3 туриста уже
были в этом месте

Шуховская башня на Оке
в Дзержинске

Достопримечательности 14 апреля
Режим работы
Круглосуточно
Стоимость билета
Бесплатно
Адрес Шуховской башни на Оке
Россия, Нижегородская область, Дзержинск, за поселком Рабочий смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 73%
Очень хорошо 18%
Неплохо 8%
Плохо 0%
Ужасно 2%

В Нижегородской области в 12 километрах южнее Дзержинска на мысу, где Ока делает поворот, стоит один из самых необычных архитектурных памятников России — Шуховская башня. Созданное в 1928 году как опора для перебрасывания проводов через реку, сегодня сетчатое сооружение, превосходящее высотой статую «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане, остается артефактом эпохи конструктивизма в архитектуре и напоминает об успехе изобретения русского инженера Владимира Шухова. В конце XIX века он создал и запатентовал конструкцию из сетчатой оболочки в форме гиперболоида. Его разработки позволили создавать прочные сооружения большой высоты при минимальных затратах металла.

Облик сетчатых гиперболоидов использовался для создания перекрытий в зданиях, маяков, водонапорных башен и даже мачт кораблей. Самым известным творением Шухова стала радиобашня на Шаболовке, достигшая 160 метров. Башня на Оке, построенная позже, уступает московской конструкции 32 метра, но признавалась экспертами из ЮНЕСКО более достойной внесения в Список объектов мирового наследия.

Сегодня Шуховская башня в Нижегородской области охраняется, но туристам позволяют забраться на фундамент 30-метрового в диаметре основания, прикоснуться к старому металлу и сфотографироваться. Попытки влезть на балки тут же пресекаются. Рядом с башней расположен песчаный пляж, к которому ведет проселочная дорога. Чтобы не увязнуть в колее и совместить отдых у воды с осмотром достопримечательности, рекомендуется посещать Шуховскую башню в теплую, ясную погоду.

Шуховская башня на Оке<br/> в Дзержинске
 

Высота Шуховской башни на Оке

Шуховская башня в Нижегородской области представляет собой опору ЛЭП, равно которой не отыскать во всем мире. Во-первых, она имеет форму гиперболоида, во-вторых, ее строительная конструкция представляет собой сетчатую оболочку. Визуально отчетливо делится на 5 частей, высота каждой из которых составляет 25 метров.

Высота всей Шуховской башни на Оке составляет 128 метров. Для сравнения — «рост» монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде достигает только 85 метров.

Венчает опору горизонтальная траверса из стали длиной 18 метров. Ранее к ней крепились 3 линии высоковольтных проводов.

История

Уроженец Курской губернии изобретатель Владимир Григорьевич Шухов известен прежде всего как автор проектов первых российских нефтепроводов и установок для крекинга нефти. Снискав славу промышленного инженера, он заинтересовался созданием гиперболоидных конструкций. Первую башню Шухов представил в 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

Сооружение высотой 37 метров так поразило зрителей, что один из них купил его и увез в свое имение. Первая в мире гиперболоидная конструкция до сих пор находится в селе Полибино в Липецкой области, где у приобретшего ее фабриканта Ю. С. Нечаева-Мальцова был дом.

В 1899 году Шухов запатентовал изобретенную конструкцию. Первоначально его чертежи использовались для постройки корабельных мачт и перекрытий зданий. В 1919 году началось возведение башни на Шабаловке. В процессе произошла авария, которую изобретатель объяснил плохим качеством металла, но его условно приговорили к расстрелу. Когда в 1922 году радиобашня была закончена и состоялась первая трансляция, Шухова помиловали.

Шуховская башня на Оке<br/> в Дзержинске
 

Спустя 5 лет создателя гиперболоидных конструкций привлекли к осуществлению плана электрификации страны. Под его руководством недалеко от Дзержинска поставили 6 гиперболоидных опор ЛЭП для переброски проводов над рекой. Система была многоярусной: опоры стояли попарно, при этом каждая пара имела свою высоту — 20, 68, 128 метров.

Весь комплекс гиперболоидных опор ЛЭП под Дзержинском создавался с 1927 по 1929 год. Год постройки Шуховской башни на Оке — 1928.

Еще во времена СССР маршрут ЛЭП изменили, провода убрали и 4 из 6 невостребованных теперь опор — самые низкие — демонтировали и пустили на переработку. В 90-х обе башни признали архитектурным памятником регионального значения, но конструкции это не спасло. Местные бизнесмены успели разобрать одну из 128-метровых башен ради заработка на металлоломе и приступили к разрушению второй. В конце концов из 40 балок нижней секции осталось только 28 — конструкция держалась на честном слове.

В 2007 году правительство региона совместно с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» приступило к восстановлению объекта. Первым делом восстановили похищенные элементы конструкции цокольной секции, а также металлические кольца основания. Далее была решена задача укрепления берега и обустройства набережной. Также планировалось нанести на части конструкции защищающий от коррозии состав и благоустроить прилегающую территорию. В 2014 году Шуховская башня получила статус объекта культурного наследия федерального значения.

Шуховская башня на Оке<br/> в Дзержинске
 

Как добраться до Шуховской башни из Нижнего Новгорода и Дзержинска

Достопримечательность находится в 2,8 километра от поселка Дачный под Дзержинском, и это расстояние можно преодолеть пешком, на велосипеде или на собственном автомобиле. Стоит учитывать, что дорога здесь грунтовая и не благоустроенная, так что для путешествия лучше выбирать день с ясной, сухой погодой. Кроме того посетившие Шуховскую башню пишут в отзывах, что машина с малым клиренсом по этой дороге не проедет.

До поселка Дачный из Дзержинска можно доехать на автобусе № 105, который отходит от автовокзала Дзержинска 1–2 раза в час. Выйти нужно на первой остановке в поселке. От остановки по ближайшей улице нужно идти в восточную сторону до пристани, а затем свернуть налево на дорогу, тянущуюся вдоль реки в южную сторону около 2 км.

Из Нижнего Новгорода до Дзержинска можно доехать на электричке, выход на одноименной станции. В двух шагах располагается автовокзал, у которого можно пересесть на автобус № 105.

Еще один вариант путешествия из столицы региона — сесть на электричку, прихватив велосипед. Тогда сойти можно на станции «Калининская», от нее проехать по улицам 1 Мая и Попова до Речного шоссе, а по нему следовать к башне. Протяженность велосипедного маршрута составит около 8 километров.

Маршрут движения от станции «Калининская» до Шуховской башни на Оке:

Если вы решили отправиться на собственном автомобиле из Нижнего Новгорода, следуйте до Дзержинска, а затем через улицу Черняховского и Гипсовый переулок выезжайте на Речное шоссе и следуйте до поселка Дачный. В населенном пункте на улице Горького поворачивайте направо к пристани, а затем следуйте в южную сторону по грунтовой дороге вдоль реки.

Координаты Шуховской башни на Оке: 56.193422, 43.543819.

Если вы привыкли добираться на такси, то можете воспользоваться этой услугой как в Нижнем Новгороде, так и в Дзержинске. Расстояние от региональной столицы до Шуховской башни составит около 35 километров, для вызова доступны автомобили Uber, Gett, Maxim, «Яндекс. Такси». В Дзержинске можно обратиться к операторам «Яндекс. Такси» и Uber. Для оформления заказа используйте мобильное приложение.

Видео о Шуховской башне на Оке:

Панорама Шуховской башни в Нижегородской области:

Нашли неточность? Сообщите нам.

Гостиницы рядом с Шуховской башней на Оке

Посмотреть все отели (43)
Квартира Квартира
от 1 500 руб
Apartment prospekt Dzerzinskogo 11 b Apartment prospekt Dzerzinskogo 11 b
от 2 275 руб
Otel Pozitiv Otel Pozitiv
от 1 000 руб
Hotel Sokol Hotel Sokol
от 1 300 руб
Двухкомнатная квартира Двухкомнатная квартира
от 2 000 руб
Апартаменты на Гайдара 36 Апартаменты на Гайдара 36
от 1 980 руб

Отзывы с FOURSQUARE

Andrey
октябрь 2018
Без машины топать далеко. Если вы не на внедорожнике - аккуратнее на песке у самОй башни, можно закопаться. В остальном в сухую погоду всё отлично проездабельно. В дождь не проверял
Juri
декабрь 2016
Бомба! Дорога на машине - отдельный лесной квест
Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Дзержинске

Достопримечательности
Развлечения
Транспорт
Комментарии