Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Библ — Ливан Июль 2013
Древнейший город мира

Древнейшим городом в античном мире считался Библ. Моя прогулка по нему была недолгой, но интересной. Сначала я посетил археологический парк, в котором можно увидеть руины разных эпох, прикоснуться к камням, которые помнят современников библейских пророков.

Самый примечательный памятник на месте археологических раскопок это Замок крестоносцев. На месте, где он стоит, первоначально находилось более раннее укрепление, датируемое периодом Фатимидов (969–1169 гг.).

В начале XII столетия франки построили здесь мощную крепость, для строительства которой они в значительной мере использовали старую римскую каменную кладку. В мамлюкский и оттоманский периоды замок также использовался по своему назначению, а некоторые его части были восстановлены.

Храм Решефа

Этот храм был построен в III тысячелетия до н. э. Он был сожжен в период оккупации аморитов, а затем восстановлен вновь. Решеф — это бог огня и молний, губитель, насылающий мор. Иногда он предстаёт как бог войны, покровитель оружия. Храм представлял собой площадку, расположенную под открытым небом.

Римский театр и 9 царских могил

На краю утеса, над морем, находится римский театр, датируемый 218 г. н. э. После реконструкции театр стал меньше, сохранено лишь 5 рядов амфитеатра. Украшавшая его центр мозаика, изображающая бога Вакха, сейчас хранится в Национальном музее в Бейруте. Рядом с театром в скале найдены 9 вертикальных шахт, которые оказались могилами финикийских царей.

Такие колодцы-могилы более не найдены нигде. Однако попытки защитить их от грабежа оказались бесплодным — все они были вскрыты искателями сокровищ.

Самая важная могила — царя Хирама (1200  г. до н. э.), который был современником египетского фараона Рамсеса II. На его саркофаге имеется одна из самых ранних известных надписей финикийским алфавитом, она гласит «Предупреждаем. Твоя смерть — внизу».  Саркофаг Хирама теперь является основным экспонатом Национального музея.

Храм Балаат Гебаль

Это — самый старый храм в Библосе. Он датируется IV тысячелетием до н. э. Этот храм был посвящен «Владычице Библоса» — богине-покровительнице города на протяжении более чем двух тысячелетий в период ханаитско-финикийской эры. Ее изображали сидящей на троне, одетой в египетскую одежду, с рогами на голове. Подобно Астарте, ее могли увековечить в виде священного бетила, камня конической формы.

Храм Баалат Гебаль подвергался неоднократной перестройке, после того, как был уничтожен огнем в период аморитов. Несколько столетий спустя это место сравняли с землей и здесь было возведено новое святилище. Позже храм стал символом близких отношений между Египтом и Библосом. Здесь были обнаружены многочисленные алебастровые фрагменты жертвенных ваз — многие с именами фараонов Старого царства. Сегодня эти находки можно увидеть в Национальном музее Бейрута (музей я успел посетить перед самым вылетом, снял практически все крупные экспонаты).

Гавань и башни

Основой исторического квартала Библоса является небольшая гавань. Кажется, трудно поверить, что эта мирная небольшая гавань была однажды нервным центром мировой торговли, но именно из этого маленького порта в столицы древнего мира отправлялись ливанский кедр и другая древесина, которыми был знаменит Библос. Однако ряд археологов считает, что она, вероятно, использовалась финикийцами лишь для ловли рыбы, а не для торговли. Глубина нынешней гавани не достаточна, чтобы принимать большие суда, которые использовались для морской торговли финикийцами.

Древнейший город мира

После археологического парка, я продолжил свою прогулку как раз в этой гавани. Я просто ходил вдоль моря, наблюдая за местными жителями.

Древнейший город мира

Если у вас будет достаточно времени, то можно отдохнуть на пляжах Библоса, которые считаются одними из лучших в Ливане.

А теперь краткая информация о городе в целом.

Библ — библейский город Гебал (Губл), древний финикийский город, расположенный на берегу Средиземного моря, в 32 км от Бейрута — нынешней столицы Ливана. В настоящее время на месте древнего Библа находится арабский город Джебейль.

Древнейший город мира

В Древнем мире Библ был крупнейшим центром торговли папирусом, который доставлялся из Египта, и соперничал с финикийскими городами Тиром и Сидоном. Греческие слова «библос» (папирус) и «библия» (книга) происходят от названия Библа.

Древнейший город мира

Город известен с 4 тыс. до н. э. Был знаменит храмами Ваала, позднее известен как место культа бога Адониса, отсюда распространившегося и в Греции. По представлениям древних египтян именно в Библе нашла Исида тело Осириса в деревянном ящике.

В Библе были найдены надписи, составленные особым, предположительно слоговым «линейным письмом» (протобиблское письмо). Письмо содержит около 100 знаков. Это письмо было гораздо проще, чем аккадская клинопись и египетская иероглифика, но в нём отсутствовали словоразделы, что сильно затрудняло чтение.

Древнейший город мира

Протобиблское письмо, вероятно, употреблялось во 2 тыс. до н. э. До сих пор ни одна из предложенных дешифровок (Морис Дюнан, Эдуар Дорм и др.) не признана большинством лингвистов; дешифровку затрудняет крайне небольшое количество надписей, а формы знаков нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных систем среди письменностей Древнего мира.
Источник Википедия, плюс часть информации я взял на сайте paradiseservice

Древнейший город мира

Ниже информация, которая может вам пригодиться при планировании путешествия по той или иной стране. Я, например, будучи в Ливане не знал, что в список древнейших городов мира входит город Тир и Сидон. А так, был бы повод заехать в них.

Древнейший город мира

Это список городов, которые остаются непрерывно заселенными с древнейших времен и до сих пор. Их истинный возраст обычно является предметом обсуждения, так как из-за разницы в определении понятия город могут существовать противоречия в точках зрения. Несколько городов из данного списка претендуют на звание самых древних: Иерихон, Дамаск, Библ. В основном эти города были непрерывно заселены начиная с медного века, хотя поселения городского типа существовали на их территории и в эпоху неолита.

Я привожу только название города и расположение. Детали, при желании, можно посмотреть в Википедии.
Иерихон — Западный берег реки Иордан
Балх (Бактра) — Афганистан
Фивы — Беотия, Греция
Афины — Аттика, Греция

Из этого списка я был пока только в четырех городах. А вы сколько посетили? Напишите, это интересно.