Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 15:06

Гродно — Беларусь Апрель 2024

Свой рассказ о путешествии по Беларуси я продолжу в Гродно, который исторически продолжает рассказ о Новогрудке и Лиде. Первый правитель Великого литовского княжества Миндовг жил в Новогрудке, в Лиде мы узнали о правлении Гедимина, а в Гродно обосновался внук Гедимина Витовт, которого называли Великим. Великое княжество литовское страдало от многочисленных нападений крестоносцев, которые под предлогом борьбы за католическую веру, грабили города. Когда Витовт жил уже в Вильно, для зашиты от набегов крестоносцев он посылает в Городень одного из своих лучших военноначальников, правнука Александра Невского Давыда, которого потом назовут Городенским. Давыд Городенский (1283- 1326) не знал поражений и не только защищал город, но совершал ответные нападения на рыцарей тевтонского ордена. Витовт с 1324 года назначил его каштеляном (старостой) Гродного и выдал за него замуж свою дочь. В одном из походов Давид Городенский был убит наемниками в своей походной палатке. В честь грозы крестоносцев в Гродно названа улица и на ней установлен памятник Давыду Городенскому.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Улица Городенского проходит ниже холма, на котором стоит Старый замок, про который я уже рассказала.

С моста, ведущего к Старому замку, прекрасный вид на Неман.

Вокруг замка виден ров. Напротив Старого замка расположен Новый замок, который был построен в 1753 году, как летняя резиденция короля Августа III.

Здание сгорело во время Второй мировой войны, и в 1952 году вновь отстроено в стиле советского неоклассицизма. Во времена СССР здесь размещался горком КПСС, а в настоящее время это основной корпус Гродненского историко-архитектурного музея. Когда спускаешься с горки, открывается прекрасный вид на пожарную каланчу.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Каланча построена в 1902 году взамен первой, деревянной. Пожары были настоящим бедствием Гродно. Наверху каланчи есть смотровая площадка, там дежурит символический пожарный. На нижней части каланчи современная фреска, где справа среди работников пожарной части можно узнать Мону Лизу, а рядом с ней выдающихся людей Гродно, среди которых и известный кузнец, и министр МЧС.

Рядом с каланчой действующая пожарная часть, размещенная в бывших королевских конюшнях. Несколько комнат в этом здании отведено под музей.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Интересная скульптура пожарника установлена у каланчи.

Еще ниже на площади стоит здание синагоги.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Первая синагога на этом месте была построена в конце XVI века, но сильно пострадала при пожаре 1885 года. Используя старые стены, была возведена новая синагога в 1905 году. В Гродно в то время евреев было около половины населения города. К 1944 году из 29 тысяч гродненских евреев в живых осталось 300 человек. Гродно был под оккупацией немцев 3 года и, кроме расстрелов и избиений в двух гетто Гродно, люди умирали от голода и изнурительного труда. В 1944 году синагога была закрыта, в ней были склады и мастерские. С 1991 года это действующая синагога, где работает частный музей истории евреев.

На площади перед синагогой нас ждал автобус, на котором мы приехали в Гродно накануне вечером. Большую часть города мы видели из автобуса.

Скульптура Пегас и музы установлена перед зданием театра в 1987 году.
Скульптура "Пегас и музы" установлена перед зданием театра в 1987 году.
Современное здание Гродненского областного драматического театра построено в 1984 году.
Дворец текстильщиков на Советской площади
Гродненский университет
На барельефе жизнь цивилизации  От Древней Греции до космонавтов
На барельефе жизнь цивилизации От Древней Греции до космонавтов
Памятник 850 летия Гродно
Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Далее останавливаемся у храма, расположенного на Советской площади.

Католический кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия был освящен в 1705 году, построен как храм ордена иезуитов на завещанные Стефаном Баторием деньги. На освящении храма присутствовали Петр I и король Речи Посполитой Август II Сильный. Храм входил в комплект монастыря иезуитов, занимавший целый квартал в городе. Перед входом в костел скульптура-памятник Христа, несущего крест. Это копия статуи, установленной в Варшаве перед базиликой Святого Креста.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Заходим в костел и знакомимся с его богатым убранством и скульптурами.

От католического храма едем к православному Покровскому храму.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1907 году. Собор построен в память о погибших во время русско-японской войны 1904–1905 года.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

В Гродно есть более старый православный храм, и его мы тоже посетили.

Один из древнейших храмов Древней Руси Борисоглебская церковь построена в начале XII века, во время правления сыновей князя Всеволодко Бориса и Глеба, в честь небесных покровителей которых храм назван. Стены церкви сложены из плинфы (тонкого и крепкого кирпича) с вложенными в них отшлифованными разноцветными валунами.

Украшают стены кресты, выполненые из глазурованных майоликовых плиток разных цветов.

От стен этой церкви гродненские войска шли на бой с тевтонскими рыцарями. Церковь пережила немало ограблений шведами, поляками, русскими. Природа тоже не жалела церковь, разрушая берег. В 1853 году Неман сильно разлился и часть западной стены рухнула и улетела с обрыва. Стены звменили на деревянные, получилась сборная церковь.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

От церкви открывается красивый вид на Неман и виден Старый замок.

Территория вокруг обустроена.

Был польским и русским, а теперь белорусский. Гродно

Мы начали осмотр города с замка, потом остановились у синагоги, затем побывали в католическом и православных храмах, и закончили знакомство с городом на органном концерте в кирхе.

Это единственная в стране церковь лютеранского вероисповедания. Лютеранство, основанное в 1517 году Мартином Лютером, — основная ветвь простестантизма, не признающего папскую власть, индульгенции, посредничество священников, подчинение светской власти и церковную роскошь. Кирху открыли в 1793 году для лютеран, приехавших из Германии в 1779 году по приглашению гродненского старосты для работы на королевских мануфактурах. Король Cтанислав II подарил лютеранской общине здание бывшей таверны, которое и перестроили под кирху. Новое здание построили в 1843 году.

Внутри кирхи все очень скромно. Большая часть богослужений состоит из псалмов, которые поют прихожане. До 2015 года их исполняли под аккомпанемент электронного органа. В 2015 году жители Франкфурта на Майне подарили церкви механичнский орган имеющий 2 мануала, 22 регистра и 2500 труб. Орган не вошел на место, которое предназначено в кирхе для органа, поэтому его поставили около алтаря. в кирхе проводят концерты органной музыки, на который мы и пришли.

В исполнении Веры Латышевой мы прслушали не церковную музыку, а полонез Огинского, мелодию из кинофильма «Призрак оперы"и другие популярные произведения.

Очень интересно было наблюдать за игрой органиста, который весь в движении и использует педали для ног, клавиатуры для ног и рук. В нотах на органе три партии.