Пинакотека Ватикана. Русская икона

Начало отзыва было посвящено западноевропейскому искусству в Пинакотеке и опубликовано https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/museum/2906/responses/8602

Завершают мой отчёт о выставке произведений Пинакотеки Ватикана заметки о приобретённой папой Пием X (1903–1914) коллекции византийского искусства. Увы, ни на одном изученном мною сайте не нашёл её описания и пояснений к экспонатам. О произведениях зала XVIII пинакотеки, где расположилась «византийская коллекция» — вообще ничего, т. е. даже в интернете ничего, кроме названия, не нашёл. Поэтому что сам увидел и запечатлел — тем и поделюсь.

На официальном сайте Пинакотеки вся экспозиция зала XVIII представлена единственным снимком, на заднем плане которого виден (насколько я понял) невысокий иконостас (с отсутствующим верхним рядом икон) с Царскими (Святыми) вратами в центре и диаконскими вратами справа и слева от них. Даю своё фото иконостаса со срезанными боковинами, но с навершием (т. е. крестом с распятием) наверху.

Пинакотека Ватикана. Русская икона

На следующем фото — тот же иконостас без верхнего креста, но взятый несколько шире.

1
Пинакотека Ватикана. Русская икона

Иконостас как стационарная преграда между церковным залом и алтарём получил наибольшее развитие в соборах Русской Православной церкви (РПЦ). Там всё строго регламентировано: расположение Царских врат, икон, их рядов и пр. Не вдаваясь в детали, отмечу: то, что мы видим в Пинакотеке Ватикана, не соответствует канонам РПЦ по устройству иконостасов.

После изучения материалов и поисков, прихожу к выводу, что перед нами образец иконостаса греческой православной церкви. Ближе всего он соответствует иконостасу из Музея Поствизантийского искусства (г. Закинф на острове Закинф, Греция). Для сравнения приведу несколько фотографий из интересной статьи «Греческие картинки — Закинф. Путешествие по Греции с фотографиями от Андрея К." (http://eikones.ru/zak1.html)

1
Греческий иконостас в музее г. Закинф, Греция. Общий вид. Фото из интернета.
Греческий иконостас в музее г. Закинф, Греция. Общий вид. Фото из интернета.

В музее г. Закинф из-за низких потолков навершие иконостаса не поместилось над ним, поэтому размещено рядом на стене. Это богато оформленный греческий (скорее византийский) крест с распятием, символизирующий Голгофу. Если сравнить его с тем, что представлено в Пинакотеке — увидим точное подобие общего рисунка и совпадение во многих деталях. Подобные пышные навершия нехарактерны для русских иконостасов.

1
Греческий иконостас в музее г. Закинф. Греческий (византийский) крест с распятием, образующий навершие иконостаса. Фото из интернета.
Греческий иконостас в музее г. Закинф. Греческий (византийский) крест с распятием, образующий навершие иконостаса. Фото из интернета.

На примере музейного экспоната хорошо видно, что изображение Христа в проёме Царских врат выткано или нарисовано на специальной завесе, которая по-церковному называется греческим словом «катапетасма» (в переводе «занавес»). Она отделяет Царские врата от святого престола в алтаре.

1
Греческий иконостас в музее г. Закинф, Греция. Царские врата и катапетасма за ними с изображением Христа. Фото из интернета.
Греческий иконостас в музее г. Закинф, Греция. Царские врата и катапетасма за ними с изображением Христа. Фото из интернета.

Принцип катапетасмы использован и в построении проёма Царских врат иконостаса в Пинакотеке. То есть: изображение Христа над Царскими вратами здесь — не икона, а рисунок на катапетасме. То же самое можно сказать об изображениях святых в проёмах диаконовых врат.

1
Иконостас в Пинакотеке Ватикана. Изображение Христа на катапетасме (занавесе) в проёме Царских врат.
Иконостас в Пинакотеке Ватикана. Изображение Христа на катапетасме (занавесе) в проёме Царских врат.

Что касается изображения Богоматери, то она здесь (на иконостасе Пинакотеки) изображена вполне традиционно, на иконе слева от Царских врат. Согласно правилам, принятым в православной иконописи, буквы ΜΡ ΘΥ в верхней части иконы обозначают сокращение от греческого Матерь Божия.

1
Иконостас в Пинакотеке Ватикана. Изображение Богоматери слева от Царских врат.
Иконостас в Пинакотеке Ватикана. Изображение Богоматери слева от Царских врат.

Обратим также внимание на изображение нимба младенца Христа. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова, означающего в переводе на русский «Сущий». Этим подчёркивается Божество Иисуса Христа, т. к. подобная надпись равносильна утверждению «Я есмь Сущий». Особенности в написании указанных букв указывают, является ли эта икона греческой или русской.

В данном случае буквы на нимбе располагаются в следующем порядке: слева  (омикрон); сверху  (омега); справа  (ню). Такой порядок существовал на греческих и болгарских иконах. На русских иконах обычно другое начертание букв и их расположение на нимбе.

Отмечу ещё одно несоответствие иконостаса в Пинакотеке русским канонам. Согласно им, справа от Царских врат должна помещаться икона Христа в чине Спаса Вседержителя (Пантократора). Кстати, этот канон соблюдается обычно и в греческих иконостасах. Здесь же мы видим икону Христа в чине Великого Архиерея, что нехарактерно для иконостасов.

Возможно, в греческом иконостасе было допущено некоторое отступление от канона, однако более вероятной причиной представляется замена иконы в этом окне иконостаса. Если посмотреть на увеличенное изображение иконы, то обращает на себя внимание зазор между рамой иконостаса и нижней частью иконы, а также фактическое перекрытие рамой верха иконы. Из-за этого в верхнем правом углу иконы с трудом прочитываются буквы ХС, обозначающие, что здесь изображён именно Христос.

2
Иконостас в Пинакотеке Ватикана. Икона Христа справа от Царских врат.
Иконостас в Пинакотеке Ватикана. Икона Христа справа от Царских врат.

Итак, мы достаточно достоверно определили, что иконостас, представляющий всю выставку византийского искусства в Пинакотеке Ватикана, подобен греческому иконостасу из музея г. Закинф периода… А вот тут снова закавыка: какому же году или хотя бы периоду всё это соответствует? Прежде чем разобраться с этим, должен сделать несколько пояснений.

Думается, определённый временной критерий здесь даёт форма крестного знамения — молитвенного жеста, представляющего собой изображение креста или имени Иисуса Христа движением кисти руки.

С момента Крещения Руси (988) до середины XVI века преобладало двоеперстие, узаконенное в РПЦ решением Стоглавого Собора 1551 г. Двоеперстие преобладало также в Византии примерно до середины XIII века.

После введения никонианской церковной реформы, Поместный Собор 1656 г. предал двоеперстие анафеме и обязал всех православных на Руси креститься троеперстием. Не буду здесь вдаваться в сакральный смысл этой замены (интернет у всех есть), отмечу лишь, что именно оно послужило основной причиной церковного раскола XVII века и появления старообрядчества. Чтобы понятнее было внешнее различие между двоеперстием и троеперстием, привожу картинку из интернета.

Пинакотека Ватикана. Русская икона

Из этой картинки обратил бы ещё внимание на среднее изображение, обозначающее «Именословное перстосложение» (и.п.), которое официально в Русской Церкви было введено Московскими Соборами 1666—1667 гг., взамен двоеперстия, для благословения и для осенения крестным знамением. Предполагаю, что именно эта форма крестного знамения прижилась в Византии (и, вполне вероятно, в Греции) где-то с XIV века.

В отличие от двоеперстия, и.п. на Руси никогда не запрещалось и благополучно используется (теми, кто благословляет и осеняет, но не паствой!) до наших дней. В подтверждение этого утверждения приведу ещё одно фото из интернета.

Пинакотека Ватикана. Русская икона

Добавлю, что на подавляющем большинстве икон все, кто благословляет и осеняет, изображаются или с двоеперстием (до XIII века в Византии и Греции, до XVII века в России), или с именословным перстосложением (после указанных дат), и очень редко — с троеперстием. Видимо, не случайно с 1971 г. анафема с двоеперстия была официально снята.

А сейчас, обогащённые полезными знаниями, обратимся к сложной задаче установления вероятного возраста иконостаса.

Обратите внимание на Богородицу с младенцем. Ладонь правой руки у него сложена в именословном перстосложении, что указывает, во-первых, на то, что он уже Бог-сын, а во-вторых — на то, что эта греческая икона написана не ранее XIV века. Такое же сложение перстов наблюдается у младенца на Донской иконе Богоматери работы Феофана Грека, относящейся к концу XIV века. То же самое можно сказать относительно благословляющего жеста Христа на иконе справа от Царских врат.

В то же время греческий аналог иконостаса Пинакотеки отыскался в музее, называвшемся «Поствизантийское искусство», тем самым все его экспонаты отнесены ко временам после падения Византийской империи, т. е. не ранее второй половины XV века. Поскольку это более поздняя (по сравнению с предыдущей) дата, принимаем её в качестве наиболее вероятной даты создания экспонируемого в Пинакотеке иконостаса.

Дальше — признаюсь, не помню уже, было ли там что-то действительно византийское. Увидел русскую икону (это в Ватикане, напомню!) — и обомлел. Замечу, что раннехристианская (XI—XV вв.) иконопись Руси мало отличалась от византийской, тем более что и мастера-иконописцы на Руси в те времена были в основном выходцы из Византии или Греции. Вот и Андрей Рублёв, создавший знаменитую «Троицу», как говорят, учился у Феофана Грека (во всяком случае, принимал участие в совместных росписях в качестве младшего соисполнителя).

Однако здесь, на экспозиции в пинакотеке, все представленные иконы отнесены к более позднему периоду, к тому же на всех этикетках к иконам указано: «Arte Russa», что избавляет от необходимости устанавливать их принадлежность.

Добавлю, что все иконы здесь выставлены на каких-то пластиковых подставках в два ряда по высоте, и каждый стенд ещё прикрыт сверху стеклянным колпаком. Не то что снимать — смотреть было неудобно.

Привожу мои фоторепродукции некоторых из экспонируемых в XVIII зале Пинакотеки русских икон. При этом оговорюсь, что не являюсь знатоком иконописи, поэтому все мои суждения «по поводу» — это всего лишь моё частное мнение.

Вот типичный «двухрядный» блок икон. Начинаю с него, т. к. он содержит, судя по датам, самые старые иконы из всех, здесь представленных. На обеих иконах изображена картина Крещения Христа. Судя по стилистике письма (обилие белого, некоторая кучерявость), иконописцы в обоих случаях были выходцы из Византии (которой тогда уже не существовало), во всяком случае, унаследовали её традиции в иконописи.

1
Пинакотека Ватикана. Русская икона

Далее привожу обе иконы по отдельности с некоторым увеличением. Сначала — нижнюю, как более старшую по возрасту.

1
Крещение Христа. Предположительно – Новгород, XV-XVI век.
Крещение Христа. Предположительно – Новгород, XV-XVI век.

Что касается верхней иконы — думаю, она содержит подтверждение о своей византийской первооснове. Обратите внимание: Христос здесь сложил кисть правой руки в именословном перстосложении, которое на Руси официально было введено только в XVII веке.

1
Крещение Христа. Датируется XVI веком.
Крещение Христа. Датируется XVI веком.

Следующая икона тоже отнесена, хотя и со знаком вопроса, к новгородской школе. На бирочке в верхней части обрамления иконы вполне читается слово «Успение». По поводу населяющих икону персонажей не буду фантазировать, дам слово «Википедии»:

«На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног Её стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром — Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами — образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь».

1
Успение Пресвятой Богородицы. Предположительно, Новгород, 1500 г.
Успение Пресвятой Богородицы. Предположительно, Новгород, 1500 г.
2
Согласно этикетке, название этой иконы «Богоматерь на троне с младенцем и двумя ангелами», датируется она серединой XVI – началом XVII века.
Согласно этикетке, название этой иконы «Богоматерь на троне с младенцем и двумя ангелами», датируется она серединой XVI – началом XVII века.

Следующая икона создавалась как будто на чей-то юбилей или в честь какой-нибудь памятной годовщины Государства Российского. На ней изображены в числе прочих персон несколько государей и предстоятелей Русской Православной церкви (РПЦ). Учитывая указанные на этикетке даты (XVI—XVII вв.), икона вполне могла быть посвящена окончанию Смутного времени на Руси (1612 г.).

2
Деисус и праведники во славе. Дата создания, ориентировочно, XVI-XVII вв.
Деисус и праведники во славе. Дата создания, ориентировочно, XVI-XVII вв.

Вот ещё композиция из двух ярусов икон.

В нижнем ряду – триптих. представляющий собой Деисус: в центре Христос, справа и слева от него Богоматерь и Иоанн Предтеча, XVII век.
В нижнем ряду – триптих. представляющий собой Деисус: в центре Христос, справа и слева от него Богоматерь и Иоанн Предтеча, XVII век.
2
Верхняя икона также датируется XVII веком. На ней в центре – Деисус (Христос, справа и слева от него Богоматерь и Иоанн Креститель), у их ног два отшельника (Василий и Максим), за ними четыре евангелиста, ещё дальше – два архангела (Михаил и Гавриил).
Верхняя икона также датируется XVII веком. На ней в центре – Деисус (Христос, справа и слева от него Богоматерь и Иоанн Креститель), у их ног два отшельника (Василий и Максим), за ними четыре евангелиста, ещё дальше – два архангела (Михаил и Гавриил).

Вот это, мне кажется, одна из интересных композиций.

1
Вверху – триптих, где в центре изображение Казанской божьей матери, справа и слева от неё – святые. XVII-XVIII век. Внизу – богоматерь с младенцем и ангелом.
Вверху – триптих, где в центре изображение Казанской божьей матери, справа и слева от неё – святые. XVII-XVIII век. Внизу – богоматерь с младенцем и ангелом.
1
Икона нижнего ряда с предыдущего снимка в православии известна также как «Страстная икона Божией Матери». Датируется XVIII веком.
Икона нижнего ряда с предыдущего снимка в православии известна также как «Страстная икона Божией Матери». Датируется XVIII веком.

Под конец привожу снимок иконы, у которой не удосужился заснять этикетку. Относительно даты её написания — думаю, она не очень отличается от предыдущей, т. к. стилистика образов у них схожа. С названием этой оплечной иконы, пожалуй, тоже не сильно ошибусь: «Господь вседержитель», что следует из надписи на самой иконе.

2
Господь-вседержитель. Предположительно XVIII век.
Господь-вседержитель. Предположительно XVIII век.

Не могу сказать, что всё показал. И прошу прощения за неудачные фотографии, как уж получилось…

А так — каждому надо всё увидеть самому. По-своему истолковать и принять. Или не принять.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Пинакотека Ватикана

Viale Vaticano, 00165 Rome Подробнее об объекте