Южно-Сахалинск — Россия Июль 2023

Побывать на острове, всё равно, что совершить поездку в какую-нибудь экзотическую страну, скажем, в Китай или Японию. Это не преувеличение, по-сути, остров также труднодоступен для жителей европейской части нашей страны, как и эти экзотические страны. Даже теперь в XXI веке посещение некоторых регионов нашей Родины может столкнуться с непреодолимыми препятствиями при реализации этих планов так и Сахалин. Далеко и дорого! И это ещё не всё: непредсказуемая погода, малонаселённая местность, дикие звери, труднопроходимые места станут для неподготовленного путника настоящей проблемой, тем интересней всё это испытать на своей шкуре.

Я отправился во второй половине июля на Сахалин в одиночку слабо представляя с чем мне придётся столкнуться. Воздушные ворота Сахалина — аэропорт Хомутово в нескольких километрах от столицы островного края. Южно-Сахалинск встретил меня пасмурной погодой. У выхода из аэропорта остановка общественного транспорта. До города можно доехать сразу по нескольким маршрутам № № 8, 9, 3, 63. Пока добирался до города разверзлись небесные хляби и хлынул ливень. Через несколько десятков минут дороги превратились в мутные потоки. Вскоре, впрочем, дождь утих, но лужи остались.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Доехав до улицы Ленина я покинул транспорт, ибо заранее забронировал апартаменты Студия на Ленина 286, проживание в которых оплатил заранее через Ostrovok. Стоимость проживания на одни сутки составила 2539,35 рублей с учётом скидки в 133,65 рублей и плюс ещё залог в 1000 рублей пришлось отдать. Не успел расположиться, как за стеклом вновь забарабанил сильный дождь, который продолжался несколько часов и на улице всего +14 градусов. Лишь ближе к вечеру небесная канцелярия подписала перерыв в поливании своего огорода, то бишь города. Я вышел прогуляться на улицу, когда дождь прекратился. Оказалось, что сия благодать не на долго. Город затопило, кругом здоровенные лужи. Периодически вновь начинало капать, но пройтись по улице Ленина удалось до торгового центра «Успех» на Вокзальной улице. Здесь на прилавке были представлены все деликатесы дальневосточного края. Изобилие рыбы, икры, крабов и других морских обитателей.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Цены не маленькие, но и добыть их в холодном море труд ещё тот. Здесь же можно найти всячиские сувениры от магнитиков до эксклюзивных поделок ручной работы.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

А это отдельная фишка — местная продукция «Клоповка», попробовать не удалось. Цена для меня заоблачная.

На этой же улице Вокзальной, помимо собственно железнодорожного и автобусного вокзала расположен музей Сахалинской железной дороги под открытым небом.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

На самой улице Ленина велась грандиозная реконструкция, так что пешеходная часть сужена до нельзя. Нижняя часть фасадов домов и отмостки разрушены. Кругом торчали бетонные обломки и строительный мусор. На самой улице в каждом жилом доме и во многих зданиях расположены магазинчики или деловые учреждения. Гулять по улице Ленина то ещё удовольствие — мало луж и ручьёв, так ещё перепрыгивай через строительный мусор. Вечером дождь окончательно прекратился и я, таки, отправился на прогулку к краеведческому музею. К сожалению музей был уже закрыт. Когда начало темнеть, повылазили маргинальные личности, занявшие пространство под лестницей пешеходного перехода на проспекте Мира и лавочки в Пушкинском сквере. Так состоялось моё знакомство с Южно-Сахалинском, не то, чтобы меня сильно расстроило, но как-то не ожидал такого.

На следующее утро я отправился в город Холмск, но через пару дней вернулся обратно: небесная канцелярия открыла своеобразную охоту на самостийных туристов, решив погонять их по острову, устраивая локальные тропические ливни и паводки.

За время моего путешествие по Сахалину я ещё три раза возвращался сюда и каждый раз моё отношение к городу улучшалось, хотя каждое возвращение было связано не только с природными катаклизмами: погода не давала расслабиться, но с местными обитателями — медведями, встречу с которыми я никак не желал и был к этому совсем не готов, даже теоретически.

Возвратившись в город, чтобы привести себя в порядок, мне удалось частично познакомиться с ним. Я вновь направился в краеведческий музей, в который на сей раз удалось попасть. По пути в музей мне встретились грандиозное здание Дома правительства Сахалинской области. Ощущение, что в нём работали чиновники Сахалинской области по количественному составу никак не меньше, чем в Доме правительства России в Москве и, видимо, решали проблемы таких же масштабов.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Здание администрации Южно-Сахалинска значительно скромнее.

Интересная архитектура здания Сахалинского международного тетрального центра имени А. П. Чехова. О посещении Чеховом острова я постараюсь рассказать, так как узнал много интересного об этом событии и не только.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Территория краеведческого музея заставлена японской техникой времён Второй мировой войны, есть уголок представляющий жилища и образ жизни коренного населения Сахалина айнов и нивхов.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Есть здесь странное сооружение — павильон Госинэйхоандэн. В период японского губернаторства с 1905 по 1945 годы на южном Сахалине в подобных школьных павильонах хранились портрет императора Японии и Императорский Указ об образовании. Вся территория музея грамотно продумана. Проложены дорожки, где у разных деревьев таблички с указанием названия и краткой характеристики растений. Разбиты цветочные клумбы. Есть укромные места, не даром в одном таком месте я встретил белку, чувствующей себя полноправной хозяйкой она совершенно полностью игнорировала моё присутствие. Перед парадным входом в здание музея красивая трёх ярусная чаша фонтана.

Осмотрев территорию, направился в зоопарк на Детской улице через парк имени Ю. А. Гагарина. В парке действует железная узкоколейная дорога.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Да и вообще место знаковое. В зоопарке пробыл с 11:50 до 13:10. Надо отдать должно, зоопарк произвёл впечатление. Невольно ходил и сравнивал его с Московским зоопарком. Да, Московский представлен большим разнообразием фауны нашей планеты, но у Сахалинского есть хорошая опция. Здесь продавались специальные наборы, чтобы можно было кормить зверей, например, медведя и делать это безопасно и максимально близко от зверя, через специальный лоток. За посещение экзотариума дополнительной платы не взимается. Зоопарк небольшой, но какой-то уютный что ли, хотя расположен на склоне сопки. Из-за небольшого количества населения города, да и всей области, посетителей не много, свободно можно подойти к заинтересовавшей клетки с животным или аквариуму с пресмыкающимся или рыбами. Рядом с зоопарком находился скоростной подъёмник на вершину сопки. Закончив осматривать животных, направился в ботанический сад на другой край города. Пройдя парк имени Ю. А. Гагарина, вышел на улицу Горького и по ней, миновав музей Победы и выставочный комплекс Россия — Моя история, вошёл на территорию ботанического сада. Центральная аллея реконструировалась, была засыпана крупным щебнем, по которой пройти было сложно. В глубине сада проложены деревянные дорожки, по которым можно уйти очень далеко. Дорожки подходили к многим интересным, иногда уникальным растениям, кустам или деревьям. У многих из них информационные таблички с названиями. Ботанический сад занимает большую территорию и уходит в сторону сопок, поднимаясь высоко по их склону.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Центральную площадь города на против железнодорожного вокзала легко узнать по грандиозной фигуре вождя мирового пролетариата. Но главным символом площади является памятник жертвам землятресения в посёлке Нефтегорске в 1995 году. Впечатляющий памятник!

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

В городе много памятников первооткрывателям и первопроходцам — мореплавателям и исследователям.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Не обошли стороной Южно-Сахалинск и уличные жанровые композиции. Здесь можно встретить и бабу-ягу из русских сказок, и голубую гусеницу из «Алисы в стране чудес», и избушку на курьях ножках.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

На площади пограничников установлена тематическая композиция.

Но самая интересная композиция и связанная с ней легенда вот эта.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Это штабс-капитан Шишмарёв. Алексей Шишмарев жил на Сахалине с 1869 по 1890 гг, дослужился до штабс-капитана, основал по долгу службы Тихменевский пост (сейчас это сахалинский город Поронайск), участвовал в экспедициях и вообще был судя по всему интересной личностью. Своей популярностью он обязан А. П. Чехову, упомянувшего оного в своих записках «Остров Сахалин: «Когда-то, в отдаленные времена, Сахалина не было вовсе, но вдруг, вследствие вулканических причин, поднялась подводная скала выше уровня моря, и на ней сидели два существа — сивуч и штабс-капитан Шишмарев». Так родилась легенда.

В Южно-Сахалинске чтут память павших героев, установив на мемориале динамичную композицию солдата и матроса.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Очень удобно и для жителей острова и для его гостей, что автовокзал и железнодорожный расположены на одной площади напротив друг друга. В большинство крупных населённых пунктов с Южно-Сахалинском организованно автобусное сообщение. На автостанции вывешено расписание маршрутов.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Любой российский город имеет свою изнанку. Неизбежал этой участи и Южно-Сахалинск. Сравните районы, почувствуете разницу.

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

В черте города протекает река с бурным нравом, понеже уровень воды в ней может сильно меняться от погодных условий, а так ручей ручеём да и только.

Был неприятно поражён католическому храму огромных размеров на проспекте Победы. Подумать только какая связь или дорогу к победе в основном проложили католики в России?

По Дальнему Востоку: остров Сахалин, часть 1: Южно-Сахалинск

Есть какая-то несуразица в головах наших чиновниках, если не сказать большего. Место нужно было выбирать тщательнее. Или кто-то профинансировал?

Напоследок, главное. Откуда начинался город Южно-Сахалинск. А вот это место и памятник к месту.