Пинакотека Ватикана. Западноевропейское искусство

В планах по посещению Ватикана в 2018 году у жены как-то не было ничего определённого (просто Музеи Ватикана), у меня же созрел злодейский план затащить её в Пинакотеку (картинные галереи она, мягко говоря, не очень любит, но это же Пинакотека, один из признанных Музеев Ватикана!). Так и появился этот отзыв.

Сразу признаюсь в двух грехах и прошу мне их отпустить: 1) здесь не будет никаких сведений, как сюда добраться, расписания, цен и пр., что требуется для нормальных отзывов; 2) по привычке, увлёкся содержимым и совершенно упустил необходимость общего вида залов и т. п. Думаю, что как раз интерьеры достаточно представлены в интернете. Я же основное внимание уделил представленным в Пинакотеке произведениям, включая их атрибутику.

Почему такой подход? — очень просто: на портале «Туристера» обнаружил, как ни странно, очень мало содержательных материалов о Пинакотеке. Считаю это большим упущением, т. к. Пинакотека Ватикана, конечно же, заслуживает посещения и внимательного изучения.

За отсутствием собственного фото, даю общий вид здания Пинакотеки Ватикана, заимствованный из интернета. Любопытно, что это здание, выглядящее современником самой пинакотеки, на самом деле было построено в 1932 году по заказу папы Пия XI.

4
Современное здание Пинакотеки Ватикана, 1932. Фото из интернета.
Современное здание Пинакотеки Ватикана, 1932. Фото из интернета.

В какой-то степени появлению этого отзыва способствовали взаимные выставки шедевров Пинакотеки в Москве в конце 2017 г. и через год — шедевров русского искусства в Ватикане. Мы были в Пинакотеке как раз между этими двумя событиями. Относительно московской выставки могу сказать, что повторов с представленными у меня экспонатами случилось немного. Это неудивительно, т. к. у меня здесь показано не более 5% всей экспозиции Пинакотеки, которая хотя и невелика по сравнению с другими художественными музеями мира, но всё-таки насчитывает более 450 экспонатов.

Прежде чем перейти к произведениям, дам определение самой пинакотеки, принадлежащее Ватикану:

Ватиканская пинакотека (Пинакотека Ватикана, Pinacoteca Vaticana) — открытая для публичного просмотра коллекция религиозных произведений живописи, традиционно демонстрируемая в Ватикане. Основана во второй половине восемнадцатого века по указу папы Пия VI (1775–1799). Пинакотека Ватикана состоит преимущественно из произведений старинных итальянских мастеров, а также обширной коллекции византийского искусства, приобретённого папой Пием X (1903–1914).

Известно также, что в 1797 году пинакотека была отправлена по приказу Наполеона Бонапарта в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть пинакотеку в Ватикан.

Признаюсь, первые залы пинакотеки меня мало вдохновили. Но вот это изображение считаю одним из шедевров всей пинакотеки. Считается, что это изображение Франциска Ассизского (1181–1226), написанное вскоре после его признания святым (1228), является одним из первых портретов в итальянской живописи.

3
Margarito di Magnano Arezzo (Маргаритоне д’ Ареццо, Италия) (годы жизни, предположительно, 1236-1313). Святой Франциск Ассизский, ок. 1240-1260. Темпера по дереву.
Margarito di Magnano Arezzo (Маргаритоне д’ Ареццо, Италия) (годы жизни, предположительно, 1236-1313). Святой Франциск Ассизский, ок. 1240-1260. Темпера по дереву.

Далее пойду без упоминания номеров и названий залов, придерживаясь только общей хронологии произведений.

Следующий триптих выполнен по поручению кардинала Джакомо Наэтани Стефанески для главного алтаря Собора Святого Петра.

2
Джотто ди Бондоне (1267-1337). «Триптих Стефанески» (1330-1335).
Джотто ди Бондоне (1267-1337). «Триптих Стефанески» (1330-1335).

В религиозной живописи средних веков преобладают многофигурные экспозиции, и Пинакотека Ватикана не является исключением. К сожалению, обнаружить какие-нибудь их подробности мне не удалось, даже их атрибутика в большинстве случаев даётся очень приблизительно.

3
Maniero di Turino Vanni (Усадьба Турино Ванни). Святая Маргарита и истории из её жизни, ок. 1400 г.
Maniero di Turino Vanni (Усадьба Турино Ванни). Святая Маргарита и истории из её жизни, ок. 1400 г.

Следующая картина (точнее, композиция) принадлежит кисти Фра Беато Анджелико (букв. «брат Блаженный Ангельский», собственное имя Гвидо ди Пьетро), итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, доминиканского монаха. Причислен к лику блаженных Католической церковью в 1983 году. В 1984 г. канонизирован и стал считаться небесным покровителем художников.

4
Фра Беато Анджелико (1400-1455). Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником. Внизу Сцены из жизни Св. Николая; Св. Франциск Ассизский получает стигматы.
Фра Беато Анджелико (1400-1455). Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником. Внизу Сцены из жизни Св. Николая; Св. Франциск Ассизский получает стигматы.

Следующий полиптих был выполнен на заказ для церкви Св. Августина в Монтельпаро. В коллекцию Пинакотеки Ватикана выкуплен папой Григорием XVI в. 1844 году. Никколо Алунно (настоящее имя Никколо ди Либераторе) — итальянский художник умбрийской школы.

4
Никколо Алунно (1430-1502). Полиптих «Коронация Богородицы, Осаждение Христа и святых» (полиптих Монтельпаро), 1466.
Никколо Алунно (1430-1502). Полиптих «Коронация Богородицы, Осаждение Христа и святых» (полиптих Монтельпаро), 1466.

Далее я показываю. некоторые увеличенные изображения из нижнего ряда этого полиптиха, в котором изображены, как мне показалось, апостолы Христа. Там они все есть, но я даю только двоих. Представляете, какого ничтожно малого размера они относительно всего полиптиха, и ведь каждого надо было прописать, у каждого должны быть свои, только этому персонажу присущие, облик и выражение. Уж не говорю о фигурах более крупных, о которых, к сожалению, не нашёл никакого описания…

2
Фрагмент нижнего ряда полиптиха Никколо Алунно (1466). Один из апостолов Христа.
Фрагмент нижнего ряда полиптиха Никколо Алунно (1466). Один из апостолов Христа.
2
Фрагмент нижнего ряда полиптиха Никколо Алунно (1466). Один из апостолов Христа.
Фрагмент нижнего ряда полиптиха Никколо Алунно (1466). Один из апостолов Христа.

Джованни Беллини заложил основы живописного искусства Возрождения в Венеции и был признан гением ещё при жизни. Представленная далее работа являлась навершием церковного алтаря, поэтому все персонажи картины показаны на ней как бы снизу. Это один из шедевров Беллини, представленных на выставке в Москве в 2017 году.

3
Джованни Беллини (1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной (1471-1474).
Джованни Беллини (1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной (1471-1474).

Мелоццо да Форли (настоящее имя Марко дельи Амброджи) после краткого знакомства с некоторыми его работами оставил ощущение, что он является настоящим представителем живописи Возрождения. Достаточно посмотреть на этих «Ангелов, играющих на музыкальных инструментах». Это были заготовки для росписи плафона апсиды римской церкви Санти-Апостоли (Церкви Двенадцати Святых Апостолов Христа). Дата создания — ориентировочно 1480 год, римский период работы художника (1476 по 1481 гг.).

2
Мелоццо да Форли (1438-1494). Элементы росписи плафона апсиды из римской церкви Санти-Апостоли, 1480 (ориентировочно).
Мелоццо да Форли (1438-1494). Элементы росписи плафона апсиды из римской церкви Санти-Апостоли, 1480 (ориентировочно).

Работа Леонардо да Винчи «Святой Иероним», изображающая святого с преданным ему зверем в пустыне среди скалистого пейзажа, имеет необычную историю. Заказанная церковными властями Флоренции, картина осталась незавершённой из-за отбытия художника в Милан в 1482 г. Упоминается впервые только в XVIII в. в завещании швейцарской художницы Ангелики Кауффманн, проживавшей в Риме. После её смерти доска была утеряна и найдена затем совершенно случайно, будучи разделённой на две части. Эти части собрал вместе французский кардинал Феш. После его смерти папа Пий IX, пожелавший иметь произведение Леонардо в картинной галерее Ватикана, заплатил за «Святого Иеронима» (в 1845 г.) 25000 франков.

1
Леонардо да Винчи (1452-1519). «Святой Иероним» (ок. 1482, не закончена).
Леонардо да Винчи (1452-1519). «Святой Иероним» (ок. 1482, не закончена).

Автор следующей картины Джованни Баттиста да Фаэнца, прозванный Бертуччи (обезьяна), итальянский художник. Его творческая активность прослеживается в городе Фаэнца области Романья в период с 1495 по 1516 год. Представленная картина достаточно известна. Здесь, к сожалению, она помещена под стекло, которое затрудняет фотосъёмку.

3
Джованни Баттиста Бертуччи (ок. 1470 - 1516). Мадонна с младенцем между Святыми Бартоломео и Стефано. Дата создания не указана, предположительный период 1495-1516.
Джованни Баттиста Бертуччи (ок. 1470 - 1516). Мадонна с младенцем между Святыми Бартоломео и Стефано. Дата создания не указана, предположительный период 1495-1516.

Бернардино ди Бетто (или Бенедето ди Бьяджо) родился в Перудже, а известный всем Пинтуриккио — это не имя, а прозвище, означающее «маленький художник». Так прозвали его из-за маленького роста. Хотя был он в основном мастером монументальной живописи, но много в его наследии также и мадонн. Представленную в Пинакотеке Ватикана считаю одной из лучших.

5
Пинтуриккио (1454-1513). Мадонна с младенцем. Дата создания неизвестна.
Пинтуриккио (1454-1513). Мадонна с младенцем. Дата создания неизвестна.

Про автора следующей картины, кроме его настоящего имени (Никола Филотезио), ничего не узнал. Но уже здесь в комментариях получил дополнение к этой скудной информациии

"Никола Филотезио известен под именем Коль дель Аматриче. Аматриче его родной город под Абруццо".

3
Аматриче (1480-1559). Триптих «Вознесение Девы Марии и святые», 1515.
Аматриче (1480-1559). Триптих «Вознесение Девы Марии и святые», 1515.

Главный зал Пинакотеки Ватикана целиком посвящён творчеству Рафаэля Санти (1483–1520), одного из наиболее значительных художников эпохи высокого Возрождения. Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим и становится официальным художником папского двора. В 1514 Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, а в 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

5
Общий вид зала «Рафаэль и гобелены по его эскизам».
Общий вид зала «Рафаэль и гобелены по его эскизам».
3
Основные работы Рафаэля в зале его имени
Основные работы Рафаэля в зале его имени

«Мадонну ди Фолиньо» иногда называют предшественницей знаменитой «Сикстинской мадонны» — по общей компоновке образов, по силе их изображения… Хотя в основе этой картины был небольшой факт. Житель городка Фолиньо чудом уцелел, когда во время грозы рядом с ним ударила молния. Он и стал заказчиком этой картины, на которой, помимо обязательного божественного начала, присутствуют разные житейские мелочи вроде того самого городка Фолиньо на заднем плане да радуги над ним, символизирующей благополучно миновавшую грозу.

4
Рафаэль Санти (1483-1520). «Мадонна ди Фолиньо», 1511.
Рафаэль Санти (1483-1520). «Мадонна ди Фолиньо», 1511.

Величественное «Преображение» (1516–1520) считается самой драгоценной (ставшей также и последней) работой Рафаэля. Выполнена по заказу кардинала Джулио Медичи. В верхней части Рафаэлем, в соответствии с Евангелием, на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

3
Рафаэль Санти (1483-1520). «Преображение», 1519-1520.
Рафаэль Санти (1483-1520). «Преображение», 1519-1520.

Представленное далее произведение имеет второе название «Алтарь Одди», т. к. выполнено по заказу Магдалины Одди в 1502–1503 годах. Это алтарная картина раннего Рафаэля. Когда картина была готова, её вместе с пределлой разместили в церкви святого Франциска в Перудже под именем Перуджино. В картине заметно влияние Перуджино, однако присваивать ему авторство было несправедливо. Позднее было установлено, что Рафаэль не только выполнил картину в красках, но и сделал к этому произведению много эскизов карандашом.

2
Рафаэль Санти (1483-1520). «Коронование Марии», 1502-1504.
Рафаэль Санти (1483-1520). «Коронование Марии», 1502-1504.

О том, насколько продвинулось мастерство Рафаэля (и его учеников) по сравнению с описанной «ранней пробой кисти», можно судить по следующей картине, также носящей имя «Коронация Девы».

3
Рафаэль Санти и ученики: иль Фатторе (1488-1528) и Джулио Романо (1499-1546). Мадонна Монтелучче (Коронация Девы Марии), 1505-1525.
Рафаэль Санти и ученики: иль Фатторе (1488-1528) и Джулио Романо (1499-1546). Мадонна Монтелучче (Коронация Девы Марии), 1505-1525.

Далее — картина «Благовещение» (Марко Пальмеццано). Здесь возникло определённое противоречие. На этикетке рядом с картиной в качестве авторов указан «Круг Альмерико ди Вентуры», но в табличке на раме самой картины указано «Марко Пальмеццано» с уточнением более мелким шрифтом, которое я перевёл как «с помощниками». Взаимной увязки двух указанных авторов не нашёл, поэтому в своей атрибуции этой картины в качестве автора указываю Марко Пальмеццано, тем более что в Википедии указана его работа «Благовещение», хранящаяся в Пинакотеке Ватикана.

Ещё надо отметить, что сцена «Благовещения» Пальмеццано происходит на открытом воздухе, перед дворцом эпохи Возрождения, представленном в виде «ротонды», которая украшена скульптурами и аллегорическими рельефами. Необычен также пейзаж на заднем плане, представляющий собой вид процветающего портового города с выраженным береговым рельефом и замками. ⠀

5
Марко Пальмеццано (1460-1539). «Благовещение», 1522-1524.
Марко Пальмеццано (1460-1539). «Благовещение», 1522-1524.

Ещё одна картина Марко Пальмеццано

1
Марко Пальмеццано (1460-1539). Мадонна с младенцем в окружении святых. 1537.
Марко Пальмеццано (1460-1539). Мадонна с младенцем в окружении святых. 1537.

Биографические сведения о Бонифацио де Питати, прозванном Веронезе по месту рождения, скудны. Однако не нужно его путать с другим, более известным автором — Паоло Веронезе. Имя Бонифация Веронезе встречается в записях венецианской гильдии художников начиная с 1530 г. Одна из самых частых тем в его творчестве — Святое Семейство.

2
Бонифацио Веронезе (1487-1553). Святое семейство со святыми Иоанном Крестителем, Доротеей и Андреем.
Бонифацио Веронезе (1487-1553). Святое семейство со святыми Иоанном Крестителем, Доротеей и Андреем.

Демонстрация мастеров эпохи Возрождения не будет полной без одного из её столпов — венецианского художника Тициана Вечеллио.

5
Тициан (1488/90 - 1576). Портрет дожа Никколо Марцелло (1542).
Тициан (1488/90 - 1576). Портрет дожа Никколо Марцелло (1542).

Настоящее имя следующего художника — Бенвенуто Тизи (1481–1559), итальянский художник позднего Возрождения. Родился и умер в окрестностях Феррары. Прозвище Гарофало, возможно, происходит от изображения гвоздики (по-итальянски Гарофано) на его гербе. Ниже представлена единственная работа Иль Гарофало в Пинакотеке Ватикана.

3
Иль Гарофало (1481-1559). Явление Девы Марии императору Августу и Сивилле (1544).
Иль Гарофало (1481-1559). Явление Девы Марии императору Августу и Сивилле (1544).

Якопо Дзукки — флорентийский художник-маньерист, был учеником и помощником Джорджо Вазари. В 1572 году поселился в Риме, где писал фрески во дворце и вилле кардинала Фердинанда Медичи. Его картина «Чудо снега» очень уж напомнила мне историю с закладкой «Санта Мария Маджоре» в Риме, которая описана у меня в отзыве https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/temples/2898/responses?id=7246

3
Якопо Дзукки (1541-1596). Чудо снега (1573-1575).
Якопо Дзукки (1541-1596). Чудо снега (1573-1575).

Джироламо Муциано — итальянский живописец, один из выдающихся художников-маньеристов, активно работавших в Риме в середине-конце XVI века. В Пинакотеке Ватикана экспонируются несколько его работ. Даты жизни Джироламо Муциано в моих фоторепродукциях указаны в соответствии с табличками на рамах картин. В сопроводительных этикетках (также и в Википедии) датой рождения художника указан 1532 год.

4
Джироламо Муциано (1528-1592). Святой Еремия (1590).
Джироламо Муциано (1528-1592). Святой Еремия (1590).
3
Джироламо Муциано (1528-1592). Святой Франциск Ассизский.
Джироламо Муциано (1528-1592). Святой Франциск Ассизский.

Автор следующей картины родился во Фландрии, в Брюгге, и его фамилия была Витте, что означает по-фламандски «белый». В возрасте 10 лет перевезён во Флоренцию, где потом был художником при дворе Медичи. В Италии более известен как Пьетро Кандидо, т. к. по-итальянски «белый» звучит как «кандидо». Под похожим именем Петер Кандид работал также в Баварии.

3
Питер де Вит (1548-1628). Святое семейство со Св. Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем. На табличке подлинника картины упоминается не Св. Елизавета, а Св. Анна.
Питер де Вит (1548-1628). Святое семейство со Св. Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем. На табличке подлинника картины упоминается не Св. Елизавета, а Св. Анна.

Далее следуют картины ещё двух «иностранцев» в Италии

3
Валантен де Булонь (1591-1632). Мученичество Св. Прокеса и Св. Мартиниана (1629-1630).
Валантен де Булонь (1591-1632). Мученичество Св. Прокеса и Св. Мартиниана (1629-1630).
2
Трофим Биго (1579-1650). Ирина врачует раны Св. Себастьяна (1620-1634).
Трофим Биго (1579-1650). Ирина врачует раны Св. Себастьяна (1620-1634).

Доменикино (итал. Domenico Zampieri) — итальянский художник болонской школы, наставник Пуссена и Лоррена, предшественник классицизма.

2
Доменикино (1581-1641). Последнее причастие Св. Иеронима (1612-1614)
Доменикино (1581-1641). Последнее причастие Св. Иеронима (1612-1614)

Микела́нджело Меризи — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи. Позднее, уже в Риме, получил приставку к имени «Ди Караваджо», обозначающую место его происхождения — городок Караваджо вблизи Милана, а затем и вовсе стал для всех просто Караваджо.

Караваджо одним из первых применил в картинах подчёркнутый контраст света и тени. В его наследии не обнаружено ни одного рисунка или эскиза. Получается, что художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте, то есть обладал феноменальной зрительной памятью. Его кисти, как считается, принадлежит первый в истории итальянской живописи натюрморт «Корзина с фруктами» (1596).

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь. 29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

Оставшиеся годы Караваджо провёл в изгнании и умер при невыясненных обстоятельствах 18 июля 1610 года в Порто-Эрколе в южной Италии.

Караваджо имел большое количество заказов от церкви, но исполненные заказы редко принимались сразу, настолько отличалось исполнение Караваджо от общепринятых церковных канонов. Чаще заказчики принимали заказанные ими картины со второго-третьего раза.

На представленном ниже полотне снятого с креста Христа собираются уложить на каменную плиту для омовения и подготовки к погребению. Держат тело Иоанн и Никодим, имеющий здесь, как полагают, портретное сходство с Микеланджело Буонаротти.

3
Микеланджело Меризи (Караваджо) (1571-1610). Снятие с креста (1600-1604).
Микеланджело Меризи (Караваджо) (1571-1610). Снятие с креста (1600-1604).

В любой справке о Пинакотеке Ватикана можно прочитать, что в ней собраны произведения исключительно религиозной тематики преимущественно итальянских авторов. Выше уже были представлены «иностранцы» — Питеа де Витте, Валантен де Булонь. Вероятно, представленная далее картина является также является исключением из правил как по сюжету, так и по автору. Автор — французский художник Никола Пуссен (1594–1665), который с 1624 г. жил и творил преимущественно в Риме. Изображение посвящено батальной сцене, основанной, правда, на одном из ветхозаветных сюжетов. В Википедии об этой именно картине ничего не сказано, однако подробно описаны две другие с той же примерно датой написания, но хранящиеся в Москве и Петербурге.

1
Никола Пуссен (1594-1665). Победа Гедеона над Мадианити (1624-1625).
Никола Пуссен (1594-1665). Победа Гедеона над Мадианити (1624-1625).

Вот ещё один «иностранец» в стенах Пинакотеки Ватикана, и отнюдь не религиозный сюжет. Франц Вернер фон Тамм (1658–1724), известный также как Даппер — немецкий художник эпохи барокко. Один из наиболее известных мастеров немецкого натюрморта конца XVII — начала XVIII века. Обучался живописи в Италии. В 1685–1695 годах работал в Риме. С 1695 года был придворным художником императора Священной Римской империи Леопольда I (Вена).

1
Франц Вернер фон Тамм (1658-1724). Натюрморт с цветами и фруктами.
Франц Вернер фон Тамм (1658-1724). Натюрморт с цветами и фруктами.

В предпоследнем зале пинакотеки представлены скульптурные работы знаменитого Джованни Лоренцо Бернини

2
Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Скульптуры «Ангелы Бернини» (1656-1666).
Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Скульптуры «Ангелы Бернини» (1656-1666).

В последнем XVIII зале пинакотеки представлена «византийская» коллекция Ватикана, включающая и русские иконы. Но об этой части экспозиции будет отдельный отзыв.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Пинакотека Ватикана

Viale Vaticano, 00165 Rome Подробнее об объекте