Турист Oleg N. (Nomad)
Oleg N. — был 4 мая 20:47
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Автобусная экскурсия по новогодней Европе

Варшава — Польша, Берлин — Германия, + 1 город — Нидерланды, Брюссель — Бельгия, Париж — Франция Декабрь 2008

Вот до чего может довести человека кризис. Не было печали, как собрался я куда-нибудь податься на новогодние праздники. В связи с кризисом и недавним возвращением из отпуска из Таиланда, оказалось, что ни на что более менее пристойное денег у меня нет, поэтому в целях экономии пришлось поступиться тремя моими основными принципами:

• Путешествовать самостоятельно
  • Путешествовать одному
  • Минимально пользоваться наземным транспортом

Поэтому в одном агентстве был приобретен тур, сбит с пути истинного мой друг Димон с семейством (жена и дочка), и вот уже мы едем оплачивать этот самый автобусный тур по Европе.

Маршрут был весьма стандартным (Пять столиц Европы) — на поезде до Бреста, далее автобусом Варшава (2–3 часа), ночевка в Польше рядом с немецкой границей, Берлин (один день), ночной переезд, Амстердам-Брюссель (один день), Париж (четыре дня с Новым Годом).

Итак, мы быстренько собрали необходимые для поездки и французской визы документы, заплатили весьма небольшие деньги, и стали ждать дня отъезда.

Наконец этот счастливый день наступил, на вокзале представитель агентства отдала нам паспорта с визами и прочие ваучеры, далее был поезд, плацкарт, коньяк, Брест.

В Бресте, после изрядного ожидания на совершенно ледяном вокзале, нашу группу встретила экскурсовод Татьяна, веселая женщина с маленькой собачкой на руках.

После переклички, мы потащились на брестскую таможню, где, немного потолкавшись, мы получили в паспорта долгожданные штампы (собачка преодолела таможню контрабандой в Татьяниной сумке). Далее на электричке мы пересекли польскую границу, польские таможенники прямо в вагоне прокатали наши паспорта, и мы направились к ожидающему нас автобусу.

Автобус — это вообще отдельная песня. Изрядно посявканный Неоплан был грязен снаружи, неудобен внутри, и, как оказалось впоследствии, отличался дурным характером. На первом этаже было четыре четырехместных отсека, с сидениями, расположенными лицом друг к другу и разделенных неубирающимся столиком. Второй этаж был стандартный, единственно, что места там было, мягко сказать, маловато, при откинутой впереди спинке, ноги было девать некуда даже невысоким людям. Нам достался четырехместный отсек на первом этаже. Самое обидное, что только мы сидели вчетвером, и сказать, что это было неудобно — ничего не сказать. Во всех остальных отсеках народ сидел по двое, чему мы явно завидовали…

Из удобств в автобусе был неудобный туалет и кулер с горячей (не всегда) водой. Из неудобств были печка и кондиционер, причем печка шпарила только на втором этаже, а кондиционер не работал вовсе. На обратном пути, наверху было жарко ехать даже в футболке, а вот внизу замерзала вода в бутылках, поставленных на пол, и пара человек вернулась на родину с температурой под 40. Водители были тоже как припев к этой песне. Сначала их было двое, и между собой мы звали их Лёлек и Болек, не смотря на то, что одного звали вроде как Марек, а вот имя второго мой склероз не сохранил. Но явно не Болек. Потом их стало трое, а потом мы вообще перестали их считать.

Итак, кое-как разместив восемь ног под столиком (он услышал много нелицеприятных слов в свой адрес), мы отправились покорять Европу.Где-то недалеко от границы была остановка поесть, правда, есть пришлось буквально на бегу, так как на пару человек обслуживающего персонала было несколько полных автобусов с туристами, приехавших одновременно. Там же есть обмен валюты и супермаркет, где можно было недорого накупить всякой всячины в дорогу.

ВАРШАВА

Автобусная экскурсия по новогодней Европе

Пока суть да дело, потихоньку добрались до Варшавы, и наш Неоплан припарковался под мостом, неподалеку от старого города.

На экскурсию было отведено около двух часов. Под рассказы Татьяны, мы глазели на пестрые здания старого города, и на собачку, которая, совершенно не интересуясь историей, спокойно орошала углы исторических зданий. Большинство старых зданий было уничтожено во время бомбежек в Великую Отечественную, а потом восстановлено, так что их можно назвать новоделами. Однако приятные пастельные цвета, в которые они выкрашены, и рождественское убранство самих зданий и множества маленьких магазинчиков, в них расположенных, оставили приятное впечатление.

После непродолжительной экскурсии как таковой, нам дали немного свободного времени, которое было потрачено на приобретение польских сувениров и фотографирование около памятника русалочке. Отведенное нам время вышло, мы бросили последний взгляд на затянутый серыми облаками город, и, не очень-то расстроившись этому факту, загрузились в автобус, и поехали дальше на запад, в сторону границы с Германией и места ночлега.

С некоторыми приключениями (по словам наших водителей у автобуса то и дело лопались какие-то пассики) мы добрались до гостиницы, где нам предстояло ночевать. Все было хорошо, если не считать того, что большинство номеров, под нас зарезервированных, почему-то были трехместными, а народ в большинстве своем был парами. Однако Татьяне тем или иным образом удалось утрясти эти проблемы, и народ расползся по номерам.

БЕРЛИН

Автобусная экскурсия по новогодней Европе

На следующий день Берлин встретил нас легким морозцем, ярким солнцем и пронзительно-голубым небом. Сначала нас водили по территории бывшего восточного Берлина. Телебашня ярко сверкала на солнце, Александер Плац была битком забита различными каруселями, палатками с едой и питьем и рождественскими сувенирами. Играла музыка. Берлинцы отдыхали. Нам было завидно.

Эх, чего там только не было! Глинтвейн лился реками, жареные колбаски пахли так, что сносило крышу, покрытые рисунками из разноцветной глазури пряники просто просились в рот, яблоки в красной карамели горели на прилавках как маленькие солнца. Ну и конечно, пиво… настоящее немецкое разливное пиво.

К сожалению (а скорее, все-таки к счастью) этот рай пришлось покинуть, мы сфотографировались на фоне Домского собора, который очень гордо и красиво отражался в канале, погуляли по старым брусчатым улочкам, и погрузились в автобус, который повез нас к Рейхстагу и Бранденбургским воротам.

Рейхстаг оказался гораздо больше, чем я его себе представлял, если представлял вообще. Яркое солнце окрасило его в приятный золотистый цвет, мощные колонны поддерживали стену, украшенную мужественными арийцами, обнаженными женщинами и детьми. Барельефы были разбавлены различными гербовыми щитами. Огромная поляна перед ним была покрыта зеленой травой (это в конце декабря), на которой резвилась стайка живописных панков, а в парадный вход змеилась очередь желающих посмотреть на город из-под купола. У нас желания, да и времени, стоять в очереди не было, поэтому мы потопали в сторону очередного берлинского символа — к Бранденбургским воротам. К нашему сожалению, вокруг ворот было что-то вроде стройплощадки, и их основание было закрыто каким-то полотном, так что впечатление от них осталось смазанным. Далее нашу группу на автобусе отвезли в район недалеко от зоопарка, сориентировали на ближайший супермаркет (в автобусе все всё время что-то ели и что-то пили), и отдали нам Берлин на разграбление до вечера, чем вся наша группа с удовольствием и воспользовалась.

Мы вчетвером изрядно замерзли, поэтому решили сначала посетить знаменитый Берлинский аквариум с целью общего развития, а заодно и погреться, а дальше действовать по обстоятельствам.

Должен заметить, что аквариум был потрясающий, если есть время и хотя бы минимальный интерес к живности-то туда надо обязательно сходить. После посещения аквариума мы изрядно поели в каком-то ресторане за весьма пристойные деньги, и пошли к замеченной ранее площади, на которой в самом разгаре проходили рождественские гуляния. Остаток свободного времени мы наслаждались праздничной иллюминацией, глинтвейном и прочими бюргерскими вкусностями.

Далее был ночной переезд до Амстердама. Вспоминать его особого желания нет, так как я совершенно не умею спать сидя, да и просто долго сидеть было проблематично благодаря вышеупомянутому столику. Ну да ладно. Где-то в районе пяти-шести утра мы припарковались в самом свободном городе Европы.

АМСТЕРДАМ

Автобусная экскурсия по новогодней Европе

Самый свободный город был еще и самым холодным. Небо было ясное, с Северного моря задувал ледяной ветер. Завернувшись в куртки, мы, помятые, лохматые и невыспавшиеся, курили около автобуса. После перекура за нас опять взялась Татьяна. В шесть утра слушать про Амстердам было не очень интересно, но деваться было некуда. Далее она нас порадовала, что с минуты на минуту открывается закрытый на ночь вокзал, и желающие могут до него дойти, что бы умыться, почистить зубы, и сделать все, что обычно делают по утрам нормальные люди. Желающих оказался целый автобус, и вот, мы, с полотенцами через плечо и мыльно-рыльными принадлежностями наперевес, короткими перебежками, пытаясь спрятаться от пронизывающего ветра, поскакали до вокзала. Он был минутах в 10–15 быстрой ходьбы от нашей стоянки. Редкие утренние велосипедисты в ужасе шарахались от русских туристов. Потом, уже на обратном пути, мы решили, что это был самый экстремальный момент нашего путешествия.

После совершения утреннего омовения, дождавшись последнего из нашей группы, мы табуном поплелись за Татьяной на экскурсию. Картинка была еще та… Время около восьми утра, темно, холодно, а небольшая группа русских туристов (всего 59 человек и одна собачка), периодически сверкая вспышками фотоаппаратов, пробирается какими-то закоулками в район красных фонарей. Район был интересный и заманчивый. Красные фонари манили сомнительными развлечениями, многочисленные Coffee-shop-ы говорили о том, что этот год был весьма урожайным на грибы, да и марихуаны был собран рекордный урожай с гектара, секс-шопы обещали удовлетворить любое извращенное желание. Жаль только, что в связи с ранним часом все было закрыто. В бедно обставленных комнатках под красными фонарями грустные уборщицы (а может и сами жрицы) выметали накопившийся за бурную ночь мусор, двери в многочисленные шопы были закрыты на массивные замки. И только неубиваемые русские туристы радостно фотографировались на фоне эротико-наркоманских граффити. Спустя энное время мы вышли из этого гнезда разврата, вышли возбужденными и неудовлетворенными. Однако нам было обещано свободное время, так что бунт был подавлен в зародыше.

Начинало светать, и, глядя по сторонам, я начал понимать, что Амстердам совершенно изумительное место и без всяких фонарей и шопов. Узенькие (в 2–3 окна) трех-четырехэтажные домики, казалось, расталкивают друг друга, что бы получше рассмотреть свое отражение в каналах, вычурные островерхие крыши пытаются дотянуться до светлеющего неба, в холодной воде каналов тонут желтые пятна света от фонарей. Я реально чувствовал, что с каждым новым шагом, каждым открывающимся за поворотом домиком, и даже с каждой жирной чайкой, гуляющей вдоль канала, Амстердам все глубже и глубже завоевывал мое сердце. Через какое-то время утреннее солнышко осветило сначала крыши, а потом и стены изумительных амстердамских домиков, и город, который в темноте казался немного мрачноватым, заиграл яркими цветами, как распустивший хвост павлин. В общем, до того, как растаявшие ледники затопят этот чудесный город, я обязательно приеду туда еще… Фантастически красивое место. Далее, по плану у нас было посещение алмазной фабрики, где можно было недорого приобрести как бриллианты, так и изделия с ними. В мои планы это явно не входило, поэтому, узнав, сколько времени у нас отводилось на закупку бриллиантов (1,5 часа), я провел его с толком, гуляя по просыпающемуся городу. Далее на выбор нам предложили либо экскурсию на кораблике по каналам, и потом свободное время, либо сразу свободное время. Наиболее возбужденные сразу побежали обратно, на манящий красный свет, остальные, и я в их числе, пошли до кораблика. Кораблик был широкий и плоский. Он бодро гнал волну по каналам, а приятный женский голос, записанный на пленку, рассказывал нам по-русски, где именно мы сейчас проплываем. Двухсот — трехсотлетние нарядные домики стройными рядами стояли вдоль каналов. Невысокие ограды, защищающие обкурившихся голландцев от непреднамеренного купания, были сплошь заставлены прикованными к ним велосипедами. Волны от нашего кораблика ласково омывали кирпичные берега каналов, а мосты были настолько низкие, что хотелось пригнуться, когда под ними проплываешь. Кораблик оказался не так прост, как нам казалось, в чем мы убедились, когда он лихо вырулил из очередного канала в Северное море. Море было очень синим, и казалось очень холодным. Сделав круг почета по морским просторам, мы пришвартовались где-то в городе. Что бы сориентироваться, в каком направлении искать наш автобус, перекусить и закупить сувениры, у нас было еще около двух часов. Немного поплутав, мы вышли к цветочно-сувенирному рынку, где Димкины девушки прикупили пару мешков луковиц тюльпанов, а мы с ним вдарили по сувенирам. Немногим позже мы, как и остальной народ, нашли наш автобус, расселись по местам, и с явным сожалением поехали в сторону Брюсселя.

БРЮССЕЛЬ

Автобусная экскурсия по новогодней Европе

В Брюссель приехали уже затемно, и пошли, по заверениям Татьяны, на самую красивую площадь Европы — Гран Пляс. Я выдел мало европейских площадей, но эта выглядела как ювелирное изделие, выложенное на темном бархате ночи. Воздушное здание ратуши XV века, украшенное высокой башней, Королевский дворец, который казалось, был весь сделан из стройных колонн, гильдейские дома — все было подсвечено желтым и белым цветом, и на фоне черного неба выглядели настоящими произведениями искусства. Очень сложно передать это словами, это надо видеть. Далее, узкие брусчатые улицы привели нас к символу Брюсселя — Писающему Мальчику. Мальчик был маленький, но писал уверенно, чем вызывал нездоровый ажиотаж у туристов, которые изо всех сил пытались запечатлеть струйку в правильном ракурсе. Потом было немного свободного времени, которое мы провели, гуляя по многочисленным магазинам и магазинчикам, которых было полным-полно как на самой площади, так и на прилегающих к ней улочках.

Лучшие бельгийские шоколатье издевались над нами, представляя тысячи сортов шоколада в любом виде — просто кусками, в виде конфет, плиток, писающих мальчиков и шоколадных фонтанов. Лучшие бельгийские пивовары тоже не отставали от шоколатье, предлагая неприличное количество сортов пива, с том числе и упаковками по полметра. Бельгийские кружева, гобелены, и естественно, тысячи и тысячи Писающих Мальчиков разного размера, цвета и предназначения. Ну да, забыл сказать, что, как и везде, все это буйство было украшено рождественской иллюминацией, гирляндами, игрушками и проч. и проч. В результате, Брюссель оставил о себе очень странное впечатление — как после посещения Оружейной Палаты, или какого-то подобного музея — все безумно красиво, богато, интересно… но не твое.

Тем не менее, тот маленький кусочек Брюсселя, который нам удалось увидеть — был очень красив, и этого у него не отнять…

ПАРИЖ

Настал момент, ради которого и была затеяна вся эта писанина — и сейчас я понял, что совершенно не знаю, про что именно писать. Про Париж надо писать либо много и красиво, либо не писать ничего вообще.

Раньше мне было гораздо легче. Раньше я не хотел в Париж. Даже не знаю, почему. Просто не хотел, и все. Подумаешь, Эйфелева Башня, Елисейские Поля, Нотр-Дам… Что я их, по телевизору ни разу не видел, что ли… Однако теперь все то, что раньше было не более, чем просто понятиями — Монмартр, Трокадеро, Сите, Сакре-Кер и многое-многое другое, обрело для меня плоть и кровь. Париж оказался несказанно хорош, даже с учетом, что нам не очень повезло с погодой. Был снег, был дождь, но, к счастью, выпал и солнечный денек.

Расскажу немного про наше размещение и экскурсионную программу, а потом уже перейду к впечатлениям. Заселили нас в гостиницу под Парижем, недалеко от Ле Бурже, примерно в получасе езды от города. Номера были достаточно спартанские, однако ни на что другое я и не рассчитывал, поэтому ровно никакого разочарования. Живал в местах и похуже.

Экскурсии были следующие: обзорная по городу, Версаль, Дисней-Ленд, Аквапарк, посещение кабаре, встреча Нового Года, и различные экскурсии по городу, типа «Чрево Парижа». Но так как в моих планах было самостоятельное изучение города (ходить в пятидесятидевятером мне уже давно надоело), я воспользовался ими по минимуму. Первый день, катаясь на автобусе под изрядным дождем, удалось сориентироваться, и практически все остальное время я использовал автобус только что бы попасть в город утром и в отель вечером (своим ходом это было сделать проблематично). Все остальное время я гулял один, либо с небольшой группой единомышленников, которым тоже не нравилось гулять стадом. В Версаль поехали на второй день, во время поездки Татьяна начала нам рассказывать про историю дворца, потом плавно переключилась на царственные персоны, потом на их личные отношения, а потом была приблизительно получасовая лекция о сифилисе, которым обязательно болел каждый французский король или королева. Собственно, такой продолжительный рассказ про венерические заболевания, щедро разбавленный историческими фактами я слушал впервые в жизни.

В Версаль была огромная очередь. Честно говоря, очереди были везде. Очередь в Версаль плавно извивалась от автобусной стоянки, благо места было достаточно, очередь в Лувр была закручена так, что было непонятно, кто за кем, куда и зачем, очередь на Эйфелеву Башню плотно обвивала все ее четыре ноги, и все свободное место между ними. Рождественские каникулы, однако…

Версаль был набит битком. Москвичи тут же вспомнили метро в час пик, что вспоминали люди из других городов, я не знаю. Толпа занесла нас во дворец, и далее несла уже без остановок, протискивая в узкие двери между залами, и периодически ударяя о красивые мраморные колонны. Ощущение у всех посетивших Версаль было одно — ВЫЖИЛИ!!!

Кабаре. Сэкономивши денег на Мулен Руж, мы пошли на представление в маленькое кабаре La Belle Epoque. Что сказать… Надо или идти на настоящее шоу, либо не ходить никуда вообще. Новый Год был в ресторане, где питались наши люди, у которых были оплаченные ужины. Заказано было на десять вечера по местному времени, поэтому за Новый Год по московскому времени шампанское и прочие спиртные напитки (которые мы принесли с собой) были распиты на улице с видом на Триумфальную Арку под громкие крики и песни нашего контингента. После этого нас пустили в ресторан, где немногочисленная оплаченная выпивка и скромная закуска была явно недостаточна для широкой русской новогодней души. Просидев там оплаченное время, все съев и выпив, мы вывалились из ресторана, где и начался настоящий Новый Год — с песнями, плясками и братанием с местным населением. Парижане от нас не отставали. Каждый первый шел, прихлебывая из бутылок (спасало то, что они пили из горла вино или шампанское, а не водку, как некоторые), проезжающие машины были гроздьями облеплены народом, и над городом витало поздравление «Bonne Annee!» Было уже весело, но естественно мы еще продолжили отмечать, когда вернулись в отель. Но это уже совсем другая история.

Все остальное, что я увидел в Париже, было по собственной программе, и не знаю, что еще стоит, да и нужно ли рассказывать и рекомендовать.

Шикарные соборы с потрясающими витражами, узенькие улочки и широкие бульвары, сокровища Лувра, архитектурные памятники мирового значения, и просто дома, Сена на конец — все было несказанно хорошо и красиво. Одно из самых сильных ощущений — был подъем на Эйфелеву Башню. Вернее, не сам подъем, а открывающаяся оттуда вид… Из тех мест, где мне удалось побывать, только несколько было таких, что о них невозможно рассказать, их надо увидеть самому. Храм Ангкор Ват в Камбодже, Баган в Бирме, черногорская природа, подводный мир… и Париж, вид сверху…

Тонкие шпили соборов, ярко блестящий на солнце золотой купол Собора Инвалидов, геометрически правильный комплекс Трокадеро, в полном смысле слова летящий по воздуху Сакре-Кер, голубая Сена… Да и весь остальной город тоже… До самого вечера, если меня об этом спрашивали — я мог только открывать и закрывать рот, не издавая при этом ничего вразумительного.

В Париже было чертовски хорошо. Хорошо просто гулять. Хорошо идти с какой-то определенной целью. Хорошо сидеть на лавочке и есть жареные каштаны. Пить кофе в одной из тысяч кофеен или горячее вино на набережной Сены. Было просто здорово смотреть на изумительно подсвеченное колесо обозрения на площади Конкорд, издалека напоминающее футуристическую летающую тарелку, приземлившуюся на ребро. На многочисленные кораблики, проплывающие по Сене. Было здорово смотреть на Париж…

Раньше мне было гораздо легче. Раньше я не хотел в Париж…