Турист Анна Пушкарева (annapushkareva)
Анна Пушкарева
была 11 июня 2021 22:08

Яблонец — Чехия Июнь 2012

Очень многие дамы в России, старше 35–40 лет слышали и помнят потрясающую чешскую бижутерию из Яблонца. И хотя сейчас уже нет торговой марки «Яблонекс», тем не менее чешские украшения из стекла также красивы и популярны.

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

Так как у нас с сестрой интернет-магазин чешских бусинок, бисера и бижутерии, то в Яблонец мы ездим по делам фирмы. И сразу же в первую нашу поездку мы, конечно, пошли в музей стекла и бижутерии.

Городок Яблонец-над-Нисой находится на Севере Чехии. И хотя в нем порядка 45тысяч жителей, он является административным районным центром. Яблонец впервые упоминается как деревня в 1356 год. Производство бижутерии начато здесь в XVIII веке.

Стеклянные трубки, из которых потом делают изделия

У музея стекла и бижутерии было несколько этапов развития. Идеи об основании музея уже обсуждались в последней трети 19 века. Музей же был основан в 1904 года, когда была открыта первая постоянная выставка. В 1911 году музей получил и первое собственное здание. Под новым названием — «Музей для ремесленного производства» — в 1949 году переехал в бывший экспортный дом фирмы «Зиммер и Шмидт», где находится и по сей день. В 1953–1961 годах музей в качестве филиала был присоединен к Народному техническому музею в Праге. Однако это не длилось долго. В 1961 году музей перешел под управление Районного народного комитета в Яблонце над Нисой, и был специализирован на исследование истории стекла и бижутерии, что проявилось в его новом названии — Музей стекла и бижутерии.

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

В музее есть две постоянно действующие экспозиции, а также открываются и временные тематические экспозиции. Например, когда мы были в нем первый раз, там была временная экспозиция стеклянных новогодних игрушек (жаль, что я их не снимала). Одна из постоянно действующих экспозиций (на втором этаже музея) называется «Волшебный мир бижутерии».

Экспозиция представляет развитие яблонецкой бижутерии от ее появления до наших дней. Здесь представлены и несколько образцов техники (станков и всяких приспособлений) для обработки стекла, а также и стеклянная бижутерия, украшения, которые изготавливали в районе на протяжении нескольких столетий. Есть и современные работы студентов ремесленных школ в Яблонце над Нисой, Железном Броде и Турнове.

Украшения, 40–50 годы 20 века

Вторая половина 19 века. Сумочка из бисера

Есть и несколько витрин. в которых представлены традиционные украшения из бисера и бусинок других народов.

Витрина украшений из Африки, 50-е года 20 в

Но как же интересно было рассматривать, что носили местные модницы столетия назад!

Сережки, производство Яблонец Чехия 1871 год

Не удивляйтесь, что на следующем снимки подписи сделаны на немецком языке. Этот регион издавна заселяли немецкие ремесленники, которые были связаны с производством стекла. По переписи населения 1930 год 79,5% жителей города были немецкого происхождения или говорили на немецком и 16,5% чешского происхождения или говорили на чешском языке. Но после второй мировой войны почти все немцы были выселены (по переписи 2001 года соотношение составляет 1,5% к 92,5%). Именно тогда город пришел в упадок, Сейчас, когда идешь по улочкам города, то замечаешь дома построенные в немецком основательном стиле, однако очень многие выглядят не очень презентабельно. Так как эти дома были оставлены немцами. В брошенные дома заселили бедных чехов, у которых не было средств. чтобы поддерживать здания в порядке. И как нам рассказали, только недавно администрация города стала выделять средства для приведения зданий в нормальный вид.

Подвески, производство Яблонец Чехия 1870 год

Большая витрина представлена стеклянными пуговицами. Есть более и современные.

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

Но больший интерес у нас вызвали пуговички с 19 — начала 20 века.

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

Вот такие альбомы-каталоги делались производителями с образцами изделий.

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

Экспозиция «Волшебный мир бижутерии» занимает 380 кв.метров. Там очень любопытно побродить и поразглядывать вот такие потрясающие украшения.

Изделия из чешского стекла 20 годы 20 века

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

Далее переходим на следующий этаж. А на стене лесничного пролета висят бусы, которые вошли в книгу рекордов Гиннеса, как самые длинные бусы)))).

Диплом о том, что бусы внесены в книгу рекордов Гиннеса

Бусы, длиной 220 метров, которые в 1994 году внесены в книгу рекордов Гиннеса

На следующем этаже расположена постоянно действующая экспозиция «Чарующий сад — чешское стекло семи веков». Вас сразу же встречает вот такая витрина. Далее в этой экспозиции представлены вазочки, кубки, стаканы, фужеры, фигурки из стекла различных цветов, изготовленные в разное время — от 19 века до наших дней.

Вазы 1889—1900 гг.

Вазы 1930—1935 гг.

Музыканты 1948—1960 гг.

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

И почти в самом конце экспозиции в небольшом закутке мы увидели уникальное произведение — макет завода из бисера!!!

Вот что написано около этого макета.

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

«Хорни Хуть» (дословно — Горный Стекольный завод) в Лучанах над Нисой. Бумага, рубленные бусинки, размеры 60 на 120 см «Модель в 1996 году изготовил на средства собранные работниками фирмы пан Скива из Могелнице (170 часов чистой работы). Использовано примерно 5кг рокайля (примерно 200 000 штук бусинок). В 2008 году ее подарили музею Евжен Бабурек, директор завода Лучаны, Иржи Задек, руководитель производства рокайля, и мастер Ярослав Гайек. Завод был запущен в 1912 году под руководством стекольного предприниматеоя Людвига Брейта (1845–1913). Сделал проект и руководил строительством яблонецкий архитектр Эмильен Гербиг. Завод производил и продолжает производить стеклянные трубки, полуфабрикат для производства бусин. После 1945 года стал частью народного предприятия Объединенные яблонецкие стеклозаводы, которое в 1951 году поглотило народное предприятие Яблонецкие стеклозаводы в Долних Полубных (позже — Десна). С 1989 года заводом руководило гос.предприятие Изерское стекло в Лучанах над Нисой, которое в 1992 году был преобразован в акционерное общество. Через 11 лет эту фирму купило акционерное общество Орнела в Засаде, которая в 2005 году инициировала появление Компании Яблонекс Груп в Яблонце над Нисой. Сегодня лучанский завод работает в фирменном дивизионе (отделе) Стекло.»

Прекрасный мир стекла и бижутерии в Яблонец-над-Нисой

Мы уже дважды были в этом музей, и каждый раз мы находили что-то новое для себя! Думаю, что мы еще обязательно там побываем!