Турист Aliona
Aliona
был 17 ноября 2017 18:41

Киев — Украина Май 2012

Перед началом «длинных» майских праздников мы всегда задавались вопросом, как провести их вне дома, совместив активный и недорогой отдых. Естественно, в такие короткие сроки осуществить поездку за границу бывает сложно, да и неоправданно дорого ради двух-трёх дней. Чаще всего при поиске маршрутов поездки выбор падал на города, до которых проще всего добраться на наземном транспорте, и где можно переночевать без ущерба привычному уровню комфорта и безопасности.

Можно поехать в Питер, Нижний Новгород, Великий Новгород, Самара, другие маленькие города. Но поездив неоднократно по маршруту Питер-Москва, побывав в ряде других российских городов, мы решили внести новизну в свои короткие путешествия и побывать в столице соседнего государства — в Киеве. А почему бы и нет? Не так уж и близко… Но так ли сложно?

Билет на поезд от Москвы до Киева стоит чуть дороже, чем до Питера. Виза для россиян для въезда на территорию Украины не нужна (достаточно российского паспорта). Практически все киевляне знают русский язык. Во всех обменных пунктах Киева можно без проблем поменять рубли на гривны. Ещё находясь в Москве, мы забронировали места в хостеле на одну ночь в самом центре Киева (для одной-двух ночей лучше жить в центре: так можно сэкономить время при осмотре достопримечательностей (в Киеве они почти все располагаются в центре), и проще добираться до ночлега в позднее время).

Поезд отходит от Киевского вокзала в 23 с чем то, и в 6 утра мы уже были на Московском вокзале в Киеве. Что касается пограничного контроля, то, высчитав примерное время прохождения Российской и Киевской границ, мы ждали, что пограничники разбудят нас посреди ночи. Но, вопреки нашим ожиданиям, паспортный контроль с российской стороны попросил наши паспорта при посадке в поезд, а украинский — по прибытии в Киев. После прохождения паспортного контроля всем пассажирам разрешили покинуть поезд. Позже мы узнали, что только два номера поезда Киевского направления обладают такой особенностью — 001 и 002. И нам просто повезло: мы купили билеты как раз на поезд 001. В поезде проводники раздают пассажирам бланки миграционных карт и просят их заполнить до прибытия в Киев. Миграционная карта — это небольшая анкета с личными паспортными данными, часть которой при прохождении паспортного контроля забирают себе пограничники с украинской стороны, часть — остаётся у вас. Но эту оставшуюся часть обязательно надо сохранить, так как при выезде с территории Украины на границе её тоже забирают. Если потеряете — могут оштрафовать и придётся заполнять карту заново.

И вот мы в Киеве? Что дальше?

Очень удобно ехать в Киев именно на поезде, так как ж/д вокзал находится практически в центре города, в шаговой доступности от основных достопримечательностей города. Поэтому можно не терять время, позавтракать в ресторанчике у вокзала и начать осмотр города, например, направляясь по бульвару Тараса Шевченко в строну ул. Хрещатик. Если идти по бульвару Тараса Шевченко, то слева справа будет Владимирский собор, музей изобразительного искусства — Национальный музей Тараса Шевченко, справа красивый сквер — длинная аллея старых пирамидальных тополей, в самом конце аллеи пересечение с ул. Хрещатик, центральной улицей города и главной улицы страны. Хрещятик по исторической и социальной значимости сравним, пожалуй, с нашей Красной площадью. Здесь традиционно проходят народные гуляния, парады и политические митинги. В конце Хрещатика центральная площадь — Майдан Незалежности (Площадь Независимости), где, как правило, завершаются все процессии, и где по случаю торжества на временных открытых сценах проходят выступления артистов, политиков и пр. На 9 мая здесь, как и в Москве, проходят праздничные парады. На мой взгляд, парад был больше похож на костюмированное представление с участием военной техники, но в целом выглядел очень интересно и празднично.

С конца 1990-х гг. в выходные и праздничные дни движение автотранспорта по Крещатику запрещено — улица на это время становится пешеходной. Но как в праздничные, так и в будние дни Хрещатик — широкая, красивая улица в обрамлении старых каштанов и зданий в стиле сталинского ампира, навивающая ассоциации об имперском величии богатой и независимой Украины. Причём зимой, в преддверии новогодних праздников, в гирляндах, украшающих дома и деревья, Хрещатик не менее красив, чем весной. Весной, как раз в начала мая, улица буквально утопает в цвету каштанов.

О каштанах следует сказать отдельно. Киев намного южнее многих центральных Российских городов, климат здесь тёплый и достаточно влажный из-за Днепра, имеющего очень большую водную площадь (есть даже афоризм на эту тему «не каждая птица долетит до середины Днепра)». Поэтому именно здесь, в центре города довольно бурная растительность и огромные, старые деревья — каштаны, липы, клёны. Причем местами даже сохранился редкий вид каштанов, имеющих красные соцветия. На майские праздники (как правило, на вторые майские) Киев буквально утопает в белом цвету, не говоря уже об аромате цветущих каштанов, который ещё больше усиливается вечером.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

На Хрещатике также можно встретить европейские марки магазинов одежды и обуви, и цены тут немного ниже Московских. В целом, магазинов не много, так что на шоппинг в Киеве лучше особо не рассчитывать. Но вот куда обязательно стоит зайти — это винный магазин крымских вин на Майдане Незалежности. Здесь по доступной цене можно купить качественные вина и коньяки заводов «Масандра» и «Коктебель», к тому же и разные сорта вин продаются на разлив, и можно купить всего один стаканчик. Чтобы найти магазин — ориентир Макдоналадс в глубине площади, недалеко от которого, на пересечении площади Майдана и переулка Тараса Шевченко находится винный магазин.

В самом конце ул. Хрещатик, справа через дорогу находится Национальный художественный музей, где у входа нас встретили величественные статуи каменных львов. Музей не такой большой, как наш Пушкинский, но не менее интересен, — в нём собраны работы украинских художников разных периодов, на многих полотнах запечатлены сюжеты из жизни Украины прошлых столетий, очень много пейзажных работ.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

От Национального художественного музея рекомендую подняться вверх по ул. Институтской и свернуть вправо — на Банковую ул. На Банковой ул., напротив Дворца Президента Украины, есть здание, построенное в стиле модерн, в простонародье получившее название «Дом с химерами». Внешний вид здания — незабываемое зрелище! Фасад украшен бесчисленным множеством реальных и сказочных существ. Причём все фигуры выглядят очень динамичными, и кажется, что вот-вот спрыгнут с дома и расползутся по городу.

А если смотреть от самого начала Хрещатика, то на бульваре Тараса Шевченко есть одноименный музей, о котором я уже упоминала. Это двухэтажное здание в стиле ренессанса, не очень приметное с улицы, и почти скрытое за кронами деревьев. Здесь на первом этаже проходят постоянно меняющиеся выставки современных художников, а на втором расположена постоянная экспозиция самого Тараса Шевченко. Зайдя на второй этаж просто ради любопытства, мы были приятно удивлены, узнав, что Тарас Шевченко — не только народный поэт, но и народный художник — живописец и график, оставивший потомкам, наполненные любовью к отечеству сюжеты из жизни крестьян и пейзажи с видами старого Киева и его окраин.

Если же нет желания посещать музеи, то можно с Майдана Незалежности подняться по улочке, начинающейся сразу за Макдоналдсом (это Софиевская ул.), и сразу оказаться перед Софийским собором, на территорию которого также можно зайти.

Мне сразу бросилось в глаза, что все соборы в Киеве — это монументальные яркие архитектурные ансамбли, поражающие не только духовностью, красотой и величием, но и художественностью (например, Кирилловская церковь и Владимирский собор были расписаны Михаилом Врубелем). Все соборы поражают самобытностью. Ни один собор не похож на другой, каждый собор, каждый архитектурный ландшафт, в который он включён — это личность, яркая и неповторимая, со своей историей, со своим духом, характером, встречающий прихожан по-своему. О каждом соборе можно говорить долго, но лучше их увидеть, и хотя бы двадцать минут провести в тени и благодати каждого. Все соборы являются действующими и при желании здесь можно посетить службу. Лучше включить посещение каждого в свой маршрут, благо все самые яркие соборы находятся также в центре.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

Итак, Софийский Собор находится на Софиевской площади, на ней же расположен знаковый монумент Киева — памятник Богдану Хмельницкому, часто встречающийся на открытках, посвященных Киеву.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

После Софийского собора можно дойти до Михайловского собора, который находится совсем рядом с Софийским. После Михайловского стоит вернуться обратно на Софиевскую площадь и повернуть направо, на тихую тенистую улочку (Владимирская ул.), которую облюбовали местные художники, выставляющие свои работы на продажу прямо на мостовых, вдоль домов. Что-то в этой улочке есть такое, что придает ей схожесть с нашим Арбатом.

Улочка плавно переходит в Андреевский спуск. Не доходя до Андреевского спуска метров 20, сразу за последним домом перед началом спуска, мы завернули влево, в Десятинный переулок, где расположен детский парк скульптур, получивший название «Детский парк на Пейзажной аллее». Парк был создан художником и скульптором Константином Скретуцким, создателем многих наивных и сказочных скульптур Киева, пожалуй, самая известная из которых — «Ежик к тумане», расположенная в центре Киева. Парк на Пейзажной аллее, не смотря на внешнюю наивность, является настоящим художественным произведением, и будет интересен не только детям. В парке есть огромная синяя кошка-сороконожка; зубастый заяц, который также может служить скамейкой с навесом для двоих; фонтан с обнимающимися зебрами; другой фонтан — девочка на шаре, а рядом с девочкой писающая собачка; Маленький принц с лисом… Все фигуры украшены яркой мозаикой, и создают настолько позитивное настроение, что даже в дождливую, серую погоду, когда находишься в парке, кажется, что мир становится немного светлее и теплее.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

От парка стоит пройти к серому зданию с колоннами — зданию Исторического музея, которое находится на том же переулке. На площадке перед зданием, на гранитном камне в старославянском стиле выбита летописная надпись «Откуда есть пошла русская земля «, глядя на которую невольно задумываешься: «И правда: Русь, она ведь изначально — Киевская!»

Далее можно пройтись вниз по Андреевскому спуску, мимо Андреевской церкви. Сразу за Андреевской церковью можно подняться по каменным ступеням на смотровую площадку с видом на Киев и Днепр. Желающих, однако, немного: ступеньки очень крутые. После посещения смотровой площадки можно идти дальше по Андреевскому спуску. Причём, так как это спуск, то идти лучше именно таким маршрутом, так как подниматься в противоположном направлении по Андреевскому спуску сложно: он довольно крут, да и мостовая из крупного булыжника — не самый удобный грунт для пеших прогулок. Если ещё и учесть то, что улица довольно узкая, и переполнена туристами и торговцами сувенирами, то идти вверх может быть совсем не просто.

Спустившись вниз, к подножью Андреевского спуска, мы оказались на Контрактовой площади. Если перейти дорогу на светофоре, сразу виден ресторан самообслуживания «Пузата Хата», который любят местные жители за качественную и разнообразную местную кухню и за очень демократичные цены. Кстати, «Пузата Хата» есть и на Хрещятике, в переулке под аркой, недалеко от входа метро «Майдан Незалежности». Лично я очень люблю «Пузата Хату», и почти всегда, путешествуя по Киеву, захожу туда перекусить.

В центре Киева, недалеко от метро «Арсенальная», есть ещё одна достопримечательность — Киево-Печерская лавра. Это огромный действующий монастырский комплекс, который в 1990 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо того, что здесь очень красиво, лавра ещё обладает особенной энергетикой — кажется, что всё вокруг дышит и буквально пропитано духовностью, силой и светом. Находясь в Лавре, стоит посетить действующие церкви, и обязательно — подземные пещеры (кстати, приставка «печерская» восходит к украинскому слову «пещера»), где в стеклянных саркофагах лежат святые мощи монахов и причисленных к лику святых воевод и правителей Киева. Например, в пещерах покоятся мощи монаха по имени Илья, который также известен под именем былинного героя Ильи Муромца. Судя по фигуре, укутанной в саван, рост этого монаха был около 2 метров, и по выступающей через ткань части руки — был обладателем огромного кулака.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

Вход в пещеры свободен и в них обязательно стоит зайти — не только ради того, чтобы прикоснуться к святым мощам, но и просто побыть там, пройти по коридорам — ощущение необычное и волнующе. В одной их пещер (их всего две) можно увидеть кельи, в которых жили монахи, там же есть небольшое алтарное помещенье, где они молились. Но, как выяснилось, перед входом в пещеру нужно обязательно нужно запастись горящей свечой, так как в пещере никаких ламп и окон нет! Оказаться в кромешной мгле там очень легко и совсем неприятно. Для девушек, входящих в пещеры, обязательны юбка и головной убор. У путешествующих со мной девушек их не было, и нам вежливо отказали войти, но сразу же рассказали, где на территории лавры можно взять юбку под залог. Залог стоит 15 грн. Под него выдают юбку, которая по сути не юбка в привычном современном понимании, а длинный холст, который легко оборачивается вокруг талии и завязывается. Так что, такая юбка будет в самый раз девушкам любой комплекции, такую юбку можно одеть и поверх брюк.

Помимо религиозных святынь и духовной жизни на территории лавры существует ещё и жизнь культурная — здесь есть духовная семинария, библиотека, краеведческие музеи, есть даже памятник основателям русской письменности — Кириллу и Мефодию. После посещения храмов и пещер можно подняться на смотровую площадку, откуда открывается шикарный вид на Днепр и чуть правее на 102-х метровый монумент-скульптуру «Родина-мать», возвышающийся посреди мемориального комплекса, посвященного великой отечественной войне.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

Для тех же, кто проголодался, на территории Лавры есть монастырская трапезная, где мы вкусно и недорого пообедали, попробовали местную, монастырскую кухню. Кстати, работают в трапезной тоже только церковные служительницы.

Ещё к несомненным достопримечательностям Киева я бы отнесла парки — Ботанический сад им. М. М. Гришко, который интереснее всего как раз в мае, когда цветёт бесчисленное множество сортов сирени, цветут каштаны и даже сад магнолий. Из парка открывается шикарный вид на Выдубицкий монастырь, утопающий в сиреневом цвету, и на извилистый Днепр, через который перекинут железнодорожный мост.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

Ботанический сад расположен в центре. И хотя до него можно дойти и пешком от Лавры, следует иметь ввиду, что вход в парк расположен с противоположной стороны, — со стороны метро «Дружбы Народов». Вход платный, около 5 грн. Так что тем героям, которые не привыкли отступать, или хотят сэкономить, или не хотят тратить время на обход по периметру, остается только перебраться через забор. Возможность такая есть, но всё же я бы не советовала, мы все-таки в гостях…

Другая интересная достопримечательность — Музей национальной архитектуры и быта в Пирогово, расположенный под открытым небом и представляющий из себя даже не макет, а целую деревню с несколькими дворами, с действующей деревянной церковью и с ветряными мельницами. Смотрители музея одеты в национальные костюмы, некоторые даже занимаются несложными приусадебными работами, что создаёт ощущение настоящего присутствия на Украинском хуторе 18–19 веков.

«Откуда есть пошла русская земля» или прогулки по Киеву в мае

В каждую постройку можно зайти и увидеть жилище со всеми предметами крестьянского быта до мельчайших подробностей. Музей Пирогово расположен на окраине и Киева. Добирались мы туда от метро «Лыбидская» на маршрутке минут 15. Лучше ехать именно на маршрутке, так как, если ехать на троллейбусе или на автобусе, то до входа в парк придётся ещё идти пешком минут 10, а маршрутка останавливается у самого входа. По территории музея можно гулять весь день. Тут есть не только экспонаты под открытым небом, но и трапезные, многочисленные сувенирные лавки, и возможность просто поваляться на травке, наслаждаясь первым весенним теплом и южным солнышком.