Любовь Тукало — была 14 января 10:20
 – С Новым годом!

Краков. В плену тысячелетий

10 ноября 2014 г. 23:21 Величка, Краков — Польша Октябрь 2014

Было уже где-то половина четвертого, когда я, спустившись с неба (в полном смысле этого слова), подумала: «А не поехать ли нам сегодня еще в Величку». Кассы соляных шахт работают до 19:30, должны успеть. Список трамваев, которые могут нас довезти до Главной Почты (оттуда отправляются маршрутки в нужном нам направлении) был с собой в блокнотике. Нужное транспортное средство с легкостью найдено, едем. Ну вот, проехали остановку. Следующая — Krakow Glowny, то есть ЖД вокзал. Оттуда тоже можно добраться в Величку, но ходят поезда, реже- один раз в час. Нужный нам поезд уже скоро. Складывается все просто чудесно. За день успели много. Поскольку успевали не торопясь, усталости ни в одном глазу. А впереди еще одно из главных чудес Польши.

Мы уже бывали с Ростиком в соляной шахте в Соледаре, но знали, что шахты Велички отличаются большей протяженностью, большим количеством камер, необыкновенным разнообразием и красотой скульптур из соли и гораздо более солидным возрастом.

Сцена из легенды о святой Кинге. Однажды дочь венгерского короля уронила свое кольцо в соляной колодец. Позже, приехав в Польшу, чтобы выйти там замуж за местного принца, неподалеку от Велички велела вырыть колодец. Каким-то чудом там нашлось ее кольцо и заодно залежи каменной соли )

Экскурсию мы взяли на польском. Есть возможность выбрать и другой язык, в том числе и русский, но стоит это дороже (79 вместо 52), да и проводятся они всего пару раз в день. Совсем самостоятельно попасть в шахту нельзя, индивидуальных туристов в любом случае собирают в группы. Наш гид, пани Ядвига, немного огорчилась, что мы не знаем польского. Хорошо, что кроме нас ей было, кому рассказывать, ведь три часа говорить «в никуда», не очень-то приятно. Группа была небольшая- около десяти человек. Экскурсия понравилась, хотя возможно немалую роль сыграло собственное воображение. Не менее увиденного поразило понимание того, как глубоко под землей мы находимся, сколько всего там настроено, и то невероятное количество соли, которое было вокруг.

Камера "Михаловице" эксплуатировалась с 1685 года

Соляные шахты Велички- творение, создаваемое на протяжении почти девятисот лет простыми горняками и инженерами, известными учеными и польскими правителями. Старейший из известных шахтных стволов, в котором каменная соль добывалась горными методами, относится ко второй половине 13 века. В средние века добыча соли была привилегией короля, а доходы от ее продажи составляли почти треть доходов королевской казны.

Труд же простых горняков был поистине каторжным.

Работа в шахте была сопряжена с постоянным риском. Главной угрозой была стихия: вода, огонь и шахтный газ. Наряду с подъемом соли на поверхность, одной из важных задач был сбор и подъем из шахты воды.

Метан же приходилось выжигать огнем, для этой работы привлекались только самые опытные шахтеры.

С учетом всех этих обстоятельств особенно удивительно разглядывать соляные скульптуры и барельефы, сделанные простыми горняками. Опасная работа делала шахтеров более набожными, поэтому под землей часто строились часовни и проводились богослужения.

Благодаря запрету на использование легковоспламеняющихся материалов родилась традиция резьбы по соли. Самое крупное произведение скульпторов-самоучек часовня Святой Кинги. По легенде святая Кинга- дочь венгерского короля, открыла в Величке залежи каменной соли и с тех пор она стала покровительницей горняков.

Часовня святой Кинги расположена на глубине 101 м и создана в 1896 году
Барельеф "Бегство в Египет" в часовне святой Кинги
Барельеф "Двенадцатилетний Христос" в часовне святой Кинги

И еще в Соледаре не было подземных озер.

Камера "Веймар" С древних времен до нас дошли рассказы, героем которых является "Он", или Казначей. "Он"- так уважительно называют того, кто следит за безопастностью шахтеров
Камера Юзефа Пилсудского 1810-1830гг

Правда снять их красиво совсем не получилось, но это не уменьшает впечатлений от увиденного. Кстати, были мысли взять с собой в шахту штатив, но не знаю насколько это удачное решение, поскольку экскурсия проходит в довольно высоком темпе. Залы сменялись один за другим, чередовались переходами, таили сюрпризы- время пробежало незаметно.

Когда мы выбрались на поверхность, было уже темно. Пришли на ж/д станцию. Никого. Дежавю (может кто-то помнит мою историю в Саламанке). Только тут еще и ночь. Мысленно прикидываю, сколько стоит такси до Кракова- неужели мы опоздали на последний поезд? Пробегающему спортсмену (на русском) вслед: «Вы не знаете, будет сегодня еще поезд до Кракова?» Вернулся. «Расписание дальше, пойдемте посмотрим». Тоненькая ниточка надежды- остался еще один поезд!!!, правда он не доезжает до нужной нам станции, но там по крайней мере будет уже Краков!!! И как я могла не проверить расписание на обратную дорогу? Даже и мысли не возникло, что поезда перестанут ходить так рано, ведь еще нет и девяти вечера. Билеты купили прямо у кондуктора. Только имейте ввиду, что для покупки билета в поезде, кондуктора нужно найти самому, иначе могут оштрафовать. Дальше тоже несказанно повезло. На станции прибытия нас ждал поезд, идущий из Освенцима, мы с тем же билетом (он действует два часа на определенных маршрутах) доехали до центрального ЖД вокзала. Ну, а оттуда рукой подать до дома…

Приключения закончились, а время в Кракове еще осталось, правда, уже на другой день.

День второй был и вовсе не распланирован. Просто гуляем. Гуляем по старому городу,

Голова, потерявшаяся от любви )

гуляем по Плантам- это бульварное кольцо вокруг старого города, устроенное на месте древней крепостной стены.

Однако, я должна вас предупредить! Гулять нужно с большой осторожностью!!! Каждый ваш шаг вас будет преследовать опасность оступиться… и провалиться в прошлое. Прошлое- это конечно не лужа, не кювет и не канализация. Но окажись вы там, как выбраться обратно, особенно если вечером поезд?…

Если же избежать провала вам все же не удалось, позволю себе дать вам несколько полезных советов.

При попадании совсем в незапамятные времена, когда город был только основан князем по имени Крак, имейте ввиду- в городе живет дракон. Причем ни где-нибудь, а в пещере под Вавельским замком. Так вот, вы его не бойтесь.

Жители Кракова чувствовали себя в присутствии змея почти спокойно, и если бы не его непомерный аппетит, а надо сказать что требовал он приличную дань в виде домашнего скота, то жил бы дракон до сих пор. А так краковчанам пришлось его извести. Правда, способ расправы с драконом не очень героический- его отравили серой, зашитой в шкуру овцы.

Если окажетесь в Кракове году так в 965, вполне можете повстречать еврейского купца из Испании Ибрагима ибн-Якубу, посланного калифом Кордовы в путешествие по странам Европы. На вашем месте я бы постаралась избежать общения с ним, дабы не попасть наряду с первым упоминанием Кракова в его «дипломатический отчет». Зачем, спрашивается нашим историкам дополнительные загадки?

Если случай забросит вас в 1241 год, когда по Кракову пронеслись монголо-татарские орды, прячьтесь в костеле Святого Андрея.

Это одно из немногих зданий уцелевших и в первое и во второе нашествие татар.

Мариацкому костелу тогда повезло меньше- он был разрушен. Сегодня о тех печальных событиях ежечасно напоминает сигнал трубача, который в Кракове называют «хейнал», он подается с башни Мариацкого костела и обрывается на самой высокой ноте. По легенде, к стенам города внезапно подступило монгольское войско, но трубач успел подать сигнал о враге и погиб от стрелы в момент его подачи.

Кстати, если немного задержитесь и застанете строительство третьего варианта Мариацкого костела,

Мариацкий костел

постарайтесь помирить двух братьев-строителей. Из-за их нелепого соревнования «Чья башня будет выше», костел сегодня имеет не симметричный вид, а сами братья плохо кончили- сначала один убил другого, а после сам бросился вниз со своей башни.

Очутились в Кракове в 1396 году? Отправляйтесь в Костел Францисканцев!

Возможно, вы станете свидетелем важного события- крещения литовского князя Ягайло. После он женился на юной принцессе Ядвиге и стал королем Польши, основав известную династию Ягеллонов.

Не застанете этого события, не отчаивайтесь! Короля Ягайло, в христианстве Владислава, можно встретить и сегодня, причем в компании всех остальных польских королей. Для этого нужно прийти ночью накануне Рождества в кафедральный собор Вавеля, где они все упокоены. Говорят, что раз в году они собираются на совет.

Путешествие во времени сулит вам экономию, если вы собираетесь после Кракова отправиться в Варшаву. Только нужно угадать и оказаться в Кракове в 1596 году, когда король Сигизмунд III вместе со своим двором переехал в Варшаву, сделав ее столицей.

История Кракова на этом не остановилась. В ней известны расцветы и спады, множество счастливых и печальных страниц. На каждую из них советов не напасешься- сориентируетесь на месте)

Выход из прошлого. Его придется найти вам самим :)

Пара слов о сувенирах. Не забывайте, что все, что вам захочется привезти из прошлого, польские таможенники сочтут антиквариатом, со всеми вытекающими последствиями.

Вот так, не торопясь, но и не останавливаясь, мы провели еще один день.

Заглянули на экскурсию в Ягеллонский университет.

Заходили в костелы.

Костел святой Анны
Доминиканский костел
Костел святых Петра и Павла

В Кракове они самые красивые, как мне показалось. В Марьяцком костеле, несмотря на запрещающую табличку, фотографировать все же можно.

В Мариацком костеле

Зато была закрыта башня со смотровой площадкой. Не беда. Жизнь- это череда упущенных возможностей (с))) Зато мы почти летали на воздушном шаре! Да и столько всего еще уже было с нами за эти два дня, а впереди еще почти целая неделя в новой для нас и очень интересной стране- Польше!

P.S. В рассказ внесено существенное дополнение о трубаче Мариацкого костела, за что большое спасибо внимательному и неравнодушному к Кракову блогеру Альберту )

11 ноября 2014 г. 9:07
Очень много слышала о Кракове хвалебного , но осень.. Он в осени просто купается со своей красотой и величием . Прекрасный город. Шахты впечатляют ,Люба! в свое время я спускалась в угольные по работе ..и такая глубина сама по себе конечно уже приводит в оцепенение ,а когда внутри создано столько уникального .. Превосходная экскурсия! Огромное спасибо ,Люба!.
11 ноября 2014 г. 9:12
Спасибо, София!
И спасибо осени, что она украсила Краков солнцем и золотой листвой ) Она ведь может быть такой разной, нам повезло!
11 ноября 2014 г. 9:18
spatefillum писала 11 ноября 2014 г. 8:12
Думаю Краков в любой осени будет блистать! Но вам действительно с погодой повезло очень ,Люба!!!
11 ноября 2014 г. 9:54
Спасибо, Люба! Очень люблю Краков и старинный, в районе Вавеля или Казимежа и современный, какой там классный аквапарк, например! С большим удовольствием прогулялся с тобой, как вновь вернулся!
Насчет, шахт Велички... Вы тоже спускались туда вниз пешком? А в верх на лифте? Невообразимая красота внутри, молодцы, что сделали из них очень неплохой туристический объект!
11 ноября 2014 г. 9:56
Спасибо, Альберт ) После двух дней пребывания уезжать не хотелось, нам тоже очень понравился этот город!
В шахты, да, все так и было )
11 ноября 2014 г. 10:11
Да здравствует Краков! И ждет нас вновь.
11 ноября 2014 г. 11:33
Люба,

Путешествие в соляную пещеру - это класс. Я уже не раз о ней слышал, а вот огромную часовню на глубине заметил только сейчас))) Вот туда я хочу попасть, однозначно. Пожалуй только из-за пещеры надо заглянуть в Краков.
Как я заметил, с транспортом у тебя все время напряги случаются. Даже удивительно - такая собранная и опытная путешественница, а такие накладки
11 ноября 2014 г. 11:36
Спасибо, Сергей! А я вот по поводу шахты еще размышляла ) Казалось, что она будет лишь немногим отличаться от той, что в Соледаре. Но, конечно, не пожалела, что поехали
vasilets писал 11 ноября 2014 г. 10:33
даже удивительно - такая собранная и опытная путешественница, а такие накладки

значит, не настолько
собранная и опытная
, достаточно далека от совершенства
11 ноября 2014 г. 13:25
Часовня св.Кинги производит даже на фото неизгладимое впечатление Не верится, что всё там сделано из соли,просто ювелирная работа
11 ноября 2014 г. 13:29
Согласно Настя! Особенно меня поразил факт, что работали не профессиональные скульпторы. Только один из шахтеров отправился учиться в художественную академию.
11 ноября 2014 г. 13:31
Я никак не могу понять- а как это-выжигать газ в шахте? Он же взорвётся
11 ноября 2014 г. 13:34
Ну, точно технологию я не знаю. Как-то так, как на картинке )) Может, это вовремя надо было делать, когда концентрации небольшие и тогда он не взрывался
11 ноября 2014 г. 13:36
Очень опасная профессия!
11 ноября 2014 г. 13:38
Несмотря на развитие технологий, сегодняшним шахтерам тоже не позавидуешь!
11 ноября 2014 г. 13:39
Это точно!
ValVikAn
11 ноября 2014 г. 15:07
Я тоже был с русскоязычной экскурсией в шахте Величка. Экскурсовод технологию рассказал выжига метана. Этот газ легче воздуха и в небольших количествах собирался в выемках потолка штолен. Специальные люди непрерывно эти места выжигали факелами. Непрерывно чтобы большое количество метана не собралось, малое количество это небольшой хлопок.
Внутри шахты все темно серо зеленое, даже по началу не верится что соль, пока не попробовал.
Интересное место.
11 ноября 2014 г. 15:08
Я почти угадала )), спасибо!
11 ноября 2014 г. 13:31
Любочка, как много же ты успела за два дня посмотреть. Понравилась шахта в Величках и хорошо, что всё-таки успели на обратный поезд
11 ноября 2014 г. 13:32
Спасибо, Лена!
sonnenschein писала 11 ноября 2014 г. 12:31
хорошо, что всё-таки успели на обратный поезд
да уж, столько вариантов развития событий пронеслось перед глазами
11 ноября 2014 г. 13:36
Мне это знакомо
11 ноября 2014 г. 16:45
Впечатлило!
11 ноября 2014 г. 16:50
Здорово! Я рада )
maxabat
11 ноября 2014 г. 17:36
Резьба по соли - впервые вижу фотографии такого вида искусства. Очень интересно и необычно!!!!
11 ноября 2014 г. 17:37
maxabat писала 11 ноября 2014 г. 17:36
Очень интересно и необычно!
Согласна, спасибо! )
11 ноября 2014 г. 19:59
Люба, какое сильное впечатление возникает от этого шахтерского подземного храма! да и Андреевский и Петропавловский костелы тоже не оставляют равнодушной! Как же мне нравится разглядывать детали и внутреннего убранства храмов самых разных конфессий! такое возникает эстетическое наслаждение в миксе с разнообразными внутренними откровениями!
11 ноября 2014 г. 20:16
А если еще и орган играет в костеле... Нам повезло несколько раз, попали на службу. В соляной шахте, конечно, органа не было, но там и так хватило впечатлений )
11 ноября 2014 г. 20:37
я специально подгадываю время посещения, чтобы побыть одной и захватить службу!
11 ноября 2014 г. 20:26
Подземный храм просто потряс до глубины души - мало того, что на такой глубине, так еще и из соли! Каких только чудес нет на свете )) Люба, спасибо! Польша активно набирает очки
11 ноября 2014 г. 20:30
catys писала 11 ноября 2014 г. 20:26
Польша активно набирает очки
Спасибо, Катя!
11 ноября 2014 г. 20:37
Тащу в избранное Ну а что, в свете нарастающей неблагоприятной экономической ситуации надо продумывать варианты неевровых стран
11 ноября 2014 г. 21:00
Ага! Все-таки есть Вевельский дракон! Жто зорошо, а то что да Польша без него! А вот по шахтам я с опаской гуляю. Нет, я смотрю, если есть такая возможность. Но волю собираю в кулак - у меня жуткая клаустрофобия. Для меня это всегда почти подвиг. Польша мне нравится. А теперь все больше и больше. И обретает направления и маршруты. Хорошо, когда за тебя все уже придумали. Спасибо!
11 ноября 2014 г. 21:07
Спасибо, Таня!
onegina17 писала 11 ноября 2014 г. 21:00
Все-таки есть Вевельский дракон!
на фото не совсем он ) Возле замка стоит настоящий, периодически извергающий пламя, но у меня достойного его портрета не оказалось )
А что до направлений и маршрутов, их бесчисленное множество по Польше можно составить. Несколько мест скрепя сердце вычеркивала- не успевала вместить все в свой отпуск )
11 ноября 2014 г. 21:22
Я тоже потрясена часовней святой Кинги...Просто невозможно представить,как это все ваялось....А по поводу легенды, мне навеялась одна история, когда мы с подругой и детьми отдыхали в Лазаревском, моему сыну было лет 11, в полдень купались, катались на водном велосипеде, ныряли, в обед подруга обнаружила потерю цепочки с крестом и иконой Казанской...Проплакала весь "тихий час", а в пять часов мой сынуля взял ласты и 45 минут плавал, потом подходит к подруге и говорит:"Тетя Лена, это Ваше?" и протягивает ей золотые украшения, представляешь, что с ней было?
11 ноября 2014 г. 21:29
Лена, я верю в такие чудеса! В нашей семье тоже есть такая невероятная история )
11 ноября 2014 г. 21:39
Дракошу жалко. Повывели всех, гады...
11 ноября 2014 г. 21:42
Да уж
Dimitry писал 11 ноября 2014 г. 21:39
Повывели
это точно )
usman56
11 ноября 2014 г. 22:08
Интересный рассказ, Соляные шахты, одно из не многих мест, куда хотел бы попасть обязательно!

На той неделе случилась со мной неприятность, какой и предполагать не мог, и что отчаяние может быть такой глубины, тоже не подозревал, а тут в последнем абзаце фраза, как из песни,
Жизнь- это череда упущенных возможностей))
просто резанула! Люба, это по моему, круче, чем у Джона Леннона в композиции «Imagine»:
«Жизнь — это, то что происходит с нами, пока мы строим планы на будущее».
Может, попробуешь песню дописать?! Было бы здорово!
11 ноября 2014 г. 22:16
Михаил, спасибо! А фраза не моя, слышала где-то ) Да и песни в последнее время не пишутся...
11 ноября 2014 г. 22:44
Интересные места. Соляной храм удивительный. Представляю, как это все в шахте впечатляет!
11 ноября 2014 г. 22:50
Да, впечатляет! А я еще до последнего сомневалась, ехать или нет )
12 ноября 2014 г. 8:07
Люба, все в Кракове прекрасно!!! Архитектура, костелы и даже дракон!))))
Но самое удивительное - часовня Святой Книги в соляной шахте!!! Напомнило подземные творения гномов во Властелине колец!))
12 ноября 2014 г. 8:23
Ага, гномы там тоже были! ))
12 ноября 2014 г. 9:55
Крррасота! Соляной храм - это что-то! Теперь знаю, что значит название шикарного польского женского белья "Кинга"
Ну и надеюсь, что меня в Краков забросит всётки в 21 век, а не в те лохматые годы, о которых ты упоминала
12 ноября 2014 г. 9:58
AsiaGate писала 12 ноября 2014 г. 9:55
Ну и надеюсь, что меня в Краков забросит всётки в 21 век
в этом времени Краков тоже таки довольно неплох :) Спасибо, Оксана!
12 ноября 2014 г. 18:30
вот так открытие для меня,думаю не одного,реально приятно удивлен увиденным!
12 ноября 2014 г. 18:36
Юра, ты про шахту? ))
12 ноября 2014 г. 18:45
Люба! Как интересно! И соляная шахта со скульптурами, озером и церковью. И путешествие во времени в Кракове. Прочитала все на одном дыхании... не могла оторваться
12 ноября 2014 г. 18:58
Спасибо, Анечка! Я рада, что понравилось )
13 ноября 2014 г. 13:32
Соляные шахты такие древние, практически тысячелетние, а вырубленная в соли часовня-это невероятное произведение искусства!! Я была в соляной шахте в Баварии и помню, насколько интересны такие экскурсии. В Кракове очень понравились интерьеры
Марьяцкого костела
, роскошное изящество!
13 ноября 2014 г. 13:38
Спасибо, Наташа! Да, возраст соляных шахт Велички впечатляет не менее, чем красота. А когда я была в Соледаре, нам на экскурсии говорили: "Вот у нас шахта настоящая, а в польской Величке- скорее аттракцион для туристов" ((
13 ноября 2014 г. 13:46
- отговаривают туристов таким способом!!
13 ноября 2014 г. 13:49
Печально, но факт. Зачем только, непонятно. Шахта в Соледаре по-своему интересна )
Chiffa7
14 ноября 2014 г. 9:17
Ого, какие соляные шахты! Размер часовни внутри них поразил.
14 ноября 2014 г. 9:24
Спасибо, Катя! Если о размерах- в шахте Соледара есть зал, где запускали воздушный шар :) http://www.tourister.ru/responses/id_5570
Skripina
14 ноября 2014 г. 11:47
Люба, хороший прием с путешествием во времени, мне очень понравилось!
Соляная пещера потрясающая, особенно Часовня Святой книги! А пол там тоже из соли? И подземное озеро как в фантастическом фильме какой нибудь, ну например в Гарри Потере:)))
14 ноября 2014 г. 18:38
Спасибо, Лен! В шахте пол тоже из соли. В некоторых помещениях из специальной соляной плитки )
16 ноября 2014 г. 19:36
Соляные шахты очень интересные. Это действительно стоит увидеть.
16 ноября 2014 г. 20:09
Согласна, Ира! Спасибо
17 ноября 2014 г. 19:46
Люба! Давно не заглядывала на сайт, столько всего появилось любопытного! Тебя выбираю самую первую, знаю, что будет интересно, красиво, интригующе.
Так и оказалось: прогулялась по соляной шахте, насладилась чудесными осенними видами, узнала интересные исторические факты. Мариацкий костел очаровал!
17 ноября 2014 г. 19:48
Спасибо, Лена! Надеюсь, Ваше отсутствие было связано с долгожданным отпуском?
17 ноября 2014 г. 20:27
spatefillum писала 17 ноября 2014 г. 19:48
отсутствие было связано с долгожданным отпуском?

Нет, конечно! Все отменили из-за диких валютных забегов, цены на дальние перелеты стали сумасшедшими. А с туроператорами я не рискую путешествовать. Теперь только Сочи остаются в ноябре. Но это будет не туристическая поездка. Надеюсь, что на НГ в любимую Европу все же удастся слетать, не сравню ни с какими теплыми и экзотичными странами, как бы они ни были привлекательны.
17 ноября 2014 г. 20:33
Жаль ( У нас с валютой не лучше. В этом году я и не собиралась уже никуда, а на следующий и загадывать не берусь
17 ноября 2014 г. 20:35
spatefillum писала 17 ноября 2014 г. 20:33
следующий и загадывать не берусь

К сожалению!
18 ноября 2014 г. 22:24
Чрезвычайно увлекательный рассказ! Обо всем было интересно, но шахты - вне конкуренции!
18 ноября 2014 г. 22:28
Юля, спасибо! Я старалась ) Шахты, да... нас тоже впечатлили!
24 ноября 2014 г. 11:52
Классный Краков, жаль, что мы в него не свернули = хотя и собирались.
Люб, а когда экскурсия в шахту была на польском - наверное многое все же было понятно? Ты ведь говоришь на украинском?
24 ноября 2014 г. 11:56
Да, на украинском говорю и многое было понятно, но все же далеко не все ) Ты уже вернулась, Машуль? Когда секрет раскроешь?
24 ноября 2014 г. 16:49
Да, вчера прилетели - и карты уже открыты)
puhh
29 ноября 2014 г. 10:40
О Краков! О Величка! В далеком 1993 или 1994 году попробовала на вкус тамошние стены - не удержалась! Озеро волшебное и величественное!
29 ноября 2014 г. 16:34
А мы в Соледаре напробовались, поэтому в Величке только смотрели
3 января 2015 г. 14:15
Мечтаю попасть в Величку! Клёвое место! Ну и Краков, бесспорно, хорош!
4 января 2015 г. 9:30
Мечты- это здорово, Ярослав! Пусть сбываются!