Турист Карина Ремезова (Remezova)
Карина Ремезова — была 26 января 14:19
Очень стараюсь хотя бы читать и оценивать. Пока получается не очень :(

Иран Январь 2010

Началась вся эта история на форуме лыжного сайта «Ски. Ру». Сейчас, наверное, никто и не вспомнит, кто был автором идеи — но «загоревшихся» оказалось немало. И действительно, ехать в Европу на новогодние праздники — не самый лучший вариант. А вот Дизин… вроде как относительно бюджетно, вроде как высоты нормальные, вроде как кто-то уже туда ездил и сказал, что склоны там — вполне себе! Немного напрягало то, что все попытки созвониться-списаться с гостиницей напрямую закончились неудачей. В итоге наиболее предусмотрительные забронировали номера через иранскую турфирму «Араз», а наиболее бесшабашные поехали «на авось».

Итак, в канун нового 2010 года из самолета авиакомпании «Аэрофлот», приземлившегося в тегеранском аэропорту Имама Хомейни, высадился настоящий горнолыжно-сноубордический десант.

30 декабря 2009 года, раннее утро. Практические занятия по изучению иранских обычаев и не только.

Аэропорт Имама Хомейни.

Что мы знали до поездки и что из этого вышло.

Разница во времени с Москвой — плюс полчаса. Ну, тут все понятно. Часы перевели. А вот год в Иране нынче — 1388! Забавно. По аналогии с известным фильмом «Назад, в будущее» поездку тут же окрестили «Вперед, в прошлое!»

Визу делают прямо в аэропорту, но необходим предварительный запрос в посольство. Из-за лени, нехватки времени или простого русского раздолбайства второго никто не сделал, но первое получили все. Познакомившись при этом с первой национальной чертой персов — они очень доброжелательные, но оооочень медленные и совершенно никуда не спешат…

Женщинам необходим платок! Это — да. С этим строго. Прямо на выходе из самолета стояли два добрых персидских молодца и заворачивали обратно дам без таковых. Необходим не только платок — зад должен быть прикрыт обязательно, то есть вариант джинсы+куртка обычной длины не проходит. Зато с длинным свитером — никаких проблем. В общем, перед поездкой был повод пополнить гардероб и коллекцию аксессуаров.

Спиртное — ни-ни! Позвольте, но мы едем встречать Новый год! Наша компания мудро рассудила, что если в сумочку каждого участника положить по бутылочке — ничего страшного не случится, и не ошиблись. Перс на «рентгене», конечно, показывал каждому на этот столь отчетливо видимый на экране предмет, но оглянувшись, улыбался, грозил пальцем и отпускал. А вот сноубордисты, купившие в шереметьевском дьюти-фри 11(одиннадцать!) литровых бутылок и умудрившиеся сложить все это в 1 (один!) рюкзак были решительно и бесповоротно отправлены в туалет, где под бдительным надзором все спиртное… до единой капли… народ плакал.

В Иране ходит две валюты — «реальная» риалы (курс риала к доллару — 10000, так что за 9 стодолларовых бумажек получаем целый ворох разноцветных купюр) и «виртуальная» туманы. 1 туман равен 10 риалам. Цены практически везде указаны в туманах — так что, расплачиваясь, надо прибавлять нолик. Выпив кофе и заплатив в 10 раз больше ожидаемого, разницу эту усвоили раз и навсегда. А еще в Иране совсем другие цифры — их мы старательно выучили до поездки, впоследствии очень пригодилось. Кстати, хоть текст и читается справа налево, цифры всегда читаются слева направо.

Транспорт дешев. Да, но не настолько же! Всего за 800000 риалов (80 долларов) с 10 человек с маршрута был снят автобус (!),

Вперед, в прошлое!

а когда нас все-таки догнали освободившиеся от бдительных стражей порядка грустные сноубордисты (еще 10 человек), девушка-диспетчер потребовала доплатить еще 200000 (20 долларов), итого на брата-сестру вышло… даже смешно, если учесть, что расстояние от Тегерана до Дизина больше 100 километров…

О дорогах. Размышления у окна автобуса.

Тегеран-Карадж-Дизин.

Уличное движение в столице Ирана и окрестностях можно охарактеризовать, вспомнив школьный курс физики — броуновское, не иначе. Такое впечатление, что на светофоры-разметку-знаки внимания никто не обращает и ездит по принципу — прав тот, у кого машина больше. Повороты направо из крайнего левого ряда и наоборот… поворотник? КАКОЙ-ТАКОЙ поворотник??? Пешеходы, перебегающие дорогу в самых неожиданных местах (переход через улицу в Тегеране — настоящее искусство!). И невероятное количество самых разнообразных мопедов и мотоциклов — оказывается, «наши» мотоциклисты ездят еще очень даже дисциплинированно…

Вперед, в прошлое!

Очень много очень старых французских автомобилей. Много просто старых. И иногда попадаются более-менее новые. В горах самая популярная машина — маленький синий грузовичок, разобрать название так и не смогли.

Город остается позади. Иранские горные дороги — в весьма неплохом состоянии. Много тоннелей — большинство напоминает пещеры — как прорубили, так и оставили, ни намека на обработку стен, с потолка капает, а местами даже льется вода. Тем не менее — все они хорошо освещены, а в особо длинных на стенах — телефоны экстренной связи. Подъем по довольно крутому серпантину — видим ущелье, перегороженное высокой плотиной, рядом — полицейский пост. Проезжаем очередной тоннель — открывается невероятной красоты озеро, а за ним — наконец-то! — снег на горах.

Вперед, в прошлое!

Выше озера начинаются небольшие горные деревушки.

Вперед, в прошлое!

В одной из них дорогу перегораживает колонна демонстрантов — идут навстречу автобусу стройными рядами, несут флаги, плакаты, что-то выкрикивают. Да, сейчас как раз Ашура — и именно в эти три дня официально разрешены всякие митинги. Мужчины, женщины, дети… Становится жутковато, не возникает даже мысли взять фотоаппарат — но демонстранты с двух сторон аккуратно обходят автобус, и мы продолжаем путь.

Сводки из разведки. Куда это мы попали?

Первые два дня, Дизин.

В Дизине имеется одноименная гостиница с двумя корпусами (всю нашу банду поселили в «Дизин-2») и несколькими коттеджами (почему-то там никто не жил).

Здесь мы базировались

гостиница Дизин-2

так Дизин выглядит сверху

Заселились сразу и без проблем, в том числе те, кто не бронировал номера заранее — им просто пришлось немного подождать. Номер довольно большой, вид на склон, балкон, две огромных кровати, даже ванна имела место быть. Правда, состояние всего этого не сказать, что идеальное, небольшой ремонт был бы совсем не лишним… но видно, что за чистотой здесь очень даже следят. Говорят, что в более новом «Дизине-1» номера получше, но никто из наших туда не попал, так что проверить не получилось. На первом этаже есть лыжехранилище. Повеселили лифты, в которых во время движения играет музыка.

Количество подъемников: 4 гондольных, 2 кресельных, 7 бугельных (бугеля работали не все). Гондолы старого французского образца, такие еще сохранились в Серр-Шевалье и в Ла-Плани, это те самые, кабинки которых за своеобразную форму называют «яйцами».

Вперед, в прошлое!

На всех подъемниках имеется такое явление, как отдельный вход и отдельная очередь для женщин! Пользоваться не обязательно, но когда на основном входе собирается очередь — девушки «в свою калитку» периодически проходят.

Перепад высот: 800 м (2700–3500 м.)

Трасс заявлено 23. Вполне возможно. Есть даже вроде как сертифицированная FIS, на ней постоянно тренировались спортсмены. Все трассы ратрачат ежедневно, точнее, еженощно и очень тщательно.

Сноупарков нет.

Перекусить на склоне — в основном фастфуд. Единственное «не фастфудное» заведение — Dizin Snack Bar — находится в стороне от основных трасс. На выкате готовят настоящий местный суп из баранины с разными бобовыми, один раз мы его даже попробовали — блюдо слишком своеобразное. Очень дешев апельсиновый фреш.

Местные катальщики — иранская молодежь. Нравы в Дизине, видать, посвободнее, чем в остальной части страны — очень забавно было наблюдать, как местные девушки поутру прямо в машинах тщательно делают макияж и выпускают челки из-под шапок. Вечером перед отъездом они так же тщательно умывались. 90 процентов катаются на сноубордах, поражает контраст — доски моделей прошлого и текущего года, и тут же полный застой лыжного снаряжения — классическая геометрия!!! Сходить с трасс никто даже и не пытается. Местная молодежь очень доброжелательная и любопытная, некоторые кое-как говорят по-английски, пытаются задавать вопросы. Они считают, что (цитирую дословно) Russia is better than Iran because there is Whiskey!

Насчет этого самого «виски»… мдя. Контрабандное турецкое пойло в металлических баночках 0,33 стоимостью 14 долларов. Нюхать невозможно, не то, что пить. Особо жаждущие, конечно, пользовались…

О встрече Нового года. В чужой монастырь со своим уставом.

Дизин, банкетный зал одноименной гостиницы.

Совсем не рядовое событие — встреча Нового года в Иране… да и снег пошел наконец-то!

Вперед, в прошлое!

Получилось все очень даже ничего. Нам разрешили оккупировать неиспользуемый банкетный зал, строго предупредив, что все, что нельзя, должно быть тщательно замаскировано! Ну, нам-то что, у нас термосы есть — у каждого первого…

Наш предводитель, широко известный в узких кругах как kuba, нарядился в тигра — все местные с ним фотографировались.

Вперед, в прошлое!

палочки и точечки на «тигре» со стороны хвоста — 2010 иранскими цифрами.

А когда еще появился Дедушка Мороз, хоть и маленький…

Вперед, в прошлое!

Новый год встречали, как и положено, по местному времени, а потом по московскому. Устроили дискотеку — через непродолжительное время как из-под земли возникли местные блюстители порядка и морали и прикрыли беспредел, правда, как только они ушли, все началось по новой, только не так громко. Но этого мы уже не увидели — снег сыпал и сыпал, поэтому в рассчете на завтрашнее катание ушли спать пораньше.

О катании. «There is no pist there!» — «It’s good for us!»

Все последующие дни, склоны Дизина.

За первые два дня нами было обкатано все, «что можно»-то есть все имеющиеся в наличии трассы и все, что находилось рядом с ними.

Но поскольку бОльшая часть компании приехала сюда совсем не за трассовым катанием, после новогоднего снегопада народ расползся по окрестностям.

Вперед, в прошлое!

Естественно, спасательная служба Дизина заинтересовалась нами сразу. Сначала они просто пытались вразумить безумных русских, постоянно пытающихся укатить туда, где «ноу пист». Русские укатывали все равно. Тогда в один из последующих дней один из спасателей — видно, самый смелый, а может, и «засланный казачок» — поехал с нами на западный склон. Естественно, как и все здесь, на узких «классических» лыжах, поэтому в слегка раскисшем снегу ему было тяжеловато…

Вперед, в прошлое!

Ну, а мы были рады стараться, особенно наш «гуру» и большой любитель прыжков Костя.

Вперед, в прошлое!

Спасатель заснял все это на телефон и потом, видать, показал коллегам.

Вперед, в прошлое!

После этого вышеупомянутая спасательная служба вопросов к нам больше не имела…

В отличии от той же Франции, где все, что находится рядом с трассами раскатывается в хлам в первые несколько часов после снегопада, все, что можно «достать» с подъемника — в первый день, а все, что подальше — дня за три, или Швейцарии, где склон долго может стоять нетронутым, но стоит проложить первый след — и тут же туда ринется толпа, на склонах Дизина, даже очень близких к трассе и подъемнику, за девять дней кроме наших следов не возникло больше ничьих.

Вперед, в прошлое!
Да, Иран - это не Франция, где подобный склон был бы искатан в бугры. За 10 дней ничьих следов там не прибавилось...

О досуге. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Дизин.

А вот с этим в Иране совсем «не очень». То есть — хочешь «апре-ски» — устрой его сам. Только тихо, а то блюстители порядка нагрянут. Так что главным и единственным вечерним выходом был выход на ужин в ресторан соседнего отеля «Дизин-1».

Вперед, в прошлое!

В меню — десяток видов кебаба, рыба, рис и совершенно роскошный «салат-бар». Потом собирались у кого-нибудь в номере, просматривали отснятое за день, делились фотками, иногда смотрели кино с ноутбука… в общем, клуб пенсионеров, да и только. Пару раз выезжали в соседнюю деревню Велайят за овощами-фруктами

Расположена километрах в 5 от Дизина. Сюда мы ездили за продуктами.
Вперед, в прошлое!
Несмотря на январь, все фрукты и овощи - как будто только что с грядки (или дерева)! Мандарины вообще привозили вместе с ветками...

(в январе помидоры-огурцы, как только что с грядки и мандарины вместе с ветками очень впечатляют!).

Пытались гулять по окрестностям — но вечерами и по ночам на высоте двух с половиной километров было очень холодно…

Вперед, в прошлое!

День заключительный — Тегеран.

Поскольку количество фотоаппаратов в нашей группе приблизительно равнялось количеству участников, нас сразу предупредили, что в Иране нельзя снимать: мечети, правительственные и прочие «официальные» здания, здания за оградами вместе с оградами и охраной, стратегические объекты, стражей порядка, демонстрации (Ашура, правда, уже закончился) и так далее. Короче, практически ничего. Санкции, если поймают — штраф или отъем фотоаппарата. Поэтому почти все, что удалось отснять, снято на ходу из окна автобуса. Благо, окна автобуса, который приехал за нами, были достаточно большими и открывались.

Вперед, в прошлое!

Ну, или «из-за пазухи». И совсем немного — «в открытую».

По дороге остановились возле деревенской пекарни купить горячих, с пылу, с жару, лепешек. Любезный хозяин даже разрешил сунуть внутрь объектив.

Вперед, в прошлое!
Лепешки оказались очень вкусными :)
Нам даже разрешили немного заглянуть вовнутрь.

Лепешки оказались очень даже, и были уничтожены быстро и с удовольствием.

Доехали до Караджа, выехали на магистраль Карадж-Тегеран.

Вперед, в прошлое!

Вдоль магистрали проходит железная дорога, по которой ходят двухэтажные поезда.

Естественно, вагоны разделены на мужские и женские…

Проехали по Тегерану,

объехали вокруг символа Тегерана — Арки Азади,

Вперед, в прошлое!
Символ Тегерана. Была построена в 1971 г. в честь 2500-летия Персидской империи.

еще раз полюбовались броуновским движением на улицах.

Единственное более-менее упорядоченное движение совершают рейсовые автобусы, да и то потому, что их полоса (она находится посередине) огорожена с двух сторон! Автобусов отдельно мужских и женских нет, но каждый четко разделен на женскую и мужскую половины.

Понравились улицы, где торгуют разными вещами: улица цветов, улица кожаной одежды, улица золотых украшений, улица фруктов, и так далее, и тому подобное… вот улица автозапчастей… стоп. Приехали.

Оставили вещи в гостинице у Мусави (человек довольно известный среди российских горнолыжников, ездивших кататься в Иран, он и организовал нам обратный трансфер с экскурсией) — и в сопровождении гида, он же водитель собственного микроавтобуса, поехали смотреть город. Успели, правда, совсем немного, поскольку в нашем распоряжении было всего полдня, а интересы у участников группы сильно различались.

Побывали в Сокровищнице, где выставлены драгоценности свергнутого в 1979 году шаха Мохаммеда Пехлеви — она находится в подземной части здания Национального банка.

На входе изъяли не только фотоаппараты, но и мобильники, и даже ключи. Надо сказать, что даже самые драгоценные камни, когда их много, когда они лежат горками и кучками, впечатление драгоценных не производят совершенно… Только свет на гранях играет красиво.

Побежали на сувенирную улицу — именно этого хотели наши девушки, прослышавшие, что в Иране очень дешевое серебро. И пока основная часть группы методично обшаривала магазины, мы с мужем обнаружили замечательную кондитерскую и получили море удовольствия от кофе и местных пирожных с фруктами, а потом забрели в лавку орехов и сухофруктов и накупили полрюкзака всяких вкусняшек!

Вперед, в прошлое!
Самые разнообразные орехи, изюм, финики, сухофрукты и что-то уж совсем экзотическое. А также конфеты и сладости в ассортименте. Всяких пакетов и пакетиков унесли оттуда много :)
Фото на память с хозяевами этой лавки.

Нашли всех остальных и даже успели прикупить кой-чего из серебра (не знаю, насколько оно там дешевле, а вот работа действительно необычная). Потом магазины наконец-то закрылись, и мы поехали к башне Милад, на территорию нас не пустили — поздно уже было, так что просто погуляли в окрестностях.

Высота - 435 метров.

А потом решили посмотреть какую-нибудь мечеть — и Маджад отвез нас к Имамзаде Салех, да еще и договорился, чтоб нас пустили внутрь (естественно, в мечети тоже есть мужская и женская половины) и разрешили снимать хотя бы снаружи,

Вперед, в прошлое!

правда для этого женской части пришлось облачиться в покрывала.

Вперед, в прошлое!
Нам разрешили зайти внутрь и выдали покрывала. Внутри мечеть отделана мелкой зеркальной плиткой, уложенной под разными углами так, что своего отражения не видишь нигде.

Внутри мечеть отделана зеркальной плиткой, уложенной под разными углами — в итоге своего отражения ты нигде не видишь. Зато какая игра света! Местные женщины приходят сюда с детьми — сидят себе и читают книги, или разговаривают о чем-то вполголоса, а детвора играет тут же на ковриках. К появлению «явно не таких» отнеслись с любопытством и очень доброжелательно — попытались расспросить, кто мы такие, когда выяснилось, что ни мы на фарси, ни никто из присутствующих по-английски не говорит — просто показали все места, куда стоит заглянуть… настолько нам все это понравилось, и вид, и атмосфера, что наши мужчины уже начали переживать, куда это мы делись.

Часов в десять вернулись в гостиницу, выпили чая, забрали вещи — и на уже знакомом автобусе поехали в аэропорт Имама Хомейни. Без всяких приключений прошли регистрацию, в местном дьюти-фри на оставшиеся риалы накупили всевозможных орехов, сели в самолет, и — Аэрофлот не подвел — ровно в назначенное время вылетели в направлении "домой".