Турист Татьяна Хивренко (Tat_jana_Khivrenko)
Татьяна Хивренко
была 26 июля 2018 12:56

Храм Ада и Рая. Размышления о странных фигурах

Паттайя — Таиланд Декабрь 2012

Как и многие россияне, я изучала буддизм в институте без большого интереса, схватила пару зерен и забыла. Спустя много лет я изучала уже в университете историю религий и этот предмет был для меня одним из самых интересных. Буддизм не внушает мне страх, а, следовательно, я всегда рада встрече с ним и пополнению своих познаний о нем.

Мы знали, что в программу экскурсии включен Храм Ада и Рая. Ожидали, что этот храм будет похож на другие- яркий, ароматный, с красивыми статуями и пр. Высыпавшись из автобуса, мы вошли на территорию и увидели совсем не то, что ожидалось.

Вдоль дорожек стояли неуклюжие статуи…хотя нет, их нельзя назвать статуями, это были человеческие фигуры большого роста. У некоторых были деформированы части тела. Это были грешники в момент наказания их после жизни. Каждый грех- вполне конкретное наказание. Иногда экскурсовод спрашивал нас:«Как вы думаете, в чем грешен был этот человек?» По сути наказания мы угадывали не всегда.

После пробежки по всем грешникам мы перешли к праведникам. Их внешность была более удобоварима. Но между теми и другими было что-то неуловимо общее. Чтобы понять, что именно, мне потребовалось еще не раз просмотреть свои и чужие фотки. Этим общим было отрешенное выражение лиц. По большому счету ни выражения ужаса и боли у грешников, ни восторга и умиротворения у праведников я не заметила.

Выпученые глаза, открытые в крике рты были неубедительны. Они не внушали страха, не отвращали от греха, вызывали, скорее, брезгливость. Их лица не ассоциировались ни с какой национальностью или расой. Казалось, что фигуры делались второпях. Однако я была уверена, что это не спроста.

Думаю, что это сделано специально, чтобы посетители не присматривались к этим фигурам, как к произведениям исскуства, а думали про грехи, свои и чужие. Обезличенность праведников я объясняю тем, что они в жизни могут ничем не отличаться внешне от грешников. Жить праведно труднее, чем не задумываться ни о чем.

Храм не раскручен для туристов, но его часто посещают тайцы, чтобы оставить пожертвования и отогнать от себя неприятности. Черепахи и сомы там же. Их можно покормить, только осторожно. Можно отпустить в пруд змейку, очищаясь от греховных мыслей.

В общем, мне удалось кое-как связать концы с концами, но тема все-таки осталась открытой.