Турист Анатолий Журавлев (Aramisov)
Анатолий Журавлев
был 11 февраля 2020 3:46

Сентябрь 2011

В этой поездке из дождливого московского сентября в жаркое лето случился неожиданный эксперимент. Мы с женой впервые за все время отказались от экскурсий. И не потому, что не хотели поехать на них. Просто в египетской Хургаде мы уже побывали ранее на всех возможных экскурсиях. И уже в полете я предвкушал сплошное безделье на морском берегу: ни тебе ранних подъемов, ни утомительной тряски на автобусах, ни ночных бессонных переездов и т. д. и т. п.

Поездка получилась спонтанной, неожиданной, не планируемой заранее. Я подумывал о новом вояже в Барселону, в Каталонии осталось еще множество интересных мест, куда не ступила наша туристическая нога. У жены подошел отпуск, она, как всегда, выразила категорическое желание отдохнуть от московской круговерти и желательно возле теплого моря.

Но мои планы были нарушены внезапно и эмоционально. Когда я зашел в офис туристического агенства, которое возглавляет наша соседка по дому.

Она мне с ходу предложила вариант отдыха в египетской Хургаде.

— Вы были в отеле Цитадель Азур? — спросила она.

— Нет…

— Да вы что?! Это самый лучший отель на всем побережье! Я сама улетаю туда послезавтра. И не в первый раз. Там так замечательно, так приятно отдыхать! Все отлично — море, территория, питание, всё, всё!

— Сколько будет стоить на двоих дней так десять? — спросил я.

Она посмотрела в компьютер и сообщила цену.

— Я дома почитаю об этом отеле, и приду… — пообещал я, еще очень сомневаясь в выборе. В тот момент хотел больше в Испанию. Однако четко осознавал, что в середине и конце сентября там можно попасть и под дожди, тогда не позагораешь и не покупаешься, а вот в Египте такого не бывает.

Почитав отзывы туристов об отеле Цитадель, переговорив с супругой, все-таки выбрал Хургаду. Уж больно заманчиво рассказывала об отеле наша соседка.

Итак, путевка на 10 дней (полных почти 9, если отбросить день полета туда, когда лайнер вылетал вечером, и время вылета тоже вечернее из Хургады), стоила нам на двоих 53 тысячи рублей. Включая топливный сбор авиакомпании Трансаэро. Я взял с собой ноутбук, так как знал, уже, что в каждом номере отеля можно присоединиться к интернету и писать о наших свежих впечатлениях в своем блоге.

Вылет был в 18 часов из Домодедово. Взлетели почти вовремя, на Боинге 777–200, все места (306) были заняты.

Полет прошел не очень хорошо, в салоне было жарко и душно. Странно, что не включили кондишен, или включили на малую мощность.

4 часа лёту и мы — в Хургаде! При посадке наблюдали великолепное зрелище — лайнер летел вдоль побережья, буквально над морем красивых огней многочисленных отелей. Жаль, что фотоснимки оказались смазанными, темно все-таки и трудно удержать объектив в неподвижном состоянии.

Взятие Цитадели

Очень долго стояли в Домодедово на регистрации, толпа-то немалая. Я опасался, что в аэропорту Хургады будет так же. Но — состоялся рекорд по скорости оформления! Мы с женой заплатили за визы по 17 долларов вместо обычных 15-ти и прошли вне очереди на паспортный контроль (есть такая услуга у местных полицейских). Шлёп! шлёп! — прошли за чемоданом, а он уже приплыл. Всё это заняло меньше 10 минут!

Потом сразу в автобус Тез-Тура, и там ждали пассажиров всего 20 минут. Итого — через полчаса мы тронулись в путь к отелю. Я всматривался в темноту, пытаясь найти знакомую местность, в виде отелей Алладин, Али баба, Титаник, но автобус проехал каким-то другим путем. Еще дома по интерактивной карте я определил, что «Цитадель Азур» находится как бы на «отшибе» от основной массы отелей Хургады, и от трассы до него идет ответвление, узкая дорога длиной примерно два километра.

Так и оказалось.

Шлагбаум задолго до рецепшен, отрезающий представителей частных небольших турфирм от агитации и пропаганды своих недорогих экскурсий.

На рецепшен из автобуса вышли человек 15. Заселение прошло не очень быстро, работали два менеджера. Нам достался номер в первом корпусе, рядом с рестораном, где проходили завтраки и ужины.

С одной стороны — близко и удобно. Но с другой… Едва мы зашли в номер, как жена не смогла скрыть вздоха разочарования. Где обещанные 60 квадратных метров? Где огромный балкон? Номер обычный, такие и в четверках египетских встречаются, и даже в тройках.

Ну ладно.

Разложив вещи и приняв душ, потопали на ужин. Ночной. Ибо время уже перевалило за полночь. В ресторане было почти шаром покати, все почти убрали, все съели. Осталось только вегетарианское. Тут было самое время вспомнить незабвенную супружескую пару из 12 стульев. Колю и Лизу. Я жестом подозвал работника ресторана и спросил: «А у вас что-нибудь мясного нет сейчас?»

Работник египетского общепита затоптался как конь и на своем языке ответил: «Мясного не держим-с».

Я понял и уныло затыкал вилкой в какой-то лиственноподобный салат. Слегка утолив естественный голод, мы вернулись в номер и приняли для поднятия настроения кое-что из даров домодедовского дьюти-фри. Из холодильника достали запить, благо там был хороший выбор.

Взятие Цитадели

И отправились на осмотр местности, в направлении звуков живой музыки. Какой русский ляжет спать после такого перелета и в какой-то час ночи? Немцы или англичане мы, что ль?

На эстраде было весело, пьяно и забористо. Наши туристы выплясывали под пение двух солистов, легко, непринужденно и с настроением. Присев за свободный столик, мы тут же познакомились с очень приятной девушкой Наташей из Уфы. Вместе заполняли карточки при заселении, вместе ужинали. В общем, посидели, послушали музыку, выпили по коктейлю и постановили: годится такая вечерняя анимация. Мы еще не знали, что тут официанты приносят бесплатный кальян, кофе. И можно заказать это даже не один раз.

Наутро после крепкого сна мы выглянули в окно. И номер стал нам нравится больше. Открывался неплохой вид на лагуну, море, прямо под нами стояли две яхты.

Взятие Цитадели

На завтраке мы встретили нашу соседку, поговорили с нею. Она, узнав, что нас заселили в первый корпус, удивилась. Ибо телефонировала еще из Москвы своей знакомой, работавшей в Цитадели, чтобы нас направили в 4-й или 5-й корпуса. Где и номер больше намного, балкон, и прочие отличия.

Она пообещала нам, что минимум завтра нас переселят. Так и получилось. На следующий день мы переехали в четвертый корпус. Зашли в новый свой номер и приятно так ахнули.

В самом деле, номер огромный. Комната больше, балкон приятственный, а еще есть даже отдельная комната — гардеробная, для вещей, одежды, обуви. И такой удобный стол посередине — на нем так приятно было сидеть за ноутбуком, не сгибаясь к маленькому столику, как в первом корпусе. Воткнул кабель телефона в свой ноутбук — и вот он, ура! Бесплатный интернет. Скорость, правда, заметно ниже нашей московской выделенки. Но ничего, смотреть, читать, и даже вставлять фотографии можно без особых нервов. Правда, сайт радикал ру, куда я обычно отправляю свои фото, частенько почему-то подвисал.

В общем, жизнь наша отельная наладилась, Цитадель взята в нужное время, когда африканское солнце хоть и светит прилично, но не поджаривает народ, словно окуней на сковородке, и теперь самое время, уважаемый читатель, приступить к описанию всех прелестей, ощущений, а так же недостатков отдыха в данном историческом отрезке и географическом месте.

Но для начала и лучшей ориентировки читателей ставлю скан фото из космоса на территорию Цитадели, с пометками основных мест отеля.

Взятие Цитадели

1 — Главный корпус, рестораны, рецепшен.

2 — Корпус № 1.

3 — Малая лагуна

4 — корпус № 4

5 — большая лагуна

6- Королевская лагуна

МОРЕ

Я ехал сюда только ради него. Почему-то в предыдущих поездках в Египет я пренебрегал таким видом занятия, который называют сноркелинг. То есть, плавание с маской и дыхательной трубкой. Обычно я просто плавал в море, иногда заглядывая в глубину без всяких масок. В этот раз я открыл для себя совершенно другой мир. Прикупив в местном магазинчике необходимый комплект за двадцать долларов, я погрузился в прямом смысле в красоты Красного моря. Точнее — лагун отеля Цитадель. Их там три. Но купаются в основном в двух. Одна поменьше, другая побольше.

Так вот. Та, что поменьше, просто замечательная лагуна. Дно ее египтяне выслали гладкими плитами. Не зря же отель строился целых 18 (!) лет. Заход в воду самый приятный — по ступенькам или пологий, на котором положена резинка, чтобы не поскользнуться.

Взятие Цитадели

Плиты в маленькой лагуне уложены до своеобразных ворот, а за ними на дне камни, но не такие, на которых неприятно ходить, хотя здесь глубина уже под шею человеку ростом около 180 см. Далее — сетка на всякий пожарный от акул, за ней — выход из лагуны катеров и направо — в открытое море.

Ныряя с маской, я очень подружился с рыбками. Мне даже казалось, что они собираются возле меня каждый раз, когда я заныривал в лагуну. Дело в том, что, каюсь, с каждого завтрака я забирал с собой небольшой кусочек хлеба и скармливал их жителям подводного мира.

Очень интересное занятие, доложу я вам! Запоминающиеся впечатления гарантированы. Сначала я как необычный снорклингист просто бросал крошки на поверхность воды, тут же начиналось бурление и быстрее всех поспевали к ним маленькие рыбки, целая стайка. Позже я изменил тактику.

Ныряю, голову вниз, дышу. В левой руке зажат кусочек хлеба. Рыбы плавают как обычно, некоторые подплывают ближе, но и только. Какие разные у них краски! Мне очень нравилась одна рыбешка, желтая, с черными полосками по телу. И еще — у которой рисунок был такой, что казалось — ее рот разевается чуть ли не до половины спины. Причем рот какого-то немыслимого розово-пурпурного оттенка.

Я начинаю медленно отламывать кусочки от хлеба и правой рукой кидать их перед собою. Что тут начинается! Рыбы мгновенно реагируют на это и спустя минуту возле меня собирается пол-лагуны хвостатых. Они дерутся между собой за кусочки хлеба, скользят по мне своими телами, одна проказница аж тяпнула меня за мизинец, промахнувшись мимо кусочка. Очень забавно! Желтые, белые, красные, розовые, бирюзовые, черные и т. д. и т. п. рыбки — все вокруг тебя. Я ощущаю себя большой рыбиной, возглавляющей стаю. Наконец, хлеб заканчивается, и армада рыб штук так в сто медленно расплывается по своим делам. С момента моего ныряния проходит минут пять всего, но сколько впечатлений!

С собой в воду я прихватываю еще и фотоаппарат Pentax Optio W30, который мне посчастливилось выиграть в конкурсе на одном из сайтов. Он сделан специально для подводных сьемок.

Взятие Цитадели

Но увы, вскоре он у меня сломался, каким-то образом внутрь попала вода и фотик резко заглючил. А потом и вовсе вырубился. Хотя до этого служил верой и правдой три года. Мой сын нырял с ним, когда плавал с аквалангом, сделал много снимков хорошего качества. Наверное, все же он имеет свой срок службы под водой, у знакомых туристов тоже точно такой аппарат отказал на пятый день отдыха, и тоже после трех лет эксплуатации.

Я немного огорчился, но не более того. Не время расстраиваться, когда рядом с тобой такое прекрасное море, солнце и девушки!

Взятие Цитадели

Во второй лагуне мне не понравилось. Там все время с утра были заняты лежаки, а дно оставляло желать лучшего. Заход по ступенькам в воду сразу начинался неудобными камнями, надо было быть очень осторожным, чтобы не повредить ступню. Кстати, сразу рекомендую вам купить тапочки, в том же местном магазинчике. Специально для купания в лагунах. Мы все время плавали там, где гладкие плиты и не озаботилсь поначалу о них. Но даже здесь надо было быть осторожнее — между стыками плит иногда я замечал острые ракушки, на них-то и порезала палец моя жена, а потом и я вслед за нею. Так что тапочки — очень нужная вещь, особенно если вы плаваете в большой лагуне.

Есть на территории отеля еще и так называемая Королевская лагуна. Здесь рай и простор для маленьких детишек! Заход в воду — сплошной песок и поначалу мелко. Потом постепенно начинается глубина, проходите между двух больших камней, а за ними — сразу обрыв, морская бездна глубиной с десяток метров. Что интересно — самая прозрачная вода все же в маленькой лагуне, там, где плиты. И рыб там тоже почему-то больше.

На пути к Королевской лагуне видишь вот такие странные камни. Неужели строители загоняли краны в воду и ставили такие штуки? Наверное, так. Без техники такие глыбы не потянешь.

Взятие Цитадели

Лежаки сделаны с защитой от ветров. Это, конечно, для зимнего периода, когда с севера иногда дуют ветра. Но все равно даже в январе температура воздуха в районе 20 градусов. А у нас, в сентябре, все 33–35.

И вот, наконец, мы пришли к Королевской лагуне. Все лежаки возле нее давно заняты, мы довольствуемся местом, находящимся метрах в 50–60 от входа в воду. Над водой раздаются радостные крики мелюзги, детишки с удовольствием купаются в этом месте. Песочек, мелко и даже рыбки заплывают к ним — что еще нужно для неподдельного детского восторга?

Но рано утром тут пустынно, спокойно, тихо. И все равно, уже некоторые лежаки заняты туристами.

Взятие Цитадели

А когда начинается отлив, лагуна преображается. Вода уходит от берега, обнажая каменистое дно слева и справа.

Как я уже писал ранее, вторая лагуна не пользовалась у нас популярностью, и я сделал только несколько снимков этого места.

Взятие Цитадели

А вообще на море было интересно. Можно было увидеть и аквалангистов, и сноркелингистов, и просто плавающих, а так же плавающих в одежде дам. Последние принадлежали к арабскому роду-племени и если заходили в воду, то только с разрешения своих мужей или мужчин. И только под вечер, после 16 часов.

Наши туристки под водой…

И я, бороздю просторы и глубины лагуны…

Муж, разреши поплавать?

Взятие Цитадели

И еще о море фотографии…

Взятие Цитадели

Теперь о других аспектах отдыха в Цитадели.

ТЕРРИТОРИЯ

Очень большая и красивая. Тут можно со спокойной совестью поставить пять баллов. Много деревьев, цветов, все со вкусом подобрано, посажено, персонал постоянно ухаживает за ними. Отель в самом деле чем-то похож на крепость. Большую, крепкую и стильную. Архитекторы не подкачали

Холл отеля

Бассейн и джакузи.

Хороши, что сказать. Приятно было там посидеть, особенно вечерком. Вода немного прохладная, чистая, освежающая.

Нырнул, поплавал, вышел, заказал мохито в баре, что в десяти шагах от бассейна. И смотришь на закатное море. Красота. Бассейн сделан так, что в определенном ракурсе кажется сливающимся с морем, а человек, который лежит на барьерных плитках — как будто качается на воде. Вообше бассейнов несколько на территории. Но мы купались в самом большом, над бразильским рестораном.

Персонал, сервис

В данном отношении есть шероховатости. Тут очень редко бывает идеально — люди везде разные. Так и в Цитадели. Минусом и явным было несколько навязчивое внимание персонала 4-го корпуса. Мы иногда после обеда ложились подремать — на улице была жара, на море в 2–3 часа идти не хотелось, включали кондишен на 19 градусов и в прохладе засыпали. Но часто тут же нас будил стук в дверь. Я чертыхался, вставал, чуть приоткрывал вход в нашу норку.

— Чего изволите? — любопытный взгляд представителя персонала немного раздражал.

— Вегетарианского не держим-с! — отвечал я, зная, что персонал не понимает данного выражения. И закрывал дверь.

— Ага, ага, спасибо, хорошо, — слышалось оттуда, и затем стихающее шарканье шагов.

Потом я стал вешать табличку на ручку двери «Не беспокоить». В результате пару раз номер не убирался, белье не менялось. А вообще со сменой белья был порядок — каждый день практически, тихо, бесшумно и аккуратно.

Обслуживанию в ресторанах я бы честно поставил пятерку. Жена утром ходила к специальной стойке в холле и заказывала на вечер ужин в ресторанах — рыбном, итальянском и бразильском. Там было очень приятно сидеть, еда замечательная просто. Особенно понравилось в рыбном. Большие креветки, суши, разнообразные рыбные блюда. Бразильский порадовал мясными блюдами и солистом с гитарой. Итальянский тоже не подкачал. Без особых изысков, но вкусно.

В барах на пляже практически тоже все отлично. Но вот в чем разница между баром в малой лагуне и Королевской. Мне не понравилось, как вел себя бармен возле Королевской лагуны. Медленно обслуживал, явно ленился, и еще обращался запанибрата с туристами. В противоположность ему — бармен возле малой лагуны. Просто мастер своего дела, приятный молодой человек, с юмором, работающий молниеносно, качественно, с улыбкой.

Очередь там не задерживалась.

Взятие Цитадели

Мы попробовали все виды коктейлей. Пальму первенства держал мохито, за ним следовали пина коладо, Голубая лагуна, Маргарита. И еще с десяток, названия я уже забыл.

А вот если бармен иногда отлучался от стойки, чтобы помочь персоналу прикатить бочку пива или еще что-нибудь, случалось и самообслуживание товарищем из самостийной Украины.

Взятие Цитадели

Вообще состав туристов был примерно такой: 70% из России, остальные 30 — немцы, англичане, французы, украинцы и арабы. Никаких конфликтов на территории отеля не наблюдал, все было чинно-благородно.

ПИТАНИЕ

Тут придраться особо не к чему. Разве только к завтраку и обеду в жаркое время. Но если так подумать — завтрак есть завтрак. Дома я вообще утром пью только кофе. Что еще желать в ресторане Цитадель? Все на своих привычных местах, юркий и доброжелательный араб жарит вам яишницу. К нему обычно очередь 3–5 человек. Но управляется быстро. Бутерброды, выпечка, яйца вареные, салаты, да много всего, явно больше вашего утреннего рациона, уж поверьте. Разве только не хватает страждушим опохмелиться. Ну тут уж сами страждущие должны заранее позаботиться.

Нас такие проблемы не волновали. Наоборот, старались меньше есть, дабы сильно не поправиться за эти десять дней.

Днем, в обед было даже лень кушать. Жарко. Садились на улице в тень от шатров. Внутри ресторана было душновато. Так что трапезничали у воды.

Выбор неплохой, супы, много вторых блюд, шашлык на улице, или другая жаровня.

Вот здесь мы обедали.

А вот и сам обед…

Воробьи знают, где летать в это время.

Взятие Цитадели

Вот вечером мы отрывались. Как вкусно было в ресторанах! Набираешь закуски сам, потом официант приносит заказываемые блюда и вино. Все входит в стоимость купленного вами тура.

Приятно вспомнить. И лучше сделать это с помощью фото.

Забористый кальян…

В рыбном ресторане

Дамы предвкушают ужин в бразильском ресторане.

Взятие Цитадели

Можно зайти и в платный рыбный ресторанчик. Там красиво.

Так, для полного ощущения и информации. Оставить там долларов 50, и так же наесться, как и в обычном рыбном или итальянском с бразильским. В общем — на любителя.

Отдельно хочется рассказать об очень необычном для арабской страны месте. А именно — кафе Моцарт.

Туда мы захаживали в, так сказать, полдник. Часа в 4 дня, перед тем, как снова пойти на пляж или к бассейну. Почти каждый день.

Место, где постоянно звучит музыка гения. А не местные напевы в стиле «ляли» и хабиби-хабиби.

Где готовят неплохой кофе, и подают его под штруделя, тарталетки и другие виды пироженых Вены.

Я как раз совсем недавно дважды подряд посмотрел фильм «Амадей». Очень люблю эту замечательную картину.

Внутри кафе прохладно, за дверью больше 30 градусов. Поэтому мы всегда заходили в помещение, хотя несколько столиков находилось на улице.

Взятие Цитадели

А вот и прелести кафе Моцарт…

Развлечения и анимация

Как я уже писал, главные развлечения начинались вечером. Кальян, кофе, коктейли — под задушевные разговоры и пение солистов на небольшой эстраде. Любителей разных спектаклей ждали в амфитеатре. А днем старались аниматоры возле лагуны. Активно приглашали на водную аэробику.

Взятие Цитадели

Там же приглашали сделать гимнастику, мужчин — побросать тяжелые металлические мячи, игра называется «Петанк».

Взятие Цитадели

Можно было поиграть в гигантские шахматы, но я ни разу не видел народ за этим занятием…

Амфитеатр

Взятие Цитадели

В заключение об одной важной мелочи. Автобус в аэропорт уезжал у нас в 18.45, а время пребывания в номере заканчивалось в 12 часов. Некоторые туристы сдавали чемоданы персоналу к рецепшен, а сами, не желая доплачивать, гуляли по территории, загорали, купались. Наша новая знакомая Наташа улетала на два дня раньше, поэтому мы пригласили ее провести эти почти семь часов с нами.

Но другие, и мы, в том числе решили доплатить. И вот почему. Я как подумал, что после обеда лишусь прохладного душа в номере, приятной прохлады (а в холле нет кондиционера, душновато!), то как-то становилось не по себе. Поэтому мы доплатили 70 долларов до 18 часов (можно было 50 до 16 часов), и вкушали прелести «Цитадели» до самого конца. Ведь в принципе, и обедать не заплатившим туристам было как бы нельзя (хотя кто там следит за этим?никто…) и в кафе Моцарт не заглянуть.

На отъезде случился небольшой дас ист скандаль. У одной пары, сдавшей в полдень вещи, пропал чемодан. Вероятно, кто то, уезжавший ранее, по ошибке захватил не свой. Неприятно, минус администрации отеля.

И еще немного о покупках.

Многое можно приобрести в маленьких магазинчиках, которые расположены на пути к маленькой лагуне. Там мы купили чай каркаде, а уж подарки и сувениры, скажу я вам, намного приятнее покупать в дути фри аэропорта Хургады. Там и выбор побольше, и цены демократичнее. Так что не спешите затовариваться на месте.

Вот и всё. Зовут на посадку, и здесь очень большая очередь. Летим на другом Боинге, повместительнее, на борту 400 пассажиров. Небольшой бардак не улетучился из этого места, как-то странно медленно запускают пассажиров к автобусу. Один сотрудник проверяет посадочные, второму зачем-то надо еще паспорт. Хотя в эту зону без посадочного и мышь не проскочит.

Самолет, разогнавшись, взмывает в египетское небо. Снова внизу мириады огней отелей, но они исчезают очень быстро, и теперь лишь темнота Красного моря. Четыре часа полета, снова Домодедова, взятая крепость Цитадель осталась позади.