Турист Александр Баданов (badanov)
Александр Баданов
был 28 июля 2014 6:23

Йошкар-Ола — Россия Май 2013

Республика Марий Эл расположена в центральной части России. Это небольшой, но очень живописный уголок. Очень часто ее называют краем лесов и озер. На территории республики расположено всего 4 города. Самый большой и необычный — это город Йошкар-Ола. Здесь старина соседствует с новостройками, а площади и музеи не уступают Европе ни по стилю, ни по популярности.

В переводе с марийского языка на русский Йошкар-Ола означает — «Красный город». Слово «красный» означает еще и «красивый».

Йошкар-Ола — город старинный, до 1919 носил имя Царевококшайск. Построен он во второй половине 16 века, после вхождения Марийского края в состав многонационального Русского государства. В то время его называли Царёвым городом на Кокшаге, левом притоке великой русской реки Волги.

Сегодня Йошкар-Ола — крупный современный город, поражающий своей красотой: зелеными улицами; уникальной набережной; площадями и проспектами; красивыми парками; бульварами, уютными скверами; удивительными памятниками и архитектурными сооружениями.

Как добраться до Йошкар-Олы? Йошкар-Ола связана с миром тупиковой железной дорогой, выводящей в общую транспортную сеть РФ в районе Зеленодольска (Татарстан). Есть ряд авиарейсов, обеспечивающих связь с городами Поволжья и Москвой. К услугам междугородних пассажиров имеются комфортабельные автобусы, на которых можно добраться практически до любого города России.

Привлекательна Йошкар-Ола еще и тем, что имеет очень компактную структуру и все достопримечательности расположены в шаговой доступности друг от друга.

маршрутная карта

Поэтому предлагаю вам вариант пешеходного экскурсионного маршрута. Экскурсия может занять целый день. По ходу маршрута предусмотрены небольшие остановки для того, чтобы подкрепиться. Приготовьте фотоаппарат — он поможет добавить в вашу коллекцию множество интересных фоторабот. Наш маршрут начнем с привокзальной площади, где и расположена одна из достопримечательностей города — памятник Йывану Кырле, который установлен в 2009 году на перроне железнодорожного вокзала. Авторы А. Ширнин и С. Яндубаев. По словам авторов памятника, он символизирует собой возвращение известного киноактера и марийского талантливого поэта Йывана Кырли на родину. Актер получил известность благодаря роли Мустафы в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

Красный город

От привокзальной площади двигаемся по улице Советской до Юбилейной площади, где находится фонтан-памятник «Космос». Множество гуляющих наслаждаются мелкой сыпью вод фонтана. Рядом симпатичные скамейки и зеленые газоны для желающих устроить небольшой привал.

Памятник-фонтан Покорителям космоса

Двигаемся через площадь и выходим на улицу Советская, которая приведет нас к скверу им. Наты Бабушкиной. Здесь мы видим бюст известной советской парашютистки.

Памятник Нате бабушкиной

Прямо за сквером расположено здание, напоминающее Смольный институт Петербурга. Это один из корпусов Поволжского государственного технологического университета. Кстати сказать, самого крупного в республике.

Генеральный план Йошкар-Олы и отдельные архитектурные сооружения разрабатывались специалистами из Ленинграда. Поэтому, гуляя по улицам города, иногда ловишь себя на мысли, что гуляешь не по марийским, а по питерским тротуарам.

Переходим на другую сторону улицы Советская. Перед нами здание офиса «Маригражданстрой», около которого располагаются необычные объекты: голубой слон (символа благополучия), памятник молотку и памятник строителю-каменщику. Здесь можно провести фотосессию, попробовать посидеть на гигантском стуле.

Красный город
Памятник строителю, молотку. Стульчик на котором можно попозировать

На пересечении с Проспектом Ленина повернем налево и очутимся рядом с уютным кафе «Тарелка» (сеть фри-фло) и кофейней «Чашка». (Ленинский проспект, 21 с выходом на Площадь Ленина). Там достаточно демократичные цены и богатый выбор блюд.

Площадь Ленина, на которой и располагается кафе — одно из наиболее публичных городских мест. Здесь устанавливаются Новогодние Ёлки, проводятся концерты и мероприятия. На площади находится национальный театр драмы имени М. Шкетана. Это поистине монументальное здание с большими белыми колоннами (проект архитектора П. А. Самсонова).

Площадь Ленина

Двигаясь по проспекту вверх, попадаем на площадь имени Оболенского-Ноготкова — первого воеводы города. В центре — памятник воеводе. Он гордо восседает на коне и, кажется, до сих пор находится в вечном дозоре. Площадь была официально открыта 4 ноября 2007 года. Здесь же находится комплекс административных зданий. На площади установлена копия Царь-пушки, прямо за которой распахивает свои двери гостям и жителям столицы национальная художественная галерея. Любители живописи могут насладиться просмотром картин, а так же приобрести марийские сувениры на память.

Памятник Оболенскому-Ноготкову
Копия Царь-пушки

Нельзя обойти и памятник священномученику Леониду. Это символ веры и справедливости.

Памятник Святому Леониду

Каждый час все посетители площади слышат волшебную мелодию и имеют возможность понаблюдать за необычным и завораживающим действием. «Часы с осликом», так любовно в народе называют следующую достопримечательность Йошкар-Олы. Они расположены на здании галереи.

Движущиеся фигурки музыкальных часов

В верхнем левом углу часов открываются врата, и перед людьми предстает образ Божией Матери, а после, в нижнем левом углу, движется ослик с её образом, символизирующий пришествие Богоматери на марийскую землю. Ослик въезжает в правые нижние врата. Они закрываются, и в правом верхнем углу снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной. Время на часах корректируется сигналом со спутника.

От площади имени Оболенского-Ноготкова возвращаемся к зданию Марийского государственного университета в направлении на площадь имени Ленина. Рядом с корпусом «А» университета видим необычную скульптурную композиция из бронзы. Это «Йошкин кот» весом 150 кг. Местные студенты придумали для себя новую традицию — на удачу они трут Йошкиному коту нос… Кот расположился на скамейке, словно приглашая каждого, кто проходит мимо присесть и притянуть к себе удачу.

Йошкин кот

Через площадь Ленина и улицу Гоголя идем до реки Малая Кокшага, на которой собственно и располагается Йошкар-Ола. Набережная реки — излюбленное место для прогулок и фотосессий.

Пешеходный мост

Территория набережной у гоголевского моста — своеобразный литературный уголок. Памятники Гоголю, Пушкину и Онегину, выполненные из бронзы привлекают внимание.

Памятник А.С. Пушкину и Е. Онегину

Гуляя по набережной мы будем любоваться Благовещенской башней, и слушать бой курантов. Для москвичей будет неожиданным встретить здесь на небольшом пространстве такие знакомые архитектурные сооружения.

Благовещенская башня с часами

На площади Девы Марии нас встретит скульптура Архангела Гавриила. Этот красивый фонтан-памятник был открыт для публики в 2011 году. Композиция представляет собой фигуру архангела Гавриила, держащего копьё в правой руке и шар со знаком мессии на земле — в левой. Высота памятника — 6 метров. Установка скульптуры Архангела Гавриила рядом со скульптурой Девы Марии с младенцем Христом неслучайна. Она является иллюстрацией событий святого писания, когда Гавриил явился в Назарете к Деве Марии и оповестил её, что именно она избрана стать Матерью Спасителя, и что сына она наречет именем Иисус Христос.

Фонтан-памятник Архангелу Гавриилу

Скульптура Дева Марии с младенцем Христом открыта 30 ноября 2007 года рядом со строящимся храмом, облик которого напоминает знаменитый Спас на крови. Скульптура создана по всем традициям русской православной школы и представляет собой двухфигурную композицию — Богородица, благословляющая жителей Марий Эл, с младенцем Христом на руках. Образ Богоматери с младенцем идентичен иконе Державной Божьей Матери. Автор скульптуры — народный художник России Андрей Ковальчук. Высота — около 3 метров.

Дева Мария с младенцем

Далее, проходя по площади, мы выходим к пешеходному мосту, Воскресенской набережной и Итальянскому парку с чудесными красными клёнами. Памятник Сеньору Флоренции Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепному открыт 21.09. 2012 года на аллее Итальянского парка Воскресенской набережной. Лоренцо Медичи изображен сидящим на троне с книгой — символом знаний и мудрости.

Памятник Медичи в парке

Переходим через мост на другую сторону Малой Кокшаги — на набережную Брюгге. Спасская башня сразу же за мостом встречает нас. Слева выполненный в готическом стиле — ЗАГС. Вся набережная застроена в датском стиле. Ночью включается красивая иллюминация.

Вид на набережную Брюгге. Спасская башня, ЗАГС

Спустившись с моста, очутимся у памятника молодоженам. На его создание автора (А. Ковальчук) вдохновила «свадьба века» актрисы Грейс Келли и Князя Монако Ренье III. Памятник является символом супружеской любви и верности.

Памятник молодожёнам

Путешествуем по набережной дальше. Большое кирпичное здание-это Национальная президентская школа-интернат. У школы еще один памятник известной особе — императрице Елизавете Петровне. Здесь она представлена в образе юной девушки на коне.

Памятник императрице

Прямо отсюда открывается чудесный вид на Патриаршую площадь со строящимся сказочным замком, в котором будет располагаться новый кукольный театр для самых главных жителей города.

Строящийся кукольный театр

Перейдя на площадь, мы увидим фонтаны, скульптуры и мосты. Памятник Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II открыт 5 августа 2010 года и установлен на Патриаршей площади. Скульптурная композиция представляет собой фигуру Патриарха Алексия II в. полном одеянии с патриаршим посохом в левой руке и вылетающим голубем из правой. Скульптура установлена на гранитном постаменте с надписью: «Святейший Алексий II. Патриарх Московский и Всея Руси. Основатель Йошкар-Олинской и Марийской епархии». Фонтан — памятник Петру и Февронии торжественно открыт 4 ноября 2010 года в День народного единства и 90-летия Республики Марий Эл. Скульптурная композиция двухфигурна: святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские стоят на небольшом возвышении в начале фонтанной группы, в состав которой также входит лодка.

Вид с Патриаршей площади
Памятник Алексию II

Архитектурный комплекс 12 апостолов построен по мотивам замка Шереметева. 4 ноября 2012 года состоялась церемония открытия на балконе подвижной скульптурной композиции «12 апостолов». Это своеобразное повторение евангельского сюжета. Впереди на ослике сам Учитель -Иисус Христос. А следом и его ученики — апостолы Пётр, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Яков Заведеев, Матфей Евангелист, Фома Неверующий, Филипп из Версаля, Варфоломей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Кананит, последним, понурив голову, — Иуда. Фигуры движутся три раза в день. Авторы- Андрей Ковальчук и Игорь Кудрявцев. Увлекательное зрелище. 12, 15 и 18 часов самое удобное время для того, чтобы полюбоваться на движущиеся фигуры.

Памятник Алексию II
Часы с движущимися фигурками -12 апостолов

Перейдя через пешеходный мост, на котором удобно фотографироваться мы увидим памятник царю Фёдору Иоанновичу, который был открыт 4 ноября 2009 года на территории культурно-исторического комплекса «Царевококшайский кремль. Позже памятник был перенесен на Воскресенскую набережную, где мы и встретим его.

Памятник царю Фёдору Иоанновичу

Поднимаясь от набережной по небольшой улочке мы увидим одноэтажный красного кирпича домик исправника, в котором расположена сувенирная лавка. Далее перед нами откроется величественный Царевококшайский кремль.

Культурно исторический комплекс «Царевококшайский кремль» является самым новым кремлём в России. На территории располагаются несколько пушек, стенды с историей города, небольшая часовня. Можно свободно гулять по коридорам внутри стен. Время работы ежедневно с 10 до 20 часов. Вход свободный. На территории кремля достаточно часто проходят различные мероприятия и праздники.

Царевококшайский кремль

Буквально в 5–10 метрах от кремля можно побродить среди деревянных сказочных фигур. Русалка, ученый кот, Соловей-разбойник, Баба Яга, Кащей бессмертный выполнены С. Слесаревым и Г. Ефимовым.

Герои сказок Пушкина
Баба Яга

Недалеко от кремля находится бульвар Чавайна, названный в честь марийского поэта. Здесь можно побродить заглядывая в сувенирные лавки, отдохнуть в тени деревьев, выбрать для себя небольшое кафе, коих великое множество по всей протяженности бульвара. Тем, кому пришелся по вкусу обед в «Тарелке», могут с легкостью обнаружить здесь ее. Нужно лишь спуститься вниз к Благовещенской башне.

На этом небольшая экскурсия заканчивается, и по знакомой уже улице Советская, направимся к вокзалу…

Это далеко не все достопримечательности нашего красивого и необычного города Йошкар-Ола.

Приложение к маршруту:

Электронная интерактивная карта достопримечательностей Йошкар-Олы здесь

Интерактивные панорамы города в формате Flash (2011-2012 г.г.):

Набережная Кокшаги здесь

Панорама вид с Патриаршей площади здесь

Царевококшайский кремль здесь

Просмотреть Пеший экскурсионный маршрут по Йошкар-Оле «Красный город» на карте большого размера Google