Метро Стамбула

1

Стамбульский метрополитен (Metro İstanbul) — одна из быстро развивающихся транспортных систем города. Старейшей же подземной транспортной системой является «Тюнель» — фуникулер, введенный в эксплуатацию 17 января 1875 года. По маршруту, который включал две станции, перемещались подвесные вагоны.

Первый генеральный план метро в Стамбуле был разработан еще в 1912 году. В общей сложности предполагалось построить 24 станции между районами Топкапы и Шишли. Проект не был реализован.

В 1936 году французским бюро была представлена схема, согласно которой метрополитен связал бы районы Таксим и Беязит. В 1951 году подобный проект был предложен голландской фирмой. Однако планы не были воплощены в жизнь, и все проекты отложили до 1987 года. Первый пусковой участок линии M1 был открыт в 1989 году. Линия M2 была введена в эксплуатацию в 2000 году, M4 — в 2012-м, M3 — в 2013-м, M6 — в 2015-м, M5 — в 2017-м, M7 — в 2020-м, M9 (частично) — в 2021-м, M8 и M11 — в 2023-м.

Помимо непредстедственно метрополитена система рельсового транспорта включает также ​​пригородную линию Мармарай, легкорельсовый транспорт, канатную дорогу, фуникулер («Тюнель») и метробус. Совокупная длина сети — 309 км, количество станций — 282. Все это находится под управлением государственного транспортного оператора Metro İstanbul, который контролируется муниципалитетом.

Метрополитен Стамбула состоит из 10 линий; 7 из них охватывают европейскую часть города (M1, M2, M3, M6, M7, M9, M11), 3 — азиатскую (M4, M5, M8). По состоянию на 2023 год всего 133 действующих станции, еще 83 станции находятся на стадии строительства. Общая протяженность путей — 192 км. Метро связано с рельсовой системой Мармарай, с фуникулером, а также с трамвайными линиями T1, T4, T5.

На стадии строительства находится еще несколько линий: M9 (Ataköy — İkitelli) в европейской части, M10 (Pendik — Fevzi Cakmak Phase), M12 (Goztepe — Umraniye).

Ежегодный пассажиропоток составляет около 500 млн человек. С открытием новых станций этот показатель будет увеличиваться. Каждый день метро пользуются 1,36 млн человек. На метро приходится порядка 20% всего объема пассажирских перевозок в городе.

Карта метро Стамбула

Метро Стамбула
Схема метро Стамбула

На официальном сайте Стамбульского метрополитена можно найти подробную карту с указанием всех станций. В том же разделе опубликованы карты всего рельсового транспорта, в том числе трамвая и Мармарай, а также карта будущих линий, находящихся на стадии строительства.

Также в сети доступна интерактивная карта метро Стамбула на русском языке. Сервис Яндекс.Метро позволяет составить маршрут от одной заданной точки до другой. Помимо метро, на карте отмечены троллейбусные линии, фуникулер, Мармарай.

Кроме того, можно посмотреть схему на информационных панелях на станциях или получить бумажную карту у работников службы метрополитена.

Стоимость метро в Стамбуле

Оплатить проезд в метро можно с помощью электронных одноразовых билетов или транспортной карты İstanbulkart, которая также принимается в других видах общественного транспорта (Мармарай, автобусы, метробусы, фуникулеры, канатная дорога и пр.).

Одноразовые билеты стоят от 9.90  до 110 TL в зависимости от количества поездок (1, 2, 3, 5, 10).

Стоимость разовой поездки по Anonymous Card Istanbulcard (неименная транспортная карта) — 9.90 TL.

Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда.

Особенностью местного метро является тот факт, что пересадки с одной линии метро на другую или на трамвай, платные. Получается, чтобы сменить линию и продолжить движение в нужном направлении, требуется снова оплатить проезд.

Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то стоимость поездки снижается: 7.09 TL — первая пересадка, 5.38 TL — вторая, 3.40 TL — все последующие.

Таким образом, можно доехать на метро до нужной точки в городе, выйти со станции, прогуляться и не позднее чем через 2 часа спуститься обратно, заплатив за проезд как за пересадку.

Если пересаживаться с метро на наземный поезд Мармарай, то проезд будет стоить 9.90 TL вне зависимости от количества пройденных станций (обычно — от 1 до 7 станций — 9.90 TL, от 8 до 14 — 10.73 TL, от 15 до 21 — 14.69 TL и т. д.).

Купить карту или одноразовый билет можно в билетных терминалах Biletmatik на станциях.

Подробнее о видах карт и стоимости проезда читайте в нашем материале «Общественный транспорт Стамбула».

Картой Istanbulcard можно оплатить проезд двух и более пассажиров, однако скидку за пересадку получит только один из них.

Некоторые туристы предпочитают пользоваться Istanbul Welcome Card, которая действительна 5 или 7 дней и включает в себя 10 или 20 поездок на местном общественном транспорте (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, аудиогид круиз по Босфору, ряд экскурсий (Собор Святой Софии, дворец Топкапы, Цистерна Базилика) с профессиональным гидом, экспресс-доступ к некоторым популярным достопримечательностям. После того, как поездки закончатся, карту можно пополнить. Стоимость карты напрямую зависит от выбранного тарифа ($55 или $85).

Как пользоваться метро Стамбула

В действительности в пользовании местным метрополитеном нет ничего сложного. Нужно купить и пополнить Istanbulcard в билетном терминале, приложить карту к валидатору турникета и, определившись с направлением, выбрать нужный путь.

Поезда Стамбульского метрополитена могут состоять как из четырех, так и из восьми вагонов, поэтому вставать желательно либо по центру, либо в начале платформы. На отдельных линиях информационные табло содержат сведения о том, из скольки вагонов состоит ближайший поезд.

На выходе с платформы повторно прикладывать карту к турникету не нужно.

Режим работы метро в Стамбуле

Первые поезда отправляются от начальных станций в 06:00. График первых поездов может отличаться в зависимости от линии. Метро заканчивает работу в 00:00.

Посмотреть график движения поездов по конкретной станции можно на сайте Стамбульского метро в разделе Timetables.

В ночное время по будням движение отсутствует из-за технических работ, которые проводятся на путях, а также из-за низкого пассажиропотока.

По выходным и праздничным дням метро работает круглосуточно, однако в связи с пандемией коронавируса ночные рейсы отменены до особого распоряжения.

Информация об отмене поездов, продлении работы и других изменениях в графике доступна на официальном сайте метро Стамбула и в его социальных сетях.

Boğaziçi Üniversitesi — Hisarüstü istasyonu (M6)
Boğaziçi Üniversitesi — Hisarüstü istasyonu (M6)
Фото: © Андрей Харьковой

Станции метро Стамбула

По состоянию на 2023 год система Стамбульского метрополитена включает 10 линий: 7 в европейской части (M1, M2, M3, M6, M7, M9, M11) и 3 в азиатской (M4, M5, M8).

Почти все действующие станции — полностью подземные, остальные находятся либо над землей, либо на набережной или в грунте, либо частично под землей.

Туристов интересует лишь несколько веток и конкретных станций метро. С помощью линии M1 можно добраться до главной автобусной станции Эсенлер; конечная станция Еникапы находится в 2 км от туристического центра Султанахмет.

Линия M2 проходит через площадь в центральной части Стамбула Таксим, одну из самых популярных пешеходных улиц Истикляль, крытый рынок Гранд Базар.

Линию M4 в 2022 году продлили до аэропорта Сабиха Гёкчен, а в начале 2023 года состоялось частичное открытие линии M11 — до Нового аэропорта Стамбула.

Линиями M3, M5, M6 пользуются местные жители, для туристов они представляют слабый интерес.

Рекомендуем почитать наш обзорный материал «Достопримечательности Стамбула», чтобы понять где сосредоточены главные точки притяжения туристов и какие станции метро находятся в шаговой доступности от них.

Большинство станций спроектировано так, что пассажиры могут попасть в вестибюль, дополнительно не пересекая улицы. Внутри вестибюля расположены билетные автоматы и турникеты. После зоны контроля пассажиры следуют к поездам.

Некоторые станции напрямую соединены с соседними зданиями, как правило, это торговые центры или бизнес-центры. Отдельные станции оснащены траволаторами.

Линии Стамбульского метро имеют разные спецификации, поэтому нет единой длины платформ. У самых старых станций, построенных между 1989 и 2002 годами на линии M1, платформа длиной 100 метров — для четырехвагонных поездов. Платформы на линиях M2, M3 и M4 длиной 150 метров — для восьмивагонных поездов. Платформы линии M5 могут принять шесть вагонов, линии M6 — четыре вагона.

М1 Yenikapı — Atatürk Airport/Kirazlı

Первая линия скоростного транспорта в Стамбуле и Турции была открыта в 1989 году. M1 состоит из двух веток — M1A и M1B. Начинаясь от пересадочного узла «Еникапы», они идут до автовокзала «Отогар», где расходятся — M1B до Киразлы, а M1A — до стамбульского аэропорта им Ататюрка. Общая протяженность — 26,8 км.

M1 считается линией легкого метро из-за относительно низкой пассажировместимости по сравнению с другими линиями метро.

На карте метро Стамбула отмечена красным цветом.

M1A Yenikapi — Atatürk Airport

Линия M1A
Линия M1A
Фото: © Metro İstanbul

Линия включает 18 станций, оборудованных 61 эскалатором и 45 лифтами. Длительность поездки — 25 минут. Частота движения в часы пик — 4 минуты. Ежедневный пассажиропоток — 400 тыс. человек.

Пересадочные станции:

  • Yenikapi — на Мармарай и линию метро M2.
  • Aksaray, Merter, Zeytinburnu, Bahcelievler, Atakoy — Sirinevler — на метробас.
  • Aksaray, Zeytinburnu — на трамвай T1.

M1B Yenikapi — Kirazli Metro Line

Линия M1B
Линия M1B
Фото: © Metro İstanbul

Линия включает 23 станции, оборудованные 96 эскалаторами и 41 лифтом. Длительность поездки — 35 минут. Частота движения в часы пик — 2,5 минуты. Ежедневный пассажиропоток — 400 тыс. человек.

Пересадочные станции:

  • Yenikapi — на Мармарай и линию метро M2.
  • Aksaray, Bagcilar Square — на трамвай T1.
  • Kirazli — на линию метро M3.

M2 Yenikapi — Haciosman Metro Line

Линия M2
Линия M2
Фото: © Metro İstanbul

Линия берет начало в Хаджиосмане на юго-западе Сарыера, далее проходит по проспекту Бююкдере с севера на юг через два основных финансовых района Стамбула Маслак и Левент, после чего отходит немного на запад через Шишли до исторической площади Таксим и заканчивается в транспортном узле «Еникапы», соединяющем линию M1 и Мармарай.

Линия М2 проходит по метромосту Золотой Рог (Haliç Metro Köprüsü), который связывает между собой районы Бейоглу и Фатих европейской части Стамбула.

На станции Sanayi Mahallesi линия ответвляется на короткую ветку с единственной станцией Seyrantepe.

Линия включает 16 станций. Протяженность — 23,49 км. Длительность поездки — 32 минуты. Частота движения в часы пик — 3,5–4 минуты (на отрезке Sanayi Mahallesi — Seyrantepe — 8,5 минут). Ежедневный пассажиропоток — 500 тыс. человек.

Пересадочные станции:

  • Yenikapi — на Мармарай и линии метро M1A, M1B.
  • Vezneciler — Istanbul University — на трамвай T1.
  • Sishane — трамвай T2, тюнель F2.
  • Taksim — трамвай T2, тюнель F1.
  • Sisli — Mecidiyekoy, Gayrettepe — на метробас.
  • Levent — на метро M6.

На картах отмечена светло-зеленым цветом.

M3 Kirazli — Olimpiyat — Basaksehir Metro Line

Линия M3
Линия M3
Фото: © Metro İstanbul

Проложена между Киразлы-Багджылар до Башакшехира-Метрокент или Олимпият с разветвлением в районе станции İkitelli Sanayi.

Линия включает 11 станций. Протяженность — 15,9 км. Длительность поездки — 20 минут. Частота движения в часы пик — 6,5 минут. Пассажиропоток — 70 тыс. пассажиров в час.

Пересадочные станции:

  • Kirazli — на метро M1B.

На картах отмечена голубым цветом.

M4 Kadikoy — Tavsantepe Metro Line

Линия M4
Линия M4
Фото: © Metro İstanbul

Линия начинается от Кадыкёй в азиатской части Стамбула и в основном проходит под государственной дорогой D100, следуя до Тавсантепе.

Линия включает 19 станций. Протяженность — 26,5 км. Длительность поездки — 84 минуты. Частота движения в часы пик — 4 минуты. Пассажиропоток — 70 тыс. пассажиров в час.

Пересадочные станции:

  • Kadikoy — на трамвай T3, морские автобусы.
  • Ayrilik Cesmesi — на Мармарай.
  • Unalan — на метробас.

На картах отмечена розовым цветом.

M5 Uskudar — Cekmekoy Metro Line

Линия M5
Линия M5
Фото: © Metro İstanbul

Вторая линия скоростного рельсового транспорта на азиатской стороне Стамбула и первая автоматическая линия в Турции. M5 начинается на площади Ускюдар, затем проходит через районный центр Умрание и заканчивается на площади Чекмекёй.

Линия включает 16 станций. Протяженность — 20 км. Длительность поездки — 32 минуты. Частота движения в часы пик — 4–5 минут. Пассажиропоток — 220 тыс. пассажиров в сутки.

Пересадочные станции:

  • Uskudar — на Мармарай, автобусы IETT, морские автобусы.
  • Altunizade — на метробас.

На картах отмечена фиолетовым цветом.

M6 Levent — Bogazici U./Hisarustu Metro Line

Линия M6
Линия M6
Фото: © Metro İstanbul

Линия M6 обеспечивает доступ пассажиров, прибывающих по линии метро M2 к университету Богазичи и району Хисарусту. За исключением «Тюнеля», эта линия является самой короткой в ​​системе стамбульского метрополитена.

Включает 4 станции. Протяженность — 3,3 км. Длительность поездки — 7 минут. Частота движения в часы пик — 5 минут. Пассажиропоток — 20 тыс. человек в сутки.

Пересадочные станции:

  • Levent — на метро M2.

На картах отмечена светло-коричневым цветом.

M7 Yıldız — Mahmutbey Metro Line

Первое полностью автоматическое метро без водителя в европейской части Стамбула. Линия M7 соединяет шесть районов: Шишли, Кагытхане, Эйюп, Газиосманпаша, Эсенлер и Багджылар. В 2023 году ветку продлили до станции Yıldız.

После завершения строительства линия пройдет через Бейоглу, Бешикташ и будет обслуживать территорию, где в общей сложности проживает около 3 млн. человек. Планируется, что 300 вагонов беспилотных поездов метро будут ежедневно перевозить около 1 млн. пассажиров.

По состоянию на 2024 год линия включает 17 станций. Протяженность — 20 км. Длительность поездки — 32 минуты. Частота движения в часы пик — 6 минут.

Пересадочные станции:

  • Mecidiyekoy — на метро M2 и метробас.
  • Karadeniz Mahallesi — на трамвай T4.
  • Mahmutbey — на метро M3.

На картах отмечена светло-розовым цветом.

M8 Bostancı — Parseller Metro Line

Одна из новых линий, открытая в январе 2023 года. M8 связывает между собой железнодорожную станцию Бостанджи в районе Кадыкёй и район Умрание в азиатской части. Линия полность автоматическая. 

Включает 13 станции. Протяженность — 14,2 км. Длительность поездки — 25 минут. Частота движения в часы пик — 8 минут 40 секунд. Пассажиропоток — 43 человека в час.

Пересадочные станции:

  • Kozyatağı — на метро M4.
  • Dudullu — на метро M5.

На картах отмечена синим цветом.

M9 Olimpiyat — Bahariye Metro Line

На данный момент на линии M6 работает участок между Олимпийским стадионом Ататюрка и станцией Bahariye, в строительстве находятся еще 9 станций до района Атакёй. Полное открытие ветки запланировано на 2024 год.

Включает 5 станции (еще 9 в стадии строительства). Протяженность — 5,9 км. Длительность поездки — 10 минут. Частота движения в часы пик — 10 минут. Пассажиропоток — 216 человек в час.

Пересадочные станции:

  • İkitelli Sanayi — на метро M3.
  • Olimpiyat — на метро M11.

На картах отмечена желтым  цветом.

M11 Gayrettepe — Istanbul New Airport — Halkalı

Эта линия свяжет Новый аэропорт Стамбула в городе Арнавуткёй с районом Левент, главным коммерческим центром города. На данный момент в работу введены только 7 станций на участке Kâğıthane — Kargo Terminali, их открытие состоялось в январе 2023 года. Еще 9 станций планируется открыть в течение нескольких месяцев.

В отличие от других линий, станции M11 удалены друг от друга. Это становится наиболее заметно ближе к юго-восточному концу линии, где в городской зоне Стамбула только две станции — Kağıthane в районе Кягытхане и Gayrettepe в районе Шишли.

Линия пройдет через три района — Шишли, Эюп и Арнавуткёй. При этом она будет состоять из двух веток: одна от Гайреттепе до аэропорта, другая от Халкалы до аэропорта. Предполагается, что обе линии будут перевозить около 94 млн пассажиров ежегодно.

Вид с Галатской башни на метромост через залив Золотой Рог
Вид с Галатской башни на метромост через залив Золотой Рог
Фото: © leha71

Правила метро Стамбула

  • Запрещается курение и распитие спиртных напитков на станции и в вагонах.
  • Запрещается провоз легковоспламеняющихся, взрывоопасных и горючих веществ.
  • Провоз животных в поездах не допускается, за исключением собак-поводырей, сопровождающих пассажиров с ослабленным зрением, и мелких животных при условии, что они перевозятся в специальных клетках. Хищники, ядовитые животные, рептилии и птицы, которые могут использоваться в качестве охотничьих, к провозу запрещены.
  • В экстренных ситуациях, которые могут возникнуть на станциях (подозрительная посылка, падение на рельсы и пр.), следует обратиться к ближайшему сотруднику метрополитена.
  • В случае возникновения пожароопасных ситуаций можно воспользоваться специальным оборудованием (огнетушитель, кнопка аварийной остановки поезда, кнопка пожарной сигнализации).
  • Провоз крупногабаритного багажа весом более 30 кг или габаритами более 120×50×60 см разрешен в любое время, кроме часов пик (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00), и за дополнительную плату, равную стоимости одной поездки.
  • Провоз складных велосипедов возможен в любое время работы метрополитена. Провоз нескладных велосипедов допускается только в последнем вагоне и только вне часов пик (07:00—10:00, 17:00—20:00). Дополнительная оплата не взимается.
  • Нельзя ездить по станции и вагонам метро на роликовых коньках, скейтбордах и т. п.
Предлагаем также почитать отзывы туристов, которые рассказывают о своем опыте путешествия в Стамбул. Среди прочего они делятся актуальными маршрутами и способами передвижения по городу.

Как вернуть забытые вещи

Вещи, забытые пассажирами на станциях или в вагонах метро, можно вернуть, обратившись в бюро находок:

  • на станции Zeytinburnu — для вещей, забытых на линиях M1, M3;
  • на станции Gayrettepe — для вещей, забытых на линиях M2, M6;
  • на станции Bostancı — для вещей, забытых на линии M4;
  • на станции Carsi — для вещей, забытых на линии M5.

Каждые 15 дней невостребованные вещи передают в Управление утерянного имущества Генеральной дирекции IETT.

Фото: © Kaiser_Wilhelm_II

Доступная среда

Метрополитен Стамбула оборудован для пользования лицами с ограниченными физическими возможностями.

Комфортная и безопасная поездка стала возможна благодаря лифтам без ступенек и порогов, эскалаторам, правильным пандусам с уклоном не более 6%, маршрутным знакам, напольной световой сигнализации и другому оборудованию, которое позволяет пользоваться подземкой всем категориям пассажиров.

Помимо звуковых и визуальных уведомлений лифты оснащены уведомлениями для слабовидящих пассажиров с использованием алфавита Брайля.

На станциях в зоне турникетов имеются ворота для прохода пассажиров с ограниченными возможностями.

Кроме того, работники специальной службы контролируют местонахождение инвалидов с момента их входа в метро до их выхода со станции и в случае необходимости направляют персонал станции за помощью.

Пешеходные экскурсии в Стамбуле

Куда сходить и что посмотреть в Стамбуле

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Магазины и рынки
Оздоровительный отдых
Нашли неточность? Сообщите нам.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии