Турист Сергей Ульянич (su-0503)
Сергей Ульянич
был 15 июля 2014 9:50

Шарм-эль-Шейх — Египет Декабрь 2013

Мы давно уже лелеяли надежду попасть на Синайский полуостров и подняться на гору Моисея. И только осознав, что три года без Египта — это уже слишком, решили воспользоваться благоприятным прогнозом погоды на начало декабря 2013 г. и поехали на неделю в Шарм-эль-Шейх, отель Shores Amphoras.

Экскурсию на гору Моисея брали у туроператора (Тез тур), 35 $ за одного человека (с учетом скидки отельного гида 5 $). Разница в стоимости этой экскурсии у других агентств небольшая (у Гены и Чебурашки 30 $, у уличных турагенств — 25 $). У всех турагенств дни выезда на экскурсии разные, есть все дни недели, кроме четверга. Мы записались на пятницу, чтобы еще денек отдохнуть после ночного восхождения (улетали в воскресенье). С погодой повезло, а вот с монастырем Святой Екатерины — нет: 7 декабря — день св. Екатерины, и в связи с подготовкой к празднику монастырь был закрыт с 4 по 7 декабря. В среду выяснилось, что эту экскурсию по невнятно объясненным причинам перенесли на четверг, 5 декабря.

Перед поездкой мы с женой Викой (56 и 55 лет) прочитали много отзывов о подъеме на гору Моисея, учли советы и подготовились к восхождению. Взяли с собой светодиодные фонарики с креплением на голове. Уложили в маленькие рюкзачки свитера и курточки, в которых приехали из дому, а также футболки для переодевания, перчатки. Насчет футболок сомневались до самого выхода из номера — не представляли, где на горе можно переодеться. Была у нас шоколадка и орешки, а также 0,5 л. воды и «дежурные» таблетки. Ну, и, конечно, фотоаппарат и видеокамера. Посмотрели в Интернете астрономические данные для начала декабря и выяснили, что восход солнца в Сант-Катрин должен быть в 06–15, а разница в температуре между Шарм-эль-Шейхом и Сант-Катрин составляет около 15°С.

Выезд из отеля был назначен на 19–50. Перед поездкой оделись так: джинсы (у жены еще колготки), футболка (у жены — водолазка), ветровка. Обувь — устойчивые, слегка утепленные, ботинки с рифленой подошвой, в которых мы приехали из дому. Перед подъемом на голову надели по шерстяной шапочке и жена под ветровку набросила широкий шарф. По просьбе жены я специально привожу подробное описание нашей одежды, т. к. именно эту информацию искали в Интернете перед отъездом. Получили на ресепшн упаковки с сухим завтраком, сели в небольшой, но довольно комфортабельный автобус с кондиционером и поехали собирать экскурсантов по 5 отелям. Сопровождал нас гид от Тез тур. В автобусе каждому выдали по фонарику с лампочкой накаливания и по 0,5 л воды (один фонарик мы сразу вернули, т. к. свои были). Через час езды от последнего отеля заехали на заправку: кофе, чай, туалет (2 фунта). Когда поехали дальше в сторону гор, попросили выключить кондиционер. Но оказывается, кондиционер был давно выключен, просто снаружи заметно снизилась температура. Все брали с собой паспорта, один раз мы, сонные, показывали штамп (визу) в паспорте служащему блок-поста.

После выезда с заправки ехали в горы еще 2,5 часа. Немного не доезжая до монастыря Святой Екатерины, около 12 часов ночи нас завезли в магазин, где продавались иконы различных размеров и стоимости, тематика: Спас, Лоза истинная (виноградная лоза), Святая Екатерина, Моисей, двойная икона Иисус и Матерь Божья. Электроенергии в магазине почему-то не было, освещали свечками и фонариками. Учитывая, что в монастырь мы не попадаем, приобрели на память о поездке небольшую посеребренную икону Святой Екатерины (45 $). Через 10 минут подъехали к месту подъема (бедуинский торговый лагерь недалеко от монастыря). Вещи, не нужные для подъема на гору и сухие завтраки остались в автобусе (очень удобно, во многих отзывах писали, что коробки с сухим завтраком складывали в каком-то кафе). Там наш автобусный гид передал нашу группу проводнику по имени Дима (хороший, спокойный парень), который и сопровождал нас до горы и обратно. С нами также шел молодой курчавый египтянин с выразительными красивыми глазами, который снимал наш подъем на видеокамеру. У него была довольно мощная лампа — подсветка, с помощью которой он очень долго снимал нас, поднимающихся в темноте по каменистой дороге. По-русски он знал два слова: «давай-давай», которые постоянно повторял при съемке.

Температура (по навигатору одного из наших спутников) была около 8 °С. Монастырь Святой Екатерины, недалеко от которого мы были, находится на высоте 1570 м над уровнем моря.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Монастырь Святой Екатерины (вид при спуске с горы Моисея)

Высота горы Моисея — 2285 м. Нам предстояло по высоте преодолеть около 715 м (приблизительно, как подъем на г. Говерла от турбазы Заросляк), только в ночной темноте. Ровно в час ночи мы начали подъем. Погода была хорошая, тихая. По довольно широкой дороге подошли к кафе, расположенному возле внешних стен монастыря. Здесь нас должен будет ждать автобусный гид после спуска.

В тишине, полной темноте, наша одинокая группа из 12 паломников начала подъем на гору Моисея. Никакого названия нашей группе проводник не давал, да и зачем? Ни впереди нас, ни позади нас не светились фонарики, не раздавались шаги паломников, поднимающихся на гору Моисея. Не было даже верблюдов с погонщиками, которые, судя по прочитанным отзывам, обычно довольно настойчиво предлагали своих кораблей пустыни. Пуста была каменистая дорога на вершину Синая. Праздничная ночь наступившей пятницы и закрытый на праздник монастырь Святой Екатерины способствовали этому. Только в самом начале пути встретили один лагерь бедуинов, которые сидели у огня за каменным невысоким ограждением и о чем-то беседовали. Чуть позже нам сказали, что наша группа единственная, которая в данное время совершает подъем. Поверить в это было невозможно! Но всепоглощающая тишина вокруг убеждала нас в этом все больше и больше. Тишина, благодать и звезды… Звезды произвели не меньшее впечатление, чем само восхождение. И почему-то они казались так низко, стоит только протянуть руку… Такие звезды остались у меня в памяти только однажды из детских воспоминаний, когда родители первый раз повезли нас в Крым, и мы ночевали в районе горного Крыма в частном доме на сене. Крупные, яркие от полного отсутствия постороннего света, сверкающие в широкой полосе между абсолютно темными очертаниями гор, звезды «Чумацького шляху» вели нас в начале пути прямо к вершине. Конечно, потом дорога несколько раз изменяла свое направлении. Хотя, учитывая, что Полярная звезда практически всегда оставалась позади нас, понимали, что основное направление нашего пути от монастыря на гору — с севера на юг. Предполагали, что будет хотеться спать, что будет очень холодно, что будем внимательно и осторожно обходить верблюдов, прижимаясь к скале, но всего этого не было. Было возвышенное настроение, вызванное звездным небом и необычностью путешествия.

Учитывая, что до рассвета от начала подъема оставалось около 5 часов, а подъем длится до 4 часов, мы сказали проводнику, что будем идти медленно: дорога одна, широкая, у нас на двоих три фонарика, так что не заблудимся. Он согласился, но из виду нас все равно не упускал. Мы действительно шли последними, догоняя группу на остановках.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Дорога в начале подъема от монастыря

На свободной дороге вполне хватало одного фонарика на двоих. Свои фонарики мы включили уже на последнем участке пути — на ступеньках. Останавливались на отдых в строениях, стены в которых выложены из камня. На первой остановке строение было пустым. В следующем строении (буду называть его — кафе) был уже бедуин, который предлагал чай. Каждое кафе представляет собой прямоугольное здание, внутри которого вдоль стен расположены каменные лавки для отдыха, покрытые, как правило, грубой тканью (рядном). Возле входа по центру комнаты сидит бедуин, рядом с ним висит газовая лампа, освещающая помещение, и стоит посуда для приготовления чая. Предлагались также то ли печенье, то ли чипсы.

По дороге было около 5 функционирующих кафе, мы заходили в три из них. Когда мы с Викой входили в кафе, всегда здоровались по-арабски, как советовал нам наш хороший знакомый Хасан из Луксора.

В самом начале подъема я рассказал, насколько помнил из Библии, истории, связанные с горой Хориву, с Моисеем и его семьей, с горящим, но не сгорающим терновым кустом. Внимательнее всех слушал проводник. Постарались коллективно вспомнить все 10 Заповедей Господних.

Во второй половине пути разговаривать уже меньше хотелось, но такой усталости, как мы ожидали, не чувствовалось — повторюсь, мы шли медленно, учитывая опыт наших немногочисленных прежних восхождений, и не старались догнать идущих впереди наших спутников. По дороге проводник сказал, что перед самым окончанием пути, когда до вершины остается около 100 ступенек, тоже есть кафе, где мы подождем до восхода солнца. Чем выше мы поднимались, тем ощутимее становилось холоднее, особенно это ощущалось во время остановок. Звезды уже стали понемногу закрываться неплотными облаками, но красота звездного неба по-прежнему впечатляла. Только редко выпадала возможность любоваться звездным небом и звездопадом — приходилось внимательно рассматривать дорогу, неровную и каменистую.

Предпоследнее кафе, где мы останавливались, находилось на повороте дороги, уже непосредственно перед самым началом ступенек (к этому кафе мы подошли в 03–30, т. е. в дороге были 2,5 часа).

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Предпоследнее кафе, перед началом ступенек (все фотографии на дороге естественно, сняты уже при спуске)

Как только мы вышли из-за скалы, сразу подул ветер, не очень сильный, но реально холодный, особенно учитывая взмокшие спины под рюкзачками. Перед остановкой оглянулись назад и увидели довольно далеко внизу огоньки другой группы, поднимавшейся за нами. Значит мы все-таки не одни, как говорилось ранее! На всей дороге от монастыря Святой Екатерины до начала ступенек мы так и не встретили ни одного верблюда, ни одного погонщика и ни одной группы туристов. Отдыхая на лавках, мы уже стали подумывать, не переодеться ли нам на этой остановке, но понимали, что еще рано это делать. Душу согревало сознание того, что в рюкзачках есть еще теплые вещи.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Минут 15 отдыха — и снова в путь, на ступеньки (количество ступенек — от 700 до 840 из разных источников, мы не считали).

Каменная лестница

Здесь пришлось включить оба фонарика, т. к. по пути наблюдались второстепенные ответвления этой каменной дороги, приходилось внимательно рассматривать дорогу, чтобы идти в правильном направлении. На ступеньках, как ни странно, тоже были верблюжьи «следы». В самом начале ступенек дежурит бедуин, очень настойчиво предлагающий «Мадам, помочь!». Но моей спутнице было кому помочь, я сказал «Шукран, ана миш айз» (спасибо, я не хочу), и через несколько десятков ступенек бедуин перестал нас сопровождать. Мы с Викой поднимались по ступенькам, держась за руку. Несмотря на физическую нагрузку при довольно крутом подъеме, больше всего донимал холодный ветер. Поэтому мы очень обрадовались, увидев три кафе, расположенные на последней остановке. Мы зашли в ближайшее к тропе кафе (в 04–20 утра), где уже расположились наши спутники.

Еще до прихода нашей группы в кафе остановилась группа иностранцев. Мы видели на последней остановке три кафе, но, учитывая, что на нашем стояла цифра «5», можно предположить, что еще где-то есть два. Вмешает такое кафе около 30 человек. Мы сразу сняли мокрые футболки, одели сухие футболки, свитера и теплые курточки из рюкзачков. Я переодевался не стесняясь, а Вика переоделась в углу, я закрывал ее курточкой, чтобы не смущать окружающих. Как было приятно чувствовать себя в тепле! Мы выпили бедуинского чая (по 2 $ или 10 фунтов), перекусили шоколадкой и орешками. Многие наши спутники взяли одеяла (аренда одного одеяла стоит 4 $ или 22 фунта). Некоторые даже успели заснуть за то время, пока мы были на последней остановке (около 1,5 часов). Одеяла были нормальные, на внешний вид не грязные, как писали ранее в отзывах. Их можно было брать на вершину. Если бы мы замерзли, то, наверное, тоже бы взяли одеяла. За время нашего пребывания в последнем кафе подошла еще одна группа иностранцев, фонарики которых мы видели внизу. С нами на вершине горы рассвет встречало не более 60 человек.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Отдых в кафе на последней остановке

В 5–50 проводник позвал нас наружу. Уже заметно светало, можно было идти без фонарика.

Последние ступеньки перед вершиной

Мы быстро поднялись на гору. На вершине стоит часовня.

Часовня на вершине горы Моисея

Возле часовни приютилась группа из Южной Кореи, которые стояли кругом, как будто приготовились к хороводу. Они стояли все, как один, со свечами в руках и рюкзачками на плечах и пели грустную красивую песню. Была еще группа местной молодежи, по всей видимости, коптов.

Через несколько минут все собрались у восточной стороны часовни. Все стояли, смотрели в сторону светлеющего горизонта на востоке.

В ожидании восхода Солнца. Холодно

Копты что-то пели и скандировали. Корейцы фотографировались и снимали видео фотоаппаратами и смартфонами. На востоке стали светиться тучи.

Перед восходом

Вокруг начали прорисовываться впечатляющие вершины.

Вершины перед восходом

В направлении всплывающего солнца горы выглядели голубыми, в седом, чуть розоватом тумане.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Горы сзади нас начинали проявлять свой красноватый оттенок, впитывая в себя постепенно усиливающийся свет восходящего солнца. Первозданная красота.

Первозданная красота

Все паломники смотрели на величественное зрелище, проникшись необычностью момента, и, возможно, лелея надежду, что простятся нам грехи наши. Думаю, этот момент не исчезнет из памяти нашей. По всей видимости, это душевное состояние можно отнести к словам, Иисусом заповеданным: «Собирайте себе сокровища на небе…».

Восход Солнца на вершине горы Моисея

Все, у кого была видео и фотоаппаратура, старались запечатлеть первые утренние лучи Солнца.

Небо сразу стало голубым

Мы с Викой пропели «Святый Боже», обошли вокруг часовни, пофотографировались.

Просыпающиеся горы Синая

Ну, как тут не пофотографироваться!

Затем вынуждены были спускаться с горы, т. к. наши спутники все уже ушли вниз.

Пока спускались по ступеням, были в тени.

700 ступенек

А когда вышли на дорогу, солнечные лучи очень быстро нагрели все вокруг, пришлось сразу снимать куртки.

Солнце сразу нас согрело

Тропа шла под величественными горами Синая. Может быть, именно эти горы были накрыты облаком и содрогались, когда Господь разговаривал с Моисеем.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

«На третий день с раннего утра ударили громы и молнии, и гору окутало густое облако. Разнесся громкий звук рога, и люди в стане затрепетали» /Исход 19:16/

«А гора Синай была вся окутана дымом, ибо Господь — как огонь — сошел на ее вершину. Гора дымилась, словно печь, и содрогалась» /Исход 19:18/

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Такое впечатление, что дорога была пробита прямо через скалу

На дороге появились верблюды.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Причем шли они без погонщиков, как коровы на склонах Карпат, гуляя сами по себе.

Только пастись им было негде — воды нет, растительности нет, почти как на планете Шелезяка. Один верблюд то опережал нас, то отставал, чем приводил в состояние напряженности Вику, пока не ушел гулять по другой дороге.

На гору Моисея в декабре, без верблюдов

Спускались по той же дороге, что и поднимались. Такое впечатление, что спускались очень долго (на самом деле — 2 часа), и дорога казалась значительно хуже, чем ночью. Наверное, потому, что ночью мы не видели всех булыжников на дороге и крутых склонов, а днем они были во всей красе.

Спустились к монастырю. Возле монастыря есть туалет (1 фунт). Во дворике рядом с монастырем растут старые масличные деревья, напомнившие нам сад Гефсиманский в Иерусалиме.

Дворик рядом с монастырем

Быстро пошли в сторону бедуинского торгового лагеря и по дороге были атакованы детьми бедуинов, которые просили все, и кушать, и денег. Надо было с собой взять конфет, хотя, конечно, на всех бы не хватило, т. к. к нам подбегали не менее трех ватаг.

К автобусу мы подошли в 09–10. В автобусе перекусили, кто хотел, сухим завтраком. Мы угостили своим завтраком молодого видеооператора, все-таки он всю ночь бегал, снимал нас. Правда, картинка у него в фильме получилась некачественная, не могу рекомендовать.

Ехали обратно на автобусе до Шарм-эль-Шейха долго, спать хотелось после ночи скитаний. Снова приехали в теплоту, снова развоз туристов по отелям, который занял более часа. И снова ласковое декабрьское Красное море, рыбки, кораллы, душа радуется от такой красоты египетской.

В заключение, позволим себе сделать несколько выводов от путешествия на гору:

1. В зимнее время не стоит брать с собой много воды, самый минимум, если вдруг понадобиться запить таблетку. Мы свои 0,5 литра так и не использовали. Только однажды при спуске захотелось глотнуть, но т. к. вода была холодная, то и этого сделать не удалось.

2. Не старайтесь быстро подняться на гору, потому что неизвестно, где вам придется коротать время до восхода, Хорошо, если будет место в кафе на последней остановке.

3. Не старайтесь засиживаться на остановках, т. к. быстро замерзнете, и тогда придется постоянно доставать из рюкзака дополнительные вещи. Кстати, наши рюкзачки служили очень хорошим прикрытием для мокрой спины. Лучше постоянно идти в спокойном размеренном темпе и тогда не будете чувствовать ни выпрыгивающего сердца, ни головной боли, ни кислородного голодания.

4. В туалет лучше сходить перед началом подъема и уже после спуска (на территории монастыря). Паломники из нашей группы, которые пользовались этим заведением на последней остановке, возвращались из него слегка шокированные.

5. Всем тем, кто еще раздумывает: идти или нет, однозначно рекомендуем — идти. Поверьте, это под силу каждому, только необходимо подготовиться и настроиться.