Турист Сергей Маркин (marych)
Сергей Маркин
был 13 октября 2014 10:08

Таллин — Эстония Март 2010

«Даллеко ли до Таллинна»?

Так уж сложилось, что по собственному желанию я теперь регулярно должен ездить в Эстонию. На первый взгляд, моя затея кажется авантюрой — другая страна, другая валюта, виза, граница, таможня, билеты, проживание и т. д. Кажется, что кол-во сложностей перевешивает все положительные стороны. Однако при более детальном рассмотрении вырисовывается не такая уж и безрадостная картина.

ВИЗА.

Свой визовый вопрос я решил раз и навсегда. Покупка недвижимости в Эстонии гарантирует регулярное получение визы. И это оказалось не таким уж недостижимым. Теперь у меня всегда есть возможность поехать в Эстонию, да и в другую страну шенгена, не заморачиваясь на визовые вопросы.

Но мой путь не совсем стандартный и не всем подойдет. Это не беда. Даже если подойти к вопросу менее радикально, то при грамотном обращении в посольство, подкрепленном подтверждением вашего размещения в эстонии (выписка из крепостной книги, где вы указаны собственником недвижимости, бронь отеля, приглашение родственника или знакомого), вы почти гарантированно можете получить многоразовую визу на пол года, а то и на год, с возможностью пребывания в стране в этот период до 90 -180 дней. Главное потом не забыть 3 правила.

Во-первых, первый въезд должен быть именно в ту страну в которую получена виза.

Во-вторых, по штампам в паспорте должно быть видно, что в стране в которую вы получили визу вы пробыли минимум на 1 день больше, чем во всех остальных странах вместе взятых.

Ну и наконец — не нарушать там законов.

Нарушение любого из этих правил может поставить крест на следующих получениях визы.

Лучше всего за визой обратиться прямо в посольство. Очереди там бывают только перед «длинными» праздниками, школьными каникулами и в период, перед летними отпусками. В остальное время подача документов занимает порядка часа вашего времени, а выдача паспорта, примерно ч-з 10 дней после подачи документов, займет у вас минут 20–30. Анкету надо взять на сайте консульства, заполнить и распечатать. Оформить мед. страховку в любой удобной вам страховой компании. И нести все это вместе с приглашением в посольство. Если внимательно почитать правила на сайте http://www.estemb.ru/, то проблем с подачей документов не возникнет. Если в каком-то вопросе вы не уверены — позвоните в посольство и спросите. Это избавит вас от неприятной необходимости переделывать документы и идти подавать их еще раз.

Я получил годовую визу с возможностью пребывания 90 дней в каждые пол года, предъявив только анкету, мед. страховку и выписку из крепостной книги, где я указан собственником квартиры. С этим же пакетом документов, дополненным свидетельством о рождении, годовую визу получили мои родители.

Граница, таможня, валюта.

Тут беспокоиться вообще не о чем. Если вы законопослушный гражданин, то при пересечении границы вам ничего не грозит. Само пересечение границы тоже процесс абсолютно не напряжный. Основное правило — делай то же что и все, и не стесняйся спросить, если что не ясно. С валютой тоже нет ни каких проблем. Обменяться можно в любом банке. Если вы собираетесь регулярно проводить много времени за границей, то имеет смысл завести там мультивалютный счет, дебетную карту и включить интернет-банк. Тогда все операции по конвертации валют, оплате местных мобильных телефонов, интернета, покупки билетов, бронирование отелей и т. п. станет процедурой более легкой и менее затратной.

Проживание и билеты.

Если вы пойдете бронировать отель в «наше» туристическое агентство, то скорее всего там вы узнаете, что все отели за границей стоят в среднем 100 евро в день. Это миф созданный нашими агентствами. Ведь они живут на комиссионные. А какая может быть комиссия, если вам забронировать хостел за 16 евро в день? «Погуглив» интернет, вы без проблем найдете приемлемый для себя вариант проживания. Аскеты могут поселиться в 4х-6ти местном номере хостела за 16 евро в& nbsp;день. Хостел отличается в первую очередь тем, что удобства могут быть одни на этаж или на несколько комнат, и в комнате можно поселиться с еще 3 мя-5ю незнакомыми вам людьми. Есть в хостелах и 2х местные номера. Место в них стоит дороже. Чем аскетичнее вы выберете проживание, тем дешевле оно вам обойдется. Можно поселиться в частном секторе (мини отелях) за 20–40 евро, или в мотелях у дороги, примерно за те же деньги. И в конце концов цены на место в отеле начинаются от 40 евро. Все зависит от того, сколько звезд вам надо.

С билетами тот же самый расклад. «Сидячий» билет до Таллина стоит 2000р. (данные на 2010 год). Я предпочитаю именно такой способ перемещения в Эстонию. Ибо граница пересекается ночью, и спать все равно не очень получается. Не важно, лежишь ты или сидишь. Если тебя в середине ночи несколько раз будят таможенники, сна все равно не получится. Купейный билет в 2010 году обходился в 4000 руб (100 евро). Любители авто-туризма вполне могут поехать на своем автомобиле. Если ехать вдвоем, это обойдется дешевле чем даже в «сидячем» поезде.

Другая страна.

В отношении Эстонии, на мой взгляд, это вопрос крайне спорный. И все зависит от того, под каким углом его рассмотреть.

Чаще всего беспокоит языковой вопрос. На него можно ответить однозначно — языкового барьера в Эстонии нет! За все время, пока я общался с гражданами Эстонии, как лично, так и по телефону, случаи, когда я встретил человека, не говорящего по-русски можно перечесть по пальцам. И обычно такая оказия заканчивалась одинаково — «извините, я сейчас приглашу человека, говорящего по-русски и он вам поможет». Так было и в магазинах, и в гос. учреждениях. Потому я уверен, что в отношении Эстонии анекдот про «И нне натто разговарривать со мной по руски» — это не более чем миф.

Хотя… Если быть до конца честным, один подобный случай у меня был. И это можно отнести скорее к анекдотичным ситуациям. В магазине одежды, продавец, девушко раскрашенное под ЭМО, всем своим видом показывала, что ни слова не понимает по-русски. И позвать ей на помощь некого. Будучи подсознательно готовым к тому, что я все же за границей, и вполне могу встретить человека, не понимающего русскую речь, я на «автопилоте» повторил все свои вопросы на беглом английском (благо фразы для общения в магазинах запоминаются очень быстро и не требуют глубокого знания языка). Я вполне логично предпологал, что в туристическом месте, где основная масса туристов финны, шведы и русские, по крайней мере по-английски она должна разговаривать. Иначе как она вообще общается с туристами? Каково же было мое удивление, когда девушка, после нескольких секунд замешательства, вдруг выдала мне все ответы на прекрасном русском языке! Похоже, произошло чудо! Девушка за секунду считала русский язык из информационного поля земли, записала себе на подкорку и начала пользоваться новыми знаниями. Как еще иначе можно объяснить ее моментальное озарение русским языком?

Шутки шутками, а на самом деле это исключение лишь подтверждает правило — в Эстонии на русском может говорить значительная часть населения, и эти люди не стесняются общаться на этом языке. А отдельные личности с «тараканами» в голове есть в любой стране, в том числе и у нас в России.

Зато с точки зрения законов и общепринятых норм поведения, страна действительно заметно отличается. Если не дай бог вам случиться совершить мелкое нарушение, вас «приятно» удивят размеры штрафов. Брошенный на пол окурок, переход пустой дороги на красный свет, просроченная парковка, и даже прогулка ночью по улице без светоотражателя на одежде обойдется вам в приличную сумму. Здесь снова действует уже знакомое правило — веди себя как все, если сомневаешься — спроси. Не стесняйтесь на улице по любому вопросу потревожить прохожего. Он вам с удовольствием объяснит, как вы должны поступить в той или иной ситуации. И еще вдогонку снабдит десятком полезных советов. Например, в ответ на вопрос, «как мне лучше доехать от автовокзала до Ж/Д станции», я не только получил исчерпывающий ответ, но еще и узнал, где и как покупать билетики, как компостировать их в трамвае, и размер штрафа за безбилетный проезд. Штраф увесистый 1800р (на 2010 год). Вообще с точки зрения приобщения к европейским законам Эстония страна очень удобная. С одной стороны их законы почти не отличаются от законов ЕС, и запомнив их нормы поведения вы вполне комфортно будете себя чувствовать в любой стране Европы. А с другой, у вас есть прекрасная возможность, пользуясь родным языком, узнать у местного населения правила поведения в той или иной ситуации. И я уверен, в неприятной ситуации, например, в Испании, местному полицейскому, который может английского и не знать, вам будет гораздо сложнее объяснить, что вы что-то нарушили по незнанию, а не специально. Да и понять тонкости законодательства на родном языке гораздо проще, чем на английском, в исполнении франкоязычного араба, где-нибудь в Париже.

Ценовой вопрос.

Это, на мой взгляд, самый приятный момент. Могу с уверенностью сказать — Эстония одна из самых недорогих стран Евросоюза. Местный цены вас приятно удивят. За относительно небольшую плату вы вполне можете наслаждаться сервисом европейского, или почти европейского, уровня. Пообедать в 2010 м году в кафе вполне можно на 150–200 руб. В СПА отеле вы можете себе позволить «оттягиваться» целый час в бассейне с сауной за 200р. А за можно было провести 3 часа в термах- это такой набор из нескольких саун и бассейнов. Единственное исключение из правила — общественный транспорт. Там цены вполне на уровне европейских. Но тут уж ничего не попишешь. Бензин во всей Европе не дешев.

Азиопа или Евроссия?

И все же, оказавшись в Эстонии, вы каждую минуту будете обнаруживать родное советское прошлое. Посмотрев в одну сторону, вы обнаружите вполне европейский вид, но переведя взгляд, вы наткнетесь на родной пейзаж из вашего детства. Этот контраст встречается на каждом шагу. Слева от вашего отеля вы можете наблюдать вполне себе такой европейский котеджный поселок, а справа — родное российское село с покосившимися заборами. На тропинках красивого парка, разбитого в лучших традициях Финляндии, вы обнаружите старую покоцанную советскую тротуарную плитку. Свернув с «вылизанной» до блеска центральной улицы города,

Далеко ли до Таллина

вы попадете на улицу, на которой метла дворника не бывала уже несколько недель. А посмотрев на задний фасад фешенебельного магазина, вы с чувством ностальгии обнаружите родной, знакомый с детства, магазин «Спутник». Возможно, со мной не все согласятся, но у меня есть стойкое ощущение, что Эстония находится где-то посередине пути от образа СССР к образу Финляндии. Но я уверен, что они движутся в нужном направлении, и надеюсь, не остановятся на пол дороги.

«Так похоже на Россию, только все же не Россия».

И хотя в пейзажах вы часто будете узнавать знакомые места, а на улицах будете пользоваться родным языком, и у вас будет появляться ощущение, что вы где-то в знакомых и родных пенатах, это только внешне. Главное изменение — менталитет. По поведению, как лично каждого, так и по общим нормам поведения, по доброжелательности, по отношению, которое будут к вам проявлять местные аборигены, вы однозначно почувствуете, что в Эстонии живут люди именно европейского склада характера. Возможно не все там такие «белые и пушистые» — так не бывает, чтобы среди населения целой страны не нашлось несколько амморалов, но по крайней мере подавляющее большинство моих контактов оставляло стойкое впечатление что я столкнулся именно с европейцем. А все внешние недочеты, я уверен, со временем устранят. В целом я получил огромное удовольствие от посещения Эстонии. Чего и Вам желаю.

Покупка недвижимости.

Обычно покупка любой недвижимости воспринимается очень серьезно. Для многих это сделка всей жизни. Ни для кого не является секретом уровень цен на квадратные метры и услуги маклеров в России. Поэтому в нашем сознании уже глубоко засело ощущение, что покупка квартиры это сделка века, к которой семья готовится пол жизни, а затем еще остаток жизни расплачивается по ипотеке.

В Евроне, и в частности в Эстонии, цены на недвижимость как ни странно были заметно ниже чем в Росиии и до кризиса, а в кризис цены и вовсе упали. В некоторых странах на 10–30%, а в некоторых «ниже плинтуса». К таким странам относится и Эстония. Конечно, в Эстонии цены различаются в зависимости от района. В Таллинне и на курортах подороже, на периферии — подешевле.

В свое время я остановил свой выбор на районе Ida-Virumaa. Это недалеко от Нарвы в сторону Таллинна. Выбор был сделан по следующим причинам:

1. Цены на жилье здесь одни из самых низких в Эстонии.

2. В разумной досигаемости морское побережье (от моей квартиры до моря 9 км по дорогам).

3. В маленьких городках квартиру можно приобрести в прямом смысле слова посреди леса. (Я хотел квартиру использовать как дачу). Но при желании можно поселиться и в центре города.

4. В данной местности достаточное количество достопримечательностей, СПА отелей и мест развлечений типа горнолыжных спусков.

В целом, если хочется найти экономичный вариант, который можно использовать для проживания и отдыха, этот район, на мой взгляд, наиболее подходящий.

Сама сделка — процесс очень простой. В моем случае это выглядело так:

По заинтересовавшему меня варианту, мой маклер (Андрей Прокофьев) прислал мне набор фотографий квартиры. Он же ответил на возникшие у меня вопросы по поводу состояния дома, коммунальных платежей, местности и т. п. К моим вопросам он отнесся достаточно внимательно, и вооружил меня массой информации для принятия решения. В том числе я получил от него подборку интернет-ссылок о местности, в которой собирался приобрести квартиру. В принципе можно было организовать и приезд с просмотром квартиры, но мне для принятия решения, оказалось достаточно присланных материалов.

Далее Андрею мной были пересланы доверенности, переведены финансы и примерно через 2 недели я получил по электронной почте выписку из крепостной книги, подтверждающую мое право на собственность (еще ч-з пару недель, уже по обычной почте пришел бумажный вариант выписки). Договор купли-продажи я забрал лично по приезду в Эстонию, хотя тоже мог получить его по почте.

В мой первый приезд Андрей встретил меня и помог заключить договора с коммунальщиками. В итоге работы с Андреем я получил не только сделку с недвижимостью, но и дальнейшее сопровождение по всем вопросам, касающимся заключения коммунальных договоров и оплаты коммунальных платежей. Никакой проблемы, куда идти, как заключать, как оплачивать, передо мной не стояло — все вопросы помог решить Андрей. За что я ему очень благодарен.