный индус, вдруг подошел к нам и взмахнув у головы нашего друга рукой, показал комочек грязи — вот это я вытащил у вас из уха! Давайте деньги и я вам почищу другое уже бесплатно!

Почистим вам уши и потом навесим на них хорошей индийской лапши!

Все. День закончился. Больше посмотреть ничего не удастся. А сколько еще осталось памятников истории и архитектуры! Думаю, часть из них можно посмотреть в последний день нашего пребывания в Индии перед отлетом через месяц домой — это Гурдвара Бангла Сахиб — самая большая реликвия сикхов, Храм Лотоса — уникальный по своей архитектуре храм религии Бахаи, гробницу Хумаюна, и бывшие когда-то неприступными крепости Красный Форт и древний форт Пурана-Кила (Purana Qila).

Ну, а пока — завтра начинаем более детальное знакомство с Индией. В планах посещение Джайпура, Агры, Каджурахо, Варанаси, Мумбая, Гоа и северного Ришикеши. А передвижение на самых разных средствах транспорта — авто, поездах и самолетах.

Другие материалы по Индии:

Обсерватория Джантар Мантар в Индийском Джайпуре

- Сокровища музея Альберт-холл в индийском Джайпуре

- Дворец махараджи в Джайпуре

- Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре

- Взгляд со стороны на Тадж Махал

Новогодний Варанаси

- Индийские поезда. Какие они?

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия