Турист Ирина Морозова (Irusik)
Ирина Морозова
была 25 сентября 2019 21:35

Хельсинки — Финляндия Август 2014

Собираясь в очередную поездку в Финляндию, я случайно узнала о том, что недалеко от Хельсинки находится старинный маяк Седершер. Как-то не довелось мне ни разу в жизни побывать ни на одном маяке, поэтому я попыталась разузнать побольше о том, как туда можно попасть. Выяснилось, что на остров с маяком корабли приходят только раз в день, из разных портов Хельсинки, да еще и не каждый день. Мое любопытство было еще и задето тем, что билет надо бронировать заранее. И, к сожалению, на сайте вся информация была только на финском и английском языках. А я знаю по-фински три слова, а по-английски шесть. Так что пришлось срочно подыскивать себе гида, который согласился бы сопровождать меня. Как потом выяснилось, это было совершенно оправданное решение, т. к. я была единственной иностранкой на корабле и экскурсия велась только на финском.

От Южного порта Хельсинки до маяка Седершер примерно два часа пути. Начало путешествия было красивейшим! Солнце, море, ветер, маленькие катера и яхты, бесконечные островки и даже плавающие в Балтийском море лебеди — смотреть на все это было очень приятно. Как-то очень по-отпускному!

Маяк Седершер

Но, чем дальше отходил корабль от берега, тем меньше оставалось островов вокруг. И в какой-то момент я обратила внимание на то, что все пассажиры начали нетерпеливо вглядываться в даль, пытаясь разглядеть приближающийся маяк.

Маяк Седершер

Как оказалось, место, куда мы направлялись представляет собой группу из трех маленьких островов. Огромные, голые, отшлифованные камни. Экскурсовод несколько раз обратилась к нам с просьбой ходить по камням крайне осторожно. Поскольку они слишком гладкие и с них легко можно упасть. Кстати, гладкость камней — именно та причина, по которой на этом острове не рекомендуется купаться. Нижняя, подводная часть этих глыб уже у поверхности воды покрыта мелкими водорослями. Вылезти по ним на берег практически невозможно. Но, справедливости ради, скажу, что пару купающихся я на острове Седершер видела. Это были финны, приплывшие на маленькой лодочке и причалившие с противоположной маяку стороны острова. Наверное, они просто знали то место, по которому можно выбраться на сушу.

Маяк Седершер

На островах практически нет земли. Поэтому деревья там не растут. Но кое-где есть чудом появившаяся (или принесенная ветром) земля. Что удивительно, так это то, что на каждом клочке этой земли сразу же вырастает трава и зацветают крохотные северные цветы.

Маяк Седершер

Любопытно, что на этих островках находится орнитологическая база финских ученых. Оказывается, там гнездятся редкие виды северных птиц, например, морские орлы. Поэтому при первых же шагах по острову всех попросили не пересекать специальные ограждения мест гнездовий, как раз и находящиеся в расщелинах валунов, в скудной траве. Дествительно, почти все расщелины на Седершере огорожены столбиками с веревками. Но и издали увидеть редких птиц нам не удалось. Экскурсовод рассказала, что период гнездования — май. И в этот период на остров не возят экскурсий, поскольку орлы очень агрессивны и могут нападать на людей.

Три островка соединены друг с другом любопытными мостиками. Один из них вызвал восторг всей группы. Еще на корабле нас предупредили, что одновременно находиться на этом подвесном мосту могут не более трех человек. И действительно! Мост под порывами ветра раскачивался настолько сильно, что даже на лицах у взрослых выражалось опасение и периодически слышались вскрикивания. Детям же он доставил истинную радость. Второй мост был ничем не примечателен. Короткий и жестко закрепленный над достаточно узким проливчиком, он легко пересекался всеми.

Маяк Седершер

Рядом с маяком есть несколько достаточно старых построек, активно использовавшихся во времена работы маяка. Сейчас в этих домах живут только члены научных экспедиций и персонал организации, проводящей туда экскурсии. Но сами домики очень приятны, за ними следят, ремонтируют, красят. Когда-то в одном из них жили семьи главных смотрителей маяка, а в другом — два или три работника. Есть старый колодец и банька. И я обратила внимание, что на острове установлен ветряк и на стенах домиков солнечные батареи. Видимо, для нескольких человек, временно проживающих там этого достаточно.

Маяк Седершер

Для подъема на сам маяк нашу достаточно многочисленную группу попросили разбиться на четыре небольшие подргуппы. Площадки-этажи маяка маленькие, лестницы узкие и очень крутые. Маяк был построен более двухсот лет назад. Причем, место для маяка выбирали русские, а строили шведы. Каково же было мое удивление, когда экскурсовод сказала, что строили в большой спешке, поэтому построили плохо. Я даже уточнила у гида, не перепутала ли она, кто строил, а кто выбирал место. Она еще раз повторила, что строили шведы. Все-таки, слухи о неумении русских строить здания слишком преувеличены!

Маяк Седершер

Внутри маяка Седершер все очень аккуратное, чистое, ухоженное. Но из-за нехватки площади все такое маленькое! На всех площадках маяка установлены специальные подставки для проведения художественных выставок, оформления каких-либо инсталяций. Сожалею, что во время моего пребывания там не проходила выставка. Интересно, какую же выставку можно провести в таком необычном месте? На каждой площадке выставлены еще и старинные предметы быта обитателей маяка.

Маяк Седершер

На одной из площадок находится единственная комнатка, с которой связана очень романтичная история. Когда-то в 19 веке на остров приплыл на лодке молодой человек, чтобы порыбачить. Он увидел маленькую дочь смотрителя маяка и влюбился в нее. Но девочке было всего десять лет, поэтому жениться на ней он не мог. Тогда он попросил родителей ни за кого не выдавать дочь, пообещав, что через несколько лет вернется. И действительно, через 13 лет вернулся и женился на ней. Специально для них в маяке и сделали комнатку, в которой они прожили очень много лет. После того, как спустя десятилетия, они переехали на материк, друзья и знакомые спрашивали этого мужчину, где он познакомился со своей женой. Он всегда неизменно отвечал: «Мне ее принес западный ветер». Эта комнатка до сих пор называется «Комната западного ветра»

Маяк Седершер

А вот так выглядели эти люди в глубокой старости.

Несмотря на старые, узкие и крутые лестницы маяка, абсолютно все экскурсанты, независимо от комплекции и возраста, добрались до его верха. Стоя рядом с фонарем маяка возникает желание, чтобы вокруг стемнело и он вдруг заработал. Но, к сожалению, сейчас он уже не действует. Поэтому наградой за тяжелый подъем являются только великолепные виды!