Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 2:08

Хельсингёр, Хиллерод — Дания, Осло — Норвегия Июль 2019

Наше путешествие по Скандинавии, начатое в Копенгагене, продолжается. Проведя один день в датской столице, мы постарались максимально использовать это время и посмотреть все ее основные достопримечательности. Думаю, это нам удалось!

Рано утором выехали в сторону города Хельсингёр (62 км), с которого через узкий пролив, соединяющий Балтику с Северным морем, идут паромы в Швецию. На полпути от Копенгагена заехали в город Хиллерёд (38 км), который никак не стоит пропускать! В нем находится т.н. «ренессансная жемчужина Дании» — очень впечатляющий замок Фредриксборг. Можно даже сказать — самый знАковый объект Дании — многовековая резиденция датских королей!

Карта маршрута Копенгаген - Хельсингер

Замок Фредериксборг, г. Хиллерёд

Пройдя через входную арку, перед нами раскрылась грандиозная картина замка Фредериксборг — места коронаций и жизни многих королей датского государства. Вход в этот замок платный и билет стоит 11 евро.

Первый замок на месте Фредериксборга был построен еще в 1560 г. королем Фредериком II и получил название Хилерёдсхолм от имени города, который был неподалеку. Спустя сорок лет в 1599 г. его сын Кристиан IV провел серьезную реконструкцию старых сооружений и назвал этот замок в честь своего отца — Фредериксборг. Начиная с 1882 года он стал открыт всем для его свободного посещения как Музей национальной истории. Но это произошло не по прихоти только короля, а потому, что очень многие бизнесмены того времени поучаствовали в реконструкции дворца, который сильно пострадал после разрушительного пожара, произошедшего в нем в 1859 году.

Замки и крепости датского острова Зеландия

Сам замок расположился на трех маленьких островкаx посреди озера Слотсy (Slotssoen).

Канал с правой стороны вокруг замка Фредериксборг.

Так как мы приехали первыми из посетителей и музей был еще закрыт (открывался в 10 утра), то решили сначала прогуляться вокруг него. Длинная аллея вывела нас далеко за озеро, которое омывало стены замка с тыльной стороны от его фасада. Прогулка по парку, который был разбит по канонам французских садов в стиле барокко, несмотря даже на немного пасмурную утреннюю погоду, всем доставила удовольствие.

Замки и крепости датского острова Зеландия

В парке были видны красивые садовые инсталляции в виде интересных геометрических рисунков. Перед нами они уже были в законченном виде, а вот позади нас работы вовсю продолжались и кругом была рабочая обстановка — горы привезенной земли, подготовленные к посадке растения и красиво выкопанные ажурные ровчики, подготовленные под посадку таких же растений, которые мы видим сейчас впереди нас. Это так называемые выстриженные вензеля нынешней королевы Маргрет II.

Войдя в покои дворца и пройдя в Тронный зал, первым делом все обращают внимание на многочисленные королевские регалии и эмблемы, развешенные не только на стенах, но и на боковых проемах окон.

Замки и крепости датского острова Зеландия

Очень символично и богато выглядит настенная лепка. В этом зале проходят приемы и оглашения королевских указов. Все комнаты имеют изумительные по красоте потолки и стоящие у стен скульптуры.

А вот и Дворцовая церковь. В ней, начиная с 1671 года, обычно проходили коронации всех датских королей. Для ее обзора туристам отведены верхние галереи и мы воочию видим оригинальный орган, который как бы висит в воздушном пространстве над прихожанами. И наверно им кажется, что его мелодии льются на них прямо с небес…

Замки и крепости датского острова Зеландия

Считается, что датские короли делали большие уступки для своего народа. Порой, даже в ущерб себе. Думаю, что это правильно. И хотя за минувшие столетия замок не раз реконструировался, он все равно сохранил свой ренессансный облик, присущий еще «тем временам».

Проходя по многочисленным комнатам замка, мы видим десятки различных шедевров — и картин, и скульптур, и гобеленов работы еще тех — старых мастеров средневековья.

Замки и крепости датского острова Зеландия

Очень впечатляет картина, рассказывающая о привнесении новой христианской религии на скандинавскую землю. Как известно, в дохристианские времена в Дании, как и во всей Северной Европе, поклонялись целому пантеону божеств, главным из которых считался Один (или Вотан). История почитания Северных богов описывается во многих скандинавских сагах и сказаниях, дошедших до наших дней в далеко неполном виде.

Часть экспонатов были посвящены походам викингов, датским мореплавателям средних веков и их образу жизни.

Впечатляют громадные полотна датских художников, описывающих различные знаковые исторические события своей страны.

Замки и крепости датского острова Зеландия

У многих картин очень красивые, оригинальные и богатые рамы.

Все стены замка густо увешаны портретами членов Ольденбургского правящего дома и исторических событий, в которых они участвовали.

Три часа, которые мы провели в этом музейном замке, пролетели как один миг.

А вот и что-то близкое к нашей истории! Это скульптуры двух датских принцесс-сестер — Марии и Александры. Первая, как известно, вышла замуж на российского императора Александра III, в браке с которым родился Николай II, расстрелянный большевиками в июле 1918 года в Екатеринбурге. А ее сестра породнилась с королевским домом Англии. Судя по архивным фотографиям, их сыновья, правившие в свое время Россией и Британией, были очень похожи…

Из всех российских правителей Александр III, которого ещё называли Миротворец, в царствование которого (1845–1884) Россия не участвовала ни в одной войне и на международной арене страна уверенно проявила себя как мощное и экономически стабильное государство. Наверно на этом сказывалась влияние датской принцессы…

Принцесса Мария Федоровна (Мария София Фредерика Дагмар) - жена российского императора Александра III

Есть в этом замке и портрет современной датской королевы Маргрете II, которая находится в этой должности с 1972 года. Супруг ей только в помощь…

Современное королевское семейство Дании - королева Маргрете II и её супруг, принц-консорт Хенрик

Говорят, в этом замке гостил и Петр I. Как известно, в 1716 году российский царь прибыл в Данию не один, а вместе со своей почти 40-тысячной армией, чтобы помочь датскому королю Фредерику IV расправиться с ненавистными шведами и положить конец Северной войне. Серьезных военных столкновений и сражений тогда так и не состоялось и во многих наших отечественных источниках это подается как часть «заграничного путешествия Петра I», которое длилось почти два года.

Выйдя из замка в полдень, еще раз оглянулись на него. И, благо, уже вышло солнце и в его лучах уже как-то по новому увиделись его башни и стены…

Замки и крепости датского острова Зеландия

Взяв курс к пристани городка Хельсингёр, минут через сорок приехали в это место и направились еще к одному знаковому объекту этих мест — замковому комплексу Кронборг (Замок Короны) или, как его еще называют — замку Эльсинор, который был построен в конце 16 века королем Фредериком II.

Замок Кронборг-Эльсинор

У города Хельсингёр (Эльсинор) очень удачное расположение — напротив него через узкий пролив Эресунн, соединяющий Балтийское и Северное моря — уже Швеция. И порт, в который придет наш паром с машинами, будет называеться без фантазий — Хельсингборг. Много у скандинавов мест с таким корнем — например, есть еще у финнов Хельсинки…

В этом месте ширина пролива Эресунн составляет всего 4 км и это придавало замку в течение нескольких столетий важное военно-стратегическое значение. Как известно, между Швецией и Данией за 160 лет было 6 крупных войн за Балтику. Также много лет Дания получала таможенную подать со всех проплывавших мимо кораблей. Поначалу королевская семья использовала его в качестве места проживания, но в XVII-ом веке, выстроив еще перед ним для защиты дополнительно кронверк и редуты, замок был значительно укреплен в военном отношении и превращен в неприступную по тем временам крепость. Поэтому королевская семья перестала использовать это место для проживания и переселилось в Фредериксборг, а это место было перепрофилировано под казематы и тюрьму. Датские военные использовали замок вплоть до 90-х годов XX-го века и только сейчас вся его территория отдана для посещения туристов.

Замки и крепости датского острова Зеландия

Из-за недостатка времени, так как оставалось всего около двух часов до отправления нашего парома, мы совершили только обзорную экскурсию по внешней и внутренней территории этой замковой крепости. Но и ради этого сюда стоило приехать — ведь этот комплекс еще называют «замком Гамлета»! Почему? Да потому, что именно Шекспир, переименовав Хельсингёр в Эльсинор, поселил здесь своего героя Гамлета. И, что интересно — это второе название города, прижилось и среди местных жителей. Недалеко от замка есть даже бутафорская могила Гамлета…

Что можно было бы увидеть в стенах этого замка? Обстановку, схожую с той, что мы видели в замке Фредериксборг — величественные залы, часовню, полотна известных живописцев. Территория замковой крепости окружена реальными действовавшими когда-то пушками, которые и сейчас салютуют в дни значимых для страны событий. А в его стенах ежегодно проходит шекспировский фестиваль.

Обойдя замок, вышли в морскому проливу Эресунн, за которым уже были видны шведские берега.

Замки и крепости датского острова Зеландия

Когда паром отошел от датского берега, картина города Хельсингёр открылась во всей ее красе. По узкому проливу в обе стороны непрерывно шли корабли. В защищенной от моря и ветра гавани стояли многочисленные катера и яхты и, стоя под тёплым бризом на верхней палубе, начинаешь понимать, что действительно, Дания когда-то была великой морской державой и многие значимые географические открытия начинались отсюда. Но сейчас это как-то подзабылось. Фи! Какая-то крохотная Дания …

А ведь многие великие географические открытия начинались именно с этих мест!

Перед посадкой на паром еще успели пообедать в здании старых складских помещений порта. Там сейчас оборудовано много всяких ресторанов. Выбрав японский, взяли блюда с жареной уткой и свининой. Чем- то было похоже на вьетнамский суп Фо. Стоимость двух блюд с Капучино и парой кнедликов составила 33 евро.

Прощаемся с Данией — некогда великой колониальной Империей, существовавшей почти четыре века с 1536 по 1944 год. В период расцвета в ее состав входили многие земли на континентах Азии, Африки, Северной Америки и Европы и по состоянию на 1800 год общая площадь ее земель составляла около 3 миллионов кв. км (территория нынешней РФ — 17 миллионов) …

Замки и крепости датского острова Зеландия

И вот через полчаса нас встречает Швеция — не менее амбициозная и не менее красивая страна. Но — наша цель Норвегия и мы, довольно быстро проскочив по комфортным дорогам шведские земли (ок. 500 км), прибыли в норвежскую столицу Осло и разместились в отеле Quality Hotel. Завтра нам предстоит знакомство с ее столичными достопримечательностями.