Вокзал как эпоха

Как выяснилось — вокзалы тоже могут быть архитектурной достопримечательностью, в ряду которых находится и железнодорожный вокзал в Иваново.

1
Вокзал как эпоха

Первый вокзал в Иваново-Вознесенкском (именно так назывался тогда город) был построен в 1868 году, но уже в 1894 году было построено второе здание, которое сохранилось до наших дней. В настоящий момент здание старого вокзала занимает магазин.

1
Фото из интернета. Мы проскочили мимо и увидели его только из окна автомобиля.
Фото из интернета. Мы проскочили мимо и увидели его только из окна автомобиля.

Нынешнее здание — уже третье по счету. Возведено оно было в 1929–1933 годах по проекту советского архитектора-авангардиста Владимира Михайловича Каверинского и на сегодняшний день является единственным крупным железнодорожным вокзалом в конструктивистском стиле на территории России.

Вокзал по тем временам — просто огромный и существует легенда, что до Великой Отечественной войны рассматривался вариант сделать из Иваново столицу РСФСР (условно, Москва — столица СССР, Иваново — столица РСФСР). Насколько это правда — судить трудно, так как подтверждающих документов не сохранилось. Но в Иваново зачем-то построили вокзал, превышающий пассажиропоток в десятки раз уже имеющийся.

Конструктивной особенностью вокзала было то, что он не был разделён на секции: это был единый огромный зал, совершенно без колонн и каких-либо поддерживающих приспособлений, что поражало.

С тех пор здание пережило несколько реконструкций — после завершения строительства начали вскрываться недостатки. Подвела плоская кровля, где зимой начал собираться в страшных количествах снег и это грозило обрушением. Второй особенностью вокзала были потрясающе красивые витражи на фасаде, но они не выдерживали ветровые нагрузки и стёкла иногда вылетали внутрь зала, что грозило травмами. А зимой они ещё и промерзали.

1
Одно из немногих сохранившихся фото, где вокзал представлен в оригинальном виде.
Одно из немногих сохранившихся фото, где вокзал представлен в оригинальном виде.

Спустя примерно двадцать лет конструкции здания начали приходить в негодность.
Пространство зала разделили на две части — синий и красный залы, также появились колонны. Был исправлены витражи: их разделили пилонами.

1
Вокзал после первой реконструкции.
Вокзал после первой реконструкции.

Следующая реконструкция пришлась на 1978–1979 годы, при подготовке к Олимпиаде 1980 года.

1
Наследие 80-х.
Наследие 80-х.

И вот, наконец, прошли реставрационные работы в 2018–2020 годах и вокзал предстал во всём своём великолепии.

1
Вокзал как эпоха

Авторы нынешней реставрации подготовили компромиссный проект, который подразумевает возвращение к изначальным идеям В. М. Каверинского и при этом не отрицает более поздних архитектурных внедрений. Благодаря этому, вокзал стал символом сразу нескольких периодов советской эпохи.

Работы состояли из пяти блоков: восстановление фасада, обновление основного синего зала, реконструкция красного зала, переоборудование платформ и ремонт подсобных помещений.

Фасаду, насколько это возможно, вернули оригинальный исторический вид. Для этого пришлось восстановить оконные проёмы, заложенные при реконструкции 1950-х годов. Чтобы верно оценить высоту первоначального остекления специально привлекались историки. Колонны в левой части от входа пришлось сохранить и укрепить, поскольку они были возведены из соображений безопасности.

2
В описании проекта говорится: «Первоначальный облик был подчёркнут особой покраской таких колонн и нескольких мест, где также не удалось восстановить первоначальное остекление, в тёплый терракотовый цвет».
В описании проекта говорится: «Первоначальный облик был подчёркнут особой покраской таких колонн и нескольких мест, где также не удалось восстановить первоначальное остекление, в тёплый терракотовый цвет».

Интересно решена входная группа

2
Вокзал как эпоха

Было сохранено и разделение на два зала. Синий зал выполнен в духе раннего советского модернизма, красный — позднего советского модернизма.

В синем зале были сохранены и отреставрированы все декоративные элементы. На месте гипсовых объектов появились их точные копии из стеклофибробетона.

1 из 2

Украшающие переход из «синего» зала в «красный» мозаики, панно бережно отреставрированы, подсвечены и обрамлены.

1 из 2

Потрясающее решение с колоннами — из покрыли орнаментом. И это не простой орнамент: в 30-х годах в Иваново начали смело экспериментировать с орнаментом для ситца. Называется это агиттекстиль.

3
Вокзал как эпоха

На основе сохранившихся образцов был разработан непериодический орнамент, соответствующий следующим требованиям: не должно быть ярких знаков эпохи, не должно быть текста, нельзя поймать беглым взглядом повторяющиеся фрагменты, при трафаретном нанесении не должны были выпадать мелкие элементы.

1
Фото из интернета
Фото из интернета

И в довершении текстильной темы в синем зале установлен ткацкий станок.

3
Вокзал как эпоха

А ещё здесь установлена интересная инсталляция в виде чемодана с информацией о достопримечательностях города. Но, я заметила, сейчас такие интерактивные экспонаты установлены на многих вокзалах.

2
Вокзал как эпоха

Мебель разрабатывалась специально под новый проект, так как никаких данных о ней не осталось. В новом проекте скамейки включают в свой дизайн полку для багажа и розетки для зарядки гаджетов.

3
Вокзал как эпоха

Метлахскую плитку заменили на новую, более современную, но практически не отличимую от оригинала.

Аналогичные работы были проведены и в красном зале. Теперь он рассчитан на проведение культурных мероприятий, а также будет работать как выставочное пространство.

1
Вокзал как эпоха

В момент нашего посещения, как раз готовилось какое-то мероприятие.

А вот в следующий наш приезд мы застали одно такое мероприятие — выставку «Конструктивизм в моде».

1 из 5

Иваново, родина первого совета. Одним из крупных событий революции 1905–1907 годов стала всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске весной-летом 1905 года, когда и был создан первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Это было отражено во фресках в красном зале в процессе реконструкции в 50-х годах…

1 из 3

Есть на вокзале и VIP-зал, аналог бизнес-зала аэропортов. По понятным причинам мы туда не попали, поэтому привожу фото из интернета.

1
Вокзал как эпоха

На станции полностью перестроили платформы и открыли подземный переход. Одну из платформ сделали высокой — она рассчитана на поезда типа «Ласточка».

1
Вокзал как эпоха

На территории вокзала установлен памятный знак железнодорожникам-фронтовикам и труженикам тыла.

1
Вокзал как эпоха

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Ж/д вокзал Иваново

Вокзальная пл., 3, г. Иваново, Ивановская область, РФ Подробнее об объекте