Осло. Подвиги полярного корабля «Фрам»

5 Отлично от Музей «Фрам», Осло Июль 2019
50

Ознакомившись в Копенгагене с его основными достопримечательностями и проехав из датской столицы до норвежской столицы Осло почти 600 км, на ночлег остановились в пригородном отеле Quality Hotel Entry, 3* — одном из обширной сети довольно комфортабельных отелей по всему миру. Утром после завтрака вырулили к центру города Осло. Погода стояла какая-то пасмурная. Но, как выяснилось после одного дня пребывания в Осло, столица Норвегии вовсе не так сера и однозначна, как это показалось сначала. И, если с утра погода еще только «раскачивалась», то ближе к обеду уже вовсю сияло солнце и было довольно тепло. В этот день город порадовал нас солнечным светом, заставлявшим расцветать красками даже самые прозаические его уголки.

Что можно успеть посмотреть в норвежской столице за один день? На первый план мы выдвинули посещение полуострова Бюгдёй — там можно увидеть три мировые морские достопримечательности — Музей корабля «Фрам», музей «Кон-Тики» и Музей Викингов. А список других музеев норвежской столицы можно посмотреть на сайте visitoslo.com.

Музей корабля «Фрам»

Этот музей, вход в который стоит 11 евро, посвящен одному единственному кораблю «Фрам» («Вперед»), на котором были совершены три удивительных и уникальных плавания — два к разным полюсам Земли и одно через два океана. Для такого героического корабля в 1936 году и было специально построено это здание музея, в которое и поместили этот корабль.

Как известно, еще на заре европейской цивилизации, именно скандинавы были теми отважными путешественниками, которые бороздили близлежащие моря и заселили Исландию и Гренландию. А чего только стоит Эрик Рыжий и его сын Лейф Эрикссон, открывшие Америку за 400 лет до испанского Колумба! Эти традиции старых мореплавателей, связанные с открытием новых земель, продолжались и в Средние века, и нашем последнем 20-м столетии.

Вот мы видим на входе в музей макет корабля «Фрам».

1

А войдя в большой зал, видим перед собой реальную деревянную парусно-моторную шхуну «Фрам», специально построенную для нужд полярных исследований и приспособленную, в частности, к длительному дрейфу в паковых льдах. Ее борта сделаны так, что при сжатии деревянные конструкции не ломались, а как бы смещались немного по отношению друг к другу и при этом оставались целыми.

1
1

Это судно было построено в 1892 году по заказу норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861–1930). После его постройки экспедиция под его руководством бороздила на нем в период с 1893 по 1896 годы северные моря в арктических широтах и старалась достичь Северного полюса. Несмотря на проведенные две зимовки во льдах океана, Полюса достигнуть им не удалось.

Сам Нансен вместе со своим напарником Ялмаром Йохансеном, провизией и несколькими десятками собак пытались было достигнуть Полюса пешком, но и эта попытка тоже была обречена на неудачу.

На сам корабль «Фрам», имя которому дала его первая жена Ева, можно подняться и посмотреть в каких условиях жили участники экспедиции. При проектировании корабля конструкторам были предъявлены повышенные требования к уюту, так как люди здесь должны были находиться на протяжении весьма длительного времени.

В ходе трех больших экспедиций шхуна достигла широт 85° 57' с. ш. и 78° 41' ю. ш., дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики 1041 день от острова Котельный до Шпицбергена, два с половиной раза обогнула земной шар, пройдя более 54 000 морских миль (100 000 км).

Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя довольно большую выставку научного оборудования для полярных экспедиций.

1 из 3
 

В качестве экспонатов представлено и медицинское оборудование судового врача от скальпеля до самых необходимых медикаментов первой помощи при травмах или обморожениях.

На стендах мы видим также личные вещи участников экспедиций, предметы собачьих упряжек и многочисленные документы, фотографии, карты и судовые журналы. Была даже швейная машинка фирмы Зингер.

Были и образцы всякого плотницкого инструмента, который был необходим и для ремонта каких-то частей корабля, и для обустройства лагеря на льдинах.

Выставленная посуда была хорошего качества — внешне даже похожа на дельфский бело-голубой фарфор из Голландии. Но, скорее всего — это были расписанные металлические кружки и тарелки.

Освещение кают корабля осуществлялось с помощья переносных фонарей, топливом для которых служил керосин. Но в основном шхуна шла под парусами. «Фрам» постоянно перестраивался и модернизировался для нужд следующих экспедиций, в которых он участвовал: в 1897 году был возведён спардек (легкая защитная палуба на носу корабла) и увеличена высота надводного борта, в 1909 году паровая машина была заменена на дизельный двигатель.

Прожив свое детство и юношеские годы на Урале, я хорошо представляю себе что такое 30-40-градусный мороз, но все равно трудно понять как эти полярники жили и добивались своего в таких нечеловеческих условиях вечного холода. Мы-то ведь жили в теплых домах — пробежали, померзли и снова к печке. А каково было им, пережившим почти без отопления и нормальной теплой одежды эти две полярные зимы? Нансен писал в своих воспоминаниях, что когда они вдвоем шли на нартах к Полюсу, были нередки случаи, когда они проваливальсь под лед, чудом выкарабкивались на него и снова шли упрямо вперед…

И ведь тогда не было никаких современных теплых спальных мешков и соответствующей теплой одежды, способной сохранять тепло тела человека. Самый лучший и теплый тип одежды в те времены был из шерсти. Ну и, конечно — из меха. В основном — волчьего. Я представляю себе те долгие ночи, которые невыносимо долго тянулись многими неделями и месяцами странствий.

А качка! Кто-нибудь испытывал когда-нибудь ее на себе? Когда тебя выворачивает наизнанку. Ведь это суденышко совсем небольшое — это не многосотметровый и многоэтажный лайнер, который тоже порой хорошо качает. Как говорится — не приведи Господь!

А стоянки на льду, когда корабль вот-вот-треснет! Когда все перемещаются на льдину и разбивают там палаточный лагерь. И кто знает, что будет с полярниками? Думаю, все помнят историю с советским ледоколом «Челюскин», который так зажало льдами, что его металлический корпус треснул и он пошел ко дну, но все успели высадиться на льдину. И благо, что в то время уже летали самолеты и все тогда стали героями — и летчики, и их пассажиры, некоторые из которых даже имели малых детей…

2

Но самым главным врагом команды «Фрама» во время дрейфа в долгие полярные ночи стала скука, которая приводила к конфликтам людей, стиснутых в тесных жилых помещениях, а также постоянная депрессия Нансена: он очень тяжело переносил разлуку с молодой женой, только-только родившей долгожданного ребенка.

Главной опасностью зажатого во льдах корабля были торосы, которые могли всей массой обрушиться на палубу, с таким грузом в десятки тонн «Фрам» не смог бы подняться из ледового ложа (лёд вокруг судна имел толщину 9 м). К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34′ с. ш. Тем самым был побит рекорд Грили 1882 года — 83° 24′ с. ш.

Следует сказать, что Нансен со своим напарником Йохансеном так и не смогли достичь Северного Полюса пешком и, перезимовав в смастеренной ими землянке на одном из полярных островов, вышли на Большую Землю. Но они установили рекорд, добравшись 6 апреля 1895 года до точки 86° 13.6' с. ш. — это было на тот момент абсолютным мировым рекордом. И, несмотря на то, что Нансен и Йохансон не достигли Северного Полюса, они стали настоящими героями и карьера Нансена после этого резко пошла в гору.

1

Вернувшись на Большую Землю, Фритьоф занялся наукой, политикой и международной помощью в 20-е годы. Очень большую работу он проводил в области помощи вынужденным переселенцам, очутившимся в других странах после Первой Мировой и помощи голодающим в молодой советской России.

В 1910 году на этом же судне к Южному полюсу (Третье плавание «Фрама») ходил уже другой исследователь — Руаль Амундсен. С его покорением Южного полюса была связана очень большая интрига — именно в это же время на Южный полюс собралась и английская экспедиция «Терра Нова» под руководством Роберта Фолкона Скотта.

Руаль Амундсен (1872 - 1928)

Просто удивительно — как в те времена люди определяли свое местоположение? Без программ MapsMe или Google Map! И это на громадном ледовом пространстве Антарктики без троп и дорог! Амундсен подошёл к определению географического положения с особой ответственностью. Он полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью около одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс несколькими лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчётной точки!

Наконец, после нескольких таких измерений, Амундсен 7 декабря 1911 года решил, что находится в истинной точке Южного полюса. В этом месте была оставлена шёлковая палатка — «Пульхейм» с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

И когда англичане через 33 дня тоже достигли Южного Полюса, они увидели эту палатку с запиской о том, что здесь уже побывали вездесущие норвежцы. Это был глубочайший удар по самолюбию англичан. Их покинули силы и вся их экспедиция погибла на обратном пути не дойдя до берега с поджидавшим их кораблем около 200 км.

А «Фрам» с триумфом в начале марта 1912 года прибыл в Австралию. По поводу гибели участников английской экспедиции, Амундсен говорил в одном из своих интервью: «Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путём уберечь Скотта от его ужасной гибели» .

Отдельная экспозиция музея посвящена заполярному животному миру, в котором обитают пингвины, белые медведи, морские котики, тюлени, гагара. Не всегда встречи с ними заканчивались хорошо. Особенно, с белыми медведями…

Напротив Музея «Фрам» находится другой, не менее интересный музей — «Кон-Тики», тоже повествующий о приключениях норвежцев — но уже в теплых морях и океанах. А чуть дальше — музей Викингов — норвежских первопроходцев, открывших первыми Северную Америку. Туда мы и направимся после чашечки хорошего, но довольно дорогого норвежского кофе.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Astro4ka
Тоже побывали в этом интересном музее 👍
Yurijvar
Согласен! Такой музей пропускать нельзя!
Dimitry
Нынче на полюс ледоколы ходят... Дорого только туда путёвка стоит, зато не нужно целый корабль снаряжать...
Yurijvar
Интересно - а сколько стоит, когда и откуда они отправляются? Скорее всего - из Мурманска ...
Dimitry
Из Мурманска. "Ледокол 50 лет Победы". Ближайшая дата на июль 2020 -го. Койка в двухместной каюте 30 тыс долларов. Продолжительность 13 дней. Возраст от 8 лет...
Yurijvar
Dimitry писал 27 августа 17:03
Койка в двухместной каюте 30 тыс долларов.

Однако! - как сказал бы Киса Воробьянинов - лучше стакан водки и огурец ...
Dimitry
Нансену, наверное, вся экспедиция дешевле обошлась. Поэтому и встал на лыжи...
sbasman
Очень интерсный музей
Yurijvar
Очень познавательный и интересно сделанный! Там даже есть специальный и очень холодный коридор, проходя через который видишь ледовые картины - несколько их фото есть в статье.
Yurijvar
Это гордость норвежцев и ее пропускать нельзя!
elenarossi
Нам тоже есть чем гордиться. Предложила ссылки Володе и здесь повторю:
https://www.tourister.ru/...
и здесь:https://www.tourister.ru/responses/id_28259
После этих посещений и еще Морского музея - тоже писала недавно. я очень увлеклась темой покорения Севера.
acvazul-v2010
Сейчас не вспоминают в СМИ что шестой континент открыли российские мореплаватели. И скоро этому событию будет 200 лет. Интересно вспомнят или проигнорируют как и столетие революции?

Будучи В Украине 3 года назад я посетил музей великого украинского полярного исследователя Седова в Донецке. Было очень любопытно. Но Вы читали тот материал: https://www.tourister.ru/responses/id_23438

Так что наши тоже от норвежцев не отставали
elenarossi
Писала о том, как "не отставали" подробно: https://www.tourister.ru/responses/id_28259
и еще здесь https://www.tourister.ru/...
Yurijvar
Непонятно, что хотел Седов доказать своей экспедицией, проведённой с двумя зимовками 1912-1914 г.г., когда Северный Полюс был уже первыми достигнут американцами Робертом Пири и Фредериком Куком в апреле 1908 г. Увы, следует отметить, что экспедиция Седова не финансировалась государством Россия, а выполнялась на частные пожертвования и из-за этого ее подготовка была сделана "из рук вон плохо". Часть людей после первой зимовки покинули экспедицию. В результате плохой организации и плохого питания многие ее участники заболели цингой, а сам Седов, не пройдя пешком и ста километров, скончался. К сожалению, сопровождавшие его два матроса Г. Линник и А. Пустошный, скормили его тело упряжным собакам, чтобы можно было вернуться обратно и привезти на землю хотя бы его костные останки ...
elenarossi
Вне зависимости от национальности - все исследователи Севера и Антарктиды - герои - я об этом писала. Склоняю голову. Восхищаюсь подвигами.
Из моего великого уважения к Финну Мальмгему, я не стала пересказывать версии его гибели. Вы же знаете, Юрий! В чем подозревали Цаппи... Но зачем нам "убогим" позволять себе сидя на теплом диване рассуждать о тех достойных людях.
Yurijvar писал 27 августа 21:02
скормили его тело упряжным собакам, чтобы можно было вернуться обратно

В этой цитате (пусть это и доказано) сейчас, в контексте коммента на Туристере сквозит какое-то пренебрежение. Зачем!
Yurijvar
Это - жизнь! И, порой, чтобы выжить - жестокая.
Как известно, при Голодоморе в 30-х годах ещё и не то встречалось ...
elenarossi
Даже не знаю, как тебе ответить. Прадед моего сына умер от голода - (прадед со стороны мужа) от голодомора пытались спастись - шли в Россию, да не все дошли...
В прошлое нужно смотреть только с любовью - не нам судить их, тех...
Люблю Россию, люблю Украину, не могу разделить - в моем сердце не делится.
И не стоит это здесь вспоминать. В истории человечества много чего было, что же все "лепить без разбору" в одно. Тут вроде бы речь о музее и о честных, прекрасных людях, которые, кстати, любили свою Родину, чего и нам завещали. Амудсен!!! Честь флага за деньги не продал - о чем я писала в своем рассказе...
Есть на кого равняться.
acvazul-v2010
Американский исследователь Фредерик Кук заявил о том, что первым достиг Северного полюса 21 апреля 1908 года, вместе с двумя эскимосами Авелой (Ahwellah) и Этукишуком (Etukishook), двигаясь на собачьих упряжках. Однако он не смог представить убедительных доказательств, и его заявления не были широко приняты общественностью.

Покорение Северного полюса долгое время приписывалось американскому инженеру Роберту Пири, который заявлял, что достиг Северного полюса 6 апреля 1909 года, в сопровождении афроамериканца Мэтью Хенсона (Matthew Henson) и четырёх эскимосов Ута (Ootah), Эгингва (Egingwah), Сиглу (Seegloo) и Укеа (Ooqueah). Однако позже заявление Пири также было подвергнуто сомнению. Так, некоторые исследователи отметили, что в отряде, отобранном Пири для последнего отрезка пути до Северного полюса (246 км), не было никого, помимо него, обладавшего навигационными навыками и способного независимо подтвердить (или опровергнуть) утверждения Пири. Также вызывал сомнение хронометраж похода. Средняя скорость экспедиции Пири от континента до лагеря Бартлетт составляла 17 км в день, а, по утверждениям Пири, после выхода из лагеря Бартлетт его отряд смог преодолеть 246 км до Северного полюса за пять дней, преодолевая ежедневно в среднем по 50 км, что в три раза превышало среднюю скорость, с которой экспедиция двигалась до сих пор. На обратный путь у них ушло ещё меньше — три дня, то есть отряд Пири должен был двигаться с полюса со скоростью более 80 км в день, что многие исследователи посчитали невероятным.

Сомнения в достижениях Кука и Пири побудили Руаля Амундсена в его экспедиции к Южному полюсу в 1911 году включить в финальную партию из пяти человек четырёх профессиональных навигаторов, проводивших тщательные и независимые друг от друга наблюдения с помощью компаса, секстантов и теодолитов.


В 1912 году у Седова родился замысел экспедиции к Северному полюсу. К этому времени о покорении Северного Полюса уже заявили американцы Фредерик Кук (1908) и Роберт Пири (1909), но общество сомневалось в правоте их заявлений.

Принципиальным условием экспедиции Седов считал необходимость опередить на полюсе Амундсена, хотя неудачно завершившаяся попытка последнего достичь Северного полюса была предпринята лишь в 1918 году в экспедиции на судне «Мод».

Первыми людьми, достигшими Северного полюса (чьё достижение не было подвергнуто сомнению), стали участники советской Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2» под руководством начальника Главсевморпути Александра Кузнецова и в составе Павла Гордиенко, Павла Сенько, Михаила Сомова, Михаила Острекина и других. 23 апреля 1948 года, вылетев на трёх самолётах с о. Котельный, они приземлились (приледнились) в 16:44 (моск. вр.) практически на точку 90°00’00" северной широты. Они установили временный лагерь на Северном полюсе и в течение следующих двух дней вели научные наблюдения. 26 апреля исследователи вылетели обратно на континент.

Через год, 9 мая 1949 года, два советских учёных, Виталий Волович и Андрей Медведев, совершили первый прыжок с парашютом на Северный полюс.

Так что похоже до Северного Полюса первые дошли таки не янки и не норвежцы, а наши! С чем Вас Юрий и поздравляю! Наши с Вами!
Yurijvar
Было бы желание - и кошку можно сделать львицей ...
acvazul-v2010
Согласен с Вам. Видимо так и посчитали Кук и Пири. Так они хотели быть первыми. Но....
Yurijvar
acvazul-v2010 писал 27 августа 21:53
Но....

Но что? Первым стал таки Седов на залатанной норвежской шхуне постройки 1870 года?
acvazul-v2010
Этот бесстрашный путешественник страстно желал стать первым. И по честному стать, а не как его два предшественника. И погиб как герой в путешествии. Я просто ответил Вам на Ваш вопрос что им двигало. Вы же написали что не поняли его мотивов
Yurijvar
Этот бесстрашный путешественник страстно желал стать первым.

Но как он желал быть Первым, когда прекрасно знал, что несколько лет тому назад там побывали американцы? Да еще с той организацией, которая предшествовала подготовке похода - две смены экипажа, недоброкачественное снаряжение и питание, отсутствие государственной финансовой страховки и мн. др. К сожалению, экспедиция была обречена еще не начавшись. Как говорил в СА мой старшина - изучайте матчасть ...
acvazul-v2010
Вы очень невнимательно читали мой комментарий выше где я написал что Седов и мировая общественность очень сомневалист что Кук и Пери действительно побывали на северном полюсе несмотря на их замечательную подготовку. И сомневался небезосновательно как показало время. Поэтому он захотел быть первым и отправился в экспедицию с тем что у него было. Он и Амундсен герои. А те два "первых" жулики. Учите матчасть , а если некогда то внимательнее читайте комментарии
Yurijvar
А те два "первых" жулики.

Какая необыкновенная эрудиция! Все неправы, кроме меня!
Учите матчасть
- Нехорошо заниматься плагиатом! Мы же когда-то это обсуждали.
А вообще, мне непонятно, как можно в рабочее время заниматься этой хреновиной? Куда смотрит ваш работодатель? Я всегда увольнял таких любителей интернета в рабочее время ...
acvazul-v2010
Вам нужно огромное количество комментариев? Троллинг?
Yurijvar
acvazul-v2010 писал 28 августа 15:20
Вам нужно огромное количество комментариев? Троллинг?

Вы же прекрасно знаете, что я не люблю словесный понос и не цепляюсь ни за количество комментов, ни за количество баллов. Я живу другим и не отношусь к людям, которые хотят именно здесь "кончить последним" .
Лучше эту способность уметь применять в другом месте ...
Yurijvar
acvazul-v2010 писал 28 августа 15:45
Что-то непохоже

Я вижу - это уже про себя! Ну никак не угомонимся ...
acvazul-v2010
Очень печально что у великого украинского путешественника полярника Седова не нашлось средств на достойную подготовку к путешествию. Он герой у которого было шило в одном месте и он не хотел сидеть у теплого дивана. Что влечет такими людьми?
elenarossi
Наши с Вами!


Отличный комментарий, Владимир!
Yurijvar
Вова! Столько комментариев написал, а что-то я не увидел и не понял - Нравится материал или нет. Если - Нет - то почему? Чего в нем не хватает с точки зрения одного из ведущих блогеров? Или коммент, чтобы только поругаться. Или страх, что я быстро догоню по очкам? ...
acvazul-v2010
Последнее вряд ли возможно. Будьте реалистом. Материал так себе поэтому и лайк не поставил. Судя по тому что Вы мне их не ставите мои материалы Вам так же не нравятся? Или другая причина? Которую Вы озвучили выше
Yurijvar
Я читаю в основном материалы, которые на Главной странице. А ваших что-то там не вижу. На другие страницы нет времени. Хе-хе ...
Yurijvar
Ну и грамотности не мешало бы подучиться! Раздражает большое количество грамматических и стилистических ошибок, которые делает русский? писатель?...
acvazul-v2010
Кто русский писатель? Я? Никогда им не являлся и не пытался им быть. Раздражает? Можете не читать и не отвечать. Переживу.

Где мне было набраться грамотности? Мы с родственниками в компартии не состояли, в партийных школах не учились. Не то что некоторые
Yurijvar
Кто русский писатель? Я?

Юмор и сарказм тоже не каждый понимает ...
Где мне было набраться грамотности? Мы с родственниками в компартии не состояли, в партийных школах не учились. Не то что некоторые

В партийных школах грамотности, к сожалению, не учат. Потому многие секретари и были тупыми недоучками и упустили свою власть.
Грамотности любого языка учат в начальной школе! Но, если и тогда человек был туп и не выучил довольно сложную русскую грамматику, то никакая партшкола это не выправит! А тупость , как правило, бывает или от наследственности, или от лени ...
Не то что некоторые

Я никогда и не отрицал, что был 25 лет членом КПСС. В партию тогда принимали лучших и я им тогда был!
acvazul-v2010
Ну члену компартии виднее кто туп, а кто ленив. Согласен. Где уж нам убогим......
Yurijvar
acvazul-v2010 писал 29 августа 14:54
Ну члену компартии виднее кто туп, а кто ленив. Согласен. Где уж нам убогим......

Это в точку!
Как воскликнула бы моя нижне-тагильская учительница русского языка Лия Ивановна: "Вова! Опять Кол!!"
В такой короткой "мысли" и столько ошибок! После "Ну" надо поставить запятую, после "Виднее" - тире и после "Нам" - тоже тире! А в конце, если очень хочется, чтобы мысль как бы продолжалась - только три точки!
jonnyekb
Прекрасный музей)

именно скандинавы были теми отважными путешественниками, которые бороздили близлежащие моря и ...
Сдается мне, что этих "путешественников" гнала к чужим берегам, вовсе не жажда путешествий 😱
Как говориться "Мы, бедные мореходы севера, живём небогато, а у вас, вижу, хорошо" 😂
Yurijvar
jonnyekb писал 28 августа 9:10
Сдается мне, что этих "путешественников" гнала к чужим берегам, вовсе не жажда путешествий 😱

Согласен! Было и такое. Но были и люди, которых в дальние и неизведанные края влекло эдакое "шило в одном месте" и у которых было жажда чего-то нового. Вот и нам с вами что-то не сидится на теплом диване, а все хочется куда-то ехать или лететь ...
vasilets
Этот музей, вход в который стоит 11 евро, посвящен одному единственному кораблю «Фрам» («Вперед»), на котором были совершены три удивительных и уникальных плавания — два к разным полюсам Земли и одно через два океана. Для такого героического корабля в 1936 году и было специально построено это здание музея, в которое и поместили этот корабль.

Уникальное судно...
И когда англичане через 33 дня тоже достигли Южного Полюса, они увидели эту палатку с запиской о том, что здесь уже побывали вездесущие норвежцы. Это был глубочайший удар по самолюбию англичан. Их покинули силы и вся их экспедиция погибла на обратном пути не дойдя до берега с поджидавшим их кораблем около 200 км.]

Вот это была подстава для англичан))))
Yurijvar
Уникальное судно ...

Да! Сделать так, чтобы деревянные конструкции смещались при сжатии по отношению друг к другу и судно при этом оставалось целым - это Нечто! Да и Седов, как оказалось, использовал для своей экспедиции в 1912-14 годах тоже норвежское судно. Правда, старенькое - постройки 1870 года ...
NataliaC
Очень интересный музей!
трудно понять как эти полярники жили и добивались своего в таких нечеловеческих условиях вечного холода.
-одержимые люди, любым путем добивавшиеся цели!
Нансен очень тяжело переносил разлуку с молодой женой, только-только родившей долгожданного ребенка.
-дочь, у меня есть ее книга, которую я перечитывала пару раз, она так и называется: "Книга об отце".
Yurijvar
NataliaC писала 29 августа 16:33
-одержимые люди, любым путем добивавшиеся цели!

Да! Есть такие люди, которые, несмотря ни на что - упрямо идут к своей цели. И - гибнут! Как, например, Амундсен или Седов ...
Svet-lanka
Равнодушна к таким музеям, но этот очень крутой. Я бы зашла.

Музей «Фрам»