Турист Алла Шабалина (ala)
Алла Шабалина
была сегодня 8:40

На северный край земли европейской

Йоенсуу, Кемиярви — Финляндия, Нордкап + 1 город — Норвегия, Заполярный + 5 городов — Россия Август 2009

Санкт-Петербург — Петрозаводск — Кижи — Кондопога — Кивач — Повенец — Беломорск — Кемь — Рабочеостровск — Соловки — Мурманск — Печенга — Хоннингсвог — Нордкап — Кемиярви — Йоэунсуу — Санкт-Петербург.

На северный край земли европейской

Единственный транспорт — собственный автомобиль. Общий пробег — 5000 километров за 16 дней.

Поскольку эта поездка не была запланирована, а сложилась волею случая незадолго до старта, то заранее бронировали только одну гостиницу в Рабочеостровске. Остальные ночевки были по принципу «где придется». Поэтому в багажнике на всякий случай лежит палатка. Платных дорог не было. Был единственный платный туннель на остров Магерё под Баренцевым морем. Говорят, он стал бесплатным.

День 1. Выезжаем из Санкт-Петербурга и берем направление на Мурманское шоссе, трасса Кола. По ней мы доедем до русско-норвежской границы. Дорога хорошая и машин немного. Первую остановку делаем в деревне Мегрега в 2х км от трассы. Там на кладбище сохранилась старая деревянная церковь 17го века.

На северный край земли европейской

Редчайший в России памятник деревянного зодчества всегда открыт, никем не охраняется и о нем мало кто знает.

Далее без остановок едем до Петрозаводска. Там потыкавшись по гостиницам, останавливаемся в недорогом старосоветском Интуристе. На пристани покупаем билеты на завтрашний день на метеор в Кижи (около 2 000 р. туда и обратно). Теперь можно прогуляться по Петрозаводску и по набережной Онежского озера, где выставлены скульптурные подарки городу.

На северный край земли европейской

День 2. Утром, после завтрака садимся на метеор и плывем по Онежскому озеру. В Кижах берем билет без экскурсии, наш гид — интернет! Общее впечатление — обалдеть!

На северный край земли европейской

Много раз видела фотографии, но на месте, вместе с природой и энергетикой — совершенно другое дело.

Времени между катерами (примерно 4–5 часов) вполне достаточно для осмотра.

На северный край земли европейской

Пригодятся термос и бутерброды. Кафе есть, но только у причала и ассортимент фиговый, так что уходим не солоно хлебавши.

Обедаем в Петрозаводске и едем в Кондопогу. Там сохранилась единственная в своем роде деревянная церковь Успения 18го века. Очень красивая, стройная. Ее высота 42 метра, небывалая для деревянных построек того времени.

На северный край земли европейской

Уже вечер, и все закрыто, но сторож впустил нас, плату взял строго по тарифу и разрешил гулять, пока не надоест.

Лучшая точка для фото — чуть дальше по дороге, метров 300.

На северный край земли европейской

Ночевать тут негде, спас непритязательный мотель прошлого века у выезда на Колу.

День 3. Сразу после завтрака едем на водопад Кивач. Поворачиваем с трассы налево по указателю. Приехали рано, касса еще закрыта, зато шлагбаум поднят, и ни одного туриста! Выходит, приехали вовремя (8.00). Бесплатно и без толкотни созерцаем второй по величине равнинный водопад Европы (11 метров),

На северный край земли европейской

прогуливаемся по дендрарию и возвращаемся на Колу в прекрасном настроении.

Поворот на Медвежьегорск. Проезжаем этот ничем не примечательный, но полюбившийся киношникам городок, в котором снято немало фильмов, в том числе «Любовь и голуби», и попадаем в Повенец. Тут у Онежского озера начинается Беломоро-Балтийский канал. Снимать шлюзы нельзя. Только навели объектив, как возник человек с ружьем и заставил стереть последний квадр. В годы войны отступавшая советская армия взорвала шлюзы, и вода смыла Повенец вместе с историческим наследием. А ведь в 16 м веке здесь шел торговый путь к Белому морю, в начале 18го бывал Петр1. По его велению была проложена «Осударева дорога», на месте которой и вырыт канал. После войны восстановили поселок и шлюзы повенчанской лестницы с общим перепадом высот 80 метров. В 2003 году в память о строителях ББк в Повенце построили уникальный Храм Николая Чудотворца. Это первая новая церковь в Карелии после 1917 года.

На северный край земли европейской

Продолжаем двигаться по Коле на север. Сворачиваем на Беломорск, последний пункт ББк. Симпатичные порожистые протоки и запущенный город. Возвращаемся назад. Не доезжая до трассы, видим неказистый указатель на интереснейший археологический комплекс «Беломорские Петроглифы». Съезжаем на лесную грунтовку и через 2 км утыкаемся в разрушенный мост. Там на большой поляне паркуемся, переходим речку по бревнышкам и топаем по лесной тропинке почти наугад. Иногда попадаются указатели. Минут через 15- 20 выходим на каменное плато.

Старая Залавруга! Наскальные рисунки древних людей эпохи Неолита. Это же 5–6 тысяч лет назад! Люди, звери, охота, рыбалка — все, чем жил древний человек.

На северный край земли европейской

Уникальность местных петроглифов в том, что здесь самое древнее в мире изображение человека на лыжах!

Поразительно энергетическое место. И красивое! Вот сюда надо обязательно!

Дальше двигаемся по Коле до поворота в город Кемь (Ya-ya! Кемьский волость!). В Кеми без проблем находим деревянный Успенский собор середины 17го века.

На северный край земли европейской

Похоже, он еще с прошлого столетия стоит в деревянных строительных лесах. Больше ничего интересного в Кеми нет. Едем в поселок Рабочеостровск. Это самый близкий к Соловкам берег. Единственное приличное место для ночлега — новая турбаза «Причал». Свободных мест здесь никогда нет, без брони даже на территорию не пустят. Бронируйте заранее, не обрекайте себя на сомнительный ночлег в домишках местных забулдыг. После хорошего ужина в кафе турбазы идем на окраину поселка.

Там Лунгин оставил свои декорации к фильму «Остров».

Для съемок на барак водрузили фанерные купола, и получилась церковь.

На северный край земли европейской

Сейчас в ней живет некий отшельник Виктор, очень светлый человек. Церковь вопреки слухам не освящена, но Виктор заботливо ее содержит и с удовольствием выполняет роль гида. Сохранились мостки, по которым Мамонов возил тачку, и сама тачка, и гроб…

Какая же тут все-таки фактура!

На северный край земли европейской

На фоне этой красоты острее чувствуешь трагичность места. Собственно, Рабочеостровск — тот самый Попов остров, на котором узники ГУЛАГа дожидались отправки на Соловки. Дамба соединила остров с материком.

День 4. Утром принимаем таблетки от качки и грузимся на ржавый корабль. Рядом сохранились остатки деревянного лагерного причала, с которого отправлялся «Глеб Бокий».

На северный край земли европейской

Наш баркас набит сверх нормы. Сидят на ступеньках, на ящиках, на полу, а кто-то 2,5 часа вынужден плыть стоя. После морской болтанки некоторые сошли на берег с бледными лицами. Погода сырая с моросью, слабым дождиком и не слабыми порывами ветра.

За день мы успели залезть во все доступные щели монастыря и посмотреть древние лабиринты.

На северный край земли европейской

В монастырь вход бесплатный, но многие помещения закрыты, гиды открывают их своими ключами.

На северный край земли европейской

Экскурсию можно купить на месте, но попасть в собор надо изловчиться даже с гидом.

На северный край земли европейской

Сначала там шла служба, и никого не пускали, потом началась уборка, и снова не пускали. Вообще местные церковники очень неприветливы. Ну, и бог им — судья.

Соловки видели столько героизма и страдания, что та сила духа, которой, кажется, здесь всё пропитано, делает ничтожной земную суету.

На северный край земли европейской

После обеда в поселковой столовой идем на берег к загадочным древним лабиринтам. Их назначение до сих пор не установлено.

Вообще, на Соловках надо пожить хотя бы пару-тройку дней. В поселке есть гостиница.

День 5. Сегодня мы пересекаем полярный круг.

На северный край земли европейской

Фотосессия у знака, и снова наматываем километры Колы. В интернете ругали этот участок дороги, но все не так страшно. Глядя на сопки, речки и то, как меняется природа, прилетели в Мурманск.

Медленно едем по Ленинградке, отсюда город - как на ладони. Немного погуляли.

Алеша,

Спас-на-водах,

центр.

Продолжаем путь в сторону Печенги. Около моста через реку Титовка тормозят пограничники. Предъявляем российские паспорта — вопросов нет.

Останавливаемся у родственников в поселке Спутник на 5 дней. Если в таком чудном месте нет у вас родственников, то можно остановиться в городке Заполярный. На рыбалку туда приезжает народ со всей России. Особенно популярна «лицензионка» на форель.

Дни 6 — 10. Приятный активный отдых.

— Водопад на реке Титовка.

На северный край земли европейской

Большой, мощный и красивый, можно подойти прямо к воде.

— Поездка к Баренцеву морю. Интересна даже дорога, и немного опасна. Ну, а помочить еще в одном море хотя бы руки- святое дело!

— Морская рыбалка в заливе Баренцева моря у реки Титовка.

На северный край земли европейской

Пикша, треска и другие глупые рыбины наперегонки хватают все, что блестит, в том числе пустые крючки.

— Сбор грибов. Невероятное количество и невероятные размеры.

На северный край земли европейской

— Рыбалка-копалка в заливе Баренцева моря у реки Печенга. Местный азартный аттракцион. Во время отлива обнажаются километры песчаного дна, а рыбка-песчанка размером с авторучку прячется в мокром песке. Надо ножом прочесывать песок, и когда выскочит рыбка, быстренько ее поймать. Она шустрая, дернется из руки и мгновенно уходит в песок. Шоу еще то.

— Прогулки по тундре.

На северный край земли европейской

По красочным сопкам раскиданы памятники погибшим в 1941–45 годах. Бои здесь были не шуточные...

А в заброшенном военном поселке Корзуново нашли домик, в котором жил молодой лейтенант Юрий Гагарин. Оказывается, отсюда он уехал в отряд космонавтов.

На северный край земли европейской

Вот так и получается, что Кольский — это красота, скорбь, слава и заброшенность.

День 11. Российско-Норвежская граница. Очереди нет. На нашей стороне осмотр машины тщательный. Заглянули даже в запаску.

Норвежцы шмонают еще усердней. Открыли все кармашки всех сумок, залезли даже в косметичку. Хорошо, раздеваться не заставили. Попутно ведут перекрестный допрос: кем работаем, где живем, первый ли раз в Норвегию, куда едем и т. п. С победным видом откопали сувенирную бутылку водки, заботливо замотанную в одежду, хотя о ней мы честно сообщили. Наконец, убедились в чистоте наших помыслов и дали зеленый свет.

Только пересекли границу, как увидели оленя на гребне сопки. Он величественно кивнул развесистой короной рогов, и мы поняли, что Норвегия приветствует нас.

Дороги в Норвегии узкие, но хорошие. Указатели внятные. На ходу замечаем указатель и тормозим у каньона Силфар. Изумрудная вода, белые высокие стены. Ух, до чего ж красиво!

На северный край земли европейской

На парковках установлены чистые туалеты с бумагой и рукомойником, стол и лавки.

Огибаем длинный Варангер-фьорд, по нашему — Варяжский залив.

Вдоль живописной дороги пасутся стада оленей.

Очень много оленей!

За всю жизнь столько не видела! Попадаются туннели, на перевалах иногда закладывает уши. На арктический остров Магерё ведет платный туннель (200 крон) под Баренцевым морем.

Въезжаем в самый северный город мира Хоннингсвог. Останавливаемся в первой же гостинице и за 600 крон получаем номер на двоих с завтраком, удобствами на этаже и бесплатной парковкой.

День 12. Подъем в 7.00. Сразу после завтрака мчимся в Нордкап. Это самая северная точка Европы, куда можно доехать на автомобиле. Совершенно пустая дорога по красочным сопкам! Въезд в комплекс 200 крон с человека.

Народу почти нет, только облака летят прямо в нас. Холодный шквалистый ветер, моросит, брр. Вот оно - дыхание Ледовитого океана! Хоть и август, а теплые вещи обязательны.

На северный край земли европейской

Плато обрывается в бушующий океан с высоты 300 метров. Сурово и величественно. Где-то там за горизонтом Северный полюс.

Туристический комплекс высечен в скале. Есть гостиница, ресторан, магазин, музей, исследовательский центр, кинозал и даже часовня. Рекомендую посмотреть потрясающий панорамный фильм о Нордкапе на 20 минут, это бесплатно. Здесь же в магазине можно купить диск с фильмом.

Выходим из комплекса и видим на парковке несколько больших автобусов. Туристы как муравьи бегают по плато, стоят в очереди на фотографирование у знаменитого знака. Все, пора уезжать. Начинается Возвращение.

По дороге останавливаемся у музея под открытым небом Сами Сиида, знакомимся с бытом саамов.

На северный край земли европейской

Заезжаем в Хоннингсвог, чтобы поесть и погулять в самом северном городе мира. Ради посещения Нордкапа, сюда заходят даже океанские лайнеры.

Снова ныряем в туннель под морем на глубину 200 м,

На северный край земли европейской

пролетаем финско-норвежскую границу и останавливаемся на ночлег в первом попавшемся мотеле. В Финляндии почти родные еврики.

День 13. Финку нам предстоит проехать целиком с севера на юг. Разгоняясь на пустынных дорогах Лапландии, следим за тем, как меняется природа. Сначала была тундра, потом появились кусты, потом деревья.

Останавливаемся в местечке Танкаваара, Посещаем единственный в Европе музей золота. Раз в два года здесь проходит чемпионат мира среди старателей. Золотая лихорадка, охватившая эти места в 19м веке, дала название знаменитому финскому пиву "Лапин Культа", т.е. "Золото Лаплпндии".

Тут же огромный национальный парк с маршрутами для пеших прогулок. На его территории до сих пор работают десятки золотых рудников.

На северный край земли европейской

С удовольствием проходим маршрут 7 км, перекусываем в баре старателей и двигаемся дальше на юг. Заправки довольно редки, в основном автоматы. Один раз автомат проглотил 20 евро, а бензина не дал. Кончился. Возврат денег не предусмотрен, спросить не с кого, рабочий день заканчивается в 17.00. Вот тут-то и пригодилась та канистра бензина, которая катается с нами от самого дома. В дальнейшем мы заправлялись только утром или днем.

В Кемиярви, покупаем вино-продукты, немного гуляем и отправляемся на поиски ночлега. Свернули по указателю в кемпинг Томисто. Там хозяйка говорит только по-фински, но выручает новаторский прайс-лист с картинками и ценами. Домик на берегу озера обошелся в 30 евро.

На северный край земли европейской

День 14. По мере продвижения на юг становится все теплее, деревья выше, а желто-красную гамму сменила зеленая.

Держим путь в сторону города Суомуссалми. Нас интересует инсталляция художника и хореографа Рейо Кела. У шоссе № 5 на большой поляне молчаливо стоит «Тихий народ».

На северный край земли европейской

За одеждой и состоянием чучел следит молодежь Суомуссалми. Иногда туристы дарят чучелам что-нибудь свое. Есть туалет, столики, гриль-беседка и сарай с сеном, в котором можно просто поваляться или заночевать без всякой платы.

Проезжая мимо Вуокатти, заглядываем в клубный курорт Катинкульта, Несколько лет назад мы тут отдыхали и знаем, какой там шикарный спа-аквапарк. За 15 евро кайфуем в разных парилках, бассейнах, массажных струях и ваннах. Обедаем в местном ресторане.

Следующая остановка в городе Иисалми. В центре православных беженцев Эваккокескус может остановиться любой желающий. Интересная выставка точных копий оставшихся в России церквей Карелии, в том числе разрушенных. Еще интересней разглядывать древние иконы, спасенные бежавшими из СССР монахами, некоторые со следами пуль. Есть ранний список иконы Тихвинской Богоматери.

День заканчиваем в городе Йоэнсуу в гостинице Карелия.

День 15. Сутра гуляем по Йоэнсуу. Сегодня базарный день и на рынке царит праздничная атмосфера — торгуют, угощают, поют. Веселимся у прилавка с разными поганками.

На северный край земли европейской

На газоне в парке чуть не наступаем на крепенькие подосиновики.

Заезжаем в местечко Хонкаваара на традиционный крестьянский двор 19го века. Ресторан и винный магазин работают тут круглый год. Но нас интересует необычная часовня Иона-Крестителя, построенная совместно лютеранами и православными.

На северный край земли европейской

В поселке Керимяки останавливаемся только чтобы посмотреть на самую большую в мире деревянную церковь. В ней может поместиться 5 тыс. человек. Рекорд вышел случайно: проект был задан в футах, а построили всё в метрах.

Дальше наш путь лежит в поселок Пункахарью. Там в подземной пещере на глубине 30 м расположена художественная галерея Ретретти. Сегодня мы не успеваем посетить выставку, но рядом, в 10 минутах ходьбы на берегу озера есть комфортабельный кемпинг. Шлагбаум поднят, заезжаем на территорию. Никого из администрации нет, при этом полно постояльцев. От одной развеселой компании отделяется солидный мэн. Вам переночевать всего одну ночь? В своей палатке? Вон поляна со столиками, идите и располагайтесь. Летний сезон закончен, завтра кемпинг закроется, платить ничего не надо. Нет-нет, я всего лишь отдыхающий. Удачи! Вот и пригодилась нам наша палатка, не зря таскали.

На северный край земли европейской

День 15. Отлично выспались. На утренний моцион идем в специальный блок, в котором можно и душ принять. В кухонном блоке есть плита, горячая вода, чайник, микроволновка, холодильник и даже химия для мытья посуды. Доедаем все свои припасы, собираем палатку, а платить за постой все еще некому. Ну и сами виноваты.

Пещерная галерея Ретретти довольно необычна. В оформлении используются искусственные водопады и озера, звуковые и световые эффекты. В подземном концертном зале на 1000 мест проходят концерты Савонлиннского оперного фестиваля. С чувством удовлетворенного любопытства садимся в машину и мчимся на границу. До дома осталось всего ничего.

Этот вояж дал возможность сопоставить путешествие по России и по Скандинавии. В Скандинавии было комфортней, аккуратней, чище и спокойней. Но в России было интересней, эмоциональней как-то…