Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была вчера 13:11
Cumbre o muerte!

Мендоса — Аргентина Ноябрь 2023
Valle La Rioja

До Мендосы добиралась из Сан-Мартин-де-лос-Андес на автобусе с пересадкой в Неукене. Приехала утром и взяв такси, которое обошлось в 850 ARM, поехала по адресу, где у меня было забронировано жильё — в частном секторе, не очень далеко от автовокзала, но и не близко. На месте меня встретили хозяева дома семейная пара Селесте и Флавио, которых я заранее предупредила, что приеду рано. Селесте и Флавио оказались очень дружелюбными и общительными людьми, а Флавио ещё и очень увлечён историей Аргентины. Объяснили мне, как здесь работает транспортная система, как лучше добраться до центра, где можно вкусно поесть, что посмотреть. Флавио даже прочёл мне что-то вроде небольшой лекции о событиях связанных с войной за независимость. Очень интересно, о многих фактах я не знала. А Селесте мне подсказала ещё одну выгодную схему обмена валюты: можно отправить перевод по системе Western Union самой себе, отправляешь например в долларах, а получаешь в песо по чёрному курсу. Схемой честно говоря так и не воспользовалась, острой необходимости не возникло. Но всё равно, muchas gracias por la informacion!

Моё жильё представляло собой небольшой «дом -студию», который располагался позади основного дома — через небольшой дворик. Супер удобно, автономно, тебя никто лишний раз не беспокои, и ты никому не мешаешь.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

В доме, всё что нужно для жизни было: небольшая кухня, санузел, отопление и вентилятор.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Заселившись, отправляюсь в сторону центра, дабы узнать как отправиться на треккинг к горе Аконкагуа, которая является самой высокой точкой обоих Америк. Высота Аконкагу составляет 6961 м над уровнем моря. Подняться на саму вершину это моя давняя мечта, но в этот раз я во первых не планировала такого серьёзного восхождения, а во вторых Флавио и Селесте дружно заявили, что сезон восхождений начинается только в конце ноября, а сейчас это невозможно, от слова совсем.

Ладно, двигаюсь в сторону центра и попутно оглядываюсь в новом для себя городе. Отношения с Мендосой у меня сложились не сразу — в первом приближении город мне показался серым, скучным и вообще каким-то неинтересным. Но чем больше я здесь находилась, тем начинало нравится всё больше и больше. Ничего особо помпезного в Мендосе нет, но зато здесь много зелени, уютных площадей, люди приветливые, еда и вино вкусные. Жизнь наладилась. Даже захотелось переехать в этот атмосферный город.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Мендоса была основана 2 марта 1561 года капитаном Педро дель Кастильо, назвавшего его в честь молодого начальника Гарсии Утардо де Мендоса, губернатора Чили и сына вице-короля Перу. Но в истории основания города имеет место интересный случай — Мендоса основана дважды с разницей всего в один год. И связано это с банальной жаждой наживы: дело в том, что в то время за вновь основанные города Южной Америки полагались денежные премии. Поэтому в 1562 году комендант города Сантьяго Хуан Хофре приказал перенести Мендосу на расстояние двух пушечных выстрелов. Новые дома стали строиться немного в стороне от существующего населённого пункта, а комендант получил своё вознаграждение, как и годом ранее его предшественник Педро дель Кастильо. 20 марта 1861 года город был полностью разрушен землетрясением и треть его населения погибла. Однако, двумя годами позднее город был восстановлен. В настоящее время население Мендосы составляет порядка 120000 человек. Доминирующими отраслями экономики являются нефтедобыча и нефтепереработка, а также виноделие.

Одним из наиболее интересных мест в Мендосе является территория пяти площадей, которые расположены в шаговой доступности друг от друга: Plaza Independencia, Plaza San Martin, Plaza Chile, Plaza Italia, Plaza Espana.

Plaza Independencia (площадь Независимости) — главная площадь города. Площадь очень зелёная, с аллеями, в центре размещена фриза в которой заключена идея свободы и независимости Аргентины. Перед фризой находится фонтан символизирующий бурный, постоянно обновляющийся поток жизни в котором существует нация. На площади много торговых рядов, где местные художники и ремесленники продают свои изделия.

Plaza San Martin (площадь Сан-Мартина) — названа в честь пожалуй самого известного лидера в борьбе за независимость генерала Сан-Мартина. В центре площади установлена конная статуя генерала.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Plaza Chile (площадь Чили) — основана в честь благодарности чилийцам за помощь в восстановлении Мендосы после землетрясения 1861 года. В центре площади установлен постамент символизирующий дружбу народов Аргентины и Чили. Он представлен фигурами чилийского революционера Бернардо О"Хиггинса и аргентинского лидера в борьбе за независимость, генерала Хосе де Сан-Мартина. В знак бесконечной дружбы они скрепили руки на одном мече. На площади также есть небольшой фонтан украшенный мозайкой с чилийской символикой и растёт старейшая в городе агуарайба.

Plaza Italia (площадь Италии) — площадь создана как дань уважения итальянскому народу за вклад в развитие региона. Центальный монумент повествует о дружбе между двумя народами — две фигуры олицетворяющие Аргентину и Италию, объединённые индейцем. Центральный фонтан в центре оттделан в итальянской технике росписи — майолике. Кроме основных, на площади имеется ещё несколько скульптур символизирующих Италию, в частности капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рэма — основателей Рима.

Plaza Espana (площадь Испании) — основное место здесь занимает монумент изображающий союз Испании и Аргентины в образах женщины и молодой девушки, соединивших руки. Вокруг мемориала размещена фриза повествующая об открытии америки и основании города.

Мендоса находится в экстремально засушливом регионе, но благодаря разработанной здесь разветвлённой ирригационной системе удалось достигнуть того, чтобы город стал очень зелёным. Здесь высажено около 80 тысяч деревьев. Дома же, есть как малоэтажные, так и высотки. Культурная жизнь тоже не обошла город стороной: здесь есть и театры, и музеи, и художественные галереи, и различные выставочные центры.

В центе города по avenida Las Heras есть много турагенств предлагающих различные туры по окрестностям Мендосы. Обойдя несколько агенств, я выяснила, что ещё закрыты не только пути для восхождения на вершину Аконкагуа, но и все треккинговые тропы рядом (до второй половины ноября). Верховая езда тоже в ближайшее время не предвиделась, сказали нужно периодически интересоваться. Тогда я взяла автобусный тур Alta Montana (высокая гора) на завтра и Bodegas (винодельни) на послезавтра. На этой же улице есть магазин вкусного шоколада в разных вариациях — плиточный (с начинкой, без, с орехами, ягодами, цукатами и т. д.), конфеты, разные виды альфахорес. Магазины с вином тоже есть, но точно такие же вина можно купить и практически в любом магазине, в Мендосе это не проблема. Недалеко есть Центральный рынок с хорошим выбором продуктов (брала там мясо, сыр, кое-что из овощей, оливки) и там же есть бюджетная столовая.

На следующее утро собралась на экскурсию Alta Montana. Немного забегая вперёд скажу, что экскурсия скучноватая из разряда «проехали толпой на автобусе, покрутили направо-налево головой, вылезли пофоткались в некоторых интересных местах и vamos обратно в автобус». Для общего развития съездить можно, но не особо интересно. Итак, с утра автобус проехал по отелям собирая народ и мы поехали в сторону Аконкагуа. По пути познакомились — туристы были из Аргентины, Чили, Бразилии, Уругвая, Польши, Великобритании и молодая семейная пара Роман с Ариной из Ростова-на-Дону, которые уже полгода путешествовали, вначале по Азии (Тайланд, Лаос, Камбоджа), немного по Бразилии и теперь вот по Аргентине.

Первая остановка была на озере Потрерильос (Lago Potrerillos) расположенном в 69 км от Мендосы в серидине Андского коридора. Озеро занимает около 1500 гектаров поверхности, длину 7 км и ширину около 1,5 км. Его водная гладь цвета морской волны очень хорошо сочетается с окружающими горами коричневато-бурого цвета. Озеро пользуется популярность как среди местных жителей, так и туристов — здесь много яхт, можно заняться рафтингом, каякингом, порыбачить вроде тоже можно.

Дорога постепенно набирала высоту и почти из равнинной местности вышла в высокогорье.

Вторая остановка «на кофе» была в посёлке Успалата, в котором, как сказал гид, снимался фильм с Ди Каприо и действия фильма по сценарию происходят в Тибете.

Третья остановка была в месте, где через ушелье можно увидеть вершину Аконкагуа. Но поскольку была низкая облачность, никакой вершины видно не было. И, со слов гида, низкая облачность здесь бывает довольно часто и следовательно вершину можно увидеть далеко не всегда.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Четвёртая остановка рядом с Puente del Inca (мост Инков) была самой интересной из всех. Puente del Inca — мост естественного происхождения через реку Мендосу. Мост возвышается в виде арки высотой в 27 м над рекой, его ширина составляет 28 м, длина 48 м, толщина 8 м (издалека кажется гораздо меньше своих параметров). Существует несколько гипотиз образования этого моста, как научная так и из области легенд. По научной Puente del Inca был образован в результате последовательности сходов снежных лавин и камнепадов: лавинные снег и лёд образовывали первый слой над рекой, на него ложился второй — из камней, пыли и скальных обломков, первый слой стаивал, а второй слёживаясь и пропитываясь минерализованной водой из находящихся рядом геотермальных источников постепенно образовывал арку каменного моста. Мост использовался в качестве переправы через реку с древних времён до начала 20 века, когда через приток р. Мендоса, реку Куэвас был построен мост Трансандинской железной дороги.

Гидротермальных источников насчитывается пять и каждый имеет собственное название Венера, Марс, Сатурн, Меркурий и Шампанское. Воды источников насыщены хлористым натром, щелочными металлами, мышьякосодержащими минералами, содой, карбонатами, сульфатами, обладают высоким содержанием перекиси железа и деятельностью водорослей. Именно под воздействием этих гидротермальных вод насыщенных различными минералами и была сформирована причудливая пёстрая ораска горного склона. Кроме того, источники обладают лечебными свойствами и в этом месте в 1925 году был открыт элитный бальнеологический курорт, который просуществовал до 1965 года, когда был разрушен сошедшей с гор лавиной. Из всех строений уцелело лишь сдание гостиницы, что находилось под мостом и небольшая церковь.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Сегодня здесь расположен крошечный посёлок с населением около 130 человек, которые так или иначе связаны с работой в туриндустрии. В посёлке есть рынок сувениров с неплохим выбором.

И завершающая остановка нашего тура была в местечке Las Cuevas (пещеры), что также представляет собой крошечный посёлок на высоте 3151 м. Из интересного здесь разве что заброшенный тунель Трансандинской железной дороги ранее соединявшей аргентинский город Мендосу с Чилийским Лос-Андесом. Дорога просуществовала с 1910 по 1984 год, и была закрыта из-за нерентабельности. Впрочем тонель тоже толком обследовать не удалось из-за ограниченности во времени. Через посёлок также проходит панамериканское шоссе, здесь есть несколько рефугио, ресторанов и пара магазинов. В одном из ресторанов наша группа пообедала. Обед был неплохой, что-то вроде швецкого стола.

На одном из склонов установлены вот такие интересные фигурки на тему странствий.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Вообще я заметила, что особого оживления ещё в этих местах в начале ноября нет, поскольку сезон для горного туризма и альпинизма ещё закрыт. Гостиницы и рефугио выглядят как пустые, по пути заметила несколько альпинистких лагерей, которые выглядели и вовсе как заброшенные.

На следующий день у меня был взят тур по винодельням — Bodegas. Широко известно, что провинция Мендоса славится своими виноградниками и производимыми здесь винами разных сортов. На долю региона приходится 2/3 всего производства вин в стране. Самым важным винным сортом винограда провинции является Мальбек, за ним следует Каберне-Совиньон, Темпранильо и Шардоне. Основные районы производства вина делятся на два основных департамента Майпу и Лухан-де-Куйо. На этот раз я посетила две винодельни Майпу, а также плантацию оливок. То, что в Аргентине выращивают оливки и делают очень хорошее оливковое масло было для меня новостью, как ни странно, раньше я никогда об этом не слышала.

Мы посетили две винодельни, где нам полностью обьяснили процесс изготовления вина от выращивания винограда до розлива вина побутылкам. Рассказали о сортах винограда, их особенностях, о разновидностях вин.

Показали помещения где вино ферментируется, выдерживается и разливается по бутылкам.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

А в конце была дегустация разных сортов вина.

И ещё здесь, в дегустационном зале была выставлена небольшая коллекция мотоциклов. Видимо увлекается кто-то из владельцев.

На плантации оливок рассказали как выращиваются оливки, какие бывают сорта, сезонность сбора урожая. Потом отвели на небольшую фабрику по производству масла, где объяснили способы отжима масла с древнейших времён до наших дней и как отличаются масла различных способов отжима. По завершении здесь тоже была дегустация масел, как чистого, так и с различными добавками: травами, перцем и т. д. Масло вкусное, мне понравилось.

По возвращении в Мендосу, я ещё раз прошла по турагенствам с поиском тура на лошадях. Но нет, не повезло, группы не набиралось, а одной ехать дороговато. Тогда, чисто импульсивно, на следующий день я взяла экскурсию Valle de Uсo (долина Уко). И с ней я не прогадала, экскурсия оказалась самая интересная из трёх.

С утра также автобус собрал народ и мы поехали в сторону Valle de Uсo. Публика собралась довольно разношёрстная — туристы были из Аргентины, Чили, Пуэрто-Рико, Швейцарии, Венесуэлы, Испании и Польши.

Valle de Uсo — долина расположенная к северу от реки Тунуян и являющаяся частью депртаментов Тупунгато, Тунуяни Сан-Карлос в провинции Мендоса. Этот район в доиспанский период был местом обитания и транзитным пунктом различных коренных народов и поэтому многие названия региона сохранили свои исторические корни. В частности Uсo — это имя вождя урапов «людей этой земли» во время прибытия исследователя Франциско де Вильягра в 1551 году. Valle de Uсo очень плодородная долина окружённая высокими пиками Анд и основной деятельностью здесь является виноградорство, виноделие, а также выращивание яблок и вишни.

Первая наша остановка в пределах Valle de Uсo была у белой статуи Христа. Сама статуя ничего необычного собой не представляет, а вот виды здесь начинаю открываться воистину шикарные — зелёная долина окружённая горами с белоснежными шапками.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Вторая остановка была в очень симпатичном и уютном местечке — El Manzano Historico (в буквальном переводе звучит как «историческа яблоня») знаменитом тем, что здесь останавливался на отдых знаменитый лидер в борьбе за независимость генерал Хосе Франциско де Сан-Мартин и Маторре в 1823 году, когда вернулся в Аргентину через горный перевал по окончанию освободительной компании в Чили и Перу. Место прямо скажем очень даже неплохое для отдыха и в наши дни. Сейчас здесь крошечный посёлок, при вьезде в который стоит распятие и на его фоне виден горный хребет с вершиной покрытой снегом.

Вроде как сохранилась здесь и та самая яблоня в сени которой отдыхал генерал ровно 200 лет назад. Вот она.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Здесь и сейчас можно весьма недурственно отдохнусть — территория облагорожена, сделаны небольшие фонтанчики, по прилегающей территории проложены дорожки.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Недалеко от яблони, в честь возвращения Сан-Мартина на родину, построен мемориал, который так и называется: «Retorno A La Patria» (возвращение на Родину). Основной фигурой является Хосе-де-Сан-Мартин в гражданской одежде, сидящий, что характерно именно для этого памятника, не на коне, а на муле, ведь именно на мулах, и был совершён переход через Анды. Стоя его встречает сержант-майор Мануэль-де-Оласабаль, говоря «Добро пожаловать домой». Вверху можно увидеть женскую фигуру символизирующую окончание освободительного похода и окончательное отречение от всех постов. С обеих сторон представлены фигуры девяти человек, сопровождающих генерала на Родину.

А ещё, если подняться на монумент, можно сфотографироваться на красивом природном фоне.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Третья остановка была на Bodega «Piedra negra» (винодельня «Чёрный камень»). Это место стоит посетить: сама винодельня стоит посреди обширных виноградников которые отлично гармонируют с горами покрытыми снегом на горизонте.

И рассказывали здесь о производстве вина на порядок интереснее и понятнее чем на предыдущей экскурсии.

Дегустация тоже проходила медленно и размеренно, как и положено при знакомстве с хорошими винами, постепенно переходя на знакомства и разговоры по интересам.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

А ещё здесь можно выйти на террасу с бокальчиком вина и полюбоваться видами.

С виннодельни мы поехали обедать в небольшой посёлок. Под воздействием вина и свежего воздуха аппетит уже хорошо разыгрался, вкусный и обильный обед оказался весьма кстати. Нам принесли много мяса: парилью, асадо ещё какую-то разновидность мяса, различные салаты, вино. Обед затянулся аж на два с лишним часа.

Следующий день был завершающим в Мендосе, и уменя было в планах либо посетить термальные источники в Качеуте, до которых можно добраться на автобусе с автовокзала либо посетить парк Сан-Мартин.

Однако с утра резко похолодало, накрапывал мелкий дождик, по такой погоде совсем не хотелось тащиться в Качеуту, и я отдала предпочтению парку.

Первоначально парк назывался «Западный», его строительство началось 6 декабря 1896 года под руководством ландшафтного архитектора Карлоса Таиса, который применил в дизайне комбинацию английских и французких стилей 19 века. Позже парк был переименован в честь генерала Хосе-де-Сан-Мартина. Площадь парка составляет 393 гектара.

На главном входе в парк установлены в 1909 году ворота украшенные кондором и гербом города, выкованные изначально для турецкого султана.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Немного дальше ворот есть такие вот белоснежные постаменты с фигурами.

А если пройти ещё чуть подальше, то увидишь красивый фонтан под названием «Fuente de los Continentes» (фонтан континентов).

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Вообще парк Сан-Мартин в моём представлении это не совсем парк в классическом его понимании, а скорее несколько парков-секторов объединённых в один. Самым необычным для меня явилось то, что через парк проложены автомобильные дороги, здеь ездят городские автобусы, есть остановки.

Пройдя вглубь парка я вышла к искусственному озеру, на одном берегу которого находится спортивный клуб «Регата» и Museo de Ciencias Naturales y Antropologicas Juan Cornelio Moyano (Музей естественных и антропологических наук Хуана Конелио Мойано), а на противоположном розарий.

Museo de Ciencias Naturales y Antropologicas насчитывает 4000 экземпляров разной тематики. Здесь представлены скелеты и чучела различных животных и птиц, а также морских и речных обитателей и коротко расказано об их ареале обитания и особенностях жизнедеятельности.

Образцы минералов.

Керамические изделия доиспанского периода характерные для различных регионов страны.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Есть здесь и предметы быта характеризующие разное время, разные регионы и разные народы.

Вход бесплатный.

На противопложном берегу озера разбит прекрасный розарий, где высажено множество сортов самых разных роз. Здесь есть тенистые галереи со скамеечками, где можно посидеть и отдохнуть.

Также в розарии, да и в других частях парка установлены интересные скульптуры иллюстрирующие жизнь животных в дикой природе.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Если добраться до северо-западного края парка, то оказываешся у подножия Cerro de la Gloriа (гора Славы) на вершине которой установлен монумент Армии Анд — величественный памятник с несколькими скульптурными композициями.

На вершину холма ведёт дорога выложенная бетонными плитами.

И, по мере подъёма, открывается неплохой панорамный вид на Мендосу и пригороды.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Памятник появился в Мендосе благодаря инициативе правительства Аргентины, пожелавшего отметить подвиг генерала Сан-Мартина, который смог перевести войска через Анды и тем самым обеспечить независимость провинций Рио-де-ла-Плата. На строительство монумента было выделено 100000 долларов, и в 1909 году был приглашён уругвайский скульптор Хуан Мануэль Феррари, которому помогала целая команда аргентинских художников. Среди них был инженер Хосе Гарсия, который отвечал за литьё из металла конной статуи генерала Хосе-де-Сан-Мартина. Феррари разработал два макета памятника, которые в итоге были объединены в один. Так получился нынешний монумент Армии Анд. в 1911 году был заложен первый камень в основание памятника. Большой постамент является основой для множества скульптур и рельефов. Открытие монумента приурочили к 97-й годовщине битвы при Чикабуко, которую отмечали 12 февраля 1914 года.

Когда приближаешся к монументу, вначале в поле зрения попадает не сам памятник, а стена украшенная различными памятными табличками и барельефами.

Мендоса — край виноделия, оливок и гор

Далее нужно обойти стену и подняться по лестнице. И вот он, монумент во всём своём великолепии на вершине Cerro de la Gloriа!

Ещё недалеко от подножия Cerro de la Gloriа есть зоопарк. На момент моего там пребывания он был закрыт для посетителей, поэтому не знаю хороший или нет. И рядом с зоопарком есть автобусная остановка с которой можно уехать в город. Сев на автобус доехала до центра города и пошла искать, где можно обменять деньги. Здесь такого количества менял, как в столице и близко не было, пришлось немного походить по центру, прежде чем услышала заветные выкрики cambio. Обменяла 1 $:870ARM. А менял в этот раз, было замечено всего двое.

На следующий день я поехала из Мендосы в Катамарку, хотя первоначально планировала поехать в Тукуман, который мне неоднакратно рекомендовали посетить. Планы я поменяла, когда увидела на карте примерно через 2/3 пути от Мендосы город с интересным названием Сан-Фернандо-дель-Валле де Катамарка и про который мне толком никто ничего сказать не мог. Да и в интернете информации не густо. Дай, думаю заеду туда на день-два и посмотрю.