Турист Елена Акимова (Kapuletta)
Елена Акимова — была 24 марта 8:08
Погрузилась в омут работы.... Скучаю по Туристеру...Скоро вернусь....

Назарет — Израиль Февраль 2011

«Верю — завтра рано, чуть забрезжит свет

Новый под туманом вспыхнет Назарет» (С.Есенин).

Здесь, согласно Евангелию от Луки " в шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенная Ты между женами».

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус».

Святой Иероним в 4 веке назвал Назарет с возвышающейся над ним церковью Благовещения «прекрасным цветком Галилеи». Здесь жило святое семейство, здесь прошли детство и юность Христа. И на роковом кресте было начертано «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Мы выехали в Галилею в 6 утра, поскольку было запланировано за один день объехать все галилейские святыни, поесть рыбы святого Петра и принять святое крещение в водах реки Иордан. Жили мы в Натании и ездить приходилось каждый день с очень раннего часа (надо было собрать всех туристов по дороге…).

По дороге особо смотреть было нечего, но, проезжая долину Армагеддона, мы оживились. Экскурсия становилась интересной…

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Долина Армагеддон является частью Израильской долины, расположенной вблизи горы Тель-Мегиддо, она вошла в историю как гора Армагеддон. «Ар» переводится как гора, «Мегидо» — так назывался город, стоявший на караванном пути и имевший стратегическое значение. Известно о многих решающих сражениях, произошедших в этом месте, здесь совершилось немало библейских событий, сохраненных историей, значимых как для христианства, так и для иудаизма. В еврейских летописях оно объявляется местом последней схватки добра со злом, Света и Тьмы. Переняв эти идеи, христианская теология в лице Иоанна Богослова в своем «Апокалипсисе» предначертал судьбу этого места в качестве поля боя, последнего на Земле перед концом времени.

Курган Мегидо ежегодно посещают тысячи туристов, их привлекают библейские легенды, тревожащие умы людей и сохранившиеся сквозь время. Первая произошла в период правления в Израиле царя Ахава, который имел большое войско и воевал с ассирийцами. Была у него жена Иезавель, принявшая иудаизм, но в душе остававшаяся идолопоклонником. Она пыталась распространять идолопоклонничество по всему Израилю и склоняла к этому мужа. В то время жил пророк Элияху (в русской традиции известный как Илья), проповедующий возвращение к истинной религии предков и критиковавший языческие чаяния царя и его жены. Захотела однажды Иезавель купить виноградник у подножия кургана. Но его хозяин отказался продать землю предков, за что и поплатился жизнью, по приказу Иезавель его казнили. Тогда Илья предрек страшную гибель царю Ахаве и его жены на месте этого виноградника, так и случилось позднее.

Вторая история связана с тем, что на это место пал выбор для последней ожесточенной битвы на земле. Это связано с тем, что самое первое сражение, документально зафиксированное в истории, известное человечеству, произошло именно здесь: фараон из Египта Тутмос III разгромил хананейских царей в 5 веке до нашей эры. Почему бы и завершающая битва не может случиться именно здесь. Стоящий на возвышенности, откуда хорошо обозревается местность во всех направлениях, курган гарантирует победу всякому, кто будет сражаться на нем. Быть может поэтому финальная битва назначена в долине Армагеддона. В Евангелии говорится, что на исходе времен сойдутся ангелы и демоны, все цари земли обитаемой в неравной схватке, до последнего вздоха будут биться за Землю. Мессия, сошедший с небес, одолеет Антихриста и восторжествует Добро. Теперь Армагеддон почитается местными жителями и туристами как святое место, избранное и отмеченное для великого события.

Впечатлившись своими же фантазиями, стряхнув остатки сна, мы въезжали в Назарет. Это самый христианский город Израиля, а также единственный город в стране, где воскресенье является выходным днем.

Сегодняшний Назарет — это Нижний город, евреев здесь нет вообще, жителями являются израильские арабы, половина из которых исповедует христианство.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Евреи живут выше — в Нацрат-Элите.

Дмитрий Мережковский в своей книге «Иисус Неизвестный» пишет: «Выше всех домов селения расположился уютный домик плотника Иосифа, обручника юной Марии. Дважды в день, утром вечером, бегала она вниз, к источнику, по узкой, крутой улочке — лесенке в 150 ступенек. Только о ней и болтали назаретские девицы — завистницы…" Правда, некоторые христианские источники вступают в спор с русским философом, считая, что Святое семейство жило не в домике, а в пещере, в толще известняковых скал…

В Израиле я сталкивалась с противоречиями трактования на каждом шагу и по каждому поводу… Сегодняшняя дискуссия в конце моего альбома о Вифлееме доказывает: что с гидом, что с плохим гидом, что без гида — истина где-то рядом….

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Поскольку время у нас было ограничено, мы обстоятельно посмотрели только самый главный храм — храм Благовещенья. Напоминающий по своей архитектуре маяк, он, словно СТРАЖ, наблюдает за раскинувшейся внизу Израильской долиной. Стоит храм в переулке Каса — Нова, который выходит на центральную улицу Назарета — названную в честь папы римского Павла шестого — Paulus -Ha — Shishi.

Эта церковь была построена в 1969 году по проекту итальянского архитектора Джованни Муцио, который сколотил бригаду из скульпторов, художников, мастеров по металлу, витражистов. Представители разных стран и разных школ создали настоящий современный шедевр. Храм выстроен на том же месте, где, сменяя друг друга, стояли пять его предшественников.

Первое святилище на этом месте было сооружено в середине IV в., представляло собой алтарь в Гроте Благовещения. Первая церковь была построена в эпоху Константина Великого и его матери Елены, которая основала в Святой Земле церкви, отмечающие места главных евангельских событий. Церковь Благовещения была построена одновременно с Храмом Рождества Христова в Вифлееме и Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Эта церковь была разрушена в VII в. после мусульманского завоевания Палестины.

Вторая церковь над Гротом Благовещения была построена в эпоху крестоносцев после взятия Назарета Танкредом Тарентским в 1102 г.

С XIII века она находилась под попечением монахов францисканского ордена. После поражения крестоносцев в битве при Хаттине Назарет вернулся под мусульманское господство, но Саладин разрешил монахам-францисканцам остаться и совершать службы в церкви. В последующие века францисканцы несколько раз изгонялись и возвращались в Назарет в зависимости от политической ситуации. В 1620 г. друзский эмир Фахр ад-Дин II окончательно разрешил францисканцам вернуться в Назарет. Они соорудили на руинах церкви небольшое святилище над гротом. В 1730 г. Дахир аль-Омар разрешил строительство новой церкви. Церковь была увеличена и перестроена в 1877 г. В 1954 г. полностью разобрана для строительства нового здания базилики, которое и было завершено в 1969 г. Вот такая запутанная история. Впрочем, уже хочу рассказать о сегодняшней базилике.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Черная „шляпа“ ротонды, которая входит в ансамбль храма, видна издалека. Входим за ограду и видим солидное здание, где наверху укреплена массивная фигура Христа, а чуть ниже — Марии и архангела Гавриила. Читаем надпись: " Ангел небесный принес благую весть Марии».

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

И западный и южный фасады имеют чудесные кованые двери с сюжетами жизни Христа и Девы Марии,

над южным фасадом Марии — хрупкая её фигурка, скромно одетая, разводит руками и приглашает в храм.

Во дворе храма еще одна статуя Богородицы, сзади которой мы видим необычный крест.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Это — Звезда Мессии, или Монограмма Христа. Представляет собой сочетание 3 букв I — йота, Х — хи, Р — ро. Мы обратили внимание еще на один необычный для наших храмов символ — крест, а под ними скрещенные руки.

Это символ ордена францисканцев. Одна рука Христа, а другая Франциска Ассизского. Это означает идею францисканцев о единении и подражании Христу.

Сам собор представляет собой двухуровневое здание. Сначала попадаем в скупо освещенный первый этаж, где свет падает только из окон с красивыми абстрактными витражами.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Здесь — главный раритет храма — Священный грот.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Он стоит внутри скалы. Лестница в две ступеньки ведет в крошечную горницу Марии, где и произошло Благовещение. У входа — латинский алтарь из прежнего храма.

На мраморе надпись — «Здесь слово стало плотию — VERBUM CARO HIC FACTUM EST». В одном из столбов — большая выпиленная дыра — дело рук арабов. Надеялись найти здесь спрятанные сокровища.

Из этой горницы ступени ведут в пещерку — мастерскую Иосифа. Кстати, именно в Назарете много говорят об Иосифе, о его жизни, его подвиге… У Мережковского тоже есть об этом: " Молча жил, молча умер Иосиф, но сделал все, что надо: миру сохранил такое сокровище, что весь мир его не стоит…Слово сохранил Молчальник. Тихий сам, тишиной и оградил сына своего нареченного, как стеной нерушимой — тайну бессеменного зачатия покрыл молчанием своим, как нежнейшее зерно скорлупой адамантовой».

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Кстати, неизвестно, был ли Иосиф именно плотником, т. к. греческое слово «тектон» означает и столяр, и каменщик. В общем — строитель. В ивритской версии употребляется слово «хараш» — мастер, ремесленник. Отсюда в Евангелии Никодима Иисус характеризуется как «Иосифа, мастера Сын».

Когда поднимаемся на второй этаж, через каждые 10 ступеней на стене написана какая-либо мудрость…

Верхний этаж — это римско-католическое великолепие и роскошь. Купол храма расположен прямо над пещерой, высота его почти 60 метров, форма похожа на лилию.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Ведь именно лилия — символ чистоты Богородицы. Купол состоит из 23 зигзагообразных колец, в каждом из них 32 конструкции, складывающиеся в букву М (Мессия и Мария). Число 32 согласно еврейской нумерологии — число Бога и 32 путей божественной мудрости. Число 23 — символ человека, созданного по образу и подобию Господа.

Мы увидели огромный молитвенный зал, заполненный опьяняюще красивыми произведениями искусства.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Католические общины разных стран сделали свои богатейшие подарки.

Впереди зала — грандиозная мозаика в 120 квадратных метров. Идея такова — объединить всех людей в любви и равенстве под покровительством Вселенской Церкви. Христос на Сионской Горе в центре полотна. Он призывает всех под свою защиту. Над ним — парящий голубь и всевидящее око Господа. Здесь и Мария, и Петр с ключами, и те, кто эти ключи до сих пор хранит — первые римские епископы. Нескончаемый поток пилигримов идет на гору, а вверху слова из Символа Веры «Верую в единую, святую, соборную и апостольскую церковь». Справа от мозаики — интересная капелла Франциска Ассизского с мощами святых этого ордена.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Украшением этого храма, безусловно, являются изображения Богородицы со всех стран, удивительные, неимоверной красоты изображения! Такая самобытность и аутентичность!!!

Японская Мария на рукавах имеет настоящий жемчуг.

По легенде, девушки — ныряльщицы имеют право каждую 8 жемчужину брать себе в приданое. Но работа их так тяжела, что, потеряв здоровье, многие думают не о муже, а о монастыре. Из таких жемчужин — рукава Девы Марии.

В церкви уместилось только 17, а более 50 расположены внизу в галерее.

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Кого здесь только не увидишь!

Раскосые Мадонны Китая, Вьетнама, Таиланда.

Черная Мадонна Испании. Милая глазу — Греческая, поскольку это копия Владимирской (установлена здесь в 1992 году в День Благовещения 25 марта и освящена Патриархом Иерусалима Мишелем Саббахом).

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Окончив осмотр, мы вышли на мраморную террасу, и в этот момент острое чувство «недосказанности» посетило меня. Посидеть, подышать здесь, насладиться мессой…

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

Видимо, память в это время сделала «зарубку» на возвращение.

Территория храма украшена красивым стеклянным зданием баптистерия,

Назарет. Прекрасный Цветок Галилеи

различными археологическими находками. Люди жили здесь в семейных пещерах. Часть экспонатов раскопок извлечены наружу и размещены на территории парка вокруг базилики.

В Назарете около 15 различных храмов. Мы посетили только один. Жаль. Но всегда есть надежда.

«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» Лука 1:30–33.