Турист Карина Ремезова (Remezova)
Карина Ремезова — была 26 января 14:19
Очень стараюсь хотя бы читать и оценивать. Пока получается не очень :(

Крым — Россия Ноябрь 2012

«Быть в Крыму и не сделать посещения Чатыр-Дагу —

есть дело предосудительного равнодушия»

(П. И. Сумароков, 1803 г.)

И в этом я совершенно согласна с Павлом Ивановичем! Поэтому — раньше несколько раз в год, а сейчас в каждый приезд — я обязательно поднимаюсь на эту Гору…

…Прохладное ноябрьское утро. Автобус. И где-то около половины девятого мы уже высаживаемся на Ангарском перевале — именно отсюда начинается подъем на верхнее плато Чатыр-Дага.

Совсем недавно здесь был установлен памятник троллейбусу. На постамент установили машину 1972 года выпуска

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

Цифра пробега впечатляет — получается, что троллейбус почти 5 раз преодолел растояние до Луны, или 47 раз объехал Землю по экватору!

Все-таки, старая «Шкода-девятка» — самый симпатичный троллейбус!

Еще немного пройти по асфальту от памятника до построек турбазы Ангарский перевал — а дальше начинаются лесные дороги и тропы.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

Существует несколько вариантов подъема на верхнее плато: традиционный, прописанный во всех путеводителях — через турстоянку Буковая поляна, и несколько более «экстремальных», коротких и крутых — по кулуарам и нитке бывшего бугельного подъемника.

Горнолыжный склон Чатыр-Дага (более известен, как Ангарский перевал, или просто Перевал) — гораздо интереснее тех, что есть на Ай-Петри. Но, к величайшему сожалению, последние несколько лет подъемники здесь не работают — делили-делили, да так и не поделили. Что ж, остается только надеяться на лучшее…

Выбираем «традиционный» вариант — и в путь!

Буковый лес облетел и стал… прозрачным. Другого слова не подобрать. Под ногами шуршит листва, на земле — причудливый теневой узор.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

Верхняя граница букового леса находится на высоте около 1300 метров, дальше тропа идет по открытой местности.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

Чем выше мы поднимаемся, тем шире открывается вид

С одной стороны — Демерджи и ее каменные изваяния

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

С другой — «Крыша Крыма» — массивы Бабуган, Гурзуфский и Никитский, где находятся высшие вершины полуострова.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

Между ними — засаженная виноградниками Алуштинская долина.

На выходе на плато нас встречает довольно холодный ветер. Идем на запад, среди карстовых воронок и карровых полей. Со стороны красиво, но вот пересекать карры, даже невысокие — удовольствие ниже среднего…

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

По количеству карстовых форм на 1 км2 Чатыр-Даг занимает первое место среди других яйл Крыма. Здесь насчитывается более 1000 воронок от 5 до 200 метров в диаметре при глубине до 60 метров. Воронки дают начало подземным карстовым полостям — пещерам, колодцам, шахтам. Многие пещеры находятся в скалистых бортах воронок. Всего на Чатыр-Даге обнаружено и исследовано около 150 подземных полостей, по их количеству Чатыр-Даг уступает первенство массиву Караби.

В тени на траве и листьях лежит иней.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

Выше 1500 метров иней не тает даже на солнце, и под ногами конкретно похрустывает. Тем не менее, местами попадаются маленькие симпатичные цветочки.

А здесь среди камней — надо же! — расцвела ясколка Биберштейна, которую еще называют «крымским эдельвейсом», цветок, вообще то, июньский!

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

Вот и вершина! Открывающийся вид впечатляет — почти весь Степной Крым, юго-восточное побережье до Карадага, Южный берег закрыт Главной грядой, зато видны ее северные склоны до Ильяс-Кая и ласпинских скал, вся Центральная котловина и Предгорье с его «пещерными городами», Сапун-Гора и часть Севастополя… Воздух, конечно, не идеально прозрачный, и по-осеннему низкое солнце слишком уж яркое, посмотреть-полюбоваться — да, а вот снимать — не очень… Ну, кое-что все-таки получилось.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

В иерархии крымских гор западная вершина Чатыр-Дага Эклизи-Бурун занимает почетное пятое место. Но возвышаться и господствовать не всегда одно и то же. В общем профиле Главной гряды найти среди вершин-близнецов хотя бы Роман-Кош (высочайшая вершина Крыма) довольно трудно — по сути, это один из холмов, на пару десятков метров возвышающихся над поверхностью плато. А вот Чатыр-Даг, благодаря своему особому положению в цепи гор (он отделен от соседних массивов и находится несколько севернее их), как бы господствует над всем полуостровом — и действительно, эта гора видна практически из всего Степного Крыма. Долгое время Чатыр-Даг считался самой высокой горой в Крыму, и только в 1913 году, после проведения инструментальной топосъемки, оказалось, что это не так…

Рядом с вершиной — настоящее авиашоу. Пятерка воронов выделывает фигуры высшего пилотажа: очень забавно летают лапками вверх, закладывают виражи, петли и бочки, срываются в штопор… наблюдать за вОронами, резвящимися в воздушных потоках — одно удовольствие, если бы еще не ледяной ветер и темнело бы попозже…

Какой-то непонятный звук… да это же журавли летят над Караби! Так далеко, и так хорошо слышно… Перед морем строй нарушается, у птиц явно паника, они сбиваются в кучу, летают кругами, курлычут, но в конце концов строй восстанавливается и стая летит дальше.

Вдалеке видна восточная, более низкая вершина — Ангар-Бурун (1458 метров), к ней через плато ведет хорошая тропа, но мы туда уже явно не успеваем, две вершины — это для времени с более длинным световым днем. Ну, или в совсем не прогулочном темпе. Поэтому возвращаемся тем же путем. По дороге — еще несколько снимков в вечернем освещении…

И вниз.

И все-таки, за что же я так люблю эту Гору? За необычную тишину. За летний ветер, наполненный ароматами чабреца, железницы и шалфея и бездонное небо.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

За золото букового леса и шорох листьев под ногами осенью.

За искристый снег и крутизну поросшего лесом склона зимой.

Чатыр-Даг. В сердце Крымских гор.

За весенние первоцветы среди желтой травы.

За замечательные виды, за облака и туманы, за тень букового леса и просторы плато. В общем, люблю!

До следующей встречи, Чатыр-Даг!