Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была вчера 18:13
Cumbre o muerte!

Провинция Катамарка — Аргентина Ноябрь 2023
Laguna Carachi Pampa

Белен оказался тихим, уютным и очень атмосферным провинциальным городком окружённым горами. После безумно жаркой Сан-Фернандо-Дель Валье-де-Катамарки климат здеь был просто великолепный: не холодно, но и не жарко, периодически дул лёгкий ветерок.

Заселилась в Hospedaje Shaka-Ekikey который состоял из двухуровневых квартир. Здание новое, помещения очень чистые, всё в шаговой доступности. Нехватало разве что кухонной плиты.

Заселившись пошла на центральную площадь, где, как сказали мне на рецепшен должн буть офис туристической информации — informacion turistica. Пока шла поняла, что этот небольшой городок мне определённо нравится своей атмосферностью, и что хочу здесь остановиться хотя бы на пару-тройку дней. В informacion turistica мне подробно рассказали про сам Белен, а также про небольшой посёлок Лондон, находящийся в 20 километрах южнее, знаменитый тем, что рядом с ним есть археологические руины El Shincal, на месте которых некогда была столица здешней провинции инков. И сказали, что вообще в округе есть очень много интересных мест, но до них нужно ехать, и если я не на машине, то можно обратиться в турагенство. Одно из турагенств было здесь же на площади (оказалось закрытым, но телефон висел на двери), а второе чуть подальше. В турагенстве сказали, что можно поехать например в Campo de Piedra Pomez, но нужно найти ещё три персоны. И где интересно их искать? На всякий случай обменялись телефонами.

Обед я пропустила, поэтому уже ужасно хотелось есть. Зашла в один из ресторанов на центральной площади, специализирующийся на региональной кухне. Заказала себе одно из типичных блюд региона, название увы, уже на помю, вина, и сижу размышляю где можно найти недостающие персоны. И тут, в ресторан входят мои знакомые по Катамарке Патрисия и Ана. Оказывается, они тоже зашли в турагенство, буквально минут через 15 после меня и им сказали что нужно найти ещё две персоны, причём одна женщина недавно уже заходила и телефон оставила. Вот такие превратности судьбы. Сидим ужинаем разговариваем. Патрисия живёт в пригороде Комодоро-Ривадавия — Рада-Тилли и работает актрисой, а помимо этого у нёё есть частный небольшой музей посвещённый развитию исскуства в городе, а Ана живёт в Бкэнос-Айресе и работает искусствоведом. Обе очень любят путешествовать, Ана 16 лет назад была в Санкт-Петербурге и Москве. Вскоре нам позвонили из агенства и сказали, что четвёртый человек найден, выезжаем завтра с утра и стоимость с человека будет 22000 ARM.

На следующий день в восемь утра выезжаем из Белена. Четвёртым компаньоном оказался фотограф Даниэль из Буэнос -Айреса, находящийся здесь в служебной командировке. С собой у него было аж три здоровенных фотообъектива, которые занимали по габаритам чуть ли не весь городской рюкзак среднего размера, и помимо этого ещё квадрокоптер.

Провинция Катамарка. Белен

Буквально отехали от Белена километров на 10 и местность стала резко меняться — горы светло-коричневого цвета местами покрыте растительностью сменились на более светлые с очень бедной растительностью в виде низкорослых редких кустарников. Стали попадаться интересные геологические формы образованные под воздействием выветривания.

Провинция Катамарка. Белен

Остановились около придорожного кафе в крошечном посёлке на утренний кофе. Здесь уже, как в элементах оформления кафе, так и в строениях самого посёлка явно просматриваются элементы культуры коренного индейского населения.

Каждый такой элемент что-то обознаяает.

Провинция Катамарка. Белен

И апочеты само-собой здесь тоже имеются.

Провинция Катамарка. Белен

Едем далее. Из Белена до Campo de Piedra Pomez ехать прилично — 220 км. Постепенно горы приобретают пёструю серовато-зеленовато-желтовато-бурую пёструю окраску, а недалеко от дороги пасутся стада гранциозных гуанако.

По мере приближения рельеф меняется — горы становятся меньше, а пейзаж приобретает всё более необычный облик.

И вот, наконец добрались. Вход платный для аргентинцев 1000 ARM и 3000 ARM для иностранцев. При покупке билета спрашивают DNI, так что совет Патрисии и Даниэля закосить под местную не прокатил. Оставляем машину, и идём гулять.

Провинция Катамарка. Белен

Campo de Piedra Pomez — переводится буквально как месторождение пемзы и находится в непосредственной близости с четырьмя действующими вулканами. Пейзажи, которые предстают перед глазами напоминают сюжеты фантастичских фильмов из инопланетной жизни. Здесь причудливо переплетаются эрозионные останцы белого, розоватого и охристого цвета сложенные пемзой, застывшие лавовые потоки и вулканический пепел тёмно-серого цвета.

Иногдасреди останцов можно увидеть вот такие интересные фигурки.

Провинция Катамарка. Белен

Ближайшим населённым пунктом от месторождения является небольшой посёлок Эль-Пеньон. Там мы остановились на обед.

В процессе обеденного общения мои компаньоны рекомендовали мне кучу интересных мест для посещения: Качи, Уальфин, Умауака, Ируйа, Тилькара, Сальта, Маймара, Кафайате, Салинас Грандес и ряд других. Но вот ответить на вопрос возможно ли доехать до Кафайате через Санта-Марию мне до сих пор так никто и не ответил. Это как город-призрак какой-то, да о существовании ткового слышали, но ничего про него не знаем. Даже в туристическом офисе ничего не сказали, все ответы типа может да, а может нет. Ладно, завтра поинтересуюсь на автостанции, может что дельного скажут.

После обеда посетили ещё одно интересное место — Laguna Carachi Pampa. Это небольшое очень мелководное озеро среди гор пёстрой расцветки. Вода в лагуне за счёт различных химических элементов, а также бактерий тоже приобрела неоднародную окраску.

Laguna Carachi Pampa является небольшим ареалом обитания фламинго.

А напротив лагуны вот такой симпатичный пейзаж.

Провинция Катамарка. Белен

За ужином договорились с Аной и Патрисией поехать завтра к археологическому комплексу Shincal, расположенному рядом с посёлком Londres или Лондон в 25 километрах от Белена. Поскольку вход в комплекс возможен только в определённые часы два раза в день и только в сопровождении экскурсовода, заранее заказали машину за 4000 ARM.

Провинция Катамарка. Белен

Shincal или полное название Shincal de Quimivil представляет собой руины города доколумбовой эпохи. Хотя по ряду признаков можно судить, что поселение на месте Shincal de Quimivil было создано ещё исчезнувшими племенами диагита, культура которых процветала в период 13–16 веков. Наиболее важное значение за время своего существования город приобрёл после вторжения инков, в период около 1481—1566 гг. Город был важным узлом на «Большой дороге инков» (kapak ñan) между древним Тукуманом иКири-Кири с одной стороны, и северно-центральными зонами Чили. Shincal занимающий площадь 24 гектара, имел центральную площадь, на которой располагался ушну (небольшое пирамидальное возвышение — символ власти Великого инки) и около сотни различных складских сооружений (колька и тампу), а также жилой квартал. После падения инкского государства Тауантитсуйю и вторжения испанских конкистадоров под руководством Диего-де-Альмагро в 1536 году, город, население которого составляло около 800 человек, постепенно обезлюдел, а население переселилось в город Лондон основанный испанцами в 1558 году.

В целом Shincal мне напомнил мексиканские города майя и ацтеков, только в гораздо более скромном и примитивном варианте. Shincal de Quimivil сохранился в более-менее понятном для восприятия состоянии.

Провинция Катамарка. Белен

Вот, например Kallanca — это здание выполняло несколько функций: жилое помещение, мастерская, склад, место для проведени вечеринок и для принятия политико-административных решений.

Провинция Катамарка. Белен

Или, вот Escaleros al cielo (лестница в небо) — эту лестницу построили инки для доступа к вершине холма на которых проводились религиозные ритуалы связанные с солнечным культом.

Провинция Катамарка. Белен

Ещё гид нам рассказывал, что в этих местах скрывался Хуан Челемин, после поражения первого восстания племени кальчаки в 1594 году. Хуан Челемин был коренным вождём народа Омагуака и командовал сопротивлением вторжению испанцев.

Провинция Катамарка. Белен

Если подняться на один из холмов то открывается чудесный вид наокружающую природу.

Shincal de Quimivil

Недалеко от входа есть небольшой музей экспозиция которого рассказывает об истории, культуре и обычаях коренных индейских племён, а также о работе археологов.

Провинция Катамарка. Белен

Недалеко от музея продают украшения ручной работы сделанные по индейским мотивам, а также различные варенья из местных ягод и фруктов. Вкусные, покупала, понравились. Ещё здесь у одной из продавщиц была собачка какой-то интересной местной породы. Патрисия хотела её сфотографировать, но хозяйка сказала, что не нужно этого делать, потому что её предыдущую собаку также сфотографировали после чего она умерла. Суеверия здесь имеют место быть.

Обратно в Белен мы добирались своим ходом, вначале от Shincal до Лондона, а потом из Лондона в Белен на рейсовых автобусах. Остановка от Shincal находится рядом с памятником кому-то из нидейских вождей, возможно тому самому Хуану Челемину.

Провинция Катамарка. Белен

В Лондоне мы подзастряли на три часа, поскольку рейсовые автобусы здесь ходят достаточно редко, такси как такового нет, а ехать автостопом мои компаньонки отказались наотрез. Времени с лихвой хватило и на обед, и на то, чтобы осмотреть немногочисленные лондонские достопримечательноси.

Лондон является одним из старейших населённых пунктов провинции Катамарка. Он был основан в 1558 году и назван Лондрес-де-ла-Нуэва-Инглатерра (по-испански Лондон Новой Англии) в честь того факта, что Филипп второй, король Испании на момент его основания, был женат на Марии Тюдор (Мария Первая английская). В настоящее время население Лондона составляет около 2200 человек.

Есть здесь, как положено во всяком уважаещем себя населённом пункте Южной Америки центральная площадь — Plaza Eusebio Colombres с бюстом кому-то из военачальников (не подписан). Ещё на площади есть пара скульптур, горки и качели для детей.

Так же на площади имеется и небольшая католическая церковь — Iglesia San Juan Bautista.

А напротив площади есть кафе в котором мы и пообедали. Здесь я впервые распробовала очень простой и вместе с тем оригинальный десерт — кусок молодого козьего сыра покрывается вареньем. Очень понравилось. Теперь иногда сама делаю такой же.

По возвращению в Белен первым делом идём на автостанцию — Ана и Патрисия завтра собираются возвращаться в Катамарку, чтобы поехать оттуда в Фиамболу, ну, а мне нужно наконец узнать как добраться до Санта-Марии, а затем до Кафайате. С третьей попытки (в первых двух окошках мне ничего вразумительного не сказали), мне наконец удалось выяснить, что в Санта Марию ближайший автобус будет послезавтра, а оттуда в Кафайате есть рейс два раза в неделю, и ближайший будет в понедельник. Понедельник это будет через два дня после моего приезда в Санта-Марию. Отлично, то, что надо. Беру билет за 1500 ARM до Санта-Марии.

Теперь, наконец, дошла очередь до подробного осмотра самого Белена. Центральная площадь здесь называется Plaza de Belen (площадь Белена) своеобразная площадь парк — зесь много деревьев, цветёт жакаранда, установлены бюсты различных знаменитостей, на аллеях можно посидеть на скамейке, здесь же есть небольшой сувенирный рынок, где можно купить изделия из керамики местного производства, простенькие музыкальные инструменты, варенья, конфеты ручной работы, изделия из шерсти. А по вечерам здеь же хиппи продают украшения ручной работы с местными ювелирными камнями преимущественно родохрозитом и агатом.

Есть памятник матери.

Провинция Катамарка. Белен

Во периметру площади расположены рестораны, informacion turistica, библиотека, магазины, отделение полиции, турагенство, и конечно же церковь — Santuario Nuestra Senora de Belen — Iglesia de Belen.

Поскольку мы втроём оказались единственными посетителями церкви, то у меня появилась возможность осмотреть внутри всё детально. В основном всё как обычно в провинциальных церквях, простенько. Но меня привлекли изображения различных фигурок за стеклом, как людей, так и рук, ног, туловища, сердца и других органов. Оказалось, что таким образом верующие обращаются к Богоматери с просьбой об излечении того или иного органа, а также о сохранениии жизни и разрешении каких-то сложных жизненных ситуаций. Ещё я заметила, среди фигурок довольно часто попадаются с военной символикой. Казалось бы откуда в небольшом провинциальном городке, где нет никаких баз вооружённых сил, столько военных? Оказалось, как объяснила Патрисия, во время Мальвинской войны главой департамента Белен был военный, и поэтому отсюда многие принимали участие в той войне. Здесь же лежали письма благодарности и своеобразные подарки.

Идём дальше. Возле одного из отделений банка стоит длинная очередь. Подобные очереди возле банков я видела и в других городах, но спроить с чем это связано не представлялось возможным. На мой вопрос зачем стоят все эти люди, Ана ответила, что за пособием по безработице. А Патрисия добавила, что из департамента Белен многие приезжают к ним на работу в Комодоро-Ривадавия, негласную нефтяную столицу.

Застройка Белена преимущественно одноэтажная, реже двухэтажная. Есть дома совсем простенькие и старые, есть поновее и побогаче.

Провинция Катамарка. Белен

В одноимённом отеле Hotel Belen расположися небольшой музей антропологии. Музей совсем крошечный, находится на первом этаже. Здесь выставлены образцы керамики разных периодов, а также предметы быта.

Ещё в Белене есть мастерские, где делают очень хорошие изделия из шерсти ручной работы. Мы посетили две таких мастерских. Нам показали полностью весь процес от прядения ниток до готового изделия. И всё совершенно бесплатно. Первая мастерская небольшая расположена в частном доме и работает здесь всего один человек.

Провинция Катамарка. Белен

Вторая мастерская оказалась значительно больше, оборудование здесь более современное и разнообразное и штат как минимум пять человек.

За ужином с Аной и Патрисией обменялись телефонами, завтра с утра они уезжали в Катамарку. Здесь мне поступило ещё одно приглашение в Комодоро-Ривадавия от Патрисии, и в Буэнос-Айрес от Аны. Будем надеятся, что ещё увидимся. Ну, а я остаюсь до послезавтра, до автобуса в Санта-Марию.

На следующий день делать особенно было нечего, и первоначально я хотела подняться на вершину горы, где установлена белая статуя Virgen de Belen (Дева Белена) покровительницы города.

Но, когда я подошла к подножью склона, там бегала целая свора здоровенных собак, которые злобно гавкали и рычали. Идти дальше не рискнула, а пошла в сторону Parque Heroes de Malvinas (парк Героев Мальвинской войны). Парк небольшой с несколькими детскими каруселями и гимнастическими снарядами.

И одноимённым монументом героям Мальвинской войны — Monumento a los Heroes de Malvinas.

А также картой-схемой провинции Катамарка.

Провинция Катамарка. Белен

На следующий день, ближе в обеду еду в «город-призрак» Санта-Марию.