Турист Елена Крылова (pensionerka)
Елена Крылова
была 25 марта 2012 20:15

Исландия Август 2007

Где-то зимой прошлого года муж сказал:"Давай летом съездим в Исландию". В принципе он не первый раз заговаривал на эту тему, так что к этому предложению лично я была готова. Но совершенно оказалась не готова моя свекровь. Хотя мы каждое лето куда - нибудь отбывали, перспектива нашего отъезда на 10 дней в Исландию вызвала у нее бурный протест. Свое недоумение она подкрепляла материальной базой в виде статьи про Исландию в Большой Советской Энциклопедии.

Показывая черно-белые фотографии, которые сопровождали статью, она стала объяснять нам, что 1)там (в Исландии) нет ничего интересного; 2)там холодно, и третье, и четвертое, а главное - зачем тащиться так далеко, когда есть такая хорошая дача, на которой есть диван, а на этом диване можно лежать и мечтать о дальних странах. Мысль о том, что можно поехать в эти самые страны, традиционно была ей невыносима. Но чем сильнее сопротивлялась свекровь, тем решительней и несговорчивей становился ее сын. Решение о поездке было принято, и о нем были оповещены друзья. Виток недоуменных вопросов пошел на второй круг.

Основная мысль была: "Почему именно Исландия? Если вы так жаждете гейзеров и прочей экзотики, то поезжайте на нашу Камчатку". У мужа был готов ответ на любые возражения. Камчатка существенно дальше Исландии, по деньгам получалось, что - то соизмеримое, но Камчатка отпугивала неразвитостью туристической сферы. В долину гейзеров, как рассказывали опытные люди, можно было попасть только на вертолете. А вертолет в наших условиях - это отказ техники, плохая погода и т. д.

Исландская сага

Как бы подтверждая его сомнения, как раз в это время в прессе прошла драматическая информация, о том что сель чуть не погубил долину гейзеров. Итак, решение было принято, в августе 2007 года мы отправились в Исландию. Исландия - не самая раскрученная туристическая страна (по крайней мере на российском рынке), поэтому агенств, предлагавших туры в эту страну, было не так уж много. Мы остановились на московском агенстве JAZZ, и надо сказать - не прогадали. Почему именно был JAZZ?

Дело в том, что Исландия страна весьма дорогая, и недельные туры имели цену, по крайней мере для нас, достаточно запредельную. Jazz же предложил групповой недельный тур, типа "Вода и пламя" по цене, на которую хотя бы можно было смотреть. Следует добавить, что указанная цена предполагала наличие обычного туристического пакета, то есть дорога плюс отель 3-супер, 4 звезды. Что касается различных экскурсий, то существовал стандартный для Исландии пакет предложений, из которого можно было что - то взять, а можно и не брать.

Что касается нас, то мы купили все экскурсии, которые только было возможно посетить за неделю. Нетривиальность выбранного маршрута стала проявляться с самого начала. Так шенгенская виза для въезда в Исландию была датская, так как ради небольшого потока туристов в эту страну (естественно Исландию) содержать визовую службу весьма накладно. Хлопоты по выдаче визы в Исландию взяло на себя по старой памяти датское посольство. Почему по старой памяти? А потому что до 1943 года Исландия входила в состав Дании.

Исландская сага

Воспользовавшись тем, что во время второй мировой войны Дания была оккупирована, Исландия в 1943 г. провозгласила свою независимость. Так что это совсем юное государство. Далее - прямого рейса из Москвы в Рейкьявик нет. Пришлось лететь через Осло. Стыковка в Осло оказалась весьма продолжительной, и поэтому дорога оказалась довольно утомительной. Лето прошлого (2007) года, если вы помните, в Москве было очень жарким. Мы улетали в начале августа в разгар прекрасной теплой погоды. Прилетев вечером в Рейкьявик и выйдя из аэропорта, первая мысль была - мама, я хочу домой.

Представьте себе сумрачное небо, температура где - то градусов 12, унылый пейзаж, вернее полное отсутствие какого - либо пейзажа. Голые неровные поля, на которых нет ни деревьев, ни кустарников. Надо сказать, что Исландия - это страна в которой вообще нет деревьев. И хотя экскурсовод неоднократно говорила, что в незапамятные времена в Исландии с лесами было все в порядке, а несознательные люди все пожгли, как - то в это верится с трудом. В самом деле, весь остров Исландия покрыт лавой вулканов, активно извергавшихся где - то 1000 лет тому назад. За это время почва не успела нарасти, в принципе ей ниоткуда и взяться.

Поэтому почвенный слой очень тонок, и деревья просто на нем расти не могут. Но так или иначе, деревьев в Исландии нет. Аэропорт располагается километров в 30 от Рейкьявика. Встреча в аэропорту прошла очень организовано. небольшая группа человек 15 погрузилась в маленький автобус, которым управлял муж нашего (нашей?) в одном лице руководительницы и гида. Вот такой у них семейный подряд. Вечерело. Тяжелые тучи и однообразный пейзаж не способствовали хорошему настроению. Плюс, конечно сказывалась усталость достаточно длинного перелета. Ведь все - таки Исландия находится довольно далеко.

Исландская сага

Если посмотреть на карту, то Исландия находится где - то на полпути между Европой и Америкой, примыкая верхней частью к северному полярному кругу. Итак, немного в напряженном состоянии въехали в г. Рейкьявик и стали разъезжаться по отелям. Про отель рассказывать как - то нечего - обычный сетевой отель, которых так много по всему миру. Зато вид из окна - и мы поняли, что поездка должна состояться, и при условии хорошей погоды, яркими впечатлениями мы обеспечены.

На утро мир предстал совсем в другом виде. СВЕТИЛО СОЛНЦЕ!!! Я думаю, что все понимают, как поездка, особенно связанная с природными красотами, зависит от погоды. И тут нам, конечно, сильно повезло. Всю неделю нашего пребывания погода стояла очень хорошая. Итак, день 1. Конечно, если живешь в столице, то начало любого путешествия - это ознакомление с этой самой столицей. РЕЙКЬЯВИК. Что такое Рейкьявик? Крошечный - по нашим московским понятиям, городок. Население около 120 000 жителей.

Если учесть, что во всей Исландии живут 300 000 человек, то конечно - столица. Показывая новый дома, экскурсовод гордо говорит, что строится новый микрорайон города, в котором будет - представьте себе- 800 квартир! Показывая на десяток машин, стоящих на светофоре - произносится типа "О эти кошмарные пробки!" Кстати, экскурсовод Людмила, десять лет живущая вместе с семьей в Исландии, родом из Краснодара. Видимо к хорошей жизни привыкаешь быстро. Удивительно, что дома очень приземистые, невысокие 3 - этажа - уже много.

Исландская сага

Патриархальность городу придает то, что будучи в городе в воскресенье утром, как видно на снимках города, население на улицах этого самого города полностью отсутствует. В самом центре города находится очень приятное озеро, окруженное невысокими зданиями - самое фешенебельное и дорогое место города. Рейкьявик, с моей точки зрения, весьма беден какими - то архитектурными или музейными изысками. К ярким достопримечательностям стоит отнести новый кафедральный собор.

Почему - то считается, что он построен в форме маяка, Хотя, действительно это современный собор очень необычной архитектуры. Я бы сказал, что он похож на гигантский орган. В силу ограниченности предложений, к достопримечательностям местные люди относят и дом, где. считается, окончилась холодная война (об этом сообщает мемориальная табличка при входе). Это дом, где в 1986 году встречались Горбачев и Рейган. Перед домом стоит странная скульптура, по всей видимости - это Горбачев и Рейган.

ГОЛУБАЯ ЛАГУНА. Во второй половине дня предполагалось посещение Голубой лагуны. Это фантастика! Правда пришлось проделать обратный путь в сторону аэропорта и уже при свете дня посмотреть те пейзажи, которые навевали такую тоску накануне. Естественно, про свете солнца все выглядело не так драматично, как накануне, и вскоре уже с дороги мы увидели среди лавовых полей просветы голубой воды и клубы пара, поднимающиеся из земли. Надо сказать, что пар из - под земли - это действительность, которая преследует вас в Исландии на каждом шагу.

Исландская сага

Страна, не имеющая ни нефти, ни золота, занимает одно из первых мест в мире по уровню жизни. И этот уровень жизни сделан на горячей воде. Специфика острова такова, что он находится на разломе тектонической плиты. То есть одновременно он как бы находится в Евразии, а одновременно - в Америке. С этим и связана такая активная вулканическая деятельность, и соответственно - выходы термальных источников на поверхность земли. ТТак вот Голубая лагуна - это такой минерализованное озеро, с горячей водой, лежащее прямо среди лавовых полей.

На этом озере создан прекрасный СПА центр. Впечатление потрясающее. Снаружи градусов 15. Вода в озере горячая, может доходить до 40 градусов и выше. Причем она регулируется заглушками - в том месте, где находится термальная скважина ставится заглушка, которая, в зависимости от температуры в озере либо открыта, либо закрыта. На фотографии видно, что место, где поднимается пар - это место природной печки. Точечки на фотографии - это головы людей, находящихся в воде.

Поскольку вода в озере минерализована, то в лагуне есть места выхода белой минеральной глины. Кое - где у берега стоят специальные ванночки с этой белой глиной. Специальными черпачками можно брать эту глину и наносить на лицо, тело и т. д. Очень сильное впечатление было от негра, с ног до головы покрытого этой белой глиной. Купание в роскошной голубой воде дополняется комплексом бань. Естественно, в СПА - комплексе есть кафе, раздевалки, душ, комнаты отдыха.

Пара часов, проведенных в Голубой лагуне, полностью перестроили настроение, самочувствие. Все московские проблемы показались мелкими и несущественными. ИСЛАНДСКИЕ ЛОШАДКИ. После Голубой лагуны нас с мужем забросили на ферму, где живут эти необыкновенные животные. Исландские лошадки невысокие, коренастые, очень доброжелательные. Первые лошадки приплыли в Исландию с первыми переселенцами свыше 1000 лет тому назад. (Заселение Исландии началось в 950 году). Вместе с викингами, на лодках они плыли по морю.

Исландская сага

С тех пор существует закон, по которому эти лошади не могут вывозиться с острова, и никакие другие лошади не могут ввозиться на остров. Чистота породы стерильная. Даже, если лошадки вывозятся, например, для спортивных соревнований, то потом эти лошади, даже если они будут и победителями, ввозиться обратно на остров не имеют права. Вот такие драконовы правила. Но на острове эти лошадки чувствуют себя очень хорошо и активно используются в туристической индустрии - для катания и конных походов туристов.

Даже если вы ни разу в жизни не сидели на лошади - на исландской лошадке вам будет очень комфортно. На ферме с лошадьми работали настоящие рыжеволосые исландские девушки. Поскольку у нас в основном с лошадьми тоже работают девчонки, ничего неожиданного в этом не было. Скептически оглядев нашу небольшую группу и тяжело вздохнув, девицы отправились на склад подбирать амуницию: обязательно шлем, а также уздечку и седло. Выдав седла каждому из участников спортивного заезда, нас повели в загон. В загоне бродило несколько лошадей. На вопрос:"Сидели ли вы на лошади прежде?" - ответ был, как правило, отрицательный.

Муж пошутил, что прежде он катался только на слоне. Суровые северные девицы юмора не поняли. Так или иначе, каждому был подведен бесконечно смирный скакун, седла были водружены на их спины, седоки влезли в седла, и кавалькада двинулась в путь. Находясь в седле, вы не испытываете никакого страха или неудобства. Первое мгновение - определение точки равновесия - очень напоминает начало движения на велосипеде. Если вы умеете кататься и держать равновесие на велосипеде - никаких проблем не будет.

Исландская сага

Через тридцать секунд вы начинаете получать удовольствие от процесса, чинно проезжая по исландской земле и обозревая окрестности. Вся прогулка длится немногим более часа. За это время под опекой девиц, которые жестко пресекают любое изменение темпа лошади, ибо освоившись, вы уже пытаетесь уговорить лошадь двигаться быстрее, вы совершаете небольшой кружочек вокруг лошадиной фермы. День был чудесный, открывающиеся пейзажи не могу сказать, что были красивы в нашем среднеполосном понимании, но очень запоминающиеся именно необычной прозрачной северной красотой.

СНОВА РЕЙКЬЯВИК. ВЕЧЕР. Давно замечено, что прелесть дальних поездок состоит в том, что во время путешествия время обладает свойством растягиваться, и за один день вы совершаете столько поступков и получаете столько впечатлений, что в обычной жизни их (впечатлений) хватает на целую неделю. Так вот, вернувшись в город после столь бурно проведенного дня, (утром экскурсия по городу, потом кайф в Голубой лагуне, затем общение с исландскими лошадками)отдыхать не хотелось нисколько.

Этому способствовало то, что на небе висело огромное солнце, очень медленно движущееся к горизонту. Все таки север! Решено было не завершать день, а пойти прогуляться по вечернему городу. Хоть Рейкьявик городок небольшой, но тем не менее получилось так, что наш отель находился довольно далеко от центра. Проехав немного на автобусе и увидев открывающийся перед собой морской залив, пришлось автобус покинуть и отправить в центр пешком вдоль моря. Фотография, где мой муж стоит на берегу моря сделана практически в центре города.

Такая близость к не очень теплому морю, естественно накладывает отпечаток на жизнь горожан. Кстати Рейкьявик переводится на русский язык как "Дымная бухта". Естественно предположить, что зимой в городе бывают сильные ветры. В старых книгах ("Детская энциклопедия" издания 1960 г. говорится, что в Рейкьявике вдоль улиц были натянуты канаты, чтобы люди могли более комфортно ходить по городу. Сейчас, конечно, канатов нет, но голубое холодное море заставляет поежиться. Хотя, я позже расскажу о том, как исландцы "подогревают" море.

Итак, вечер, центр города. Естественно путь лежит в кафе. Кушать хочется всегда. Где - то в начале фотогалереи лежит фотография желтенького домика - лучшее кафе города "Рейкьявик". Это кафе известно тем. что там находится Ледяной бар. На самом деле это промышленный холодильник, который может поддерживать минусовую температуру. Стены покрыты льдом. Также изо льда сделана стойка и пара кресел. На кресла наброшена пара шкур. За 20 евро вам выдают накидку и запускают в эту комнату.

Девушка смешивает коктейль и оставляет вас в этой "ледяной пещере". Это помещение имеет окно в обычный зал кафе, и все желающие могут посмотреть на идиотов, забравшихся по своей воле в холодильник. Просидев какое - то время в обнимку с ледяным коктейлем, мы переходим в обычный зал и заказываем обычный ужин. В августе все взрослое население страны одновременно уходит в отпуск, и везде - в фирмах, ресторанах работают студенты и стажеры. Это бывает не всегда удобно, так как даже в туристическом агенстве время от времени случаются накладки, когда надо принимать решение. Студентам это сделать сложно.

Но так или иначе, везде на работе - в кафе, магазинах видны лишь молодые лица. После посещения Ледяного бара и последующего за ним приятного ужина, оставалось только совершить небольшую прогулку по городу. На паре фотографий приведены фотографии вечернего города. Центр лежит между двумя соборами. Один - протестанский (исландцы протестанты) кафедральный собор, другой - католический. В настоящее время небольшое число католиков в стране есть. Но день заканчивался. Солнце садилось, и надо было все - таки возвращаться домой. Поднятая рука - такси - карточка отеля - и мы дома. Такси есть везе и относительно недорого. Расплачиваться можно налом и картой. Карты принимают везде. Итак, первый экскурсионный день закончился. Впечатление - огромная ПЯТЕРКА!!!

ДЕНЬ ВТОРОЙ. На второй день была запланирована поездка по так называемому Золотому кольцу. Это туристический маршрут, который включает в себя посещение Долины гейзеров, самого известного водопада Исландии Гутльфосса (Золотого водопада), и в завершении поездки - посещение национального парка Тинг Ветлир - места, где находился первый исландский парламент. Но более интересно это место тем, что там проходил разлом тектонической плиты, и одновременно можно наблюдать два континента - Евразию и Америку, а также увидеть, как эти материки отходят друг от друга.

Исландская сага

Вообще геологически появление острова Исландия связано с разломом тектонической плиты, в разлом устремляется магма, которая посредством вулканической деятельности выходит на поверхность. Таким образом из вулканической лавы образовался остров. Итак, первая остановка - это поселок горячих источников. При подъезде к поселку то там, то здесь видны облака пара, выходящие из земли. (см. фото). Туристам показывают дом, где жили две пожилые женщины. Однажды в их гостинной прямо из - под пола забил горячий источник.

Дам переселили, место огородили, и теперь на деревенской улице вместо одного из домов клубятся облака горячего пара. (см. фото). Но пар из - под земли, это не только наказание исландцев, но и источник их весьма высокого уровня жизни. Для отопления не надо сжигать мазут и портить экологию. Можно пробить скважины и горячим паром отапливать жилье, теплицы, выращивать растения (см. фото), можно поставить термальную электростанции и получать бесплатную электроэнергию. Нет нефти, нет золота, но есть большое количество этой самой дармовой электроэнергии, которую, в свою очередь, можно продавать, например, строить алюминиевые заводы.

На лавовом поле строится длинный сарай - современный алюминиевый завод. Такой завод строит (или собирается строить) компания "Базовый элемент" нашего Дерипаски. Алюминиевая промышленность очень электроёмкая, и наличие дешевой электроэнергии перекрывает затраты на доставку сырья, которое зачастую везут из Австралии. Ну так вот, возвращаясь к нашему путешествию. В теплице, куда нас привезли, при входе посетителей встречает странное существо - чучело барана с ветвистыми рогами.

Присмотревшись повнимательней, можно прочитать кличку этого барана (см. фото). Я думаю, вы все это можете сделать. (Если плохо видно, то там написано YELTSIN)/ Не знаю, как вам, но за державу традиционно обидно. В разных углах этой огромной оранжереи, которые без натяжки можно назвать Зимним садом (см. фото), находятся "печечки" представляющие собой огороженные горячие камни. Видя все это великолепие, понимаешь, почему исландцы в шутку называют свою страну Банановой республикой. Итак, погуляв по этой "Банановой республике", отправляемся дальше. Остановка на шоссе. Справа находится холм, куда гид предлагает подняться.

Несмотря на сильный ветер, резво идем. То что увидели, поднявшись на этот холм, словами описать трудно. Это надо видеть. Этот холм оказался кратером потухшего вулкана Керид (см. фото). Где - то внизу лежит голубое озеро абсолютно круглой формы. Это озеро образовалось в жерле потухшего вулкана. Можно прочитать тонну книг о вулканах, лаве и т. д. Но ни одна из книг не заменит личного впечатления, когда стоишь на краю воронки, дует сильный ветер, так что с трудом приходится стоять на ногах, а внизу под тобой жерло этого самого вулкана. Пусть он потух, не действует сотни лет, но когда - то ведь он плевался огнем, из него вылетали камни, текла лава. А сейчас такой маленький, с милым озерцом посередине.

Исландская сага

Другое дело - национальный вулкан Гекла. (см. фото) Это действиетльно национальная гордость и достопримечательность. Самый известный вулкан Исландии. Последний раз мощно пошалил в 1947 году. Тогда камни (их называют "бомбами"), вылетавшие из жерла вулкана, разлетались на расстояние 30 - 40 км. Одна такая двадцатикилограммовая бомба влетела в дом фермера, проживавшего на расстоянии 40 км от вулкана. С тех пор так сильно вулкан не шалил, но извержения продолжаются до сих пор.

Сейчас этот вулкан называют "туристическим", поскольку на его извержение (а извержение вулкана может продолжаться несколько месяцев) приезжают туристы со всего мира, пополняя и без того нехилую государственную казну. Так вот. Все эти впечатления - и оранжереи, и кратеры с озерами, и Гекла - все это прелюдия перед первый пунктом Золотого кольца - Долины Гейзеров. В отличие от нашей Камчатки, где к гейзерам надо лететь, идти в поход и т. д., поляна с исландскими гейзерами лежит прямо около шоссе.

Точнее, прямо к гейзерам ведет столбовая дорога. В настоящее время, как я поняла, из гейзеров "работает" только один. Кажется, он называется "Мальчик". Бьет каждые пять - шесть минут на высоту 15 - 20 м. (см. фото). Очень интересен сам процесс выхлопа. Голубое - голубое озерцо, диаметром метров пять - десять (см. фото). Внутри видно жерло - воронка уходящая куда - то внутрь. Вдруг вода начинает волноваться, над воронкой появляется голубой купол - и вот ВЗРЫВ! Большая масса горячей воды устремляется вверх. Потом вся эта вода опадает, собирается и быстренько засасывается в воронку, и все, снова покой. Минут на пять. Потом все повторяется.

Вокруг гейзера установлены даже лавочки, потому что, как я понимаю, люди часами смотрят на этот процесс. (см. видеоролик) Кроме "Мальчика" в долине есть еще несколько таких "прудиков с дырочками". (см. фото). Но в данный момент они не "работают". Есть легенда, что один из этих гейзеров бил аж на 60 метров. Но сейчас это только воспоминания. ГУЛЬТФОСС - ЗОЛОТОЙ ВОДОПАД. Во время поездки по Исландии мы видели по крайней мере пять больших водопадов. Водопад всегда необыкновенное яркое зрелище. Вихрь брызг, грохот воды, яркая радуга - все это вызывает чувство восторга и восхищения. Слов нет, водопад штука завораживающая.

Так вот Гультфосс - самый большой водопад Исландии. Самый красивый - не знаю, но считается самым большим. Река с грохотом срывается в водопад, пройдя три ступени, нижняя из которых разворачивает реку на 90 градусов, сбрасывая ее в узкий каньон. На трех фото представлен этот водопад. Узкая туристическая тропа позволяет пройти как на смотровую площадку, с которой видный все три ступени, по которым течет вода, а также можно подойти непосредственно к воде ()см. фото) и почувствовать восторг от прямого соприкосновения с диким нравом воды. Здорово!

После Золотого водопада путь лежал к последнему объекту Золотого кольца - национальному парку Тингвеллир. Этот парк знаменателен по двум причинам: первая, там находится место, где заседал первый парламент Исландии, а возможно и первый парламент на всем земном шаре, ибо это происходило в древнем 930 г. Сейчас от парламента ничего не осталось, и толь помост указывает на место, где все это происходило. (см. фото)И хотя с 2004 г. Это место входит в реестр выдающихся памятников человечества, Тингвеллир произвел на меня впечатление совсем по другой причине.

Дело в том, что парламент ухитрился заседать прямо в месте разлома тектонической плиты. Поэтому я вобще - то не поняла, где он находился: в Евразии или в Америке. На месте разлома находится очень живописное ущелье, и очень хочется верить, что при проходе по ущелью, с одной стороны от тебя находится один материк, а с другой стороны - другой. На снимках как раз приведены каньон и ущелье недалеко от места первого парламента в парке Тингвеллир.

ВЕЧЕР. БАССЕЙН В РЕЙКЬЯВИКЕ. Поверьте, я не сошла с ума, и не собираюсь рассказывать вам про бассейн в отеле. Я собираюсь рассказать вам про бассейн в РЕЙЕЬЯВИКЕ! О! Этот бассейн! Где - то выше я написала, что так получилось, что наш отель находился далеко от центра города. Но мы были с лихвой вознаграждены тем, что отель находился недалеко от ОБЫЧНОГО городского бассейна. Причем билеты в этот бассейн в качестве бонуса выдавались на ресепшене отеля.

Итак обычный (а нам сказали, чтов городе, в котором 120 000 жителей таких комплексов семь штук) бассейн состоит из 1. Трех широких дорожек длиной, как мне показалось, более 50 м; 2. Горками, то есть небольшим аквапарком. 3. Детской зоной. 4. Комплексом бань. 5. Самое главное: вдоль бассейна установлены ванны, типа больших джакузи, в которых находится горячая минерализованная вода. Причем на этих ваннах написано: 36 градусов, 38, 40, 42. Вы можете перебираться из ванны в ванну, расслабляясь и прогревая ваши косточки.

Отдыхая в такой ванне, наблюдая за слабозаходящим огромным солнцем - а все это происходит под открытым небом, где большой градусник показывает температуру 14 градусов, понимаешь, почему жители Исландии при опросе на счастливое самоопределение своей жизни, занимают второе или третье место в мире, то есть Исландия - страна спокойных, самодостаточных и счастливых людей.

Надо видеть этих исландцев, лежащих на лежаках вокруг бассейна (еще раз повторяю про 14 градусов за бортом), подставляющих свои прелести в купальниках или плавках огромному северному солнцу, а на лицах изображено такое блаженство, которое не всегда встречается у людей, загорающих на пляжах в Турции или Испании. Итак, умиротворенные и почти счастливые, возвращаемся в отель. Кажется, это был всего лишь второй день путешествия.

Огромная ПЯТЕРКА. ДЕНЬ ТРЕТИЙ. На третий день была запланирована экскурсия на полуостров Снайфетльснес. Если посмотреть на карту Исландии (см. фото), то этот полуостров с невыговариваемым названием находится слева, над Рейкьявиком, в виде такого тонкого длинного аппендикса. Наблюдая уже привычные пейзажи, но к которым невозможно привыкнуть (ну как можно привыкнуть к виду старого вулкана, стоящего посреди поля (см. фото), или к этой фантастической игре света и теней на холмах (см. также фото)) мимо Китового фиорда (справедливости ради надо сказать, что норвежские фиорды круче), мы прибываем в деревушку с очередным трудновыговариваемым названием Стюккисхольмур.

Исландская сага

В этой деревушке базируется небольшая флотилия прогулочных корабликов, на которых мы выходим в море (см. фото). Цель поездки - прогуляться вдоль островков и посмотреть колонии птиц, селящихся на этих скалах. Капитан корабля - очередная рыжеволосая девица, лихо стоящая за штурвалом. В качестве команды у нее бегают два парня студенческого вида, на которых капитан важно время от времени строго покрикивает. Несмотря на сильный ветер (нужна теплая одежда вплоть до шерстяных носков и перчаток), это была очень милая поездка.

Очень симпатичные пейзажи сменялись друг за другом. Кораблик медленно обходил остров за островом. На одном из островов можно было наблюдать колонию черных бакланов, на другом - селилась огромная колония чаек. Повсюду летали, плавали, кувыркались небольшие птички с большим красным носом - тупики, как мы поняли, чуть ли национальные птички Исландии. Гвоздем программы был момент, когда команда (все те же два парня) опустили невод за борт корабля. (см. фото).

Проплыв немного, невод был поднят, и в нем оказалось большое количество моллюсков, морских ежей и морских звезд. (см. видеоролик). У невода широкие ячейки, поэтому рыбы в нем мне было. Высыпав на лоток содержимое невода, команда, вооружившись ножами, тут же предлагала своим гостям отведать свеженького морепродукта. Моему мужу свежие моллюски из раковин очень понравились, мне - нет. Но это, как вы понимаете, дело очень субъективное. Проведя дегустацию и сменив рыбацкую робу на цивильную морскую униформу, наша команда (рыжая капитанша и два ее помошника) развернули кораблик к берегу. Прогулка заканчивалась.

Исландская сага

Покинув кораблик и отобедав в местной харчевне, мы отправились дальше в путь. Дорога лежала к леднику с трудновыговариваевым названием Снайфетльсйо кутль. Это я не ругаюсь, это он так называется. Этому леднику предписываются эзотерические свойства, считается, что это один из энергетических центров земли. Дорога шла мимо озер и скал, невероятной формы. Игра света и тени придавала им неземное оформление. (см. фото). Кто - то про Исландию сказал, что в этой стране нет пейзажей, есть только ландшафт. Может это и так, но я думаю, что по фотографиям вы поняли, что нигде, наверное, на земле, нет такого "ландшафта."

Наконец на горизонте появились языки ледника. Наш путь лежал туда, где начинается снег. Очень странное чувство, когда стоишь одной ногой в лете (все - таки август был на дворе), а другой ногой в зиме. (см. фото). Говорят, что выше на леднике находится пункт проката снегокатов, и колея за моей спиной - это как раз следы соответствующих развлечений. Но не снегокатов, ни туристов на леднике мы не видели. Дальше путь лежал вниз, к морю. Уже во второй половине дня мы приехали на побережье, где морские волны и ветры создали такие неповторимые скальные шедевры. А если учесть, что на этих скалах гнездятся тысячи чаек, которые взлетели при нашем приближении, то впечатления, которые мы получили, трудно описать. (смотрите фотогалерею, посвященную этим местам).

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Я уже где - то выше говорила, что главное в путешествиях такого типа (где в основном все впечатления крутятся вокруг необыкновенных природных явлений) - это хорошая погода. Поэтому каждый вечер засыпали с надеждой на хороший день, и каждое утро первым делом бросались к окну, чтобы убедиться, что нам дарован еще один прекрасный день. День третий был именно таким. Оглядываясь назад, я бы сказала, что именно третий день подарил самые фантастические виды, от которых просто захватывало дух. По программе это называлось:"Путешествие на юг Исландии".

Исландская сага

Выехав утром из отеля и проехав уже известную нам деревушку с необыкновенной оранжерей (ее я уже описывала), мы поехали дальше на юг. Прекрасная дорога вдоль океана, минимум машин, яркое солнце - все способствовало прекрасному настроению и ожиданию ярких впечатлений. Из такого благодушного настроения вывел голос гида, который (голос) просил посмотреть на гряду островов, вытянувшуюся в океане. (см. снимок). Казалось, что до них подать рукой. Но это иллюзия. На самом деле, как было сказано, до них плыть на пароме в хорошую погоду порядка шести часов, а в шторм и того больше. С этими островами связана следующая история.

Дело в том, что образование земель происходит в Исландии и по сегодняшний день. Один из островов этой группы на картах имеет "День рождения" что - то типа 1965 года. Почти свеженький. Именно в это время рыбаки, рыбачившие в этом районе услышали жуткий гул. Подплыв ближе, они наблюдали извержение морского вулкана, когда прямо из океана летели камни и лава. Постепенно на глазах образовался остров, да не просто остров, а такой остров, который сегодня уже обозначен на картах.

Конкретно сегодня в интернете прочитала, что исландский остров Суртсей, образованный в результате вулканической деятельности в 1963 - 1967 гг. внесен в реестр ЮНЕСКО как природный памятник мирового значения. Другая история, связанная с этими островами, также имеет отношение к извержению вулкана. На одном из небольших островов был небольшой поселочек. И вот однажды началось извержение. Время было уже наше, современное, поэтому было принято решение централизовано эвакуировать людей.

Бушующую лаву сдерживали потоками воды из пожарных рукавов. Людей переселили в Рейкьявик, дли квартиры. Но когда вулкан успокоился, большинство жителей покинуло свое весьма комфортабельное и благоустроенное столичное жилье и вернулось на черный от лавы, продуваемый всеми ветрами уже абсолютно необитаемый остров. Вот такие они, "Западные люди" со своих островов "Западных людей". И вот такие они острова. Настоящий северный огненный пояс Земли.

Исландская сага

Еще одна интересная особенность Исландии - это оптические иллюзии. Дело в том, что буквально на следующий день мы снова оказались в этих местах. День вроде был такой же, но островов на месте не оказалось. И если накануне мы все видели гряду островов (еще раз см. фото), то на следующий день, они напрочь отсутствовали. Но тем не менее, наше путешествие продолжалось. Следующая остановка - около высоченного грохочущего водопада Скоргафосс. (см. фото).

В отличие от Золотого водопада, который широкой лентой скатывался по трем ступеням, этот водопад очень компактным и аккуратным потоком падал с высоты. (высота водопада 62 м) Водопады всегда зрелище великолепное, но этот был уж очень хорош. Грохот, вихрь брызг, в которых рождалась радуга, все это завораживало, и ужасно не хотелось от него уходить. Действительно, как гидра, он гипнотизировал и не отпускал от себя. С трудом оторвавшись от этого зрелища, и то потому, что были обещаны еще яркие впечатления, мы залезли в наш автобусик и поехали дальше.

Путь лежал дальше на юг, к самой южной точке Исландии деревушке Вик. Деревушка не оставила какого - то сильного впечатления, но это сильное впечатление оставил пляж черного песка, с группой скал, стоящих в море. Представьте себе пляж черного цвета. Понятно, что это опять лавовый песок - ничего другого кроме вулканической лавы на острове нет. Если мы смотрели на это зрелище открыв рот, то для исландцев в этом нет ничего неожиданного. Говорят, что даже в Рейкьявике в детские песочницы засыпают черный лавовый песок. Хотя это и понятно. Ведь другого песка у них просто нет.

Что касается романтических скал Рейнисдрангар, стоящих в море, то с ними связана следующая легенда. Якобы это тролли и их трехмачтовый корабль, застывшие при первых лучах солнца. Легенда красивая, а что касается скал - то просто нет слов. После прогулки по пляжу и обеда в местной харчевне, настало время кульминации сегодняшнего дня. Мы приехали на ледник с очередным трудновыговариваемым названием Солхеймйокюль. Что касается языка, на котором говорят исландцы, то это практически стерильный древненорвежский язык, на котором говорили норвежские викинги еще тысячу лет тому назад.

Вследствии изолированности острова размывание языка не произошло, как это случилось на материке, и теперь исландцы и норвежцы вряд ли (или с большим трудом) понимают друг друга. Безусловно, изолированность острова наложила сильный отпечаток на людей. В принципе, они все родственники. Есть специальный сайт, на котором прослеживается родословная любого островитянина. Зайдя на этот сайт любой житель может выяснить, от какого Эрика или Ларсена рыжего они происходят, и кем приходится ему понравившаяся девчонка с соседней улицы.

При таких крепкий родственных связях как - то неудобно безобразничать и хулиганить, поэтому на острове практически нет преступности - ну не воровать же у родственников! Это уж слишком! Иммиграция на острове слабая, а вот эмиграция уже идет. Особенно это касается молодежи, которая для начала уезжает в Данию в университеты, ну, а далее, как говорится, со всеми остановками. Мир - то велик! Но, мы отвлеклись от нашего ледника. Итак, ледник - боюсь еще раз повторить его название - он, как бы это помягче сказать... он черного цвета. (см. фото).

Это следствие очередного разгула вулкана Геклы, которая в начале 20 века очередной раз пошалила и засыпала черным пеплом многие десятки километров вокруг. Так и стоит теперь этот ледник черного цвета. Нам было предложено совершать небольшое восхождение на этот вулкан. Для начала были выданы "кошки" на ноги и торжественно вручены ледорубы. Процесс подбора амуниции показан на фото. Эти "кошки" представляют платформу с крюками, что, с одной стороны, позволяет не скользить по льду, а с другой стороны - поднимает довольно высоко ногу и позволяет идти, не промочив ноги. Ведь ледник тает, и голубые ручьи чистейшей воды бегут вниз, в озеро. (см. фото).

После того, как все экипировались - в путь! Наша группа полезла на ледник. Хоть путь был и небольшой, но поговорка "Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет" вспоминалась неоднократно. Но для осиливших этот подъем награда была фантастическая. Виды которые открывались наверху ледника были необыкновенны. Во первых, тающий ледник принимал самые невероятные формы. А промоина, в которую можно было заглянуть, опускалась, уж не знаю на сколько десятков метров. Ну а во - вторых, ощущение, что ты все - таки влез, а значит, ты еще ничего и ого - го! - также грело душу. На обратном пути дорога пролегла мимо еще одного водопада. Кажется, он назывался Сельяландфосс. (см. фото).

Особенность именно этого водопада состоит в том, что его можно обойти вокруг, то есть по тропинке пройти между потоком воды и скалой. Это ни с чем несравнимое впечатление, когда стоишь на мокрой тропинке, и от внешнего мира тебя отделяет только поток грохочущей и кипящей воды. Хочется кричать, петь, танцевать, плакать и смеяться одновременно. Хочется обнять весь этот сверкающий, грохочущий столб ревущей воды. Но четвертый (всего лишь четвертый!) экскурсионный день кончался, надо было возвращаться в город. Оставалось еще два дня.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. На пятый день былf запланирована экскурсия "На суперджипах" в район долины Ландманнаулгар. Утром за нами заехал действительно гигантский Джип (именно так, с большой буквы) и забрал нас в дорогу. Путь лежал в район уже известного нам вулкана Гекла, поскольку всем была обещана прогулка по лавовым полям, которые образовались в результате очередного извержения Геклы. (напомню, что с 1947 года вулкан ведет себя относительно миролюбиво). Довольно долго дорога шла по хорошему шоссе, так что разрекламированные способности суперджипов преодолевать могучие препятствия мы оценить не смогли.

Кстати, я должна сказать, что мы вообще не видели необходимости в столь мощных машинах. Так, туристические понты. И хотя, свернув с шоссе, водители ослабили давление в колесах для якобы лучшей проходимости, дорога по которой мы ехали среди лавы, была существенно лучше дороги на моей подмосковной даче. Периодически мы встречали обычные легковые машины, "форды", "японки" и т. д., которые без особого труда двигались по той же дороге, что и мы. Как и везде в Европе, поездка якобы по диким уголкам превратилась в абсолютно цивилизованную и безопасную поездку по почти отличной дороге.

Исландская сага

Самое страшное в поездке такого рода - это съехать с колеи, а еще страшнее - сорвать веточку вереска или какого - нибудь другого растения - национальный парк, понимаешь. Так попытка одной из наших дам сорвать какой - то цветочек, вызвала практически истерику у нашей руководительницы. Судя по тому, как она испугалась, что руководители других групп могли это увидеть, я действиетльно поверила, что речь могла идти о лишении лицензии. Но так или иначе наше путешествие на наших грозных машинах продолжалось, и пейзажи, которые нам открывались, вообще трудно поддаются описанию.

Я думаю, что исландцы, кроме горячей воды и электроэнергии, могут торговать ландшафтами, на которых можно снимать фильмы типа "Звездных войн". Сказать, что я ничего подобного не видела - это ничего не сказать. Абсолютно безжизненные поля, покрытые неровным слоем лавы черного цвета. Как будто какой - то гигант разбрасывал вокруг огромные неровные глыбы чего-то твердого. Это не камни. Это действительно ЛАВА. Я долго думала, с чем ее можно сравнить. А ни с чем. Это земля, покрытая лопающейся, вздыбленной - коркой - ЛАВОЙ. И кажется, что солнце светит как - то по другому, ну как на другой планете.

Спустя какое - то время мы въехали в долину, расположенную между гор. По желанию, нам была предложена небольшая прогулка, естественно, по достаточно комфортабельной туристической тропе по окрестным горам. Мы двигались по лунному пейзажу. По крайней мере мне кажется, что лунный пейзаж выглядит именно так. Долина окружена горами совершенно непонятного цвета. (см. фото). То ли желтые породы, то ли розовые. А между этими горами лежит абсолютно безжизненная, вставшая на дыбы земля. Вдруг глазам предстала неожиданная картина. Я долго не могла понять, что в ней не так.

А потом дошло: среди лавового поля лежала полянка, покрытая невысокой зеленой травкой, среди которой белели скромненькие беленькие цветочки (см. фото). Это было так неожиданно, как будто я среди тропического леса увидела заснеженное поле. Но это видение было недолгим, потому что вскоре из - за скалы показались столь знакомые в Исландии клубы пара, а резкий запах не оставил сомнения - перед нами был серный источник. (см. фото) Потом, на следующий день, путешествуя по северу Исландии, мы нагляделись на эти серные источники выше крыши.

Они (северные серные источники) были и мощнее, и бурлили лучше. Но первое впечатление от этого необыкновенного природного видения - ПРЕИСПОДНЯ СУЩЕСТВУЕТ, ибо клокочущееся серое вонючее вещество бурлило и чавкало, звуки, доносившиеся из жерла этого источника, напоминали стоны и вздохи. Казалось, что прямо сейчас из недр земли выскочит черт, который, как известно, пахнет серой. Наглядевшись на "вход в другой мир", надышавшись сероводородом, отправились дальше по лавовым полям.

Целью маршрута была необыкновенная речка, которая вытекала прямо из - под горы. На улице светило солнце, но тем не менее дул резкий ветер, а температура была не выше десяти градусов. Поэтому столь велико было удивление от увиденной картины: маленькая купаленка. Прямо на берегу, без всяких кабинок, люди стаскивают с себя теплые куртки и джинсы, облачаются в плавки и купальники и прыгают в речку. Естественно, дух авантюризхма не позволил пройти мимо этого развлечения. Прочь куртки, да здравствуют купальники! Вперед, в воду!

Удовольствите, полученное в следующий момент, я думаю, относится к одним из самых запоминающихся в жизни. Река оказалась горячая. Причем температуру можно было регулировать: хочешь погорячее - приближайся к горе, хочешь похолоднее - отодвинься от горы. Хочешь погреть ручки - ножки - закопай их в песок. Чуть глубже - горячее, не очень глубоко - менее горячо. Казалось, что никакими силами нельзя нас выгнать из этой необыкновенной реки. Но труба (в лице нашей верной руководительницы) зовет, надо двигаться дальше, ибо обещано такое, что должно сильно потрясти наше воображение. (хотя казалось, куда уж дальше!)

С великим сожалением пришлось покинуть столь приятную ванну, на холодном ветру одеться и двинуться в сторону автобуса. Оказалось, что исландцы, проживая на берегу океана, очень переживали, что не имели возможности купаться в море. В принципе, это абсолютно естественно, если учитывать месторасположение острова. Не одни они такие. Норвежцы, жители нашего севера тоже не имеют теплых пляжей. Но исландцы не были бы исландцами, если бы не решили эту задачу. Нет пляжа? Очень хочется? Нет проблем. И одна из таких горячих речек, которых в стране, естественно очень много, разворачивается и выводится прямо в море.

Получается ОТАПЛИВАЕМОЕ МОРЕ, а соответственно и городской пляж, где можно отдыхать и купаться! После всего этого осталось только застонать и медленно сползти с кресла на пол автобуса от гаммы чувств, захлестнувших после такого рассказа. Так вот, было обещано сильное потрясение нашего воображения. Естественно, рассказ о море с отоплением способен был на такое, но оказалось, что есть более мощная фишка, припасенная почти на конец путешествия.

Неожиданно наш джип взлетел на холм, а когда мы вышли из него, то увидели такое, от чего просто закружилась голова и перехватило дыхание. Перед нами лежал овальный кратер вулкана приблизительно километр в длину и метров восемьсот в ширину. (см. фото). Абсолютное отсутствие какой - бы то нибыло растительности. Отвесные стены из красной породы. А внутри лежит озеро с необыкновенной бирюзовой водой. Это была не Земля. Это была какя - то другая планета. На Земле такого просто не бывает. Хотелось сказать:"Ущипните меня! Где я? Меня украли инопланетяне? Я это вижу своими глазами? Вы видите тоже самое?".

И сейчас, когда произносится слово "Исландия", я вспоминая огромный кратер красного цвета. и бирюзовое озеро внутри него. На обратном пути в Рейкьявик мы заехали посмотреть еще один водопад. С моей точки зрения, это самый красивый водопад, который мы видели в Исландии. Он не очень высок, но эти два рукава, озеро, в которое падает вода, все было очень по - северному красиво. Водопад в переводе на русский называется "Водопад жизни", потому что во время очередного извержения вулкана, местные люди выжили только благодаря этому источнику воды. Ну и последнее, что я хочу рассказать о пятом дне путешествия - это порассуждать, как появляются мифы о НЛО.

Возвращаясь в Рейкьявик, мое внимание привлекло облачко, имеющее форму трех штрихов на небе. Уж очень оно было не похоже ни на какие другие облака. Но поскольку в Исландии с оптическими явлениями все в порядке (или наоборот, все далеко не в порядке), то наблюдая за эволюцией этого облака (см. фото), мне в голову приходили мысли про наблюдения людей за НЛО. Если бы я не была до зубовного скрежета материалистом, то наверное, тоже поверила бы в их существование. Итак, закончился пятый день. Оценка этого дня? А как вы думаете Итак, для тех, кто не устал читать эту нескончаемую сагу, наступил последний ШЕСТОЙ день.

По программе в тот день предполагался перелет на север (время полета 50 минут, с тем, чтобы взглянуть на красоты Исландии, так сказать, сверху. К счастью день был хороший. наш самолет летел низко, поэтому уже с воздуха можно было разглядеть безжизненный пейзаж вулканического острова, где ледники перемежались идеальными кратерами, заполненными немыслимой красоты озерами. Столица Северных земель встретила на, как и положено, по северному. Насупленное небо, порывы резкого ветра. Север, он и есть север.

Акурейри - крошечный городок, даже скорее поселочек на склоне горы. Разноцветные домики, стоящие на берегу фиорда. (см. фото)Кстати о фиордах. Не разделяю восторги по поводу красоты исландских фиордов. Может быть это связано с тем, что годом ранее мы были в Норвегии. Вот это действительно красота! Поэтому при сравнении с норвежскими фиордами, исландские им явно проигрывают. После прилета интернациональной группы - встреча в аэропорту и англоязычный гид повез нас по программе.

Первый пункт - озеро Мюватн (см. фото). Наверное, сказывалась хмурая погода и пронизывающий ветер, поэтому фразы из туристического проспекта о несравненное красоте этого озера в начале мне остались непонятными. Кроме того вызывала беспокойство запланированная (кстати и хорошо оплаченная) часть экскурсии, где предполагалось выйти на лодке в море, чтобы наблюдать за китами. Забегая вперед скажу, что эта часть экскурсии не состоялась. Было сказано, что море неспокойно, и поэтому в этот день лодочки в море не выходили.

В Москве нам вернули за несостоявшуюсю экскурсию какие - то крайне незначительные денежки. Кстати в туристическом агенстве разыгралась очень смешная сцена. Когда мы стали возвращать неиспользованные билеты, наша милая девушка - куратор направления Исландия сказала: "А зачем вам возвращать билеты? Они же не пропадут. В следующий раз их используете." Я сразу представила себе, как мы платим три тысячи евро и летим вновь в Исландию использовать билеты на прогулку по морю, пусть даже присутствие китов и будет гарантировано.

Следующий пункт после озера - это был очень красивый и мощный водопад Годафос (см. фото и видеоролик). Ледникового происхождения, пробив каналы в восьмисотлетней лаве, водопад многочисленными струями падал вниз. Грохот, водяная пыль, мощь воды - это всегда завораживает и восхищает. Надо сказать, что после водопада вектор настроения резко пошел вверх. Дальше путь пролегал мимо старого огромного вулкана. (см. фото). Недалеко находился еще один вулкан. И однажды, лет восемьсот тому назад случился катаклизм.

Началось мощное извержение двух вулканов. Лава текла навстречу друг другу, сталкивалась и застывала, принимая совершенно невероятные формы. Сейчас это национальный парк Dimmurborgir - или национальный парк лавы. На трех фотографиях, представленных в этом рассказе, вы можете посмотреть эти необыкновенные образования. Казалось, что после прогулки по этому невероятному парку, удивить уже ничем не возможно. Но Исландия не была бы Исландией, если бы не приготовила еще один фокус.

Исландская сага

Дело в том, что по этим местам проходит геологический разлом. Я про него уже ранее рассказывала. Так вот, на фотографии, там где мой муж в синей шапочке стоит над расщелиной - он одной ногой стоит в Европе, а другой - в Америке. Вот на такую величину разошлись за сотни лет эти континенты. Только в Исландии это возможно. Этот разлом можно наблюдать очень четко. На последующих двух фотографиях показано, как разрывается земля, покрытая лавой от извержения вулкана.

За тысячу лет материки разошлись друг от друга на такое расстояние. Если повнимательнее присмотреться к фотографии, где разлом проходит по поверхности холма, образованного лавой, сбоку можно видеть отверстие. Мы ухитрились в это отверстие забраться. Там оказалось подземное озеро с горячей водой. Ох уж эта Исландия! Фото получилось не очень хорошее, но думаю, представление дае Что еще можно добавить? Можно рассказать про серные источники, где кипящая грязь булькает, вздыхает и урчит. (см. видеоролик).

Можно рассказать еще про один кратер с озером посередине. Можно показать фотографии термальной электростанции. Поверьте, это действительно очень сильное зрелище. Когда в земле бурится дырка, подводятся трубы, и пар из - под земли под большим давлением поступает на турбину. Далее пар охлаждается, превращается в просто горячую воду и поступает на отопление домов, теплиц и т. д. За вычетом оборудования вы получаете просто дармовую электроэнергию. Про все это можно рассказывать долго - долго. Но наше странствие подходило к концу.

Кончался всего лишь ШЕСТОЙ день нашего путешествия по этой абсолютно нереальной стране. Впереди был перелет в Рейкьявик. Далее через два часа - аэропорт и самолет в Осло. В Осло стыковка была достаточно длинная. Кажется часов пять. По крайней мере можно было сесть на электричку, которая ходит прямо из помещения аэропорта г. Осло каждые 10 - 15минут, и доехать за 20 минут до центра столицы Норвегии. Мы так и поступили. Но сказывалась усталось шести невероятных дней, практически бессонная ночь - вылет из Рейкьявика был поздно вечером, точнее уже ночью, поэтому после недолгой прогулки по Осло мы быстренько вернулись в аэропорт и в пиццерии ждали своего вылета на Москву.

Итак наше путешествие на край земли летом 2007 года закончилось. Сейчас я перечитываю свою бесконечную Сагу и снова окунаюсь в те события и впечатления. Иногда я думаю, а для чего я все это написала? Может небольшому числу моих читателей что - то покажется занятным и интересным. Это было бы здорово! Но поверьте, в процессе этой работы я получала истинное удовольствие, вспоминая все, просматривая и отбирая фотографии и видеоролики. Да, это была не самая дешевая из моих поездок (а если честно, то самая дорогая), но деньги приходят и уходят, вещи изнашиваются, украшения надоедают и в основном лежат в шкатулке.

А впечатления от таких приключений всегда с тобой. Они никуда не деваются. И как бы дальше не сложилась жизнь, это уже было, это у тебя никто уже не отнимет. Так давайте же путешествовать! Ведь подобные поездки так украшают жизнь! И с возрастом уже нет ощущения, что тебе нечего вспомнить в жизни. Я еще раз пересмотрю фотографии с Исландией. И не только с ней. Как говорилось в известном американском фильме - ВСПОМНЮ ВСЕ (и с большим удовольствием).