Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 19:01

Париж — Франция Март 2012

Позволю себе не согласиться с афоризмом К. С. Станиславского — «Театр начинается с вешалки»: мое знакомство со знаменитым театром OPERA GARNIER происходило со встречи с этой троицей, расположившейся неподалеку от «Национальной академии музыки и танца» — такое современное название Оперы Гарнье.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

«Мадам, же не манж па си жур!» — вспоминается знаменитая фраза из Ильфа и Петрова.

Можно было, конечно, обойтись и без показа этой фотографии, но уж очень они мне нравятся — эти упитанные животные. Я их вижу ежедневно, так как «спят» эти «ребята — попрошайки» у меня на рабочем столе компьютера, поэтому не могла обойти их вниманием. Морально-этическую сторону вопроса, связанного с использованием животных в корыстных целях, не рассматриваю.

Вернемся к основной теме повествования — Парижской Опере (Opera de Paris) — несомненной достопримечательности Парижа, с мистической славой, порожденной известным романом Гастона Леру «Призрак Оперы».

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Каждый, кто готовился к встрече с Парижем, наверное, обратил внимание, на то, что расстояния до всех известных достопримечательностей этого города, а также многих отелей определяются от Оперы.

Думаю, что это не случайно: Андре Моруа назвал площадь Оперы «третьим сердцем Парижа», помимо Нотр — Дам и Конкорд.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Разумеется, я не буду вас загружать историческими подробностями, связанными с историей этого здания, но некоторые интересные факты просто невозможно обойти. Например, такие: победу в конкурсе на строительство Нового театра после покушения на жизнь Наполеона III в. здании прежнего театра одержал архитектор Шарль Гарнье.

Его детище — пышно оформленное здание со смешением разнообразных приемов и стилей, смотрится весьма гармонично. У этого эстетического хаоса есть название — стиль «Второй Империи»!

Пышное здание с широкой наружной лестницей в несколько ступеней выглядит очень помпезно, гармонично, шикарно. Здесь всегда многолюдно, любят туристы это знаковое место Парижа.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

А это создатель сего великолепия — архитектор Гарнье.

Шарль Гарнье не раз подвергался критике за эклектичное сочетание архитектурных приемов, использованных при возведении этого здания.

Обычно в этой связи упоминается случай: когда у архитектора с издевкой спросили: «Какой это стиль — не греческий, ни Людовика XV, ни Людовика XVI?» На что Гарнье ответил: «Это же Наполеон III, и вам не нравится?». Так родился стиль — Наполеон III. Здание построено по невероятно сложному проекту, с применением различных новшеств, длина чертежей, необходимых для его возведения, составляет 33 км.

Следующий интересный факт: при строительстве здания в вырытом котловане под фундамент скапливались грунтовые воды, образующие озеро (так много раз упоминаемое в романе Леру и многократно усиливающее интригу повествования). Пришлось строить огромный резервуар для воды. Именно над резервуаром находится сцена театра.

20 мая 1896 года один из 700 — килограммовых противовесов люстры падает во время представления оперы «Фауст» и убивает зрителя, сидящего в кресле № 13.

Опера Гарнье — тринадцатый оперный зал Парижа.

Неосторожная балерина нашла смерть на 13 ступеньке лестницы.

Ряд таких совпадений способствовал возникновению некого мистического ореола возле здания Оперы. Мистическая слава ее была окончательно закреплена в романе Гастона Леру «Призрак Оперы».

А ведь в 1897 году Леру и Шарль Гарнье встречались. О чем они говорили, не знает никто.

Но мелодрама с элементами мистики, происходящая почти исключительно в этих стенах, очень удачно и рельефно описывает суть этого здания, передает его дух и атмосферу. Театр — Дверь в Зазеркалье! Тот, кто есть символ самого театра, обитает в глубине его подвалов, не уловим, вездесущ, всемогущ! Он носит маску и имя его — Эрик!

Для меня история Кристины Доэ и Эрика из «Призрака» ожила в невероятно привлекательных декорациях театра и добавила ярких, эмоционально-насыщенных красок в воспоминания о Париже.

Фронтон здания Оперы изобилует украшениями.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Но, согласитесь, как красиво смотрятся блестящие от позолоты скульптуры Милле «Пегасы» и «Аполлон с лирой»- самая верхняя точка здания (отсюда Эрик слушает разговоры Кристины и Рауля).

Яркая достопримечательность здания — известная скульптурная группа «Танец»: юноша с бубном в руке окруженный обнаженными девушками, кружащимися в танце.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

В 19 веке, прославившемся свободой нравов в том числе, пуритански настроенные жители Парижа облили скульптуру чернилами, поскольку не допускали таких откровений и открытой чувственности.

В наши дни скульптура Жана — Батиста Карпо хранится в музее Орсе. Ее мы тоже видели.

На фасаде Оперы — копия, выполненная скульптором П. Бельмондо, отцом известного киноактера

Перейдем к внутреннему убранству. Я пробегаюсь по нижнему фойе. От того, что в этот час здесь никого нет — я почти одна — создается стойкое ощущение, что мне может встретиться кто-то из персонажей «Призрака».

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Это магическое чувство почему-то не покидает меня все время.

Зная, что Большая лестница Оперы — красива необыкновенно, устремляюсь туда.
Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Парадная лестница высотой 30 метров, ведущая к театральному залу и театральному фойе, выполнена из мрамора различных цветов.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Зеленый мрамор для ее отделки завезен из Генуи, красный порфир — из Финляндии, фиолетовый аметист — из недр Монблана, черный порфир — из Бельгии, гранит — из Шотландии

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

У основания лестницы установлены два массивных бронзовых торшера — фигуры женщин, держащих в руках букеты из света.

Подслушала у экскурсовода, что якобы это скульптурное изображение относится к творению молодого Родена?

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Шикарный расписной потолок. В центре свода находится квадратный световой проем.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Все это очень впечатляет! Ощущение праздника, многократно усиленное обилием позолоты, света, лепнины, не покидает.

Пробегаю библиотеку-музей, хранящую прошлое Оперы за последние 3 века.

Вот некоторые экспонаты.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Большое театральное фойе — место прогулок зрителей во время антракта.

Чуть-чуть воображения, и моментально возникает картина: дамы в кринолинах и кавалеры во фраках чинно и степенно прогуливаются, демонстрируя ослепительную красоту и богатство украшений. Среди гостей Оперы прогуливались по Большому фойе и виконт Рауль де Шаньи с братом.

На потолке красуются фавны и вакханки, ослепляющая роскошь!

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Большое фойе задумано Шарлем Гарнье по образу парадных галерей Версаля и Лувра. Игра зеркал и окон расширяет пространство, а люстры добавляют блеска и сияния.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Красно-золотой зрительный зал на 1900 мест в виде подковы, выполнен в итальянском стиле и отделан красным бархатом.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Мой взгляд жадно выискивает знаковые места романа Леру. Знаменитая ложа, облюбованная Эриком…

Говорят, что до сих пор директора Парижской оперы избегают сдавать ложу № 5 в первом ярусе, где как считается, во время спектакля может появиться призрак Эрика?

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Театральная сцена, там идет репетиция — загадочный персонаж в маске, названный Призраком, прятался за кулисами, наблюдая за действом. Роман — интрига, но буду серьезной, забуду про Леру с его романом, так как к искусству я все-таки отношусь с большим трепетом.

Эта сцена знала выдающихся исполнителей оперного искусства и балета. В разное время здесь пели Малибран, П. Виаро-Гарсиа, Ждулия Гризи, Карузо, Шаляпин. Танцевали — Павлова, Нижинский, Нуриев. Ставили свои балеты Фокин, Лифарь, Дягилев, Бежар. Осознание сего факта даст фору Призраку.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Магическое очарование зала усиливает огромная хрустальная люстра весом почти 8 тонн.

Сразу же вспоминается жуткий эпизод, описанный Леру. История с падением 700-килограммового противовеса на голову консьержки во время представления, произошедшая 20 мая 1896 года, была заменена Гастоном Леру на более ощутимо-жуткую историю — падение люстры на головы зрителей и большим количеством жертв. Необыкновенное диссонирующее с общим убранством сочетание — хрустальная театральная люстра и потолок, расписанный Марком Шагалом в присущей ему живописной манере. Но мне такой подход к оформлению кажется невероятно красивым!

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Невероятно, но в Опере 17 этажей, для публики открыты лишь три.

За роскошным фасадом скрыты скромные гримерки, репетиционные залы, темные коридоры, жутковатые и гулкие подвалы. Все это не доступно для простого посетителя. Познакомиться и «изнанкой Оперы», ее тайными подвалами, подземным озером, можно, прочитав роман Леру.

Уродливый гений, показанный Гастоном Леру — воплощение противоречий Парижской оперы, как и любой другой — он ее душа. История Призрака о том, что красота внешняя и внутренняя — вещи разные.

Экскурсия в Оперу Гарнье с Гастоном Леру и его историей Призрака

Чтобы посмотреть Оперу Гарнье, я выбрала вариант — «визит без гида», который каждый желающий может организовать для себя, купив билет в кассе театра (вход — рядом с бюстом Шарля Гарнье) за 9 евро с 10 до 17 часов ежедневно, кроме праздничных дней. Но, безусловно, в Оперу надо ходить на представления, устраивать праздник для души. А этот вариант экономит время и деньги, но лишает настоящего праздника от встречи с великим искусством!