Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Штутгарт — Германия Июль 2012

В эту зиму 1742 года маленький немецкий городок просто засыпало снегом. За кружевным окном замка с утра пуржило и снежная крупа щедро посыпала дорожки парка, падала на новенькие пушки и кивера замерзших часовых. Фридрих Второй был в плохом настроении. Вчера курьер доставил письмо от русской императрицы Елизаветы, в котором содержалась просьба найти достойную прусскую принцессу для ее сына и наследника престола князя Петра.
И вот Фридрих стоял у окна, смотрел на продолжающуюся снежную кутерьму, который месяц терзавшую его любимую Швабию, и думал…

— Какая-то дикая, словно русская зима! Как и сама эта далекая страна, с ее варварскими обычаями и выскочками царями…а ведь теперь приходится с ними считаться! Сильна, ох сильна и горда стала Россия! Но нет, не получат они моих лучших девочек, по венам которых течет кровь старейшего немецкого рыцарского рода Хоэнцоллернов! ….чтобы мучить их там, в этой страшной полной разбойников и казаков стране — кислыми щами, вонючими лаптями и холодными «удобствами» во дворе!

Вдруг он принял решение, развернулся и подошел к столу. Взяв серебрянный колокольчик, позвонил. В кабинет тихо вошел флигель-адъютант и легко поклонился. Фридрих, не поворачиваясь к нему, внятно произнес:

— Пошлите в Штеттин за князем Кристиан Августом Ангальт-Цербстским…

Так решилась судьба маленькой принцессы Фике из бедного княжеского рода, которая впоследствии заблистала под именем Екатерины Великой — императрицы России, с которой наша страна пережила золотой век!

Лето 2012 года. Мы летим по лихим немецким дорогам в этот городок Гехинген, в поместье Гогенцоллернов, чтобы поближе познакомиться с историческим местом, так тесно связанным с историей не только Германии, но и России. Шоссе крутится среди небольших холмов утопающих в зелени и называемых Швабскими Альпами.

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Вот еще пара поворотов, небольших спусков-подъемов и я вынужден достаточно резко притормозить, пораженный красотой открывшейся перед глазами картины.
Высоко над лесами и равнинами, на горе Цоллер, горделиво возвышался сказочной красоты замок. Средневековые крепостные стены, в сочетании с острыми шпилями башен и башенок, придавали дворцу своеобразную легкость и в то же время величие.
Замок словно парИл в воздухе!

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Вот у подножия этой горы и находится Гехинген. Здесь у нас забронирован небольшой семейный отель-ресторан Gastrhof-hotel-Lowen.

Надо быть готовым, что ужин здесь будет королевским. В меню стейки и отбивные из мяса благородного оленя и дикого кабана, убитых лично в местных лесах хозяином отеля — заядлым охотником, а также рыбные блюда из свежей рыбы, выловленной в реке Цоллерн. Какие немыслимо вкусные десерты умеют готовить немецкие повара это известно всем. В нашем случае это было неимоверное лакомство из лесных и садовых ягод!

А засыпали мы на белых, дышащих свежестью простынях мягкой постели, любуясь видом из окна на темные шпили замка Гогенцоллерн, освещаемые лунным светом.

Последний вариант замка возводился с 1842 года при содействии кронпринца (потом короля) Фридриха Вильгельма IV, который впоследствии сошел с ума, как и владелец другого, но уже баварского замка Нойшванштайн, король Людвиг II.
Сейчас некоторые прямые потомки древнего рода и владельцы части замка живут в основном в этом городке и ведут образ жизни обычных провинциальных горожан. Если засидеться в баре гостиницы с кружкой пива, то наверняка можно будет увидеть самого младшего отпрыска Гогенцоллернов Фифи (Ферфрида) в компании местной молодежи, заглянувшей сюда на огонек.

Интересно, как живется этому худенькому пареньку, великие предки которого многие века правили Пруссией и еще с 1356 года имели ранг курфюрстов, то есть входили в состав коллегии из 7 высших светских и духовных феодалов, имевших право голоса при избрании императора Священной римской империи!

Ночь прошла незаметно и на следующее утро мы выдвинулись в сторону замка. Наше нетерпение было так велико, что мы оказались у ворот крепости почти первыми. Только пара пожилых немцев в горных ботинках и с финскими пешеходными палками в руках присели возле закрытого небольшим шлагбаумом входа.

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Орлиные ворота. Над воротами изображение скачущего во весь опор рыцаря с прусским орлом на щите.

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Это уже Torturm — «воротная башня». Над ними герб Гогенцоллернов.

«Касса» — почему-то так, одним словом, я перевел все, что было написано на стеклах небольшой часовни у ворот. Касса была закрыта.

Я часто себя ругаю за то, что сидящий внутри меня русский бес часто управляет моими поступками. Нет чтобы мирно сесть рядом с немцами, побеседовать, пока не откроют вход во дворец. Так нет, надо лезть мимо шлагбаума и еще тащить за собой двух девчонок! Так мы и вошли во владения курфюрстов.

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Вот такие виды открываются со стен замка!

Часовые на стенах веками охраняют покой и владения королей. Здесь говорят, что когда при Фридрихе Вильгельме I в. начале XVIII века в Германию была завезена картошка, крестьяне не хотели и даже боялись ее выращивать. Они искренне верили, что если картофель родится с головой и глазами, как человек, то поэтому у него есть душа. Тогда Фридрих приказал засадить свои королевские поля картофелем, по периметру расставил солдат с ружьями для охраны. Крестьяне, увидев, что посаженное королем охраняется, заинтересовались и начали потихоньку подворовывать, а часовым в это время было приказано смотреть в другую сторону…

Но это не правда. Этот король Фридрих был в управлении жесток, поэтому он силами драгун заставлял сажать картошку, а за неповиновение резал уши!

Кстати и в России Николай I начал массово и насильно заставлять культивировать картофель с подачи своей жены Анны Федоровны, урожденной принцессы Шарлотты Прусской.

Теперь мы уже можем поблагодарить Гогенцоллернов за нашу любимую жареную, отварную с укропчиком и запеченную в пионерском костре картошечку!

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Кстати, нам так и не удалось выяснить зачем эта касса у ворот, так как все билеты, на все экскурсии продаются на первом этаже замка. Во дворе есть пивной домик и сувенирный магазин, очень неплохой!

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Купив билет надо дождаться, когда будет сформирована группа с нужным языком, на котором гид будет проводить экскурсию по замку. Тут мы разделились, так как я и дочь решили послушать экскурсию на древнем немецком языке. Я не все понимал, но мой вид видимо выдавал меня, как интеллигента и знатока, поэтому гид частно обращался ко мне с каким-нибудь вопросом, рассказывая о том или ином артефакте. Тогда я просто важно кивал и не громко несколько раз повторял: «Я-я! Я!»

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Всего же интерьеры этого грандиозного комплекса насчитывают 140 комнат, среди которых можно выделить библиотеку, украшенную настенной живописью, Салон Короля, Зал Фамильного древа и Голубой Салон Королевы. Последний назван так, потому что в нём представлены эксклюзивные образцы мебели, отделанные голубой драпировкой, которая удачно гармонирует с позолоченными резными потолками и стенами, украшенными портретами прусских королев и других царственных особ. Вообще, я считаю, что в замке собрана просто уникальная музейная коллекция. В королевской сокровищнице представлены такие исторические экспонаты, как корона кайзера Вильгельма II и личные вещи Фридриха Великого: его прогулочные трости, флейты из слоновой кости, и изящная табакерка, спасшая ему жизнь во время Кунерсдорфского сражения в 1759 году. Также заслуживает внимания ценный исторический документ — письмо благодарности барону из династии Гогенцоллернов, фон-Штойбену от первого президента Соединённых Штатов Джорджа Вашингтона, за его вклад в участие в борьбе за независимость.
Самое главное, что есть казематы и подземелья, где воет привидение!

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Внутренний двор замка. Позади парадный вход со статуей Йобста Никласа I с символичным замкОм в правой руке.

Помимо проходов, в стенах крепости сохранился и тайный ход наружу, через который защитники могли получать оружие и продовольствие, а в случае необходимости покидать осажденный замок. В этих проходах и появляется привидение, о котором существует предание, известное как легенда о Белой леди.

Это было давно, еще в 14 веке, тогда овдовевшая графиня Кунигунда фон Орламюнде решила выйти замуж за молодого принца Альбрехта Красивого (как можно жить с таким прозвищем?) Нюрнбергского из рода Гогенцоллернов, с которым у нее уже была связь.

Молодой Альбрехт не очень хотел жениться и, чтобы отмазаться ляпнул, что «только четыре глаза мешают им быть вместе». Графиня Кунигунда решила, что он ведет речь об ее малолетних детях и зверски убила их.

Узнав об этом Альбрехт объяснил, что всего лишь он имел в виду своих родителей, которые были против этой женитьбы. Альбрехт срочно порвал с графиней. А она, для того чтобы отмолить грехи, основала цистерцианский монастырь «Небесный престол», стала в нем настоятельницей и провела в аббатстве остаток дней, одеваясь во все белое. Но даже после смерти она не обрела покоя и обитает в замке как Белая леди….Появление ее привидения сулит с тех пор Гогенцоллернам болезни или смерть.

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Католическая часовня Святого Михаила. В замке есть еще Капелла Христа. Понадобились сразу две часовни, так как швабские Гогенцоллерны католики, а франконские протестанты.

Вот нисколько не скучно провести в замке целый день!

Кроме того, посетив Гогенцоллерн в специальные дни, кроме осмотра музея, можно стать участником различных развлекательных мероприятий — в середине сентября в замке проходят дни соколиной охоты, в августе ночи фейерверков, а в июне праздник открытия летнего сезона. Кроме этого в летнем театре, расположенном во дворе замка, круглый год проходят постановки пьес Шекспира.

Я б тут жить остался! Притом, что народ Гогенцоллерн щедрый — ведь это Фридрих Вильгельм I подарил нашему царю Петру Первому свой «Янтарный кабинет» , позднее ставший основой знаменитой «Янтарной комнаты»!

Правда, где теперь она? В 1941 году ротмистр граф Солмс-Лаубах и капитан Поенсген вывезли упакованные с драгоценным янтарем ящики из Царского села в направлении Восточной Пруссии.

Так может здесь, в подвалах замка Гогенцоллерн ее и поискать?

Замок в облаках или гнездо Хоэнцоллернов

Как добраться и время работы

Кто хочет прогуляться по лесу и подняться к замку пешком, тому придется взбираться по довольно крутым тропинкам и ступенькам. Но кто не хочет лезть в гору, может доехать за пару евро на постоянно курсирующем автобусике, от замка к подножию и обратно!

Внизу есть отличная бесплатная парковка, ресторанчик, еще одна сувенирная лавка и бесплатный туалет с цветочками в горшочках на окошечке.

В общем, как всегда в дорогой моему сердцу Германии — всё для людей!

Замок открыт для посещения:

В летний период, с 16 марта по 31 октября, время для экскурсий: с 9.00 до 17.30 часов.
В зимний период, который длится с 1 ноября по 15 марта, замок можно посетить с 10.00 до 16.30 часов.
Фотографировать в замке запрещено.