Невельск — Россия Июль 2023

После тревожной ночи (какая-то птица не давала спать своими тревожными криками) я встал довольно рано в 7:00. Погода стояла безветренная и малооблачная. Палатка вся в капельках воды, видимо ночью точка росы была пройдена после душного и жаркого дня накануне. Кроме того, убедился, что палатка непромокаемой не являлась, как утверждали производители. Впервые отправился в путешествие, взяв с собой не проверенную аммуницию, всё из-за спешки. Ладно, переживём не впервое. Не завтракая, отправился дальше. Сегодняшняя моя цель: побывать на водопаде Салют. Мой путь продолжился по просёлочной дороге местами покрытой глубокими лужами.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 3: Холмск - Невельск

Дорога часто выходила на обрывистый склон, откуда открывались великолепные виды на Тайное водохранилище и привела к старому кладбищу на южной окраине Холмска в посёлок Поляково. Оставив лесной массив вышел на открытую местность, справа от меня на сопке Молодёжная расположена метеорологическая станция. В невысоких зарослях очень своеобразно заливалась неизвестная мне птица. Ещё накануне обратил внимание, что на Сахалине в отличие от европейской части России, птицы продолжали петь, несмотря на то, что шла вторая половина лета, когда птицы замолкают занимаясь выкармливанием птенцов. Подойдя к старому кладбищу, удивило наличие двух недавних захоронений, в остальном погост запущен и практически заброшен и зарос.

От кладбища по тропинке спустился к разветвлению, откуда бывшая узкоколейка уходила в сторону Чёртового моста. Ещё наверху обратил внимание, что по дороге в обе стороны проехали рейсовые автобусы. Отсюда сделал вывод: общественный транспорт на приморской дороге имеет место быть, а вот второй вывод не порадовал — транспорт здесь ходит редко, а я на автобус скорей всего опоздал. Так оно и вышло. На местной автобусной остановке никакого расписания не висело. Решил двигать по направлению к цели, по пути пытаясь поймать попутку, а, если не удастся этого сделать, то хотя бы выяснить на следующей остановке расписание. Мне повезло, минут через двадцать меня согласился подвезти в нужную сторону Алик на разбитой Ладе. Сперва он сказал, что довезёт меня только до посёлка Правда, но по дороге разговорились, и он передумал, решил довезти до самого водопада. По дороге обсудили и СВО, и Карабахский конфликт (он по национальности азербайджанец). Умение слушать и раньше не раз меня выручало, выручило и в этот раз. Алик изменил свои планы и довёз меня до Калинино, недалеко от водопада Салют. Если бы не он мне бы пришлось полдня, а то и больше топать по дороге, а это более 25 километров. Нужно отметить, что асфальт внезапно закончился в районе посёлка Правда.

Несколько слов о Поляково. Поляково или Холмск-Сортировочный — крупная железнодорожная станция, где формируются железнодорожные составы для отправки или приёма грузов с материка. Ныне посёлок превратился в дачное место, в котором отсутствует даже магазин, работавший несколько лет назад. Из полноценного посёлка поселение превратилось в трущобы, где жители даже не выживают, а доживают. Детский сад и школа закрыли несколько лет назад. Заброшенные здания разграблены вандалами и местными жителями, мусор из посёлка не вывозится. Кладбище заброшено и зарастает. А ведь место расположения поселения очень даже не плохое. Селение окружают живописные сопки, рядом протекает речка Тый, впадающая в Татарский пролив. Близ посёлка проходит асфальтированная дорога, связывающая Холмск с Невельском, параллельно ей — железная дорога.

Водопад Салют на одноимённой реке с дороги почти не виден, но прекрасно слышно шум падающей воды. К смотровой площадки вела крутая каменистая тропа. Водопад каскадного типа, вода в котором разбивалась на несколько потоков. Буквально через десяток метров от автодороги устье реки Салют. Поднимаясь по тропе нужно быть внимательным. В траве скрываются змеи. Одну гадюку я встретил на обочине, которая скрылась в прибрежной растительности. Перед тем как вода устремлялась вниз, река делала поворот, огибая скальный выступ. Речка небольшая по длине менее десяти километров.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 3: Холмск - Невельск

В Калинино ознакомившись с расписанием, выяснил, что ближайший автобус до Невельска шёл только в 13:48. После знакомства с водопадом почти два часа оставалось в запасе. Решил двигаться вперёд до автобусной остановки в посёлке Заветы Ильича более пяти километров. На въезде в посёлок остановился внедорожник и женщина-водитель предложила подвезти, на что я с благодарностью согласился. Три подружки направлялись в город за покупками, посему и подвезли меня прямо к продуктовому магазину, где я успешно затоварился, а заодно и пообедал, перекусив поронайским молоком и булкой на детской площадке. После непродолжительного отдыха направился в центр города на смотровую площадку у рекреационного парка, откуда хорошо виден бетонный мол, на котором располагалось лежбище сивучей. На этот раз тюленей там не оказалось.

Надо было решать, что делать дальше. Сначала хотел остановиться в черте города или в ближайшей окрестности. После поиска подходящего места, убедился, что в черте города это невозможно. Сам город мне понравился: небольшой, компактный, а главное, местная администрация старалась город сделать для жителей благоприятным и комфортным для проживания.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 3: Холмск - Невельск

Хотя сивучей на волнорезе увидеть не удалось, зато на берегу красовались эти морские животные во всей красе.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 3: Холмск - Невельск

В Невельске чтут память войнов, погибших в Великую Отечественную войну.

И даже сохранились символы прошлого, скорее всего достойного.

Не так давно в городе возвели церковь иконы Божией Матери Призри на смирение.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 3: Холмск - Невельск

К своему сожалению я не обнаружил в городе ни одной гостиницы или гестхауса, поелику остановиться здесь для ознакомления с городом и окрестностями довольно проблематично. Единственно, что порадовало — это существующее автобусное сообщение ссо столицей острова и с ближайшими населёнными пунктами.

Постарался найти в черте города, где можнобыло бы поставить палатку, но такого места обнаружить не удалось, а погода внесла свои коррективы. Небо затянуло тёмными тучами, со стороны пролива потянуло холодом. Ничего хорошего это не предвещало. Поразмыслив и изучив прогноз погоды, который не радовал, ибо обещали дожди, решил вернуться в Южный (так местные называли Южно-Сахалинск для удобства). Ко времени отбытия небо окончательно заволокло тучами, с Татарского пролива подул неприятный холодный ветер, что только утвердило моё решение. В столице уж я как-нибудь перекантуюсь. Вернулся в Южно-Сахалинск как раз во время, не успел выйти на вокзальную площадь, как вновь пошёл дождь. Что там творилось в Невельском осталось за кадром.