Турист Edena
Edena
была 28 августа 2013 1:17

Рованиеми — Финляндия Декабрь 2009

Добрый всем день! Потихонечку прихожу в себя после так называемого «отдыха»… Вот решила сесть и написать, решила предостеречь всех тех, кто клюёт на зазывательную сказку о красоте, сказке и необычности визита к Санта Клаусу в Рованиеми. Перед тем, как собраться в эту поездку я, как и все, проштудировала интернет в поисках информации и находила ТОЛЬКО ВОСТОРЖЕННЫЕ отзывы. Вспоминая впоследствии эти отзывы в Рованиеми, я всё чаще думала о том, что те отзывы были заказные. Вообще наша поездка как-то не задалась с самого начала.

Ездили мы самостоятельно. В конце сентября я купила билеты на самолет. Летали с компанией FinnAir. В октябре забронировала гостиницу Aakenus (одно из светлых пятен в путешествии).

Теперь всё по порядку.

ДОРОГА ТУДА

Началось всё в аэропорту Пулково. Мы вылетали 26 декабря. Рейс должен был быть в 18 — 50. В 16 часов я позвонила в представительство, чтоб узнать, нет ли задержек с рейсами. Меня заверили, что проблем нет абсолютно НИКАКИХ, хотя по городу уже свирепствовал буран. Мы, поверив, приехали в аэропорт за 2 часа до вылета. На табло уже горел наш рейс.

Мы, отстояв длиннющую очередь на регистрацию, узнали о том, что наш рейс задерживается на неопределенный период, а потому регистрация откладывается. В недоумении мы обнаружили, что наш рейс с табло исчез! Причем нигде об этом не объявлялось. Всё бы ничего, но у нас был стыковочный рейс в Хельсинки, по расписанию, через полтора часа после прибытия из Питера (по начальному расписанию).

Я решила обратиться в представительство FinnAir в аэропорту с вопросом, на сколько задерживается рейс. Офис был закрыт больше часа!!!! Ни записок, ничего. Причем все остальные представительства работали как положено. Когда пришла индифферентная дама, то она жутко удивилась, узнав ОТ МЕНЯ о задержке рейса. Она сказала, что в её компьютере всё нормально и самолет вот-вот должен вылететь. Я подумала, что у меня «крыша поехала»… потом она долго куда-то звонила, что-то выясняла,… в общем, вразумительного ответа я от неё не получила…

В результате, из Питера с мучениями мы вылетали в то время, когда наш следующий самолет должен был вылетать из Хельсинки в Рованиеми. Я подумала: будь что будет. Лечу одной компанией. Пусть сами решают эту проблему. И они решили!!!! Когда открылась дверь нашего самолета, то мы услышали громкий мужской голос: "Кто на Рованиеми? Быстро! Ворота такие-то!!! Из-за вас задержан рейс! Вас ждут." И мы (полсамолета) понеслись как сайгаки с детьми. Пробегая 200-метровку на время и преодолевая пограничный контроль.… Ух, незабываемые ощущения!!! Можете представить, как нам были «благодарны» те, кто вылетал из Хельсинки. На этом наши приключения не закончились! Всё только начиналось.

Итак, мы прилетели в Рованиеми поздно ночью. Должны были в 21–50. Маленький чудесненький аэропорт.

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!»
Мы с ребенком настраиваем себя на приближение чуда, радуемся как дети, фотографируем в аэропорту всякие сказочные фигурки… и тут… бац!!!! Лента останавливается и куча пассажиров остаётся без багажа. Все стоят, смотрят на ленту и не верят своим глазам… Я по наивности решила, что всего-навсего первую партию багажа выгрузили. Сейчас загрузят вторую и ленту включат вновь. И тут я случайно слышу от французов, что багаж потерян…

Мы-то ладно, а они вообще верхнюю одежду в багаж сдали. И стоят в одних рубашечках-кофтах. На улице минус 25. Но и до меня доходит, что наша тёплая одежда тоже в чемодане. Мы с ребенком в джинсиках. По нарастающей начинаем с ребенком перебирать, что еще было там, в чемодане. Да всё!!!! Даже спать не в чем… Аэропорт пустеет, готовится к закрытию. Огни гаснут, остается всё меньше пассажиров. Я в растерянности пытаюсь сообразить, что делать. Тут замечаю у стойки регистрации небольшую группку людей, заполняющую какие-то бумаги и понимаю, что мне туда.

Там мне выдают ксерокопию заявления о потере багажа. (Надо сказать, что в аэропорту в это время кроме единственного дядечки на check in и пары грузчиков никого не осталось). За окном темно и пустынно, лес и поля, 10 км до города. Выходим с ребенком на улицу. Перед нами закрывает двери маршрутка Aiport Express и уезжает, не смотря на то, что мы бежим с ребенком следом за ним и кричим — просим остановиться… Завывание ветра, второй час ночи, ни единой машины такси, темнота…

И тут мой ребенок, до селе не проронивший ни слова, начинает так горько рыдать от усталости, от страха и от отчаяния, что я от души жалею, что вообще ввязалась в эту авантюру. Подходим к стойке регистрации. Просим помочь нам вызвать такси. Нам показывают телефон у выхода, который напрямую соединяет с такси. Дядечка с регистрации вызывает нам такси. Стоим — ждём. Рядом с нами стоит семья из Италии. Тоже ждут. Их папа — это комок злости и нервозности. Через какое-то время он поднимает трубку и тоже вызывает такси.

Приходит такси и эта наглая семейка, во главе с папашей, нагло отталкивая нас, запихивается в наше такси!!! Я спрашиваю у таксиста, за кем он приехал. Он отвечает, что за теми, кому вызвал такси служащий аэропорта. Он понимает всю сложившуюся ситуацию, но не выталкивать же ему итальянцев из машины. Он обещает вызвать нам другую машину. Спустя какое-то время подъезжает сразу два такси. Одна из машин за синьором таким-то….

НАШИ В РОВАНИЕМИ

В отель добрались в третьем часу ночи. Отель оказался уютным и милым. Девушка на ресепшине выше всяких похвал. Дала нам чудесный номер и напоила бесплатно чаем и кофе. Посочувствовала нам, сказав, что день у нас и так был слишком неудачным. А так вообще кофе у них стоит 2 евро, чай — 1,5. Ночь провели в полупоходных условиях.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Утром спустились на завтрак, узнали, что к девяти часам нам обещанный багаж не доставили. Решили не испытывать судьбу и отправились в деревню к Санте. Ведь за этим мы сюда и ехали!

Пройдя с ребенком метров 300, мы поняли, что ни о каком автобусе при таком морозе в нашей одежде речь не идёт. Пришлось брать такси. Сели. Проехали метров 200, вижу — на счетчике уже 8 евро 20 центов. Глаза на лоб полезли! Спрашиваю про тариф. А то, думаю, доедем сейчас за сто евро. Мне отвечают, что только за посадку сразу 8 евро включается. Понеслось!!! Вот она коммерция!!! И это начало!!!

ДЕРЕВНЯ САНТА КЛАУСА

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!»Приехали в деревню. Видим кучу строений. Заходим туда, где значок инфопункта. В общем, деревня Санты — это, а-ля «Гостинка» в Питере. По-простому: торговые ряды. Кругом. И их полно!!! И это там, куда дети едут за сказкой!!! Такое ощущение было, что мы приехали на рынок.

Дом Санты. Тут нам крупно повезло за все наши мытарства. Никакой очереди. Зато после нас набежало! Единственное, перед тем, как нас пропустить к Санте «добрые» эльфы настойчиво поинтересовались, не хочу ли я что-нибудь купить, чтобы Санта вручил ребенку? Как не хочу? Хочу, конечно! Юле вешают на шею бейдж с рисунком той игрушки, которую я купила. Двери перед нами открываются, и мы с ребенком долго идем по пещере. Завораживает. Вот это — ЕДИНСТВЕННОЕ сказочное место во всей деревне!

Поднявшись на второй этаж, видим небольшую очередь, которая быстро проходит. Приближаемся к двери. С Юлей фотографируется престарелый, до ужаса уставший эльф и запускает нас внутрь…

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!»Ну, вот теперь!… Мы в предвкушении!… И тут……. Боже, какое разочарование и убожество!!! Люди добрые, я всё понимаю, что все на всём делают деньги, но чтоб так вот, в открытую!!! Короче, запустили нас в комнатку 3 на 3, она же фотостудия. Голая, не прикрытая ничем ФОТОСТУДИЯ. Где с одной стороны на фоне некачественной декорации сидит такого же жутко уставшего вида «Санта» (с выражением лица: «Боже, как вы все меня достали!!!»), а напротив полный набор фотоаппаратуры (чуть ли не на фоне фанерной стены) с огромным телевизором. И единственное, что от вас требуется, как только вы входите, как можно быстрее усесться рядом с Сантой, сказать «чиииз» и убраться восвояси. Потому как в комнату уже зашли следующие посетители. Кстати, подарок моему ребенку был всунут настолько небрежно, что она даже в первый момент и не поняла, что это ей.

Вышли из комнаты. Всё на потоке. Предлагают купить фото с Сантой. Ну, как не купить? Ребенку же память нужна. Пожалуйте 25–30 евро.

Просто так из дома Санты не выйти. Выход сделан так, что приходится выходить через торговые ряды. Тут слабонервным и впечатлительным детям надо завязывать глаза. Иначе банкротство родителям обеспечено. Меня эта участь не миновала. Мой ребенок с ума сходит по хаски. С глазами побитой собаки выпрашивает у меня игрушку хаски и еще кое-какую мелочь с изображениями данной собаки. Решаюсь на этот шаг, дабы компенсировать нервотрепку накануне.

По малой нужде находим туалет (извиняюсь за подробности) и тут ждет еще шок! Такого ободранного и грязнейшего места я не ожидала здесь увидеть! Фу. Противно!

Далее идем с ребенком искать тех самых живых хаски. Находим место их обитания. Их много. За решетками. На месте не сидят. Прыгают. Поскуливают. Лают. Но чувствуется от них какое-то тепло, доброта. У каждого на мордочке написано огромное желание прокатить, да побыстрее! У моего ребенка тоже на мордочке написано желание: прокатиться, да побыстрее! Делать нечего. Отдаю за двоих 40 евро. Прокатили по быстренькому по какому-то кругу. Говорили, что 500 метров. Но, мне кажется, врут.

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!»Потом идем искать линию полярного круга. Долго ищем. Нет её. Снегом занесло. Почистить даже не подумали. А ведь на этом они тоже деньги делают.

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!» (здесь мы искали линию полярного круга)

Идем опять в инфопункт. Спрашиваем где полярный круг. А нам отвечают, что он-де здесь везде!!! (и при этом разводят руками) И что мы его уже раз 200 пересекли! Вот те раз! А как же мне ребенку это объяснить? И тут тётечка говорит: «Посмотрите на пол. Он тут тоже начерчен». Смотрим вниз. Коричневый кафельный пол, а по нему идёт в непонятном направлении белая линия, нарисованная лет 10 назад и потому очень сильно истертая. Ну очень истёртая и истоптанная. Даже и не понять, что это такое. При этом тётенька живо спрашивает у моего ребенка, не хотела бы она получить диплом о пересечении полярного круга. Ясно дело, хотела бы! Вздыхаю, лезу за денежкой. Эта старая лапландка еще хотела меня на деньги нагреть. Со ста евро 50 не додала. Причем сдачу мне пихнула жуткой мелочью. Если б я так сильно не тряслась над денежкой, то сунула б всё в карман. Потом разбиралась бы. Но в этот раз ей не повезло. Я всё пересчитала… Долго она не хотела отрываться от следующих покупателей. Но пришлось. Свои 50 евро я вернула!

Впечатления: Таких деревень Санта Клаусов у нас в России в каждом заснеженном городке! Ничего особенного! Даже горка — обыкновенный сугроб из снега. Всё убого. Нет той сказки, ради которой стоит ехать в такую даль и тратить такие деньги. Поверьте! Если только чтоб похвастаться, что я там был!!! Если б я раньше прочитала хоть один такой разумный отзыв, а не затуманенный от непонятного восторга, то ни за что не поехала бы!!!

У нас была другая альтернатива. И вообще, я никогда не пойму людей, которые писали, что Устюг по сравнению с Рованиеми — отстой. Люди, мы были там в прошлом году. Устюг — это душа!!!! Поверьте! И сказка именно там!!! Мы под впечатлением еще долго были… А тут прям стыдно за них стало.

САНТА ПАРК

После деревни поехали в парк. Опять разочарование. Единственное, что понравилось: проход по пещере. Очень впечатлили моего ребенка звуки, доносившиеся из динамиков. Страшно,… но прикольно! По парку ходят опять-таки до ужаса уставшие, формально выполняющие свои обязанности и неопрятные эльфы — студенты. И опять во всём дух коммерции.

Сходили с ребенком в школу эльфов. Мамочки, что это было?! Два якобы эльфа: молодой человек (говорил одновременно на финском и английском языках) и девушка (переводила на русский так, что если б я не знала английский, то вообще б ничего не поняла). Завели детей в какой-то зал. Эльф встал за трибуну и прочитал детям лекцию о том, что такое добро и когда его надо делать. Причем, именно ПРОЧИТАЛ.

Речь была не подготовленная и непродуманная. Такое ощущение, что на ходу думал что сказать. Мой ребенок в конце сказала: «Мам, я чуть не уснула». Зато этот самый эльф в конце лекции аж из штанов выпрыгивал, предлагая купить диплом о прохождении обучения в школе эльфов. Нет уж, дудки. Даже мой ребенок не захотела.

Потом мы отправились искать кондитерскую, где согласно рекламным проспектам, дети лепят и разукрашивают печенье под руководством жены Санта Клауса. Нашли… кондитерский магазинчик. Покупаешь там печенье (одна печенюшка без коробочки — 2,5 евро, в коробочке — 3,5 евро) и садишься там за любой стол, на котором стоят кондитерская посыпка и жидкий сахар, на которую приклеивать эту самую посыпку. И всё. Твори, дитя! Там мы были одни. Пока ребенок разукрашивал печенье, девушка за прилавком настойчиво уговаривала меня приобрести местный шоколад. По 8–15 евро за плитку. Заговорщицки мне объясняя: «От самого Санты». Хе, нашла дуру!

Пошли пообедать. Два блюда в районе 25 евро. Я решила попробовать сосиски из оленины. Думала, что отравлюсь. Привкус сырости от соуса стоял у меня во рту еще очень долго. Когда мы ели, то смотрели шоу отнюдь не детского плана. Акробаты на полотнах, выступающие под индейские барабаны. Всё это сопровождалось фонограммой нечеловеческих воплей. Чего они этим хотели сказать в детском парке развлечений, мы с ребенком не поняли…

Потом мы решили найти мастерскую, где (опять же из рекламок) под руководством эльфов дети радостно мастерят Санта Клауса. Нашли мы маленькую комнатку. Стоит длинный стол. Весь заляпанный красками. На столе стоят коробки видавших виды акварельных красок, разбросаны грязные кисточки по всему столу, на столе стоят бадьи с грязнейшей водой, такой, когда долго рисуешь красками, кисточку в воде моешь, а воду менять лень. И со временем она превращается в… Вот это и стояло. А еще на столе стояла корзина с деревянными кружочками. Отдельно лежали нарезанные красные треугольники и вата. В общем, пришел ребенок, откопал себе деревянный кружочек, и смастерил себе кое-как какого-то Санту. А как же эльфы, спросите вы. Да, эльф там был один: робкая афроамериканская девушка, у которой тряслись руки, когда она пыталась помочь. И её разрывали на части…

Я так много читала восторженных отзывов об этом парке, что подумала: «Ерунда была в Санта — деревне, но хоть тут-то должна быть рождественская сказка». Опять не повезло… Побродив еще немного по этому унылому месту, мы с ребенком двинулись домой.

ОПЯТЬ ОТЕЛЬ

Приехали в отель около пяти вечера. Багажа нашего так и нет. Дядечка на ресепшине посоветовал нам сбегать в магазин (магазины работали до 18) и купить себе всё необходимое. Потому, как он догадывался, что нам багаж не привезут еще долго. Как я потом узнала, у них останавливались посетители, которые так и уехали, не дождавшись багаж. Ну, а мы… всё по порядку. В магазине мы купили только всё необходимое: пасту, мыло, щетки, пижамы, нижнее бельё и ребенку тапочки. С теплой одеждой решили повременить. Всё-таки она у нас есть, пусть даже и где-то в чемодане.

ДЕНЬ ВТОРОЙ (МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ)

Я зареклась отмечать свои дни рождения в другой стране без любимого рядом и без друзей.

До обеда мы с ребенком прождали наш багаж. А значит просидели в гостинице. В обед поняли, что на чудо надеяться нельзя и пошли покупать теплые вещи, а заодно посмотреть город. М-да… это город, который позиционирует себя как родина Санты. Братцы, у них там всего ОДНА украшенная гирляндами улица с какой-то ёлкой и гигантским снеговиком. В общем, ощущение праздника — ноль! Опять же вспоминаю Устюг, где на каждом углу тебе дают понять, что всё там дышит сказкой. Везде символика.

Мой день рождения отметили с ребенком, посидев в пиццерии Rax.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Этот день мы посвятили зоопарку Рануа. Вот это светлейшее пятно из всей поездки! Боже, как там классно! Мы провели там целый день! Там же и пообедали в классном ресторане. Но самое главное: моего ребенка там катали на хаски целых 3 км по лесу за 20 евро! Причем всё было намного приличнее. А 500 метров у них стоит 9 евро. Так-то.

Эта "тропинка" идет то почти по земле, то до метров 10 над землёй (особенно там, где хищники).

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!»

Очень впечатлила абсолютно белая лиса и белая сова. А стая волков во главе с вожаком, бегающая по большой территории вообще вне сравнения.

Внизу такие же белые медведи. Только живые-))

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!» Зоопарк. 11 утра:

Тоже Зоопарк. Из снега сделан "чум", а в нем такая красота:

Вернувшись в 7 вечера в отель, мы обнаружили в холле наш чемодан! Ура! Всё классно, только вот мы уже на следующий день в 6 утра улетали, а чемодан, по словам служащих отеля, доставили только вечером… И ещё: меня очень удивило то, что нас об этом никто не предупредил. Наш чемодан просто привезли и бросили в холле около входной двери. Я понимаю, что у них там низкий уровень воровства, но все же…

Вечер мы провели с ребенком за прощальным ужином в ресторане отеля. После ужина я поговорила с девушкой с ресепшина и попросила её на завтра на утро вызвать нам такси. Она сказала, что лучше она нам вызовет тот самый шатл из аэропорта, который ездит по гостиницам и забирает пассажиров к самолёту. Она позвонила, всё узнала и сказала, что за нами заедут в 5:05 утра.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ (ПОСЛЕДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ)

Мы встали в 4 утра. Спустились вниз. Нас накормили завтраком. Забрали из номера вещи и спустились в холл в 4:55. Тут до меня начинает потихонечку доходить, наш самолет вылетает в 6:10, регистрация как минимум закончится в 5:30. Значит, мы при самом хорошем раскладе в аэропорт приедем как минимум к самому окончанию регистрации. Это — если шатл не опоздает, а если…

В общем, меня начинает пробивать озноб. Обращаюсь к дядечке на ресепшн, прошу позвонить и уточнить. Позвонил, сказал, что едет. Ждем. Напряжение нарастает. Ночь. Темнота. Тишина…

Это вечерняя фотография. Но утром было также темно. Только машин не было никаких. Это возле отеля:

Лапландия, Рованиеми или «Санта Клаус – это сплошная профанация!»

5:05 — никого нет, 5:10 — никого нет, 5:15 — НИКОГО… мои нервы сдают. Прошу вызвать такси. Мигом прилетает такси одновременно с автобусом. Выбираю автобус. Садимся, в автобусе еще 2 человека. Я начинаю умолять водителя побыстрее ехать в аэропорт, иначе опоздаем. Он отвечает, что объехал еще не все отели и не всех пассажиров забрал.

А также он сказал, что пока не привезет нас, самолет не улетит… Это же Рованиеми! И мы медленно, но верно поехали собирать остальных пассажиров. Где-то около отелей уже никого не было. Такие же, видать, нервные, не выдержали. Но больше всего меня поразили пассажиры из самого последнего отеля, которых мы забрали почти в 5–40!!! Вот это выдержка! В аэропорту мы были около шести. И что бы вы думали? Регистрация шла полным ходом!!! В общем, вылетели мы в 6–50… До свидания, Рованиеми!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не знаю. Ощущения остались двоякие. Написала я всю правду. Можно было еще о многом написать, но сил уж нет. У ребёнка спрашиваю: Как? Отвечает, что не знает. Наверное, понравилось. Наверное…

Улицы Рованиеми вечером:

Холл отеля:

Номер (фотка не отчень удачная, но было уютно):

Душ в номере (всё чисто, вода не разливалась. Но! вода была чуть теплая всегда)