Сергей — был вчера 14:37
 – 7-12.10 Греция, 14-22.10 Бангладеш

Тяжела дорога от Оша до Хорога

15 августа 2013 г. 10:46 Ош — Киргизия, Хорог — Таджикистан Январь 2010

Основная дорога Горного Бадахшана, построенная русскими пограничниками в начале 1930х годов, связывает киргизский Ош и таджикский Хорог, а затем вдоль правого берега Пянджа уходит на Душанбе. Трасса преимущественно грунтовая, проходит по шести перевалам высотой до 4650 м. и в зимний период завалена снегом, под которым прячется гололед.

Проехать по тракту зимой — задача нетривиальная. Во-первых, движение грузового коммерческого транспорта практически отсутствует и попытки прорваться через перевалы автостопом чреваты быстрым замерзанием. Во-вторых, киргизские перевозчики в Оше заламывают цены от 400 баксов за машину до Хорога и торговаться не особо желают. Таким образом, оптимальным способом пройти тракт зимой является таджикский джип типа УАЗик, отправляющийся с известной Алай-базы в городе Ош.

Очаровательный отель на автостанции Оша входит в пятерку самых аутентичных клоповников из тех, в которых приходилось бывать.

Заспанная дежурная попыталась пультом включить кондиционер на отопление — кондиционер упал со стены и развалился. Отличная подстава для гостей!

Через сутки в суперотеле ребята засуетились и нашли нам квартирку в центре города.

Забегаловка на Алай-базе. Пока ждем директора.

УАЗики едут исключительно до бывшего форпоста советских пограничников, г. Мургаба, откуда до столицы Горного Бадахшана Хорога еще 420 км. Цена вопроса — 1000 киргизских сом с человека. От Мургаба до Хорога также ходят попутки, берут порядка 800 сом или 80 сомони.

С погодой нам относительно повезло — снег нападал в новый год, и пока мы бродили по ущельям Иссык-Куля, дорогу немного расчистили и укатали. Но чистое небо над памирскими плато обернулось тридцатиградусными морозами и ледяным штормовым ветром, продувающим уазик насквозь.

Караван из нескольких машин стартует ближе к полуночи. Первые 80 км идет относительно ровный асфальт. Затем начинаются грунтовые перевалы. В каждой машине 7 пассажиров, наша троица на заднем сиденье пересчитала головой о потолок и стенки не один десяток ям.
Водители выжимают из машин максимум, УАЗики заносит на завалах, подбрасывает и сносит к обрывам. По качеству адреналина киргизская часть тракта превосходит сплав по Белому Нилу и прыжки с тарзанки.

Утро встречаем на таджикской границе. Вопреки опасениям, пропуска в погранзону не потребовались. С нами слегка побеседовали, дали погулять по перевалу (4300, у большей части пассажиров началась горняжка), запретили поснимать приветственные надписи и выдали миграционные листки.

С выходом на памирское плато машина заледенела. Подышал на окошко — увидел Памир.

Лобовое стекло также не сильно отапливается. Дорогу постоянно заносит пурга.

Справа — ограждение погранзоны. За ним — Китай.

Через час доехали до поселка Кара-Куль на берегу одноименного озера. Кара-Куль — крупнейший водоем Памира, но вода в озере тяжелая, рыбы практически нет, береговая линия часто меняется. При тридцатиградусных морозах центральная часть акватории остается незамерзшей.

На выезде из Кара-Куля УАЗик взял и сломался. Вернулись в поселок и два дня прожили в чайхане, ожидая то ли ремонта, то ли попутного транспорта.

УАЗик на плато Кара-Куль. Дальше он уже не поедет — умер.

У нас появилось двое суток на знакомство с поселком и озером.

На улице где-то -35, плюс высота за 4000.

Берег Кара-Куля

В короткий зимний день горы практически постоянно сохраняют синеватый оттенок.

Летние Хоум-стеи для иностранцев очень распространены. Туристы предпочитают жить в домах и наблюдать за традиционным укладом жизни памирцев.

На второй день нашего вынужденно пребывания в Кара Куле в чайхану зашли местные пограничники. Познакомились. Обещали по окончании смены подбросить нас до Хорога.
А пока — мы погуляем по поселку и зайдем в гости на погранзаставу.

Вход на погранзаставу.

Весь поселок — с погранвышки.

Тень от вышки и вид на Китай.

В поселке у нас уже масса знакомых. Все зовут в гости, хотя бы на часик.

Традиционно любят попозировать. Но только дома.

В домах Кара-Куля очень уютно. Даже забываешь, что на улице — суровая горная зима.

Прожив в каракульской чайхане почти двое суток, двинулись на Хорог с офицерами погранзаставы, возвращающимися со смены. По дороге поели тушеного архара, заехали на горячие источники, переночевали.

Всегда хотел поспать на бильярде. Получилось!

Советский бар в санатории при горячих источниках.

Источники, кстати, 60 градусов тепла — чувствуешь себя частью почти готового супчика.

А наши новые друзья везут нас в Хорог.

Дорога до Хорога на правильном джипе заняла 5 часов. Наши новые друзья разместили нас в свободной квартире, поводили по злачным местам.

В Хороге очень просто сделать афганскую визу — выдается всем желающим за 15 минут. Погранпереход в 4 км от центра города. Как-нибудь летом обязательно воспользуемся этой возможностью для освоения новых районов Афгана.

15 августа 2013 г. 12:08
Ну, пронзил Сергей насквозь! Родные места и даже на Кара-Куле я был. Там стояла наша застава... А еще есть озеро Зоркуль - красота неописуемая.
Одна горячейшая просьба - выдай фоток побольше, особенно по Хорогу и расскажи о городе подробней - что с ним сейчас стало, как говорится... А то ж ностальгия замучает вдребезги! Спать не буду!
15 августа 2013 г. 14:43
По Хорогу, увы, мало снимали - городок-то не особо колоритен! Удивительно все-таки, куда только туристеров не заносило)))))
15 августа 2013 г. 14:50
Что снято, то снято - любые фотки интересны!
15 августа 2013 г. 12:10
Это сентябрь. 1989 год. Уже в сентябре по ночам до -20. Высота где-то под 3900
15 августа 2013 г. 12:12
Гора - афганская. Вид на город Хорог.
15 августа 2013 г. 12:34
Еще город... Может создать альбомчик в приложение к твоему рассказу?
15 августа 2013 г. 14:45
Хорог в следующей истории будет. Похоже с годами не сильно меняется, разве что пара модных кафешек на набережной повисли над Пянджем.
15 августа 2013 г. 14:49
Sergejj_Kudrjashov писал 15 августа 2013 г. 14:45
пара модных кафешек на набережной повисли над Пянджем.
15 августа 2013 г. 14:52
Слегка реконструировали
15 августа 2013 г. 14:53
Это точно!
И еще... Термальные источники - городок Гарм-Чашма. Такое место уникальное, с которым мало что можно сравнить. Из ванны вылезаешь полностью восстановив силы.
15 августа 2013 г. 14:55
Вот еще. Это вид на р.Гунт со стороны ворот нашей части.
15 августа 2013 г. 15:00
У меня всего 2 фотки Хорога оказались(((
15 августа 2013 г. 15:03
Жду в рассказе.
Хотя если по правде - жду- не дождусь! Уважил - нет слов. Спасибо, Сергей!
15 августа 2013 г. 15:10
Думаю, вам было бы очень интересно проехать по тем местам. Сейчас это довольно доступный маршрут. особенно летом.
15 августа 2013 г. 15:20
За спиной - граница и Афганистан. Речка именовалась Памирка и ее можно было в этом месте перейти вброд.
Думаю да, было бы очень интересно проехать по тем местам. Учитывая, что свербит прямо в душе, так хочется увидеть вновь этот край. Причем немало там пройдено пешочком, зимой и летом.
И по тракту по направлению к Ошу передвигался. И вполне могу понять какая там стужа зимой...
Надо сказать и люди в массе своей там замечательные и доброжелательные. Хотя бывало всякое, особенно в лихие 90-е
15 августа 2013 г. 15:04
Вот еще вид на р.Гунт
16 августа 2013 г. 0:48
Синие горы - блеск!
16 августа 2013 г. 10:09
Очень-очень советую маршрут! Дешево и мега-сердито. До сих пор ежемесячно звонят с Хорога, в гости зовут.
16 августа 2013 г. 11:08
В общем - соберешься, дай знать! Может тряхну стариной!
Olga_Saboteur
17 августа 2013 г. 9:24
Да, путешествие не для слабонервных!
Пейзажи - фантастические...
17 августа 2013 г. 13:47
Первое совместное путешествие с женой, кстати)))
Olga_Saboteur
18 августа 2013 г. 9:58
О, неплохая закалка в начале совместной жизни!
Извиняюсь за минус - в турецком отеле ужасный wi-fi, почти вслепую тычу...
Scheumus
17 августа 2013 г. 10:34
Поздравляю!
Vera2012
18 августа 2013 г. 11:20
Горные пейзажи - нет слов!
switsi
12 сентября 2013 г. 22:48
Шикарные фото.
13 сентября 2013 г. 0:19
26 апреля 2016 г. 20:57
-20 в сентябре это как-то страшновато...
26 апреля 2016 г. 21:44
В любой непонятной ситуации ныряйте в термальный источник!
26 апреля 2016 г. 22:26
Источник это хорошо, но они там явно не на каждом шагу. Культурный источник с отелями там, насколько я читал, всего один - к югу от Хорога, в сторону Ишкашима.
26 апреля 2016 г. 22:30
Тогда ныряйте в чайхану!))
26 апреля 2016 г. 22:32
Придется как у Тёмы с Сергеем Долей - писать в бутылку из под NesTea, у которой горлышко широкое :)