Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Халеб, Дамаск — Сирия, Адана — Турция Май 2010

Сирия — жемчужина Ближнего Востока. Одна из самых вкусных стран планеты, а ради хорошей еды можно и сутки в турецких автобусах провести.

Переезд от Трабзона до Антакьи занял 17 часов. Особенно обидно было проезжать мимо Нигде, когда по левую сторону дороги нависал снежной шапкой красавец Эрджияс, а справа маячило за холмами Каппадокийское плато. Очень хотелось задержаться на пару дней, но сроки и бюджет гнали нас дальше.

Каппадокия, собственно, была оставлена на тот случай, если сирийцы завернут заканчивающийся паспорт Макара.

Автобусы на Сирию ночью не ходят — взяли такси до границы. А граница-то закрыта.

Поорали — вышел патрульный. Предложил подождать утра — типа, через границу пешком совсем нельзя, только на транспорте.

Я ему — сказку, что уже переходил здесь пешком. Вру, понятно, но вру-то уверенно. Подробности рассказываю про сирийский КПП…

Минут через десять подошел странный человек в гражданском. Чего хотел — так и не поняли. Вроде как денег за погашение виз в неурочный час.
Денег человек не получил, но визы погасил. И потопали мы по абсолютно темному ущелью наверх, в Сирию.

Турецкие погранцы уверяли — сирийцы могут открыть огонь, приняв нас за нарушителей. Ничего, мы себя не обозначим — фонарики выключили, ориентируемся по небу над ущельем. Идти почти 4 километра. Все время вверх.

Через полчаса появляются разрушенные сторожевые башни и огни действующего КПП. Вдруг в паре метров от нас включается резкий свет — сирийские полицейские неслышно скатились вниз по дороге на мотоцикле. Разговор, впрочем, получился крайне дружественным — добро пожаловать в Сирию, друзья!

Дошли до самого КПП — отдел по работе с иностранцами закрыт до 8 утра. У нас — 3 ночи.
— Что делать? — спрашиваем у дежурного.
— А вы в Дьюти-фри подождите.

Очень логичный совет для алкотуристов, учитывая, что сирийский дьютик — один из самых дешевых в мире.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Утренние сумерки на сирийской границе. Пейзаж с любопытным котом.

За четыре предрассветных часа в дьютик бегали много раз. Уговорили пару ящиков пива, литрец джина, закупились с собой шампанским и чем-то покрепче. Между магазинами и КПП — большой парк со скамеечками, урнами, елочками и кустами. Полиция не мешает, изредка катается мимо на мотоциклах и улыбается.

Вот и представьте, что увидел дежурный миграционный офицер в 7 утра…

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Змей сторожит рюкзаки и угорает над нашим шоу.

Честно, не помню, что вещал в кабинете офицера. Старался особо не дышать и ближе пяти метров не подходить. Думаю, помогло не сильно — мое выступление собрались посмотреть все свободные от проштамповки паспортов сотрудники, а офицер даже не задал ни одного вопроса.
За моей спиной, высовываясь из дверного проема, Макар активно задействовал мимику и что-то показывал офицеру жестами.

Визы получили быстро и без заминок.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Вот теперь действительно — добро пожаловать в Сирию!

На этом заряд бодрости ничуть не закончился. Загрузившись в маршрутку, открыли…розовое шампанское. Разлили по кружкам.
Местные — а, надо заметить, Алеппо считается самым ортодоксальным городом страны, — не то чтобы подозрительно косились — усиленно не обращали внимания. Особо ревностный старичок спешно перебирал четки. Женщины подтянули хиджабы. И только старушка задорно улыбалась — может, вспоминала молодость в христианском квартале?

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Как-то быстро доехали до города…

В Халебе на удивление жарко. И как-то пустынно — осенью город смотрится гораздо веселее. Даже растительность на холме цитадели выгорела.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Днем улицы города традиционно пусты. Толпы народа здесь только по праздникам. В Ураза-Байрам было не протолкнуться.

Уютные улочки старого города. В остальном Алеппо — унылый пустынный малоэтажный мегаполис.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Нашли отличное заброшенное здание для нетривиальных ночевок. Но планов задерживаться здесь у нас нет.

Удивительно — нет ветра. Как правило, город нещадно заносит песком. Сосновые леса на подъезде к Халебу буквально стелятся по земле от постоянных самумов.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Решаем, что стоит зайти в цитадель.

Чтобы зайти в цитадель, нужно еще добраться до входа. Такой уж город — за каждое его посещение по несколько кругов вокруг крепости накрутишь.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Цитадель уже много лет как реставрируется. Снаружи видимых улучшений нет, — скорее наоборот, — растительность уничтожают.

Цитадель Халеба — одна из величайших крепостей Ближнего Востока. Увы, состояние ее далеко от совершенства.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Самое интересное — снаружи, но мы об этом не знаем. В прошлый визит внутрь не попали по причине праздника.

Немного зелени, немного местных.

Местная администрация.

Внутри цитадели — толпы туристов. Но здесь столько закутков, что можно уединиться.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Допить припасенный ящичек пива, пока оно хоть немного прохладнее раскаленного воздуха.

Внутри цитадели — сплошные развалины. А когда-то здесь был шумный город.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Внутри холма — километры подземелий. Некоторые выходят ко рву, некоторые, говорят, ведут далеко от крепости. К сожалению, все подземелья на замке. Многие засыпаны землей.

По нескольким сохранившимся фрагментам стен можно понять, насколько серьезный населенный пункт размещался на столь малом пространстве.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Цитадели сильно не повезло — она разрушалась и от набегов, и от землетрясений.

Помещения терм восстановлены, в них размещаются выставки.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Небольшая часть помещений, включая амфитеатр была отреставрирована в период 1980х-1990х. В отреставрированных помещениях теперь проходят фестивали, выставки и концерты.

В галерее мамлюкского дворца можно отдохнуть, посидеть на коврике, посмотреть картины. Желающих, правда, многовато.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Со стен можно оценить масштаб города.

Устали. Пора перекусить!

В Сирии, несмотря на жару, можно с неизменным постоянством делать две вещи — пить кофе и кушать. Кулинарное мастерство, помноженное на качество продуктов, доводит до совершенства любую трапезу. И никакой разницы, кушаешь ты в шикарном ресторане или в уличной забегаловке. Это разительно отличает Сирию от Индии, где из шикарных продуктов в девяти случаев из десяти получается гадость

Ну, а кофе, да с кардамоном, да на каждом шагу…мечта.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

С едой, впрочем, переборщили.

С голодухи заказали в ресторане — центральном, с видом на цитадель — и салаты, и горячее. Салаты-то съели, а вот до горячего как-то не дошло. Блюда в сирийских ресторанах уделывают даже традиционно богатые скандинавские застолья. А чего стоят розы из чипсов… вы где-нибудь видели такие гарниры?

К вечеру, сменив пару автобусов, добрались до столицы. В Дамаске у таксистов есть шикарная услуга — не понимающий английского водитель звонит на специальный номер, и клиент свободно общается с оператором. Оператор подбирает жилье желаемой ценовой категории, бронирует и диктует таксисту адрес.

Немного помучав девушку-оператора, получили таки две неплохие комнаты в историческом центре города за 25 баксов. По выражению лица хозяина — операторы тоже умеют торговаться.

Утром — прогулка по старому Дамаску. Рынок забит русскими туристами — вот, оказывается, куда все на майские рванули!

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

На рынке купил арафатку, давно хотел именно сирийскую.

После рынка, через руины храма Юпитера, понятно, в мечеть Омейядов. Куда ж без нее.

Рыжуле взяли специальную накидку. В прокат, но бесплатно.

Мечеть Омейядов — одна из наиболее раскрепощенных мечетей мира. Во многом это связано с потоком христианских паломников, приезжающих поклониться саркофагу с головой Иоанна Крестителя. Люди здесь привыкли к туристам и к иноверцам.

Во внутреннем дворе мечети создается ощущение, что находишься где-нибудь на университетской площади ближневосточного городка — много молодежи, лежащей на каменных плитах, читающей, общающейся, строчащей что-то в лэптопы.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Куббат эль-Хазне, сокровищница халифов. По преданию, здесь хранилась казна династии Омейядов.

Убранство мечети постоянно наводит на мысли о Стамбуле. И это не спроста — отделкой занимались лучшие художники и мозаичники Константинополя.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Молельный зал. Интересно, что женская часть здесь просто отгорожена колоннадой, а не выделена в отдельное помещение или не вынесена на верхний этаж.

Гробница с головой Иоанна Крестителя и нескончаемая стена паломников.

На обратном пути решили таки отстоять десятиминутную очередь за мороженым. И правильно сделали — великолепное лакомство.

Алкотур-2010. Там, где сегодня война

Мороженое купить — тоже квест. За деньги выдают кружок определенного цвета. Сначала нужно посмотреть, какой кружок какую добавку обозначает, потом успеть выхватить нужный цвет. А кружок уже в другой очереди меняют на рожок.

Мороженое как мороженое, но вот орешки на нем…

На мороженом гурманистическая часть только началась. Еще с утра ребята обнаружили в проулках старого города шашлычную, где готовили исключительно бараньи потроха. Протащив Марину в мужской зал, вдарили по легким, мозгам и, разумеется, яйцам. А потом — добавку. Вкусно до умопомрачения.

Остаток дня гуляли по городу. На завтра у нас новый рубеж, новая, неизведанная дотоле страна.