Турист Ирина (RojerMarkus)
была 18 сентября 2022 14:39

Реюньон Январь 2011
Путешествие в Лемурию, часть 7: Реюньон

Последняя наша остановка случилась на совсем небольшом острове Реюньон, спокойно плавающем в Индийском океане в 700 кмвосточнее Мадагаскара и в 160 км юго-западнее Маврикия. Остров является заморским департаментом Франции и входит в Еврозону – это ощутилось сразу после высадки в порту: отличные дорожные покрытия, чистота и ухоженность, аккуратность в одежде последнего уборщика на околопортовой территории. Особенно буржуазность бросалась в глаза после нищего Мадагаскара. Кстати, президент Франции является и президентом Реюньона.

Родился Реюньон в тектонических муках около 3 млн лет назад, благодаря чему имеет уникальные вулканические признаки. Довольно высокие горы - самая высокая точка гора Питон-де-Неж, переводится как «Снежная вершина» и поднимается на 3069 м. Вся небольшая площадь острова в 2 с половиной тысячи км состоит из трех цирков – Мафат, Салази и Силао (мы посмотрели только последние два, Мафат слишком труднодоступен...).

Путешествие в Лемурию, часть 7: Реюньон

Вулканические цирки, являющиеся, по сути, потухшими вулканами с провалившейся внутрь вершиной, представляют собой большие круглые долины, окаймленные горным кружевом. Диаметр каждой около 10 км.

Маленький Реюньон только кажется безобидным тропическим местечком, где жители и гости могут нюхать цветы и любоваться океаническими пейзажами.

Путешествие в Лемурию, часть 7: Реюньон

Вулканическое прошлое не закончилось образованием потрясающих по красоте цирков, в недрах острова дремлет и сила и мощь огня, которая периодически вырывается наружу в виде лавы из жерла действующего вулкана Фурнез («Большая печь») ("вулканическая" фотография, конечно, не моя, я бессовестно стащила ее из Wiki. Сори..)

Огромное количество водопадов, расцвечивающих горные массивы водяными самоцветами – еще одна потрясающая особенность острова.

Путешествие в Лемурию, часть 7: Реюньон

Кстати, водопады не пересыхают даже в засушливый сезон, поскольку осадками Реюньон не обделен ни в малой степени. Даже наоборот… Однажды в 1952 году на острове за сутки выпало дождя по уровню, сопоставимому с ростом высокого человека –1 метр 87 см. Именно обилие воды и солнца дают нереальную растительную пышность, которой покрыт весь остров.

Думаю, с географией мы разобрались, можно немножко и истории. Открытый в X веке арабскими путешественниками, остров долгое время оставался необитаемым. Именно арабы первыми и начали давать этому кусочку суши наименования: сначала он назывался "Adna Al Maghribain" ("Один из двух самых западных островов"), а затем "Theemai Theevukal" ("Остров разрушения") из-за наличия на нем извергающихся вулканов. Первыми европейцами, вступившими на остров Реюньон, стали португальцы, которые в 1635 году приплыли на этот необитаемый остров и назвали его "Saint Apollonia". Позже остров оккупировали французы и с 1642 года использовали остров как тюрьму, не обременяясь придумыванием имени казематному пристанищу. Но в 1649 году все же озаботились безымянностью своих тропических владений, в результате чего остров получил новое французское название – "Бурбон", в честь королевской фамилии.
Заселение острова кем-то еще, кроме французских узников, началось в 1665 году, когда Французская восточно-индийская компания отправила на остров первых поселенцев. Потом во Франции в 1789 году громыхнула Великая революция, эхо которой докатилось даже до другого полушария Земли - после падения Дома Бурбонов остров не мог оставаться с монархическим наименованием, в 1793 году он получил вполне революционное имя Реюньон («Воссоединение»), символизирующее союз между революционерами Марселя и Национальной Гвардией Парижа. В 1801 году новоиспеченный император Франции Наполеон загорелся желанием увековечить свое имя в названии затерянного на просторах Индийского океана острова, и Реюньон стал называться Бонапартом. Однако увековечивание продлилось всего 9 лет – остров снова переименовали в Бурбон в 1810 году, когда эта территория была отвоевана английским Королевским Военным Флотом, однако спустя пять лет Венским конгрессом 1815 года остров официально отдан Франции, правда под ненавистным именем казненного короля. А новая Великая Французская Революция 1848 года вернула острову имя Реюньон, которое сохраняется и поныне.

Путешествие в Лемурию, часть 7: Реюньон

Пожалуй, самым любимым и оберегаемым цветком на острове являются орхидеи, королевой среди которых благоухает, конечно, ваниль. Ванильные плантации на острове показывают гостям, наверное, в первую очередь, подробно и даже театрально обставляя знакомство с этой специей. Не стали исключением и мы, внимательно прослушав курс начинающего культиватора ванили, от выращивания саженца до упаковки высушенных стручков. Из большого количества «ванильных» орхидей  только два вида дают плоды, из которых получают ароматное вещество, остальные виды ванили имеют чисто декоративное значение.

Родилась душистая ваниль в Мексике. Растение было известно в доколумбовой Америке на протяжении многих веков. Когда ацтеки, расширяя принадлежавшие им владения, завоевали племя тотонаков, они обнаружили, что те собирают плоды растущей в их лесах удивительной орхидеи, издающие необыкновенно приятный запах, способный улучшать вкус пищи и питья.

Путешествие в Лемурию, часть 7: Реюньон

После завоевания Южной и Центральной Америки испанскими завоевателями-конкистадорами, в 1520 году, плоды ванили вместе с какао были привезены в Европу. Долгое время эта специя использовалась здесь только в качестве добавки в какао, потом ею стали ароматизировать курительный и жевательный табак, и уже много позже ее стали использовать в кулинарии. В Россию эта пряность пришла во времена правления императрицы Елизаветы 1, когда в 1602 году один из ее придворных фармацевтов впервые добавил ваниль в выпечку - с тех пор этой пряности нет равных в кондитерском производстве.

Своим названием ваниль обязана знаменитому французскому ботанику Шарлю Плюмье. Корень названия происходит от испанского слова "vaina" - влагалище - производное от латинского слова "vagina". Откуда у ботаника такие странные ассоциации ? Понять это несложно, если посмотреть схему цветка ванили в разрезе – эта схема удивительным образом напоминает внутреннее строение женских репродуктивных органов. А если вспомнить, что созревание плода у ванили длится ровно девять месяцев, выбор ученым названия уже выглядит не странным, а вполне логичным, если не единственно верным.

Живет цветок ванили всего один день, в течение которого ему нужно успеть не только порадовать мир своей красотой и ароматом, но и исполнить основное предназначение природы - завязать будущие плоды. Ваниль двупола, у нее имеется и тычинка-пыльник, и пестик, наполненный сладким душистым нектаром. Однако конструкция цветка уж слишком «заковыристая» для того, чтобы ветер перенес пыльцу, куда положено – мешает тонкая подвижная мембрана. Поэтому растению не обойтись без помощи насекомого-опылителя, которому приходится подлезать под мембрану (научное название – ростеллум) и таким образом переносить пыльцу. «Ванильная» проблема заключалась в том, что опылителем ванили являются безжальные пчелы-мелипоны, которые нигде, кроме Мексики, не живут. Именно поэтому ваниль более трехсот лет после открытия ее европейцами оставалась мексиканским эндемиком - попытки переселить пчел вместе с растением в другие регионы успехом не увенчались.

Пока в 1841 году не был открыт метод искусственного опыления ванили, не изменившийся до настоящего времени. Он предельно прост: специальной палочкой нужно аккуратно отодвинуть мембрану, отделяющую пыльник от рыльца пестика, залезть в цветок пальцем и перенести пыльцу на пестик. Вся нанотехнология !! Растение начинает формировать завязь плода! Как правило, такую работу выполняют молодые девушки и дети (учитывая размеры руки и деликатность действий) – в простонародье говорят, что так цветы «женят». Разницу между «живым» ванильным стручком и химическим ванилином я не хочу даже иллюстрировать каким-нибудь сравнением.

Путешествие в Лемурию, часть 7: Реюньон

Этот забавный овощ называется чайот (с астекского языка переводится как «тыква, покрытая шипами») или мексиканский огурец  - ближайшие родственники тыква, дыня и огурец. Крахмала в этом овоще аж 25 процентов, поэтому на вкус он похож на картофель с огурцом. Приплыл он, как несложно догадаться, из латинской Америки, но на Реюньоне его зовут совсем другим смешным именем – шушу. На острове шушу невероятно популярна (наверное, как картошка в России...) - с ней (или с ним...) готовят и салаты, и выпечку (кстати, на мой вкус, термическая обработка значительно улучшает ее вкусовые качества), и сладости, и маринады.

Городки и деревеньки на Реюньоне тихи, безлюдны и необыкновенно умиротворяющи..

Сонная сельская радость...

Обильный растительный рынок может порадовать вот такой фруктовой нарезкой, аккуратной, необыкновенно вкусной, удобной...