Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 21:37
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Прага — Чехия Февраль 2012

Я хочу рассказать вам старинную историю путешествия из советских времен. Как известно, в те времена все законы были железные, в любую страну просто по желанию не съездишь, в капиталистическую страну не попадешь, пока в трех соцстранах не побываешь. Турфирм, как сейчас, не было. Если нет нужных знакомств, то и не узнаешь, где можно достать путевку. Бумаг для получения путевки нужно собрать множество, одну только характеристику нужно подписать в профкоме, парткоме и у комсорга, но подписывались они только после собрания и голосования. А еще — оформить справку о здоровье, сдав массу анализов. Ну и несколько бланков заполнить (не участвовала, не сидела, не имею и пр.) Все это придирчиво проверялось, и не каждого допускали до тур поездки. Простые смертные как-то и не рвались за рубеж, не желая заниматься бюрократическими хлопотами, а потом полгода ждать разрешения на поездку, да еще и путевки может не быть (по блату расходились)

Жила я тогда в северном небольшом городке, была, как и вся молодежь, комсомолкой, из простых смертных, работала, училась в институте. Как-то вечером забегаю к подруге (а работала она на мясокомбинате в бухгалтерии — престижная работа в советское время) Как дела? — спрашиваю. Да вот хочу в Чехословакию съездить — отвечает она. Так и я хочу — аж подпрыгнула я. Ну так и поехали — предложила она, собирай документы. Долго ли коротко ли, а через полгода после этого разговора мы поехали в Чехословакию (в райкоме комсомола для мясокомбината путевки всегда были). Сессия сдана, наступили каникулы, настроение приподнятое. Был февраль-месяц, в нашем городке мороз — 35, в Москве — 15, в Праге -3, вот и одевайся как хочешь.

Ехали мы на поезде через Москву дня три, разглядывая Европу из окна вагона. Группа была молодежная, ехать было весело, каждый рассказывал забавные случаи о том, как оформлялись и собирались в поездку. Одна девчонка рассказала: Прихожу в поликлинику за анализами, захожу в кабинет, сажусь на стул, коленки дрожат — вдруг чего обнаружили. Врач разглядывает анализы и спрашивает: И кто вас так наградил? Первая ее мысль: Кто мне мог подарить страшную инфекцию? Сама лепечет: Что подарили? А он: Ну путевку за границу, обычно профком за хорошую работу дает или райком комсомола за активность выделяет. А вам кто? Камень свалился с ее плеч, анализы хорошие, поездка состоится!

А за окном промчалась Польша с аккуратными домиками и необычными нашему взгляду костелами, дальше — граница с Чехословакией. И вот она — красавица Прага!

Город возник более тысячи лет назад на берегу реки Влтавы. Первое летописное упоминание о городе относится к 965-му году.

Географическое положение Праги уникально, и не зря ее называют центром Европы. Прага расположена как бы в двойном центре — во-первых, в центре Западной Европы, во-вторых, в центре исторических чешских земель.

Днем мы гуляли с экскурсоводом по городу, разглядывая эту сказочную красоту, слушали легенды и историю Праги.

Была такая страна Чехословакия

Вот Вацлавская площадь. Здесь в верхней части площади находится Национальный музей и памятник Святому Вацлаву. Здесь проходили массовые демонстрации и грандиозные митинги. А сегодня это скорее бульвар, нежели площадь, имеющая 750 м в длину и 60 м в ширину.

Вот стоим на Староместской площади — исторический центр пражского старого города. Находясь здесь, чувствуешь себя, как в средневековой сказке. В десятом веке это была рыночная площадь на пересечении торговых путей. Здесь были построены таможня, костел, гостиницы, кабаки. В четырнадцатом веке построили городскую ратушу и храм Девы Марии. Здесь проезжали королевские процессии в Пражский Град. Площадь окружена живописными домами.

Была такая страна Чехословакия

Особенно впечатлили куранты на ратуше с движущимися куклами, сферой и календарем. Каждый час под звон колокола старухи-смерти в окнах над часами появляются апостолы, а завершается это шествие криком петуха. Уже более 500 лет идет это представление.

Вот Карлов мост полукилометровой длины. Выезд на мост оформлен башней с проездной аркой, а сам мост украшен скульптурами. На одной из скульптур барельеф с изображением казни Яна Непомука, который считается приносящим удачу, для этого надо приложить ладошку к натертому до блеска металлу, но нам тогда об этом не сказали, так как комсомольцы не должны быть суеверными. Яна я погладила только через тридцать лет. В1393 г. по приказу Вацлава IV пражский архиепископ Ян Непомуцкий был приговорен к смерти и сброшен с этого моста. Легенда гласит, что Ян отказался открыть королю тайну исповеди его супруги, но, скорее всего, он просто противился конфискации церковного имущества в королевскую казну.

А вот прекрасный Вышеград. Вышеградская скала, овеянная множеством народных сказаний, поднимается прямо над Влтавой. Здесь открывается чудесный вид на город и долину реки.

Пражский Град — резиденция чешских королей. Расположен он на возвышенности на левом берегу реки Влтава, очень красиво смотрится с моста. В Граде стоит собор Святого Вита, который строился почти шестьсот лет, здесь проходили коронации чешских правителей, а так же собор служил усыпальницей королей и епископов.

Была такая страна Чехословакия

Злата Прага — это название появилось еще со времен чешского короля и императора Священной Римской Империи Карла четвертого, когда башни Пражского Града были позолоченными.

Недалеко от Пражского Града находится Золотая улочка. Она образована маленькими разноцветными домиками, встроенными в крепостную стену. По легенде, на этой улице когда-то здешние алхимики пытались раскрыть тайну философского камня и секрет производства золота. А позднее здесь жили ремесленники и чеканщики по золоту.

Была такая страна Чехословакия

Здесь в 1917 году жил писатель Франц Кафка. Сейчас это туристическая пешеходная зона с сувенирными магазинами.

Если говорить о магазинах, то нам выделили день на шопинг (но тогда такого слова не было). На кроны разрешали менять 300 руб. У меня таких денег не было, моя зарплата тогда была 67 руб. 50 коп. Путевку частично оплатил профком и райком комсомола, и вышла она мне 40 руб., да еще отпускные получила. С тем и поехала. Но и на свои разменянные 100 руб. я вся оделась c головы до ног, купила косметику, обувь Цебо, богемский хрусталь в подарок родителям и всякую мелочь. Но особого шока от магазинов я испытывала, я просто знала по слухам, что за границей все есть. Да и в СССР импортные вещи просачивались, доставали их, видели, какие они бывают. Я много путешествовала по нашей стране и замечала, что в каждой республике или просто в другом регионе есть товары, которых у нас в городе не найти, а там — завались, а в нашем городе есть то, что им не хватает. Например, во Фрунзе (теперь Бишкеке) я покупала шубу, в Пятигорске — косметику, в Москве — все. Почему так странно в советское время распределялись товары — не знаю. А в Праге удовольствие от покупок получили все. А пиво вообще произвело неизгладимое впечатление, но это уже отдельный разговор.

Каждый вечер у нас был интересен. Мы ходили в театр мимов, до сих пор помню это представление, сделанное с юмором, свободой действий, с хорошей музыкой. Были в разных ночных клубах (у нас тогда таких вообще не было), на дискотеках. Свозили нас в Карловы Вары, город Пльзень, замок в Словакии.

Была такая страна Чехословакия

Карловы Вары — райский уголок. Город лежит в ущелье между лесистыми горами и построен террасами, что придает ему необыкновенную красоту. Карловы Вары — это ухоженные парки, неповторимые элегантные здания разных стилей, множество уютных кафе и отелей, санаториев и пансионатов.

Мы даже встретили здесь русских, которые отдыхали и лечились на водах, но это были не простые русские…

Еще 600 лет назад король Карл четвертый нашел здесь во время охоты горячий источник и основал здесь селение. С тех пор люди пьют эту минеральную воду и восстанавливают здоровье. Ну и мы попили водичку и поехали дальше.

Приехали в Пльзень. Этот город основан в 1292 году королем Вацлавом вторым. Одна из достопримечательностей города — собор Святого Варфоломея 13 века с башней102 м. в высоту. В старом городе улицы пересекаются исключительно под прямым углом, и здесь находится самая большая площадь Европы, окруженная красивыми историческими домами. А под городом есть подземелья, общая длина которых -24 километра.

Была такая страна Чехословакия

Пльзень — центр пивоварения. Пива мы тут напробовались, особенно на экскурсии в пивоварню. Что интересно, в этом городе родился Ярослав Скала — создатель первых медицинских вытрезвителей. А еще здесь родился Карел Готт — знаменитый певец наших советских времен.

Вечером у нас была дискотека, где мы общались с местной молодежью, раньше в Чехословакии все в школе учили русский язык, так что мы немного друг друга понимали. Но они очень мало знали про нашу страну и некоторые их представления о нас были даже смешными. Например, один парень говорит: не хотел бы я в России жить, у вас даже дома покурить нельзя. Почему? — спросили мы с подругой. Так у вас же все дома деревянные, сразу сгорят — ответил он. Мы от души посмеялись.

Неделя в Чехословакии была насыщенной и интересной. Приехав домой, я еще целый год рассказывала друзьям и знакомым об этой красивой стране. А брошенная в реку Влтава монетка, давала надежду, что я еще раз там побываю. И еще долго мне вспоминалась Прага, как ожившая сказка, как необыкновенный сон в зимнюю ночь.